Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

именно: есть бог, или существо, которое все сделало, всем в высшей степени мудро управляет и все поддерживает, которое весьма много заботится о людях, именно о тех, которые живут благочестиво и честно, остальных же подвергает многим
403

наказаниям и отделяет от добрых. И Писание доказывает это только опытом, т. е. теми историями, которые оно рассказы-вает; и оно не дает никаких определений этих вещей, но все слова и рассуждения приспособляет к пониманию простого народа. Из только что показанного весьма ясно следует, что знание исторических рассказов и вера в них весьма необ-ходимы толпе, способность которой к ясному и отчетливому пониманию вещей незначительна (стр. 83, 84).
[Из гл. VI]. Необыкновенные дела природы толпа называет чудесами, или делами бога, и она отчасти из набожности, от¬части из желания противоречия тем, кто разрабатывает естест¬венные науки, не желает знать о естественных причинах вещей и жаждет слышать только о том, в чем она больше всего не¬сведуща и чему вследствие этого больше всего удивляется; а это происходит оттого, что она может почитать бога и отно¬сить все к его господству и воле не на ином каком основании, как только устраняя естественные причины и представляя себе вещи вне порядка природы, и потому, что она удивляется бо¬лее мощи божьей, только пока представляет себе мощь приро¬ды, как бы покоренной богом. Чего только не припишет себе глупость толпы, не имеющей никакого здравого понятия ни о природе, ни о боге, смешивающей решения бога с реше¬ниями людей и, наконец, воображающей природу до того огра-ниченной, что думает, будто человек составляет самую главную ее часть!
Я покажу: 1) что ничто не совершается вопреки при-роде, но что она сохраняет вечный, прочный и неизменный порядок и заодно что должно разуметь под чудом; 2) что мы из чудес не можем познать ни сущности, ни существования, а следовательно, ни промысла божьего, но что все это гораздо лучше понимается из прочного и неизменного порядка природы; 3) на нескольких примерах из Писания покажу, что Писание под решениями и велениями бога, а следовательно, и под1 про-мыслом разумеет не что иное, как самый порядок природы, необходимо вытекающий из ее вечных законов. (Здесь я ра¬зумею под природой не одну материю и ее состояния, но кроме материи и иное бесконечное) (стр. 88, 89).
Чудо, будет ли оно противо- или сверхъестественно, есть чистый абсурд (стр. 94).
[Из гл. XI]. Оттого, что апостолы создавали религию на разных основаниях, произошли многие споры и ереси, которые уже со времен апостольских непрестанно терзали церковь и, конечно, будут вечно терзать, пока наконец религия когда-ни¬будь не отделится от философских умозрений и не сведется к очень немногим и самым простым догматам, каким Христос научил своих учеников (стр. 169).
[Из гл. XIV]. Между верой, или богословием, и философией нет никакой связи или никакого родства; этого никто не может не увидеть, кто узнал и цель, и основания этих двух сил, раз¬личающихся, конечно, во всех смыслах. Ведь• цель философии есть только истина, вера же, как мы обстоятельно показали,
404

только повиновение и благочестие. Затем, основания философии суть общие понятия, и сама она должна заимствоваться только из природы; основания же веры суть история и язык, а заим¬ствовать ее должно только из Писания и откровения (стр. 192).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ!
§ 4. Итак, мысленно обращаясь к политике, я не имел в виду высказать что-либо новое или неслыханное, но лишь доказать верными и неоспоримыми доводами или вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой. И для того чтобы относящееся к этой науке исследовать с тою же свободой духа, с какой мы отно¬симся обыкновенно к предметам математики, я постоянно ста¬рался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать. И потому я рассматривал челове¬ческие аффекты, как-то: любовь, ненависть, гнев, зависть, често¬любие, сострадание и прочие движения души — не как пороки человеческой природы, а как свойства, присущие ей так же, как природе воздуха свойственны тепло, холод, непогода, гром и все прочее в том же роде .
§ 7. И наконец, так как все люди — как варвары, так и ци¬вилизованные — повсюду находятся в общении и образуют некоторое гражданское состояние, то ясно, что причин и естест¬венных основ государства следует искать не в указаниях ра¬зума, но выводить из общей природы или строя людей. Это я и решил сделать в следующей главе.
ГЛАВА ?
О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРАВЕ
§ 4. Итак, под правом природы я понимаю законы или пра¬вила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь при¬роды. И потому естественное право всей природы и, следова¬тельно, каждого индивидуума простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь. Значит, все то, что каждый че¬ловек совершает по законам своей природы, он совершает по высшему праву природы и имеет в отношении природы столько права, какой мощью обладает.
§ 5. Если бы с человеческой природой дело обстояло таким образом, что люди жили бы по предписанию разума и не укло¬нялись бы в сторону, то право природы, поскольку оно рас¬сматривается как свойственное человеческому роду, определя¬лось бы одной мощью разума. Но люди скорее следуют руно-
405

водству слепого желания, чем разума; и потому естественная мощь, или право людей, должна определяться не разумом, но тем влечением, которое определяет их к действию и которым они стремятся сохранить себя. Я признаю, конечно, что те же¬лания, которые возникают не из разума, суть не столько дея¬тельные состояния человека, сколько страдательные. Но так как мы говорим здесь о совокупной мощи природы, или праве, то с этой точки зрения мы не можем признать никакой разницы между желаниями, возникающими из разума, и желаниями, воз¬никающими из других причин; ибо как те, так и другие суть действия природы и выражают ту естественную силу, которой человек стремится утвердиться в своем бытии. Ведь человек — мудр ли он или невежествен — есть часть природы, и все то, чем каждый определяется к действию, должно быть отнесено к мощи природы, поскольку именно она может быть опреде-лена природой того или другого человека. Ибо человек — все равно, руководствуется ли он разумом или одним только жела¬нием, — действует исключительно лишь по законам и прави¬лам природы, т. е. (согласно § 4 наст, гл.) по естественному праву.
§ 6. Большинство же убеждено в том, что невежды скорее нарушают порядок природы, чем ему следуют, и что люди в природе являются как бы государством в государстве. Ибо, по их мнению, дух не создается какими-либо естественными причинами, но творится непосредственно богом и настолько независим от остальных вещей, что имеет абсолютную власть самоопределения и надлежащего пользования разумом. Но опыт с полной убедительностью учит нас тому, что не более в нашей власти иметь здоровый дух, чем здоровое тело.
§ 8. Итак, мы заключаем, что не во власти каждого чело-века всегда пользоваться своим разумом и быть на самой вер¬шине человеческой свободы; и однако же, каждый стремится, поскольку это зависит от него, сохранить свое бытие, и чего бы каждый — все равно мудрец ли он или невежда — ни доби¬вался и ни делал, он добивается и делает по высшему праву природы (ибо каждый человек имеет столько права, сколько мощи). Отсюда следует, что право, или строй природы, под ко¬торым все люди рождаются и большею частью живут, не за¬прещает ничего, кроме того, чего никто не хочет и никто не может: ни распрей, ни ненависти, ни гнева, ни хитростей, и ни одно влечение не идет вразрез с ним. И не удивительно. Ведь природа подчинена не законам человеческого разума, которые имеют в виду лишь сохранение и истинную пользу людей, но бесконечному числу других, сообразующихся с вечным поряд¬ком всей природы (человек есть ее частица), одной необхо¬димостью которого все индивидуумы определяются известным образом к существованию и действованию. Поэтому если нам что-либо в природе представляется смешным, нелепым или дурным, то это происходит оттого, что мы знаем вещи лишь отчасти и остаемся по большей части в неведении относительно порядка и связи всей природы, и оттого, что нам хочется, что-
406

бы все направлялось по предписанию нашего разума; в то время как то, что разум объявляет злом, есть зло не в отноше¬нии порядка и законов всеобщей природы, но лишь в отноше¬нии законов одной нашей природы (стр. 285—294).
ГЛАВА III О ПРАВЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
§ 7. Здесь, во-первых, нужно принять во внимание, что как в естественном состоянии наиболее мощным и наиболее своенравным будет тот человек, который руководится разумом, так и то государство будет наиболее мощным и наиболее свое¬нравным, которое зиждется на разуме и направляется им. Ибо право государства определяется мощью народа, руководимого как бы единым духом. Но такое единение душ может быть мыслимо только в том случае, если государство будет более всего стремиться к тому, что здравый разум признает полезным для всех людей (стр. 299, 302).
ГЛАВА V О НАИЛУЧШЕМ СОСТОЯНИИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
§ 2. Каково же наилучшее состояние каждой формы вер¬ховной власти, легко познается из цели гражданского состоя¬ния: она есть не что иное, как мир и безопасность жизни. И по¬тому та верховная власть является наилучшей, при которой люди проводят жизнь в согласии и когда ее права блюдутся нерушимо. Ибо несомненно, что восстания, войны, презрение или нарушение законов следует приписывать не столько злоб¬ности подданных, сколько дурному состоянию верховной власти. Ибо люди не рождаются гражданами, но становятся.
§ 5. Когда мы говорим, что та верховная власть является
наилучшей, при которой люди проводят жизнь согласно, то
разумеем жизнь человеческую, которая определяется не только
кровообращением и другими функциями, свойственными всем
животным, но преимущественно разумом, истинной доброде¬
телью и жизнью духа. » \
ГЛАВА VI \ О МОНАРХИИ
§ 1. Люди, как мы сказали, более руководствуются аффек¬том, нежели разумом. Отсюда следует, что по естественному ходу вещей люди приходят к согласию и желают быть руко¬водимыми как бы единым духом вследствие руководства не разума, но какого-нибудь общего аффекта, будет ли это об¬щая надежда, или страх, или желание отомстить за общую обиду. Но так как страх одиночества присущ всем людям, ибо в одиночестве никто не обладает силами, достаточными для
407

самозащиты и для снискания всего необходимого к жизни, то люди, следовательно, по природе стремятся к гражданскому состоянию и не может случиться, чтобы люди когда-нибудь совершенно из него вышли (стр. 311—314).
ВИШОВАТЫЙ
Анджей Вишоватый (1608—1678) — польский философ и теолог,

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн