Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

Подбор фрагментов сделан И. С. Нар-ским.
приобретает уверенность через неколебимый авторитет, как, например, в делах божеских — через бесспорное свидетель¬ство бога, то вера будет сильнее. Так, через веру мы пони¬маем, что мир сотворен словом божьим; так, мы верим, что некоторые чудеса вызваны силой божьей; так, мы верим в повествование об Иисусе Христе, хотя сами всего этого не видели. Но вере должно сопутствовать видение духовное или понимание, иначе это будет не вера, но слепое легковерие. И далее, хотя бы такая вера, когда веришь в то, чего не ви¬дел, и была хорошей, однако не хороша та вера, по которой не веришь в видимое тобой как существующее. А такую как раз веру силятся навязать нам те, которые велят нам верить, будто совершенно истинно то, что, как мы показали, очевидно противоречиво, а потому противно истине, а противополож¬ность чему, как мы видели, истинна. Например, хотя люди не только при помощи зрения, но также и обоняния и вкуса удостоверяются на основе собственных восприятий в том, что в святой евхаристии есть хлеб и вино, те, однако, пытаются убедить этих людей в необходимости уверовать в то, что нет там ни хлеба, ни вина3 (стр. 185—189).

локк
Джон Локк (1632—1704) — великий английский философ и политический деятель. Родился в семье судейского чиновника. Учился в Оксфордском университете и по окончании его не¬которое время преподавал там. Б 1667 г. поступил на службу к лорду Эшли (графу Шефтсбери), видному политическому деятелю Англии той эпохи, виднейшему лидеру противников режима реставрации^ Локк стал непосредственным участником политической жизни и борьбы против феодального абсолю¬тизма в Англии, занимал некоторое время административные должности. Б процессе этой борьбы неоднократно был вынуж¬ден покидать Англию, эмигрируя на континент (во Францию и Нидерланды). Не прекращая все это время научной дея¬тельности в качестве естествоиспытателя и философа, Локк становится наиболее видным политическим идеологом партии вигов. Вскоре после «славной революции» 1688 г., когда анг¬лийским королем стал нидерландский штатгальтер Вильгельм Оранский, Локк возвращается в Англию и выпускает здесь один за другим свои философские и политические труды, раз¬работанные им ранее (все они написаны по-английски). Ьаж-нейший из них — знаменитый и обширный «Опыт о чело ее-ческом разуме», появившийся в Лондоне в 1690 г. (автор ра¬ботал над ним в общей сложности около 20 лет). Примерно одновременно были опубликованы «Письма о веротерпимости», «Трактаты о государственном правлении», а затем и ряд дру¬гих произведений. Большое философское значение для этой эпохи имела полемика Локка с епископом Стиллингфлитом,
412

ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ *
КНИГА ПЕРВАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ВВЕДЕНИЕ
1. Разум, подобно глазу, дает нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспри¬нимая сам себя: необходимо искусство и труд, чтобы поставить его «а некотором отдалении и сделать его своим собственным объектом, t…]
3. Метод. Во-первых, я исследую происхождение тех идей, или понятий (или как вам будет угодно на-звать их), которые человек замечает и сознает нали-чествующими в своей душе, а затем те пути, через которые разум получает их.
Во-вторых, я постараюсь показать, к какому позна¬нию приходит разум через эти идеи, а также показать достоверность, очевидность и объем этого познания.
В-третьих, я исследую природу и основания веры или мнения. Под этим я разумею наше согласие с ка¬ким-нибудь предложением, как с истинным, хотя отно-сительно его истинности мы не имеем достоверного
413

знания; здесь же мы будем иметь случай исследовать основания и степени согласия (I, стр. 71—72).
8. Что означает слово «идея» ‘. Так как этот тер¬мин, на мой взгляд, лучше других обозначает все, что является объектом мышления человека, то я употреблял его для выражения того, что подразумевают под сло¬вами «воображаемое», «понятие», «вид», или того, чем может быть занята душа во время мышления.
ГЛАВА ВТОРАЯ В ДУШЕ НЕТ ВРОЖДЕННЫХ ПРИНЦИПОВ
1. Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врождено. — Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некоторые врожденные принципы, некоторые первичные понятия, coinai ennoiai, так ска¬зать запечатленные в сознании знаки, которые душа по¬лучает при самом начале своего бытия и приносит с со¬бою на свет. Чтобы убедить непредубежденных читате¬лей в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных запечатлений могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. Ибо, я думаю, все согласятся охотно, что дерзко предполагать врож¬денными идеи цветов в существе, которому бог дал зрение и способность воспринимать цвета при помощи глаз от внешних вещей. Не менее безрассудно считать некоторые истины природными отпечатками и врожден¬ными знаками, ибо ведь мы видим в себе способность прийти к такому же легкому и достоверному познанию их и без того, чтобы они были первоначально запечат¬лены в душе (что я и надеюсь показать в последующих разделах этого сочинения).
2. Общее согласие как главный довод. — Ничто не пользуется таким общим признанием, как то, что есть некоторые принципы, как умозрительные, так и прак¬тические (ибо речь ведут и о тех, и о других), с кото¬рыми согласны все люди. Отсюда защитники приведен¬ного взгляда заключают, что эти принципы необходимо
414

должны быть постоянными отпечатками, которые души людей получают при начале своего бытия и приносят с собой на свет столь же необходимо и реально, как и все свои другие присущие им способности.
3. Общее согласие вовсе не доказывает врожден-ности. — Довод со ссылкой на всеобщее согласие зак¬лючает в себе тот изъян, что, будь даже в самом деле верно, что существует несколько признаваемых всем человечеством истин, он все-таки не доказывал бы врожденности этих истин, если бы удалось показать, что имеется другой путь, каким люди приходят ко все¬общему согласию относительно вещей, о которых они сходятся во взглядах, а я предполагаю, что это пока¬зать возможно.
4. Положения «Что есть, то есть» и «Невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была» 2 не поль¬зуются всеобщим признанием. — Но, что гораздо хуже, довод со ссылкой на всеобщее согласие, которым поль¬зуются для доказательства существования врожденных принципов, мне кажется, скорее доказывает, что их нет: ибо нет принципов, которые бы пользовались при¬знанием всего человечества.
5. Эти положения не запечатлены в душе от при¬роды, ибо они неизвестны детям, идиотам и другим лю¬дям. — Ибо, во-первых, очевидно, что дети и идиоты не имеют ни малейшего понятия или помышления о них. А этого пробела достаточно, чтобы расстроить всеобщее согласие, которое должно непременно сопутствовать всем врожденным истинам; мне кажется чуть ли не противоречием утверждение, будто есть запечатленные в душе истины, которых душа не осознает или не по¬нимает, так как запечатлевать, если это что-нибудь зна¬чит, есть не что ,иное, как способствовать тому, чтобы некоторые истины были осознаны 3.
11. Кто даст себе труд хоть сколько-нибудь внима¬тельно вдуматься в деятельность сил разума, найдет, что быстрое согласие разума с некоторыми истинами зависит не от прирожденного запечатления и не от рас¬суждения, а от способности разума, совершенно отлич¬ной от того и другого, как мы увидим позже. Следо¬вательно, рассуждение не имеет никакого отношения
415

к нашему согласию с этими принципами. И если сло¬вами: «Люди знают и признают эти истины, когда на¬чинают рассуждать» — хотят сказать,• что рассуждение помогает нам в познании этих положений, то это со¬вершенно ложно; да и будь оно даже верно, оно не доказывало бы врожденности этих положений (I, стр. 75—80).
15. Шаги, которыми разум доходит до различных истин. — Ощущения сперва вводят единичные идеи и заполняют ими еще пустое место; и по мере того, как разум постепенно осваивается с некоторыми из них, они помещаются в памяти вместе с данными им име¬нами. Затем, подвигаясь вперед, разум абстрагирует их и постепенно научается употреблению общих имен. Так разум наделяется идеями и словами, материалом для упражнения своей способности рассуждения. С уве-личением материала, дающего разуму работу, примене¬ние его с каждым днем становится все более и более заметным. Но, хотя запас общих идей и растет обыкно¬венно вместе с употреблением общих имен и рассуж¬дающей деятельностью, все-таки я не вижу, как это может доказать их врожденность (I, стр. 82).
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДАЛЬНЕЙШИЕ СООБРАЖЕНИЯ О ВРОЖДЕННЫХ ПРИНЦИПАХ, КАК УМОЗРИТЕЛЬНЫХ, ТАК И ПРАКТИЧЕСКИХ
8. Идея бога не врождена. — Если какую-нибудь идею можно представить себе врожденной, то идея бога более всего, по многим причинам, может считаться та¬кой. Ибо трудно понять, как могут быть врожденными нравственные принципы без врожденной идеи боже¬ства: без понятия о законодателе нельзя иметь понятия о законе и об обязательности его соблюдения.
9. Но если бы даже все человечество повсюду имело понятие о боге (хотя история говорит нам о против¬ном), отсюда не следовало бы, что идея его врождена. Ибо, если бы даже нельзя было найти народа без имени бога и скудных, смутных представлений о нем, это так же мало доказывало бы, что они природные запечатле-ния в душе, как мало доказывают врожденность идей обозначающие их слова «огонь» или «солнце», «жар»
416

или «число» на том основании, что имена этих вещей и их идеи являются в человечестве столь общеприня¬тыми и общеизвестными. С другой стороны, недоста¬ток такого имени или отсутствие в человеческой душе такого понятия так же мало является доводом против бытия божьего, как мало может служить доказательст¬вом того, что в мире нет магнита, то обстоятельство, что большая часть человечества не имеет ни понятия о подобной вещи, ни имени для нее (I, стр. 113—115). 25. Откуда мнение о врожденных принципах. — Когда люди нашли несколько общих предложений, в ко¬торых не могли сомневаться сразу, как только их по¬няли, это, на мой взгляд, прямо и легко вело к заклю¬чению, что они врождены. Будучи однажды принято, это избавило ленивого от труда искать и останови¬ло сомневающегося в его исследованиях, касающихся всего, что было однажды названо врожденным. А для домогавшихся роли ученых и учителей было немалой выгодой установить в качестве принципа принципов то положение, что нельзя подвергать сомнению принципы, ибо, установив раз принцип, что есть врожденные прин¬ципы, они поставили своих последователей в необходи¬мость принять некоторые учения как такие принципы, освобождая их от пользования собственным разумом и способностью суждения

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн