Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принуж¬денной называется такая, которая чем-либо иным опре¬деляется к существованию и действию по известному и определенному образу.
АКСИОМЫ
1. Все, что существует, существует или само в себе, или в чем-либо другом.
2. Что не может быть представляемо через другое, должно быть представляемо само через себя.
3. Из данной определенной причины необходимо вытекает действие, и, наоборот, если нет никакой опре¬деленной причины, невозможно, чтобы последовало
действие.
4. Знание действия зависит от знания причины и заключает в себе последнее.
5. Вещи, не имеющие между собой ничего общего, не могут быть и познаваемы одна через другую; иными словами, представление одной не заключает в себе пред¬ставления другой.
Теорема 1. Субстанция по природе первее своих
состояний.
351

Доказательство. Это ясно из определений 3 и 5. .
Теорема 5. В природе вещей не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами, с одним и тем же атрибутом.
Теорема 6. Одна субстанция не может произво¬диться другой субстанцией.
Королларии. Отсюда следует, что субстанция чем-либо иным производиться не может.
Теорема 7. Природе субстанции присуще сущест¬вование.
Теорема 8. Всякая субстанция необходимо бес¬конечна.
Схолия 1. Так как конечное бытие в действитель-ности есть в известной мере отрицание, а бесконеч-ное — абсолютное утверждение существования какой-либо природы, то прямо из т. 7 следует, что всякая суб¬станция бесконечна.
Схолия 2. Тот, кто не знает истинных причин вещей, все смешивает и без всякого сопротивления со стороны своего ума воображает, что деревья могут го¬ворить так же, как люди, что люди могут образовы¬ваться из камней точно так же, как они образуются из семени, и что всякая форма может изменяться в какую угодно другую. Точно так же и тот, кто смешивает бо¬жественную природу с человеческой, легко приписы¬вает богу человеческие аффекты, особенно пока ему неизвестно, каким образом эти аффекты возникают в душе. Напротив, если бы люди обращали внимание на природу субстанции, то у них не осталось бы никакого сомнения в истинности т. 7; мало того, эта теорема стала бы для всех аксиомой и стояла бы в числе обще¬признанных истин. Должно признать, что существо¬вание субстанции, так же как и ее сущность, есть веч¬ная истина.
Правильное определение какой-либо вещи не за-ключает в себе и не выражает ничего, кроме природы определяемой вещи. Причина, в силу которой ка¬кая-либо вещь существует, или должна заключаться в самой природе и определении существующей вещи (именно в силу того, что существование присуще ее природе), или же должна находиться вне ее. От-
352

сюда вообще должно заключить, что все, чьей природы может существовать несколько отдельных единиц, не¬обходимо должно иметь внешнюю причину для их су-ществования.
Теорема 11. Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый вы¬ражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует.
Доказательство 2. Для всякой вещи должна быть причина или основание (causa seu ratio) как ее суще-ствования, так и несуществования. Это основание или причина должна заключаться или в природе дан¬ной вещи, или вне ее. Так, например, собственная при¬рода круга показывает, почему нет четвероугольного круга; именно потому, что он заключает А себе проти¬воречие. Напротив, существование субстанции вытекает прямо из ее природы, которая, следовательно, заклю¬чает в себе существование (см. т. 7).
Доказательство 3. Следовательно, или ничего не существует, или существует также и существо абсо¬лютно бесконечное.
Теорема 13. Субстанция абсолютно бесконечная
неделима.
Теорема 14. Кроме бога, никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема.
Теорема 15. Все, что только существует, суще¬ствует в боге, и без бога ничто не может ни существо¬вать, ни быть представляемо.
Схолия. Есть люди, которые воображают, будто бог подобно человеку состоит из тела и души и подвержен страстям. Но уже из доказанного ясно, как далеки они от познания истинного бога. Ибо все, которые ка¬ким-либо образом размышляли о божественной при¬роде, отрицают телесность бога. Они доказывают это всего лучше тем, что под телом мы понимаем некото¬рую величину, имеющую длину, ширину и глубину и ограниченную какой-либо определенной фигурой; о бо¬ге же, существе абсолютно бесконечном, нельзя ничего сказать бессмысленнее этого. Протяженная субстан¬ция составляет один из бесконечно многих атрибутов бога.
353

Таковы аргументы, находимые мною у писателей, старающихся доказать ими, что телесная субстанция недостойна божественной природы и не может иметь в ней места. Однако если кто правильно вникнет в это дело, то найдет, что я уже ответил на них, так как все эти аргументы основываются только на том предполо¬жении, что телесная субстанция слагается из частей, а я уже показал, что это невозможно (т. 12 с кор., т. 13). Бесконечная величина недоступна измерению и из конечных.частей состоять не может. Вещи, реально различные друг от друга, конечно, могут существовать и оставаться в своем состоянии одна без другой. Но так как пустого пространства в природе не существует (о чем в другом месте), то все части должны сходиться таким образом, чтобы между ними пустого пространства не было; отсюда следует, что эти части и не могут быть реально различны между собой, т. е. что телесная суб-станция, поскольку она субстанция, не может быть делима.
Если же кто спросит, почему мы от природы так склонны представлять величину делимой, то я отвечу, что величина представляется нами двумя способами: абстрактно или поверхностно, именно как мы ее вооб¬ражаем, или же как субстанция, что возможно только посредством разума. Если таким образом мы рассмат¬риваем величину, как она существует в воображении, что бывает чаще и гораздо легче, то мы находим ее конечной, делимой и состоящей из частей. Если же мы рассматриваем ее, как она существует в разуме, и пред¬ставляем ее как субстанцию, что весьма трудно, то она является перед нами, как мы уже достаточно доказали, бесконечной, единой и неделимой. Это будет достаточно ясно всем, кто научился делать различие между вооб¬ражением (imaginatio) и разумом (intellectus); в осо¬бенности если обратить также внимание на то, что ма¬терия повсюду одна и та же и что части могут разли¬чаться в ней, лишь поскольку мы представляем ее в различных состояниях. Следовательно, части ее разли¬чаются только модально, а не реально. Так, например, мы представляем, что вода, поскольку она есть вода, делится и ее части отделяются друг от друга. Но это
354

невозможно для нее, поскольку она есть телесная суб¬станция, ибо, как таковая, она не способна ни к деле¬нию, ни к разделению. Далее, вода как вода возникает и исчезает, а как субстанция она не возникает и не ис¬чезает. Я думаю, что этим я ответил также и на второй аргумент, так как и он основывается на том, что мате¬рия, поскольку она субстанция, делима и состоит из частей. И даже если бы этого и не было, то я все же не знаю, почему бы материя была недостойна божествен¬ной природы; ведь (по т. 14) вне бога не может быть никакой субстанции, действие которой она могла бы испытать. Все, говорю я, существует в боге и все, что происходит, происходит по одним только законам бес-, конечной природы бога и вытекает (как я скоро по¬кажу) из необходимости его сущности.
Теорема 17. Бог действует единственно по за¬конам своей природы и без чьего-либо принуждения.
[…}
Схолия. Иные думают, что бог есть свободная при¬чина потому, что он может, по их мнению, сделать так, чтобы то, что, как мы сказали, чытекает из его при¬роды, т. е. находится в его власти, не происходило, иными словами, не производилось бы им. Но это то же самое, как если бы они сказали, что бог может сделать так, чтобы из природы треугольника не вытекало ра¬венство трех углов его двум прямым или чтобы из дан¬ной причины не следовало следствие; а это нелепо. Ни-же я покажу без помощи этой теоремы, что в природе бога не имеют места ни ум, ни воля. Я показал (см. т. 16), думаю, достаточно ясно, что из высочайшего мо¬гущества бога, иными словами, из бесконечной природы его необходимо воспоследовало или всегда следует в той же необходимости бесконечное в бесконечном мно-гообразии, т. е. все, точно так же как из природы тре¬угольника от вечности и до вечности следует, что три угла его равны двум прямым. Поэтому всемогущество бога от вечности было действующим (актуально) и на¬веки останется в той же самой действенности (актуаль¬ности).
Если вечной сущности бога свойственны разум и воля, то под обоими этими атрибутами, конечно,
355

должно понимать нечто иное, чем то, что люди обык¬новенно понимают под ними.
Таким образом, ум бога, поскольку он пони-мается составляющим сущность его, на самом деле есть причина вещей как по отношению к их существованию, так и по отношению к их сущности. Это заметили, ка¬жется, и те, которые признали, что ум, воля и могуще¬ство бога одно и то же.
Теорема 18. Бог есть имманентная (Immanens) причина всех вещей, а не действующая извне (tran-siens).
Теорема 19. Бог, иными словами, все атрибуты . бога — вечны.
^Теорема 20. Существование бога и сущность его — одно и то же (стр. 372—381).
Те о p e м а 24. Сущность вещей, произведенных бо¬гом, не заключает в себе существования.
Королларий. Отсюда следует, что бог составляет при-чину не только того, что вещи начинают существовать, но также и того, что их существование продолжается, иными словами (пользуясь схоластическим термином), бог есть causa essendi (причина бытия) вещей.
Теорема 25. Бог составляет производящую при¬чину (causa efficiens) не только существования вещей, но и сущности их.
Королларий. Отдельные вещи составляют не что иное, как состояния или модусы атрибутов бога, в ко¬торых последние выражаются известным и определен¬ным образом. (Доказательство ясно из т. 15 и опр. 5.)
Теорема 26. Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена таким образом богом, а не определенная богом сама себя определить к действию не может.
Теорема. 28. Все единичное, иными словами, вся¬кая конечная и ограниченная по своему существова¬нию вещь может существовать и определяться к дей¬ствию только в том случае, если она определяется к существованию и действию какой-либо другой причи¬ной, также конечной и ограниченной по своему суще-ствованию. Эта причина в свою очередь также может существовать и определяться к действию, только в том.
m

случае, если она определяется к существованию и дей¬ствию третьей причиной, также конечной’и

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн