и заставляя их принимать все на веру и на слово, без дальнейшего исследования. При такой слепой доверчивости легче было ими управ¬лять и сделать их полезными для тех, у кого было уме¬ние и кто имел задачу наставлять их и руководить ими. Обладать авторитетом диктатора принципов и настав¬ника неоспоримых истин и заставлять других на веру принимать за врожденный принцип все, что может слу¬жить целям учителя, — это немалая власть человека над человеком (I, стр. 126).
КНИГА ВТОРАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ ОБ ИДЕЯХ ВООБЩЕ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ
1. Идея есть объект мышления. — Так как каждый чело¬век сознает то, что он мыслит, и так как находящиеся в уме идеи есть то, чем занят ум во время мышления, то несом-
14 Антология, т. 2 417
ненно, что люди имеют в своем уме различные идеи, как, например, выражаемые словами «белизна», «твердость», «сла¬дость», «мышление», «движение», «человек», «слон», «войско», «опьянение» и др. Прежде всего, стало быть, нужно исследо¬вать, как человек приходит к идеям.
2. Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. — Предположим, что душа есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но каким же образом она получает их? Откуда она приобретает тот обширный запас, который дея¬тельное и беспредельное человеческое воображение разрисо¬вало с почти бесконечным разнообразием? Откуда получает она весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит. Наше наблю¬дение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, доставляет нашему разуму весь материал мышления. Вот два источника знания, откуда происходят все идеи, которые мы имеем или естественным образом можем иметь.
3. Объект ощущения есть один источник идей. — Во-пер-вых, наши чувства, будучи обращены к отдельным чувст-венно воспринимаемым предметам, доставляют уму’ разные отличные друг от друга восприятия вещей в соответствии с разнообразными путями, которыми эти предметы действу¬ют на них. Таким образом мы получаем идеи желтого, бело¬го, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого и все те идеи, которые мы называем чувственными каче-ствами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что от внешних предметов они доставляют уму то, что вызывает в нем эти восприятия. Этот богатый источ¬ник большинства наших идей, зависящих всецело от наших чувств и через них входящих в разум, я и называю «ощуще¬нием».
4. Деятельность нашего ума — другой их источник. — Во-вторых, другой источник, из которого опыт снабжает разум идеями, есть внутреннее восприятие деятельности нашего ума, когда он занимается приобретенными им идеями. Когда ум начинает размышлять и рассматривать эту деятельность, они доставляют нашему разуму идеи другого рода, которые мы не могли бы получить от внешних вещей. Таковы восприятие, мышление, сомнение, вера, рассуждение, познание, желание И вся многообразная деятельность нашего ума. Когда мы со¬знаем и замечаем их в себе, то получаем от них в своем ра¬зуме такие же отличные друг от друга идеи, как и те, кото¬рые мы приобретаем от тел, действующих на наши чувства; Этот источник идей каждый человек целиком имеет внутри себя, и хотя этот источник не есть чувство, поскольку не име¬ет никакого дела с внешними предметами, тем не менее он очень сходен с ним и может быть довольно точно назван «внутренним чувством». Но, называя первый источник «ощу-
418
щением», я называю второй «рефлексией», потому что он доставляет только такие идеи, которые приобретаются умом при помощи рефлексии о своей собственной деятельности вну¬три себя4 (I, стр. 128—129).
23. Если спросят, когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд, будет: «Когда он впервые получает ощущение». Так как в душе не бывает признака идей до доставления их чувствами, то я понимаю, что идеи в разуме одновременны с ощущением, т. е. с таким впечатле¬нием или движением в какой-нибудь части нашего тела, ко¬торое производит в разуме некоторое восприятие. Этими-то впечатлениями, произведенными на наши чувства внешними объектами, впервые, кажется, занимается душа в деятель¬ности, называемой нами «восприятием, воспоминанием, раз¬мышлением, рассуждением» и т. д.
ГЛАВА ВТОРАЯ О ПРОСТЫХ ИДЕЯХ
1. Несложные представления. — Чтобы лучше понять при¬роду, характер и какова область нашего знания, нужно обра¬тить серьезное внимание на одно обстоятельство, касающееся наших идей, — на то, что в их числе одни — простые, а дру¬гие — сложные5.
Холод и твердость, которые человек ощущает в куске льда, — такие же отличные друг от друга идеи в уме, как запах и белизна лилии или вкус сахара и запах розы. Для человека ничто не может быть очевиднее ясного и отличного от других восприятия таких простых идей. Каждая такая идея, будучи сама по себе несложной, содержит в себе только однообразное представление или восприятие в уме, не распа¬дающееся на различные идеи (I, стр. 140—142).
ГЛАВА ШЕСТАЯ О ПРОСТЫХ ИДЕЯХ РЕФЛЕКСИИ
1. Простые идеи рефлексии — это действия ума в отноше¬нии его других идей. — Получая извне упомянутые в преды¬дущих главах идеи, душа, обращая свой взор вовнутрь, на себя, и наблюдая свои действия в отношении своих идей, по¬лучает отсюда другие идеи, которые так же способны быть объектами ее созерцания, как и идеи, воспринимаемые от внешних вещей,
2. Идею восприятия и идею воли мы получаем от рефлек¬сии. — Два главных вида деятельности души, которые чаще всего исследуются и настолько часто встречаются, что каж¬дый, кто желает, может заметить их в себе самом, — это вос¬приятие или мышление и желание или хотение. Сила мыш¬ления называется «разумом», а сила желания называется
14»
419
«волею»; обе эти силы ума именуются «способностями». О не¬которых модусах (видах) этих простых идей рефлексии, ка¬ковы вспоминание, различение, рассуждение, суждение, по-знавание, вера и т. д., я буду иметь случай говорить позже (I, стр. 149).
ГЛАВА ВОСЬМАЯ ДАЛЬНЕЙШИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О НАШИХ ПРОСТЫХ ИДЕЯХ
8. Все, что ум замечает в себе и что есть непосредст-венный объект восприятия, мышления или понимания, я на-зываю «идеею»; способность, вызывающую в нашем уме ка-кую-нибудь идею, я называю «качеством» предмета, в котором эта способность находится. Так, снежный ком способен по¬рождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю «качествами», а поскольку они суть ощущения или восприятия в нашем разуме, я называю их «идеями». Если я говорю иногда об идеях, как бы нахо¬дящихся в самих вещах, я понимаю под ними те качества в предметах, которые вызывают в нас идеи.
9. Первичные качества. — Среди рассматриваемых таким образом качеств в телах есть, во-первых, такие,- которые со¬вершенно неотделимы от тела, в каком бы оно ни было состо¬янии, такие, которые никак не удается отделить от тела при всех его изменениях, какую бы силу ни применить к нему, такие, которые чувства постоянно находят в каждой частице материи достаточного для восприятия объема, а ум находит, что они неотделимы ни от какой частицы материи, хотя бы она была меньше той, которая может быть воспринята на-шими чувствами . Эти качества тела я называю первона-чальными или первичными. Мне кажется, мы можем• заме-тить, что они порождают в нас простые идеи, т. е. плотность, протяженность, форму, движение или покой и число.
10. Вторичные качества. Во-вторых. Такие качества, как цвета, звуки, вкусы и т. д., которые на деле не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, вызывающие в нас различные ощущения своими первичными качествами, т. е. объемом, формой, сцеплением и движением своих неза-метных частиц, я называю вторичными качествами. К ним можно бы присоединить третий вид, признаваемый лишь за силы, хотя это реальные качества в предмете в такой же степени, как и те, которые я, приноравливаясь к обычному способу выражения, называю качествами, но для различе¬ния — вторичными качествами. Ибо сила огня производить но¬вую окраску или густоту в воске или глине через свои пер¬вичные качества — такое же качество огня, как и его сила порождать во мне новую идею или ощущение теплоты или горения, которого я раньше не испытывал, через те же самые свои первичные качества, т. е. объем, сцепление и движение своих незаметных частиц.
420
11. Как первичные качества производят свои идеи? — Ближайший вопрос, который мы должны рассмотреть, сво¬дится к тому, как тела вызывают в нас идеи. Очевидно, по-средством толчка, единственно возможного для нас способа представить себе воздействия тел (I, стр 155—156).
23. Три вида качеств в телах. — По-настоящему, стало быть, в телах имеется три вида качеств:
Во-первых, объем, форма, число, расположение и движе¬ние или покой: их плотных частиц. Эти качества находятся в телах, воспринимаем ли мы их или нет. Если они в таком положении, что мы можем обнаружить их, мы получаем через них идею вещи, как она есть сама по себе, что очевидно для искусственно сделанных вещей. Эти качества я называю пер¬вичными.
Во-вторых, сила, содержащаяся во всяком теле способ¬ность воздействовать особым образом на какое-либо из наших чувств, благодаря незаметным первичным качествам тела, и в силу этого вызывать в нас различные идеи разных цве-тов, звуков, запахов, вкусов и т. д. Эти качества называются обыкновенно чувственными.
В-третьих, содержащаяся во всяком теле способность бла¬годаря особому строению первичных его качеств производить такое изменение в объеме, форме, сцеплении частиц и движе¬нии другого тела, чтоб оно действовало на наши чувства не так, как прежде. Так, солнце способно делать воск белым, а огонь способен делать свинец жидким. Эти качества называ¬ются обыкновенно способностями, или «силами» (I, стр. 160).
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ О СЛОЖНЫХ ИДЕЯХ
1. Их образует ум из простых идей.— До сих пор мы рас¬сматривали идеи, при восприятии которых ум бывает чисто пассивным. Это — простые идеи, получаемые от вышеуказан¬ных ощущения или рефлексии. Ум не может создать себе ни одной из таких идей и не может иметь ни одной идеи, кото¬рая бы не состояла всецело из них. Но ум, будучи совершенно пассивным при восприятии всех своих простых идей, совер¬шает некоторые собственные действия, при помощи которых из простых идей, как материала и основания для остального, строятся другие. Действия, в которых ум проявляет свои спо¬собности в отношении своих простых идей, суть главным образом следующие три: 1)