Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

присуще всякой материи, линию, плоскость (в которой со-держится поверхность), ограничение, угол, прямоугольностъ, прямолинейность, равенство; к, будучи в состоянии установить причины или способы возникновения этих свойств, мы сможем составить из всех их причину квадрата. Далее, рассматривая понятие золота, мы придем путем анализа к идеям твердого, видимого, тяжелого . Метод исследования общих понятий вещей есть метод чисто аналитический (I, стр. 106—107).
Из сказанного ясно, что у тех, кто занимается научным исследованием в широком смысле этого слова, не ограничивая своей задачи разрешением какого-нибудь определенного вопро¬са, метод философствования отчасти аналитический, отчасти синтетический. Выведение принципов из чувственных восприя¬тий осуществляется посредством аналитического метода, а все остальное — посредством метода синтетического (I, стр. 111).
346

Глава VII. 8. Складывать пространства или времена — значит рассматривать их сначала последовательно, друг за дру¬гом, а затем все вместе — как единство, и это подобно тому, что происходит тогда, когда кто-нибудь сначала перечисляет в отдельности голову, ноги, руки и тело, а затем обозначает со¬вокупность всех этих органов словом человек. Таким образом, то, что представляет собой совокупность различных единиц, входящих в состав какого-нибудь единства, называется целым; когда же эти единицы по разложении целого предстают в их изолированности друг от друга, то их называют частями целого. Поэтому целое и совокупность всех его частей идентичны
(I, стр. 130).
Глава VIII. 24. Общая всем вещам материя, которую философы, следуя Аристотелю, обычно называли первой мате¬рией, не есть тело, отличное от всех других тел, но не есть и одно из этих тел. Что же это такое? Лишь имя, однако имя, имеющее полезное употребление, а именно обозначающее пред¬ставление тела независимо от любой его формы и любых ак¬циденций, за исключением величины или протяжения и спо¬собности принимать формы и акциденции. Только постольку, поскольку мы можем употреблять выражение тело вообще, -мы имеем и право применять выражение первая материя. Если бы мы задали себе вопрос: что первичнее — вода или лед — и что из них — материя обоих,• то нам пришлось бы предположить третью материю, отличную от них. Точно так же тот, кто захо¬тел бы найти материю всех вещей, должен был бы предполо¬жить особую вещь, не являющуюся, однако, материей сущест¬вующих вещей. Первая материя поэтому не является самостоя¬тельной вещью. Вот почему ей и не приписывают никакой формы и никакой акциденции, за исключением количества, между тем как все самостоятельные вещи имеют свои формы и определенные акциденции. Первая материя есть, таким обра-зом, тело вообще, т. е. тело, рассматриваемое универсально, под которым мы подразумеваем не тело, лишенное всякой формы и всяких акциденций, а тело, каким оно представляется нам, ко¬гда и поскольку мы абстрагируемся от его формы и акциденций, за исключением количества (I, стр. 148—149).
ОСНОВ ФИЛОСОФИЙ ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
О ГРАЖДАНИНЕ
Глава XIII. 1. Отличие права на верховную власть от его осуществления. […} Нужно проводить различие между пра¬вом на верховную власть и его осуществлением. Ибо они могут быть отделены друг от друга, как это происходит, например, в том случае, если обладатель права или не может, или не хочет присутствовать сам при разборе тяжб или обсуждении дел; ведь иногда короли либо не могут из-за своего возраста вести дела, либо, если даже и могут вести их, считают более правильным ограничиться избранием должностных лиц и со¬ветников и посредством их осуществлять свою власть.
347

Там, где право отделено от его осуществления, управление государством напоминает обычный способ управления миром, в соответствии с которым бог, дающий начало всякому движе¬нию, производит естественные действия посредством ближай¬ших причин. Там же, где обладающий правом управлять захо¬тел бы сам присутствовать при всех судебных заседаниях, со¬вещаниях и публичных действиях, управление уподобилось бы управлению бога, если бы последний, невзирая на «естественный порядок вещей, непосредственно принимал участие во всяком деле (I, стр. 374—375).
Глава XVI. 1. Вог установил истинную религию посред¬ством Авраама, в то время как остальные народы были охва¬чены суевериями.
Человеческий род устроен так, что в силу сознания соб-ственной слабости и удивления перед явлениями природы боль¬шинство людей верит, что невидимым творцом видимого мира является бог, и боится его, чувствуя свою неспособность доста¬точно надежно защитить себя. Однако надлежащему почитанию бога мешает несовершенство ума и неуравновешенность чувств. Страх перед невидимым, не опирающийся на правый разум, есть суеверие. Итак, без помощи со стороны бога человеку почти невозможно избежать двойной опасности — атеизма и суеверия; последнее вытекает из страха, не считающегося с Пра¬вым разумом, а первый — из представления о разуме, не знаю¬щем страха. Поэтому большую часть людей увлекает идолопо-клонство; почти все народы чтут бога в виде идолов и изобра¬жений конечных вещей, а также оказывают почитание призра¬кам или творениям фантазии, называемым из страха демонами. Но божественному величию было угодно (как мы узнаем при чтении священной истории) избрать из всего человеческого рода одного Авраама, сверхъестественным образом напомнить ему о себе, чтобы посредством него привести людей к правиль¬ному пониманию бога, и вступить с ним и его потомством в весьма знаменитое соглашение, которое называют то согла¬шением, то союзом, то Ветхим заветом. Следовательно, Авраам является основоположником истинной религии (I, стр. 397—398).
Глава XVIII. 4. Что такое вера и чем она отличается от вероисповедания, знания и убеждения.
Для того чтобы понять, что такое христианская вера, нужн^’ определить вер у вообще и установить ее отличие от остальных состояний ума, с которыми ее обычно смешивают. Предмет вся¬кой веры, иначе говоря, то, во что верят, всегда есть предложе¬ние, утвердительное или отрицательное высказывание, призна-ваемое истинным. Но так как с предложениями соглашаются по различным основаниям, то эти виды согласия приходится обозначать различными именами…
Истина есть то же, что и истинное предложение; истинным же является то предложение, в котором имя, стоящее на втором месте и называемое логиками сказуемым, содержится во всем его объеме в предшествующем имени, называемом подлежащим. Знать истину — значит помнить, что она создана нами самими
348

посредством одного лишь употребления слов. Из сказанного выясняется прежде всего разница между верой и исповеданием: первая всегда соединяется с внутренним согласием, а второе — не всегда; первая есть внутреннее просветление души, а» вто¬рое — внешнее повиновение. Далее, становится ясной разница между верой и убеждением: последнее опирается на наш соб¬ственный разум, а вера —на чужое суждение. Наконец, выяв¬ляется разница между верой и знанием; для знания характерно постепенное расчленение и обдумывание предложения, перед тем как принять его в качестве истинного; для веры — прогла-тывание и присвоение его целиком. К знанию ведет выяснение смысла имен, в которых содержится то, что нужно отыскать, следовательно, к нему дорога одна —через определения; вере же такое выяснение лишь вредит. Ибо то, во что предлагается верить как в превышающее человеческое понимание, никогда не становится более очевидным от объяснения, но, наоборот, становится более темным и трудным для веры. С человеком, пытающимся обосновать тайны веры с помощью естественного разума, происходит то же, что и с больным, пытающимся раз¬жевывать целебные, но горькие пилюли, прежде чем прогло¬тить их; вследствие этого больной их выплевывает, между тем как они исцелили бы его, если бы он их не разжевывал (I, стр. 407—409).
СПИНОЗА
Бенедикт Спиноза (1632—1677) — великий нидерландский философ, материалист, пантеист и атеист. Родился в Амстердаме, в еврейской купеческой семье. В детстве учился в еврейском религиозном училище. В юности, особенно после смерти отца (1654), когда Спиноза некоторое время возглавлял его торговое предприятие, он завел множество научных и дружеских свя¬зей за пределами еврейской общины, среди лиц, радикально на-строенных по отношению к господствовавшим в Нидерландах по-рядкам, и в особенности к господствовавшей религиозной идео¬логии. По мере этого усиливалось его отчуждение и от еврей¬ской общины, которой руководили ревностные и нетерпимые поборники иудаизма. После ряда предупреждений они в 1656 г. подвергли Спинозу «великому отлучению» и изгнали его из об¬щины, а вместе с тем и из Амстердама. Найдя поддержку и убе¬жище у друзей, Спиноза отдался интенсивной научно-фило¬софской деятельности. Его первое произведение — «Краткий трактат о боге, человеке и его счастье» (1660) — предваритель¬ный набросок философской системы мыслителя. Затем Спиноза работал над «Трактатом об усовершенствовании разума», кото¬рый не был им окончен. В 1663 г. он опубликовал «Основы философии Декарта». В 1670 г. им был опубликован знаме¬нитый «Богословско-политический трактат», но уже анонимно и с указанием ложного места печатания (Гамбург всесто Ам¬стердама). Это произведение вызвало бурю негодования среди
349

церковников и реакционеров. В 1674 г. оно было запрещено голландским правительством, что, в частности, помешало публикации главного произве¬дения Спинозы — «Этики», оконченной в 1675 г. После смерти мыслителя в начале 1677 г. его друзья в конце то¬го же года посмертно издали сочинения Спинозы, куда кро-• ме «Этики» вошли неокончен¬ный им «Политический трак¬тат», «Трактат об усовершен¬ствовании разума», ряд писем философа ^ его корреспонден¬там и ответы на них. Но и эти сочинения — подавляющее большинство их написано на латинском языке — вскоре бы¬ли запрещены голландским правительством. В основу на-стоящей подборки положены отрывки из «Этики», которые печатаются по I тому «Избранных произведений» Спинозы (М., 1957). Они дополнены некоторыми отрывками ив «Вого-словско-политического» и «Политического» трактатов, имею¬щими принципиальное значение. Они печатаются по II тому того же издания.
ЭТИКА, ДОКАЗАННАЯ В ГЕОМЕТРИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ О БОГЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Под причиной самого себя (causa sui) я разумею то, сущность чего заключает в себе существование, иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующей.
2. Конечной в своем роде называется такая вещь, которая может быть ограничена другой вещью той же природы. Так, например, тело называется конечным, потому что мы всегда представляем другое тело, еще большее. Точно так же мысль ограничивается другой мыслью. Но тело не ограничивается мыслью, и мысль не ограничивается телом.
350

3. Под субстанцией я разумею то, что Существует само в себе и представляется само через себя, т. е. то, представление чего не нуждается в представлении дру¬гой вещи, из которого оно должно было бы образо¬ваться.
4. Под атрибутом я разумею то, что ум представ¬ляет в субстанции как составляющее её сущность.
5. Под модусом я разумею состояние субстанции (Substantiae affectio), иными словами, то, что сущест¬вует в другом и представляется через это другое.
6. Под богом я разумею существо абсолютно бес¬конечное (ens absolute infinitum), т. е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из кото¬рых каждый выражает вечную и бесконечную сущ¬ность.
7. Свободной называется такая вещь, которая суще¬ствует по одной только необходимости своей собствен¬ной природы и определяется к действию только

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн