Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

ранее исследовал истину в науках! только математики смогли найти некоторые доказа•^ тельства, то есть представить доводы несомненные E очевидные, я уже не сомневался, что начинать надм именно с тех, которые исследовали они (стр. 268—273) |

ПОРЯДОК ФИЗИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

Я не только подметил некоторые законы^ которые бог установил в природе таким образом и по-; нятия о которых он запечатлел в наших душах тай ярко, что при надлежащем размышлении о них мы не можем сомневаться в том, что они в точности соблю¬даются во всем, что существует или что совершается в мире (стр. 289).

f…] Если бы бог вначале не дал миру никакой дру¬

гой формы, кроме хаоса, но, установив законы приро¬

ды, предоставил ее своему течению, чтобы она дейст¬

вовала обычным образом, можно думать, без ущерба

для чуда сотворения мира, что уже в силу только это¬

го все чисто материальные вещи могли бы со време¬

нем стать такими, какими мы их видим в настоящее;

время. Природу их гораздо легче познать, видя их по-‘

степенное возникновение, чем рассматривая их как

совершенно готовые. I

От описаний тел неодушевленных и растений я| перешел к описанию животных и особенно людей. Но,] так как я не имел еще достаточных познаний, чтобы; говорить об этом таким же образом, как об остальном, 1 то есть логически, выводя следствия из причин и по-! называя, из каких зачатков и каким образом должна производить их природа, я ограничился предположе¬нием, что бог создал тело человека вполне подобным нашему как по внешнему виду его членов, так и по внутреннему строению его органов, образовав его из той же самой материи, какую я описал, и не вложив; в него вначале ни разумной души, ничего другого, что могло бы служить для него растительной или чувст-

288

вующей душой, а только возбудив в его сердце один из тех огней без света, о которых я уже говорил и природа которых, по моему мнению, та же, что и огня, от которого перегорает сложенное непросушенным се-но или который вызывает брожение молодого вина, когда ему дают бродить вместе со стеблями. Ибо, ис-следуя те функц-ии, какие могли вследствие этого иметь место в данном теле, я там нашел в точности все то, что может происходить в нас, не сопровождаясь мыслями и, следовательно, без участия души, то есть той отличной от тела части, природа которой, как ска¬зано выше, состоит только в мышлении. Это как раз те проявления, в которых лишенные разума животные, можно сказать, подобны нам. Но я не мог найти в та¬ком человеке ни одной из функций, зависящих от мышления и принадлежащих только нам как людям, зато я нашел их там впоследствии, предположив, что бог создал разумную душу и что он соединил ее с этим телом определенным образом, как я описал (стр. 292-293).

При помощи тех же двух средств можно познать также различие, существующее между людьми и жи-вотными. Ибо весьма замечательно, что нет на свете людей столь тупых и столь глупых, не исключая и бе-зумных, чтобы они были не способны связать вместе различные слова и составить из них речь, передающую их мысли, и, напротив, нет другого животного, как бы оно ни было совершенно и как бы ни было счастливо одарено от рождения, которое сделало бы нечто подоб¬ное. Это происходит не от недостатка органов, ибо мы видим,« что сороки и попугаи могут произносить слова так же, как и мы, и тем не менее не могут говорить, как мы, то есть свидетельствуя, что они думают то, что говорят; между тем люди, рожденные глухими и немыми и в той же или в большей мере, чем живот¬ные, лишенные органов, служащих другим для речи, обычно самостоятельно изобретают какие-либо знаки, с помощью которых они переговариваются с теми, кто, находясь постоянно с ними, имеет время изучить их язык. И это свидетельствует не только о том, что у жи¬вотных меньше разума, чем у людей, но и о том, что

10 Антология, т. 2 289

у них его вовсе нет. Ибо мы видим, что его нужно очень мало, чтобы уметь говорить; и поскольку наблюдается неравенство между животными одного и того же вида, как и между людьми, причем одних легче выдрессиро¬вать, чем других, невероятно, чтобы обезьяна или по¬пугай, наиболее совершенные в данном виде, не могли сравняться в этом с самым отсталым ребенком или хотя бы с ребенком, имеющим поврежденный мозг, если бы душа их не была совсем другой природы, чем наша. И не следует ни смешивать речи с естественны¬ми движениями, которые выражают страсти и которым машины могут подражать так же хорошо, как и жи¬вотные, ни думать, как некоторые древние, что живот¬ные говорят, хотя мы и не понимаем их языка: если бы это было действительно так, то, обладая многими орга¬нами, соответствующими нашим, они могли бы объяс¬няться с нами с таким же успехом, как и с себе подоб¬ными. Чрезвычайно достопримечательно и то, что, хотя некоторые животные и проявляют в иных своих действиях больше ловкости, чем мы, однако мы видим, что те же животные вовсе не проявляют ловкости во многих других действиях. Таким образом, то обстоя¬тельство, что они порою искуснее нас, не доказывает наличия у них ума, так как в этом случае они были бы умнее любого из нас и лучше делали бы все остальное. Скорее это свидетельствует о том, что ума у них вовсе нет и что природа действует здесь сообразно располо¬жению их органов: видим же мы, что часы, состоящие только из колес и пружин, могут отсчитывать и изме¬рять время вернее, чем мы со всем нашим умом.

После этого я описал разумную душу и показал, что она никоим образом не может быть продуктом ма¬териальной силы наподобие других вещей, о которых я говорил, но что она непременно должна быть сотво¬рена; и недостаточно, чтобы она находилась в теле человека, как кормчий на своем корабле, хотя бы лишь затем, чтобы двигать его члены, а необходимо, чтобы она была с ним теснее связана и соединена, чтобы иметь, кроме того, чувствования и желания, подобные нашим, и, таким образом, составить настоящего чело¬века.

290

ЧТО НЕОБХОДИМО, ЧТОВЫ ПОДВИНУТЬСЯ ВПЕРЕД В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИРОДЫ

Как только я приобрел некоторые общие поня-тия из области физики и, начав их проверять на раз-личных частных трудностях, заметил, куда они могут повести и насколько они отличаются от принципов, которых люди придерживались до сего времени, я по¬думал, что не могу хранить эти понятия втайне, не греша сильно против закона, требующего от нас, что¬бы мы, насколько возможно, способствовали общему благу всех людей. Ибо эти понятия показали мне, что можно достигнуть познаний, очень полезных в жизни, и вместо той умозрительной философии, которую пре¬подают в школах, можно найти практическую фило¬софию, при помощи которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окру-жающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем раз-личные занятия наших ремесленников, мы могли бы точно таким же способом использовать их для всевоз-можных применений и тем самым сделаться хозяева-ми и господами природы. А это желательно не только в интересах изобретения бесконечного количества при¬способлений, благодаря которым мы без всякого труда наслаждались бы плодами земли и всеми удобствами, какие на ней имеются, но, главное, для сохранения здоровья, которое, несомненно, является первым бла¬гом и основанием всех других благ этой жизни. Ибо даже дух так сильно зависит от темперамента и от рас¬положения органов тела, что если можно найти какое-нибудь средство, которое сделало бы людей, как общее правило, более мудрыми и более способными, чем они были до сих пор, то его надо искать, я убежден, в ме¬дицине.

Что касается опытов, то я заметил, что они тем более необходимы, чем дальше мы продвигаемся в по¬знании. Таким образом, в зависимости от большей или меньшей возможности производить опыты я буду быстрее или медленнее продвигаться вперед в деле познания природы (стр. 300—307).

291

Если я пишу охотнее по-французски, на языке своей страны, чем по-латыни, то есть на языке моих учителей, так это потому, что я надеюсь, что о моих взглядах будут лучше судить те, кто пользуется толь¬ко своим естественным разумом, чем те, кто верит только книгам древних. Что же касается тех, кто со¬единяет здравый смысл с ученостью и кого я только и желаю иметь своими судьями, то, я уверен, они не будут так пристрастны к латыни, чтобы отказаться выслушать мои доводы только потому, что я излагаю их на общераспространенном языке (стр. 316).

МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

ГОСПОДАМ ДЕКАНУ И ДОКТОРАМ СВЯЩЕННОГО БОГОСЛОВСКОГО ФАКУЛЬТЕТА В ПАРИЖЕ

Два вопроса — о боге и душе — всегда считались мною важнейшими среди тех, которые следует доказы¬вать скорее посредством доводов философии, чем бого¬словия. Ибо хотя нам, верующим, достаточно верить, что бог существует и что душа не умирает с телом, но неверующим, конечно, невозможно внушить ни рели¬гию, ни даже нравственную добродетель, если предва¬рительно не доказать им этих двух истин естествен¬ным разумом. А так как в этой жизни пороки зачас¬тую вознаграждаются лучше, чем добродетели, то лишь немногие люди предпочитали бы справедливое полез¬ному, если бы их не останавливали страх перед богом и ожидание загробной жизни (стр. 321).

ПРЕДИСЛОВИЕ

Я не жду одобрения толпы и не надеюсь, что моя книга будет прочтена многими. Наоборот, я бы даже никому не посоветовал ее читать, за исключением тех, кто захочет вместе со мной серьезно размышлять, кто в состоянии освободить свой ум’ от сообщничества чувств и отрешиться от всевозможных предрассудков; а я знаю, что таких лиц найдется лишь очень ограни¬ченное число (стр. 328).

292

РАЗМЫШЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОДВЕРГНУТЫ СОМНЕНИЮ

Если даже столь общие вещи, как тело, глаза, голова, руки и т. п., могут быть воображаемыми, то все-таки существуют некоторые другие вещи, еще бо¬лее простые и всеобщие, которые истинны и реальны и через смешение которых, точно так как через сме¬шение истинных цветов, возникли все находящиеся в

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн