Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

вторжения чужеземцев и от неспра¬ведливостей, причиняемых друг другу, и, таким обра¬зом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека или собрание людей, кото¬рые явились бы их представителями; чтобы каждый че-

337

ловек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и без¬опасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и сужде¬нию носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-ла-тыни — civitas. Таково рождение того великого Левиа¬фана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного бога, которому мы под владычеством бес¬смертного бога обязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, данным им каждым от¬дельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредо¬точенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делают этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внеш¬них врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответст¬венным за действия которого сделало себя путем взаим¬ного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и сред¬ства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.

Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является его подданным (И, стр. 196-197).

33$

ГЛАВА XXI О СВОБОДЕ ПОДДАННЫХ

Свобода и необходимость совместимы. Вода реки, например, имеет не только свободу, но и необходимость течь по своему руслу. Такое же совмещение мы имеем в действиях, совершаемых людьми добровольно. В са¬мом деле, так как добровольные действия проистекают из воли людей, то они проистекают из свободы, но так как всякий акт человеческой воли, всякое желание и склонность проистекают из какой-нибудь причины, а эта причина — из другой в непрерывной цепи (первое звено которой находится в руках бога — первейшей из всех причин), то они проистекают из необходимости. Таким образом, всякому, кто мог бы видеть связь этих причин, была бы очевидна необходимость всех произ¬вольных человеческих действий. И поэтому бог, кото¬рый видит все и располагает всем, видит также, что, когда человек делает то, что он хочет, его свобода со¬провождается необходимостью делать не больше и не меньше того, что желает бог. Ибо хотя люди могут де¬лать многое, что бог не велел делать и за что он по¬этому не является ответственным, однако люди не мо¬гут иметь ни страстей, ни расположения к чему-либо, причиной которых не была бы воля божья. И если воля божья не обеспечила необходимости человеческой воли и, следовательно, всего того, что от этой воли зависит, человеческая свобода противоречила и препятствовала бы всемогуществу и свободе бога. Этим довольно ска¬зано (для нашей цели) о той естественной свободе, ко¬торая только одна понимается под свободой в собствен¬ном смысле (II, стр. 233).

ГЛАВА XXXI О ЦАРСТВЕ БОГА ПРИ ПОСРЕДСТВЕ ПРИРОДЫ

Для того чтобы мы могли знать, какого рода по¬клонение богу диктует нам естественный разум, я нач¬ну с его атрибутов. Прежде всего очевидно, что мы дол¬жны приписать богу существование, ибо никто не мо¬жет иметь намерение воздавать почести тому, что он считает несуществующим.

339

Во-вторых, недостойно говорили о боге и отрицали его существование те философы, которые утверждали, что мир или душа мира есть бог. Ибо под богом мы по¬нимаем причину мира, а сказать, что мир есть бог,— значит сказать, что мир не имеет причины, т. е. что бога нет.

В-третьих, сказать, что мир не был создан, а суще¬ствует извечно, — значит отрицать существование бога (ибо то, что извечно, не имеет причины).

В-четвертых, те, кто приписывает богу покой, отри¬цают за ним заботу о человеческом роде и этим лишают его уважения, ибо такой взгляд отнимает у бога чело¬веческую любовь к нему и страх перед ним, являю¬щиеся корнем уважения.

Сказать, что мы представляем себе бога или имеем о нем идею в нашем уме, также есть неуважение к нему, ибо все, что мы себе представляем, конечно. Нельзя также приписывать богу страсти (разве лишь метафорически, разумея не самые страсти, а их эффект).

Поэтому когда мы приписываем богу волю, то это не следует понимать по аналогии с человеческой волей как разумную склонность, а лишь как силу, способную произвести все.

Всякий, кто хочет приписать богу лишь то, что оправдывается естественным разумом, должен употреб¬лять или такие негативные атрибуты, как бесконечный, вечный, непостижимый, или превосходную степень, как высочайший, величайший и т. п., или неопределенные слова, как благостный, справедливый, святой, созда¬тель, причем употреблять их не в том смысле, чтобы объявить этим, каков бог (ибо это значило бы ограни¬чить его рамками нашей фантазии), а лишь в том смысле, чтобы выразить свое благоговение перед ним и свою готовность повиноваться ему, что является зна¬ком смирения и желания почитать его так, как только мы можем. Ибо для обозначения нашего понятия о его природе существует лишь одно имя, именно аз есмь, а для обозначения его отношения к нам — лишь имя бог, в котором содержатся понятия отец, царь и гос-подь (II, стр. 371-373).

340

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА

[ПОСВЯЩЕНИЕ ГРАФУ ВИЛЬЯМУ НЬЮ-КЭСТЛЬСКОМУ]

Высокочтимый лорд!

Основные элементы нашей природы, разум и страсть, вы¬звали к жизни два рода познания — математическое и догма¬тическое. Первое свободно от споров и разногласий, ибо сво¬дится к сравнению фигур и движений, а в этих вопросах истина не сталкивается с интересами людей. В рбласти же по¬знания второго рода все вызывает споры, ибо этот род позна¬ния занимается сравнением людей, затрагивает их права и выгоды, а в этих вопросах человек будет восставать против разума всякий раз, когда разум выскажется против него. Этим и объясняется то, что люди, писавшие о справедливости и о политике вообще, очень часто впадали в противоречие как с самими собой, так и друг с другом. Свести это учение к без¬ошибочным правилам разума можно лишь одним способом: не-обходимо прежде всего положить в его основу такие принципы, которые не могла бы пытаться пошатнуть страсть, а затем постепенно возводить на этом прочном фундаменте и делать непоколебимыми почерпнутые из законов природы истины, ко¬торые висели до сих пор в воздухе (I, стр. 439).

Глава 1. 1. Для правильного и вразумительного объяснения элементов естественного права и политики необходимо знать, какова человеческая природа, что представляет собой полити¬ческий организм и что мы понимаем под законом. Все, что было написано до сих пор по этим вопросам начиная с древнейших времен, послужило лишь к умножению сомнений и споров в этой области. Но так как истинное знание должно порождать не сомнения и споры, а уверенность, то факт существования споров с очевидностью доказывает, что те, кто об этом писал, не понимали своего предмета.

4. Природа человека есть сумма его природных способно¬стей и сил, таких, как способность питаться, двигаться, размно¬жаться, чувство, разум и т. д. Эти способности мы единодушно называем природными, и.они содержатся в определении чело¬века как одаренного разумом животного.

5. Соответственно двум основным частям, из которых со¬стоит человек, я различаю в нем два вида способностей — фи¬зические и духовные.

6. Так как задача настоящего труда не предполагает необ¬ходимости вдаваться в детальные анатомические исследования физических способностей, то я ограничусь тем, что сведу их к трем следующим: к способности питаться, способности дви¬гаться и способности размножаться.

7. Что касается духовных способностей, то такнх сущест¬вует две: способность познания, воображения, или представ¬ления, и способность к волевым движениям. Начнем со способ¬ностей познания.

341

8. Для уразумения того, что я понимаю под способностью! познания, необходимо вспомнить и признать, что в нашем уме! всегда имеются известные образы, или идеи, вещей, существую-! щих вне нас, в силу чего, если бы какой-либо человек остался! жить, а весь остальной мир был уничтожен, этот человек тем^ не менее сохранил бы образ мира и всех тех вещей, которые] он некогда видел и воспринял в мире. Всякий из собственного опыта знает, что отсутствие или уничтожение вещей, раз вос¬принятых нами, не влечет за собой отсутствия или уничтоже¬ния соответствующих образов. Такие образы, или изображения, качеств вещей, существующих вне нас, составляют то, что мы называем нашим представлением и образом воображения, идеей, понятием или знанием этих вещей. Способность же, или сила, при помощи которой мы приобретаем это знание, есть: то, что я здесь называю способностью познания, или представ-ления (I, стр. 441—442).

I

[ВОЗРАЖЕНИЯ НА «РАЗМЫШЛЕНИЯ» ДЕКАРТА…] < ВТОРОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ (КО ВТОРОМУ РАЗМЫШЛЕНИЮ: \ О ПРИРОДЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДУХА) } «Я — мыслящая вещь». Это верно; именно из того факта,| что я мыслю или — будь то наяву или во сне — воображаю, сле^ дует, что я нечто мыслящее, ведь предложения я мыслю и я — мыслящая вещь означают одно и то же. Из того, что я нечто; мыслящее, вытекает, что я существую, ибо то, что мыслит, не есть ничто. Однако, когда Декарт продолжает т. е. дух, или, душа, или ум, или разум, у меня возникают сомнения. Ибо вряд ли можно считать правильным такое

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн