именно: есть бог, или существо, которое все сделало, всем в высшей степени мудро управляет и все поддерживает, которое весьма много заботится о людях, именно о тех, которые живут благочестиво и честно, остальных же подвергает многим
403
наказаниям и отделяет от добрых. И Писание доказывает это только опытом, т. е. теми историями, которые оно рассказы-вает; и оно не дает никаких определений этих вещей, но все слова и рассуждения приспособляет к пониманию простого народа. Из только что показанного весьма ясно следует, что знание исторических рассказов и вера в них весьма необ-ходимы толпе, способность которой к ясному и отчетливому пониманию вещей незначительна (стр. 83, 84).
[Из гл. VI]. Необыкновенные дела природы толпа называет чудесами, или делами бога, и она отчасти из набожности, от¬части из желания противоречия тем, кто разрабатывает естест¬венные науки, не желает знать о естественных причинах вещей и жаждет слышать только о том, в чем она больше всего не¬сведуща и чему вследствие этого больше всего удивляется; а это происходит оттого, что она может почитать бога и отно¬сить все к его господству и воле не на ином каком основании, как только устраняя естественные причины и представляя себе вещи вне порядка природы, и потому, что она удивляется бо¬лее мощи божьей, только пока представляет себе мощь приро¬ды, как бы покоренной богом. Чего только не припишет себе глупость толпы, не имеющей никакого здравого понятия ни о природе, ни о боге, смешивающей решения бога с реше¬ниями людей и, наконец, воображающей природу до того огра-ниченной, что думает, будто человек составляет самую главную ее часть!
Я покажу: 1) что ничто не совершается вопреки при-роде, но что она сохраняет вечный, прочный и неизменный порядок и заодно что должно разуметь под чудом; 2) что мы из чудес не можем познать ни сущности, ни существования, а следовательно, ни промысла божьего, но что все это гораздо лучше понимается из прочного и неизменного порядка природы; 3) на нескольких примерах из Писания покажу, что Писание под решениями и велениями бога, а следовательно, и под1 про-мыслом разумеет не что иное, как самый порядок природы, необходимо вытекающий из ее вечных законов. (Здесь я ра¬зумею под природой не одну материю и ее состояния, но кроме материи и иное бесконечное) (стр. 88, 89).
Чудо, будет ли оно противо- или сверхъестественно, есть чистый абсурд (стр. 94).
[Из гл. XI]. Оттого, что апостолы создавали религию на разных основаниях, произошли многие споры и ереси, которые уже со времен апостольских непрестанно терзали церковь и, конечно, будут вечно терзать, пока наконец религия когда-ни¬будь не отделится от философских умозрений и не сведется к очень немногим и самым простым догматам, каким Христос научил своих учеников (стр. 169).
[Из гл. XIV]. Между верой, или богословием, и философией нет никакой связи или никакого родства; этого никто не может не увидеть, кто узнал и цель, и основания этих двух сил, раз¬личающихся, конечно, во всех смыслах. Ведь• цель философии есть только истина, вера же, как мы обстоятельно показали,
404
только повиновение и благочестие. Затем, основания философии суть общие понятия, и сама она должна заимствоваться только из природы; основания же веры суть история и язык, а заим¬ствовать ее должно только из Писания и откровения (стр. 192).
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ!
§ 4. Итак, мысленно обращаясь к политике, я не имел в виду высказать что-либо новое или неслыханное, но лишь доказать верными и неоспоримыми доводами или вывести из самого строя человеческой природы то, что наилучшим образом согласуется с практикой. И для того чтобы относящееся к этой науке исследовать с тою же свободой духа, с какой мы отно¬симся обыкновенно к предметам математики, я постоянно ста¬рался не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими и не клясть их, а понимать. И потому я рассматривал челове¬ческие аффекты, как-то: любовь, ненависть, гнев, зависть, често¬любие, сострадание и прочие движения души — не как пороки человеческой природы, а как свойства, присущие ей так же, как природе воздуха свойственны тепло, холод, непогода, гром и все прочее в том же роде .
§ 7. И наконец, так как все люди — как варвары, так и ци¬вилизованные — повсюду находятся в общении и образуют некоторое гражданское состояние, то ясно, что причин и естест¬венных основ государства следует искать не в указаниях ра¬зума, но выводить из общей природы или строя людей. Это я и решил сделать в следующей главе.
ГЛАВА ?
О ЕСТЕСТВЕННОМ ПРАВЕ
§ 4. Итак, под правом природы я понимаю законы или пра¬вила, согласно которым все совершается, т. е. самую мощь при¬роды. И потому естественное право всей природы и, следова¬тельно, каждого индивидуума простирается столь далеко, сколь далеко простирается их мощь. Значит, все то, что каждый че¬ловек совершает по законам своей природы, он совершает по высшему праву природы и имеет в отношении природы столько права, какой мощью обладает.
§ 5. Если бы с человеческой природой дело обстояло таким образом, что люди жили бы по предписанию разума и не укло¬нялись бы в сторону, то право природы, поскольку оно рас¬сматривается как свойственное человеческому роду, определя¬лось бы одной мощью разума. Но люди скорее следуют руно-
405
водству слепого желания, чем разума; и потому естественная мощь, или право людей, должна определяться не разумом, но тем влечением, которое определяет их к действию и которым они стремятся сохранить себя. Я признаю, конечно, что те же¬лания, которые возникают не из разума, суть не столько дея¬тельные состояния человека, сколько страдательные. Но так как мы говорим здесь о совокупной мощи природы, или праве, то с этой точки зрения мы не можем признать никакой разницы между желаниями, возникающими из разума, и желаниями, воз¬никающими из других причин; ибо как те, так и другие суть действия природы и выражают ту естественную силу, которой человек стремится утвердиться в своем бытии. Ведь человек — мудр ли он или невежествен — есть часть природы, и все то, чем каждый определяется к действию, должно быть отнесено к мощи природы, поскольку именно она может быть опреде-лена природой того или другого человека. Ибо человек — все равно, руководствуется ли он разумом или одним только жела¬нием, — действует исключительно лишь по законам и прави¬лам природы, т. е. (согласно § 4 наст, гл.) по естественному праву.
§ 6. Большинство же убеждено в том, что невежды скорее нарушают порядок природы, чем ему следуют, и что люди в природе являются как бы государством в государстве. Ибо, по их мнению, дух не создается какими-либо естественными причинами, но творится непосредственно богом и настолько независим от остальных вещей, что имеет абсолютную власть самоопределения и надлежащего пользования разумом. Но опыт с полной убедительностью учит нас тому, что не более в нашей власти иметь здоровый дух, чем здоровое тело.
§ 8. Итак, мы заключаем, что не во власти каждого чело-века всегда пользоваться своим разумом и быть на самой вер¬шине человеческой свободы; и однако же, каждый стремится, поскольку это зависит от него, сохранить свое бытие, и чего бы каждый — все равно мудрец ли он или невежда — ни доби¬вался и ни делал, он добивается и делает по высшему праву природы (ибо каждый человек имеет столько права, сколько мощи). Отсюда следует, что право, или строй природы, под ко¬торым все люди рождаются и большею частью живут, не за¬прещает ничего, кроме того, чего никто не хочет и никто не может: ни распрей, ни ненависти, ни гнева, ни хитростей, и ни одно влечение не идет вразрез с ним. И не удивительно. Ведь природа подчинена не законам человеческого разума, которые имеют в виду лишь сохранение и истинную пользу людей, но бесконечному числу других, сообразующихся с вечным поряд¬ком всей природы (человек есть ее частица), одной необхо¬димостью которого все индивидуумы определяются известным образом к существованию и действованию. Поэтому если нам что-либо в природе представляется смешным, нелепым или дурным, то это происходит оттого, что мы знаем вещи лишь отчасти и остаемся по большей части в неведении относительно порядка и связи всей природы, и оттого, что нам хочется, что-
406
бы все направлялось по предписанию нашего разума; в то время как то, что разум объявляет злом, есть зло не в отноше¬нии порядка и законов всеобщей природы, но лишь в отноше¬нии законов одной нашей природы (стр. 285—294).
ГЛАВА III О ПРАВЕ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
§ 7. Здесь, во-первых, нужно принять во внимание, что как в естественном состоянии наиболее мощным и наиболее своенравным будет тот человек, который руководится разумом, так и то государство будет наиболее мощным и наиболее свое¬нравным, которое зиждется на разуме и направляется им. Ибо право государства определяется мощью народа, руководимого как бы единым духом. Но такое единение душ может быть мыслимо только в том случае, если государство будет более всего стремиться к тому, что здравый разум признает полезным для всех людей (стр. 299, 302).
ГЛАВА V О НАИЛУЧШЕМ СОСТОЯНИИ ВЕРХОВНОЙ ВЛАСТИ
§ 2. Каково же наилучшее состояние каждой формы вер¬ховной власти, легко познается из цели гражданского состоя¬ния: она есть не что иное, как мир и безопасность жизни. И по¬тому та верховная власть является наилучшей, при которой люди проводят жизнь в согласии и когда ее права блюдутся нерушимо. Ибо несомненно, что восстания, войны, презрение или нарушение законов следует приписывать не столько злоб¬ности подданных, сколько дурному состоянию верховной власти. Ибо люди не рождаются гражданами, но становятся.
§ 5. Когда мы говорим, что та верховная власть является
наилучшей, при которой люди проводят жизнь согласно, то
разумеем жизнь человеческую, которая определяется не только
кровообращением и другими функциями, свойственными всем
животным, но преимущественно разумом, истинной доброде¬
телью и жизнью духа. » \
ГЛАВА VI \ О МОНАРХИИ
§ 1. Люди, как мы сказали, более руководствуются аффек¬том, нежели разумом. Отсюда следует, что по естественному ходу вещей люди приходят к согласию и желают быть руко¬водимыми как бы единым духом вследствие руководства не разума, но какого-нибудь общего аффекта, будет ли это об¬щая надежда, или страх, или желание отомстить за общую обиду. Но так как страх одиночества присущ всем людям, ибо в одиночестве никто не обладает силами, достаточными для
407
самозащиты и для снискания всего необходимого к жизни, то люди, следовательно, по природе стремятся к гражданскому состоянию и не может случиться, чтобы люди когда-нибудь совершенно из него вышли (стр. 311—314).
ВИШОВАТЫЙ
Анджей Вишоватый (1608—1678) — польский философ и теолог,