Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

жажда, похоть и гнев. Короче говоря, мыс¬ленная речь, если она направляется какой-нибудь це¬лью, есть лишь искание или способность к открытиям — то, что римляне называют sagacitas и solertia — выиски¬ванием причин какого-нибудь настоящего или прошлого следствия или следствий какой-нибудь настоящей или прошлой причины.

Несомненно одно: чем богаче опыт человека, тем он более благоразумен и реже обманывается в своих ожи¬даниях. Только настоящее имеет бытие в природе, про¬шедшее имеет бытие лишь в памяти, а будущее не имеет никакого бытия. Будущее есть лишь фикция ума, применяющего последствия прошлых действий к дей¬ствиям настоящим, что с наибольшей, но не абсолют¬ной уверенностью делает тот, кто имеет наибольший опыт. И хотя мл говорим о благоразумии, когда резуль¬тат отвечает нашему ожиданию, однако по существу это лишь предположение, основанное на вероятности. Ибо предвидение будущих вещей, которое есть провидение, присуще лишь тому, чьей волей это будущее должно быть вызвано к жизни. Лишь от него одного и сверхъ¬естественным путем исходит пророчество. Лучший про¬рок, естественно, является лучшим угадчиком, а луч¬ший угадчик тот, кто больше всего сведущ и искусен в вещах, о которых он гадает, ибо он имеет больше всего знаков, чтобы при их помощи угадать. Знаком является предыдущее событие по отношению к после-дующему и, наоборот, последующее по отношению к предыдущему, если подобная последовательность была наблюдаема раньше, и, чем чаще такая последователь¬ность была наблюдаема, тем меньше неуверенности в отношении знака. Вот почему, кто имеет больше опыта в каком-нибудь роде дел, тот имеет в своем рас¬поряжении больше знаков, при помощи которых он мо¬жет гадать насчет будущего, а следовательно, является наиболее благоразумным.

Однако не благоразумие отличает человека от жи¬вотного. Бывают животные, которые в возрасте одного года больше замечают и преследуют то, что им по-

316

лезно, следовательно, более благоразумны, чем десяти¬летние ребята.

Подобно тому как благоразумие есть предположение будущего, основанное на опыте прошлого, точно так бы¬вает предположение прошедшего, выведенное из дру¬гих вещей (не будущих, а) тоже прошлых. Но в такой догадке почти так же мало уверенности, как и в отгадывании будущего, ибо они основаны лишь на

одном опыте.

Насколько я могу вспомнить, нет другой функции ума, вложенной природой в человека таким образом, чтобы для ее применения требовалось лишь одно, а именно родиться человеком и жить, пользуясь своими пятью чувствами. Те другие способности, о которых я буду говорить позднее и которые кажутся присущими лишь человеку, приобретены и умножены изучением и трудолюбием, а у большинства ученых людей — про¬свещением и дисциплиной, и все они возникли благо¬даря изобретению слов и речи. Ибо человеческий ум не имеет никакого другого движения, кроме ощущения, мыслей и связи мыслей, хотя при помощи речи и ме¬тода эти способности могут быть развиты до такой сте¬пени, чтобы отличить человека от всех других живых

существ.

Все, что мы себе представляем, конечно. В соответ-ствии с этим мы не имеем никакой идеи, никакого по¬нятия о какой-либо вещи, называемой нами бесконеч¬ной. Человек не может иметь в своем уме образ беско¬нечной величины, точно так же он не может себе пред¬ставить бесконечной скорости, бесконечного времени, бесконечной’ силы или бесконечной власти. Когда мы говорим, что какая-либо вещь бесконечна, мы этим обозначаем лишь, что не способны представить себе ко¬нец и пределы названной вещи, так как мы имеем представление не о самой бесконечной вещи, а лишь о нашей собственной неспособности. Поэтому имя бога употребляется не с тем, чтобы дать нам представление о нем, ибо он непостижим и его величие и сила непред¬ставляемы, а лишь с тем, чтобы мы почитали его. Точно так же, как я уже говорил, все, что мы понимаем, сна¬чала было воспринято нами в ощущении сразу целиком

317

или по частям, ибо у человека не может быть никакой мысли, никакого представления о вещи, которые бы не содержались в ощущении. Ни один человек поэтому не может представить какую-либо вещь иначе как нахо¬дящейся в определенном месте, обладающей опреде¬ленной величиной и способностью быть делимой на ча¬сти; точно так же никто не может представить ни того, чтобы какая-либо вещь находилась целиком в этом и одновременно в другом месте, ни того, чтобы две или более вещей могли быть одновременно в одном и том же месте, ибо ни то ни другое никогда не было и не может быть воспринято ощущением, а все это нелепые, бессмысленные разговоры, принятые на веру обману¬тыми философами и обманутыми или обманывающими схоластами.

ГЛАВА IV О РЕЧИ

Хотя книгопечатание и является остроумным изо¬бретением, оно не имеет большого значения по сравне¬нию с изобретением письменности.

Это было полезное изобретение для продления па¬мяти о прошлом и для взаимной связи человеческого рода, рассеянного по столь многим и отдаленным обла¬стям земли. Но наиболее благородным и выгодным из всех других изобретений было изобретение речи, со¬стоящей из имен, или названий, и их связи; при их по¬мощи люди регистрируют свои мысли, вызывают их в памяти, если они были в прошлом, и сообщают их друг другу для взаимной пользы и общения. Без способно¬сти речи у людей не было бы ни государства, ни обще¬ства, ни договора, ни мира, так же как этого нет у львов, медведей и волков.

Общее употребление речи состоит в том, чтобы пе¬ревести нашу мысленную речь в словесную, или связь наших мыслей — в связь слов. Польза от этого двоякая. Первая — это регистрация хода мыслей. Так как мысли имеют склонность ускользать из нашей памяти, застав¬ляя нас, таким образом, возобновлять весь процесс их формирования, заново, то ускользнувшие мысли могут

318

быть снова вызваны в памяти при помощи тех слов, которыми они были обозначены. Первое применение имен состоит, таким образом, в том, что они служат метками для воспоминания. Второе — в том, что многие люди, пользующиеся одними и теми же словами, обо¬значают (при помощи их связи и порядка) друг другу свои понятия или мысли о каждой вещи, а «также свои желания, опасения или другие чувства. В силу этого их применения они и называются знаками. Специальные способы употребления речи суть следующие. Во-пер¬вых, регистрировать то, что путем размышления мы открываем как причину вещи, настоящей или прошлой, а также то, что какая-нибудь вещь, настоящая или про¬шлая, может, как мы полагаем, произвести или иметь своим следствием; это в общем есть приобретение тех¬нических знаний. Во-вторых, сообщать другим то зна¬ние, которое мы приобрели, т. е. советовать или учить друг друга. В-третьих, сообщать другим наши желания и намерения, дабы мы могли взаимно помогать друг другу. В-четвертых, развлекать самих себя и других, играя нашими словами для невинного удовольствия или украшения.

Этим способам употребления соответствуют также четыре злоупотребления речью. Первое, когда люди не¬правильно регистрируют свои мысли из-за неустойчи¬вого значения употребляемых ими слов, в силу чего они регистрируют в качестве своих представлений то, что они никогда не представляли, и, таким образом, об¬манывают себя. Второе, когда они употребляют слова метафорически, т. е. в ином смысле, чем тот, для кото¬рого они предназначены, обманывая этим других. Тре¬тье, когда они словами объявляют как свою волю то, что ею не является. Четвертое, когда они употребляют их, чтобы причинить боль друг другу. В самом деле, мы видим, что природа вооружила живые существа для причинения боли врагу: одних — зубами, других — ро¬гами, а третьих — руками. Но причинение боли чело¬веку языком есть злоупотребление речью, кроме тех случаев, когда это относится к человеку, которым мы обязаны руководить; но в таком случае это уже не при¬чинение боли, а наставление и исправление.

319

Способ, благодаря которому речь служит для запо¬минания последовательности причин и следствий, со¬стоит в применении имен и их связи. Из имен некото¬рые суть собственные и относятся лишь к одной вещи, как, например, Петр, Джон, этот человек, это дерево; некоторые же общи многим вещам, например человек, лошадь, дерево. Каждое из этих последних, хотя и яв¬ляется одним именем, есть имя различных, особых вещей и в отношении всех их в совокупности называет¬ся всеобщим, причем в мире нет ничего более общего, кроме имен, так как каждая из наименованных вещей индивидуальна и единична.

Одно всеобщее имя применяется ко многим вещам в силу их сходства в отношении какого-нибудь качества или другой акциденции; в то время как собственное имя вызывает в памяти только одну вещь, всеобщее имя вызывает любую из этих многих вещей.

Некоторые из всеобщих имен обладают большим;

объемом, другие — меньшим, причем имена большего!

объема заключают в себе имена меньшего объема, не-1

которые же, кроме того, имеют одинаковый объем и ]

взаимно включают друг друга. Например, имя тело[

имеет более широкое значение, чем слово человек, и \

содержит последнее в себе, а имена человек и разумное ‘

одинакового объема и взаимно включают друг друга.]

Однако здесь следует заметить, что под именем не всег->

да разумеется, как в грамматике, одно только слово, но i

иногда совокупность многих слов. Так, все эти слова —:

тот, кто в своих действиях соблюдает законы своей ?

страны, — составляют лишь одно имя, равнозначное |

слову справедливый. |

Употребляя имена то более широкого, то более orpa-i ничейного значения, мы заменяем запоминание после-1 довательности представляемых в уме вещей запомина-нием последовательности названий. Например, если че¬ловек, который совершенно не обладает способностью^ речи (скажем, родившийся и оставшийся глухонемым),:) поставит перед собой треугольник, а рядом с ним два\ прямых угла (каковы углы квадрата), то он может ну-: тем размышления сравнить и найти, что три угла этого; треугольника равны тем двум прямым углам, которые^

320

стоят рядом. Однако если показать этому человеку дру¬гой треугольник, отличный по форме от предыдущего, то он не будет знать, не затратив нового труда, будут ли три угла и этого треугольника также равны двум прямым. Человек же, умеющий пользоваться словами, заметив, что равенство обусловлено не длиной сторон, не какой-либо другой особенностью его треугольника, а исключительно тем, что у него прямые стороны и три угла и что это все, за что он назвал его треугольником, смело выведет всеобщее заключение, что такое равен¬ство углов имеется во всех треугольниках без исклю¬чения, и зарегистрирует свое открытие в следующих общих терминах: три угла всякого треугольника равны двум прямым углам. Таким образом, последователь-ность, найденная в одном частном случае, регистри-руется и запоминается как всеобщее правило, что из-бавляет наш процесс познания от моментов времени и места, а нас — от всякого умственного труда, за исклю¬чением первоначального, а также превращает то, что мы нашли истинным здесь и теперь, в вечную и всеоб¬щую истину.

Но польза слов для

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн