Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

ограничен¬ной по своему существованию, и так до бесконечно¬сти.
Схолия. [..,] Бог есть абсолютно первая причина ве¬щей, непосредственно производимых им, а не первая, как говорят, в пределах своего рода. Про бога нель¬зя, собственно, сказать, что он составляет отдаленную причину отдельных вещей, за исключением, пожалуй, того случая, когда такое выражение употребляется для того, чтобы отличить эти вещи от тех, которые он про¬изводит непосредственно или, лучше сказать, которые вытекают из его абсолютной природы. Ибо под отдален¬ной причиной мы понимаем такую, которая никаким образом не связана со своим действием.
Теорема 29. В природе вещей нет ничего слу-чайного, но все определено к существованию и дейст¬вию по известному образу из необходимости божествен¬ной природы,
Схолия. Прежде чем идти далее, я хочу изложить здесь или, лучше сказать, напомнить, что мы должны понимать под natura naturans (природа порождающая) и natura naturata (природа порожденная). Из преды¬дущего, я полагаю, ясно уже, что под natura naturans нам должно понимать то, что существует само в себе и представляется само через себя, иными словами, такие атрибуты субстанции, которые выражают вечную и бесконечную сущность, т. е. (по кор. 1 т. 14 и кор. 2 т. 17) бога, поскольку он рассматривается как свобод¬ная причина. А под natura naturata я понимаю все то, что вытекает из необходимости природы бога, иными словами, каждого из его атрибутов, т. е. все модусы ат¬рибутов бога, поскольку они рассматриваются как вещи, которые существуют в боге, и без бога не могут ни существовать, ни быть представляемы.
Теорема 31. Разум (intellectus), будет ли он в действительности (актуально) конечным или бесконеч¬ным, равно как и воля, желание, любовь и т. д., должны относиться к natura naturata, а не к natura naturans.
Доказательство. Под разумом (умом)—само собой ясно — мы понимаем не абсолютное мышление, но только
357

известный модус его, отличный от других таких же модусов, как, например, желания, любви и т. д. Следо¬вательно, ум должен быть представляем через посред¬ство абсолютного мышления (по опр. 5), т.е. (по т. 15 и опр. 6) через посредство некоторого атрибута бога, выражающего вечную и бесконечную сущность мышле¬ния таким образом, что без этого атрибута он не может ни существовать, ни быть представляем.
Теорема 32. Воля не может быть названа при¬чиной свободной, но только необходимой.
Доказательство. Воля составляет только известный модус мышления, точно так же как и ум: поэтому (по т. 28) каждое отдельное проявление воли может опре¬деляться к существованию и действию только другой причиной, эта — снова другой и так до бесконечно¬сти. .
Королларий 1. Отсюда следует 1), что бог не дей¬ствует по свободе воли.
Королларий 2. Следует 2), что воля и ум относятся к природе бога точно так же, как движение и покой и вообще все естественное, что (по т. 29) к существова¬нию и действию по известному образу должно опреде¬ляться богом.
Теорема 33. Вещи не могли быть произведены
богом никаким другим образом и ни в каком другом по¬
рядке, чем произведены. ?
Схолия 1. Доказав яснее солнечного света, что в вещах нет решительно ничего, почему они могли бы быть названы случайными, я хочу объяснить вкратце, что мы должны понимать под случайным (contingens). Но сначала определим, что такое необходимое и невоз¬можное. Какая-либо вещь называется необходимой или в отношении к своей сущности, или в отношении к своей причине, так как существование вещи необходимо сле¬дует или из сущности и определения ее, или из данной производящей причины. Далее, на тех же самых ос-нованиях какая-либо вещь называется невозможной; именно или потому, что сущность или определение ее заключает в себе противоречие, или потому, что нет никакой определенной внешней причины для произве¬дения такой вещи. Случайной же какая-либо вещь на-
358

зывается единственно по несовершенству нашего зна¬ния. В самом деле, вещь, относительно которой мы не знаем, заключает ли в себе ее сущность противоречие, или о которой хорошо знаем, что она не заключает в себе никакого противоречия, и, однако, не можем ска¬зать ничего верного о ее существовании вследствие того, что для нас скрыт порядок причин, — такая вещь никогда не может иметь для нас значения ни необходи¬мой, ни невозможной, и мы называем ее поэтому слу-чайной или возможной.
Схолия 2. Многие привыкли приписывать богу иную свободу, совершенно отличную от той, кото¬рая представлена нами (опр. 7), а именно абсолютную волю. Так как в вечности нет никакого когда, ни прежде, ни после, то отсюда следует, именно из одного только совершенства бога, что иного чего-либо бог по-становить никогда не может и никогда не мог; иными словами, бог раньше своих постановлений не существо¬вал и без них существовать не может.
ПРИБАВПКНИЕ
Я раскрыл, таким образом, природу бога и его свой¬ства, а именно что он необходимо существует; что он един; что он существует и действует по одной только необходимости своей природы; что он составляет сво¬бодную причину всех вещей и каким образом; что все существует в боге и, таким образом, зависит от него; что без него не может ни существовать, ни быть пред-ставляемо; и наконец, что все предопределено богом, и именно не из свободы воли или абсолютного благоизво-ления, а из абсолютной природы бога, иными словами, бесконечного его могущества.
Все предрассудки, на которые я хочу указать здесь, имеют один источник, именно тот, что люди предпола¬гают вообще, что все естественные вещи действуют так же, как они сами, ради какой-либо цели. Мало того, они считают за известное, что и сам бог все направляет к какой-либо определенной цели (они говорят, что бог все сотворил для человека, человека же — для того, чтобы он чтил его).
359

Все люди родятся не знающими причин вещей, и все они имеют стремление искать полезного для себя, что они и сознают. Первым следствием этого яв¬ляется то, что люди считают себя свободными, так как свои желания и свое стремление они сознают, а о при¬чинах, располагающих их к этому стремлению и жела¬нию, даже и во сне не грезят, ибо не знают их. Второе следствие — то, что люди все делают ради цели, именно ради той пользы, к которой они стремятся. Отсюда вы¬ходит, что они всегда стремятся узнавать только конеч¬ные причины (causae finales) совершившегося и успо¬каиваются, когда им укажут их, не имея, конечно, ни¬какого повода к дальнейшим сомнениям. Если же они не имеют возможности узнать их от другого, то им не остается ничего более, как обратиться к самим себе и посмотреть, какими целями сами они руководствуются обыкновенно в подобных случаях; таким образом, они необходимо по себе судят о другом. Далее, так как они находят в себе и вне себя немало средств, весьма спо¬собствующих осуществлению их пользы, как-то: глаза для зрения, зубы для жевания, растения и животные для питания, солнце для освещения, море для выкарм¬ливания рыб и т. д., то отсюда и произошло, что они смотрят на все естественные вещи как на средства для
• своей пользы. Они знают, что эти средства ими най-дены, а не приготовлены ими самими, и это дает им повод верить, что есть кто-то другой, кто приготовил эти средства для их пользования. В самом деле, взгля¬нув на вещи как на средства, они не могли уже думать, что эти вещи сами себя сделали таковыми. Но по ана¬логии с теми средствами, которые они сами обыкно¬венно приготовляют для себя, они должны были заклю-чить, что есть какой-то или какие-то правители при-роды, одаренные человеческой свободой, которые обо
• всем озаботились для них и все создали для их пользо¬вания. О характере этих правителей, так как они нико¬гда ничего не слыхали о нем, они должны были судить по своему собственному. Вследствие этого они и пред¬положили, что боги все устраивают для пользы людей, дабы люди были к ним привязаны и воздавали им вы¬сочайшие почести. Следствием было то,, что каждый по-
360

своему придумывал различные способы почитания бога, дабы бог любил его больше других и заставил всю при¬роду служить удовлетворению его слепой страсти и не¬насытной жадности. Таким-то образом предрассудок этот обратился в суеверие и пустил в умах людей глу¬бокие корни. Это и было причиной, почему каждый всего более старался понять и объяснить конечные при¬чины всех вещей. Но, стремясь доказать, что природа ничего не делает напрасно (т. е. что не служило бы в пользу людей), доказали, кажется, только то, что при¬рода и боги сумасбродствуют не менее людей. Посмот¬рите, прошу вас, до чего, наконец, дошло! Среди столь¬ких удобств природы должны были найти также немало и неудобств, каковы бури, землетрясения, болезни и т. д., и предположили, что это случилось потому, что боги были разгневаны нанесенными им от людей оби¬дами или погрешностями, допущенными в их почита¬нии. И хотя опыт ежедневно заявлял против этого и по¬казывал в бесчисленных примерах, что польза и вред выпадают без разбора как на долю благочестивых, так и на долю нечестивых, однако же от укоренившегося предрассудка не отстали. Приняли за истину, что решения богов далеко превосходят человеческую спо¬собность понимания, и это, конечно, было бы единст¬венной причиной, почему истина навеки оставалась бы скрытой для человеческого рода, если бы только мате¬матика, имеющая дело не с целями, а лишь с сущно¬стью и свойствами фигур, не показала людям иного мерила истйшы. Кроме математики можно указать так¬же и другие причины (перечислять которые будет здесь излишним), которые могли заставить людей от-крыть глаза на эти общие предрассудки и привести их к истинному познанию вещей.
Природа не предназначает для себя никаких це¬лей, и все конечные причины составляют только человеческие вымыслы. Означенное учение о цели совершенно извращает природу. На то, что на самом деле составляет причину, оно смотрит как на действие, и наоборот; далее, то, что по природе предшествует, оно делает последующим и, наконец, то, что состав¬ляет высочайшее и совершеннейшее, оно делает самым
361

несовершенным. Нельзя пройти здесь молчанием также и того, что сторонники этого учения, желавшие похвастаться своим умом в указании целей вещей, изо¬брели для оправдания означенного своего учения новый способ доказательства, именно приведение не к невоз¬можному, а к незнанию; а это показывает, что для

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн