Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

никогда не находи¬лись вместе в какой-нибудь субстанции (I, стр. 372—374).
425

КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ОБ ОБЩИХ ТЕРМИНАХ
1. Слова в большинстве своем носят общий характер. — Так как все существующие вещи единичны, то могло бы казаться разумным, что такими должны также быть и слова (я имею в виду их значение), которые должны быть сооб¬разны вещам; однако мы видим совершенно противоположное. Наибольшая часть слов, составляющих все языки, — общие термины; и это результат не небрежности или случая, а здра¬вого смысла и необходимости.
4. Особое название для каждой отдельной вещи не принесло бы большей пользы совершенствованию знания, ко¬торое хотя и основано на единичных вещах, но расширяется благодаря общим воззрениям и надлежащим образом содей¬ствует сведению вещей в виды под общими названиями. Та¬кие виды вместе с относящимися к ним названиями держатся в известных границах и не увеличиваются каждое мгновение, [переходя] за пределы того, что может охватить ум или чего требует практика. Поэтому люди по большей части останавли¬ваются на этом, однако не настолько, чтобы мешать себе раз¬личать особыми именами отдельные вещи, где этого требует удобство.
6. Как образовались общие термины? — Затем следует рас¬смотреть вопрос, как образовались общие термины. Ведь все вещи существуют только в отдельности, как же мы приходим к общим терминам или где находим те общие сущности ве¬щей, которые, как полагают, обозначаются ими? Слова приоб¬ретают общий характер оттого, что их делают знаками общих идей. А идеи становятся общими оттого, что от них отделяют обстоятельства времени и места и все другие идеи, которые могут быть отнесены лишь -к тому или другому отдельному предмету. Посредством такого абстрагирования идеи стано¬вятся способными представлять более одного индивида, и каж¬дый индивид, «имея» в себе сообразность с такой отвлечен¬ной идеей, принадлежит (как мы говорим) к этому виду.
8. Таким же путем, каким они приходят к общему имени и идее — «человек», люди легко приобретают более общие названия и понятия. Замечая разные идеи, которые отлича¬ются от их идеи «человек» и потому не подходят под это имя, тем не менее имеют некоторые сходные с человеком качества, они удерживают только эти качества, соединяют их в одну идею и снова, таким образом, получают другую и более об¬щую идею; а дав ей название, они получают термин с более широким объемом. Эта новая идея образуется не от прибав¬ления чего-то нового, но, как и прежде, только посредст¬вом исключения внешнего облика некоторых других свойств, обозначаемых словомчеловек», причем удерживаются только
426

тело с жизнью, чувствами и самопроизвольным движением; все это охватывается словом «животные» (I, стр 408—411). 11. Общее и универсальное — это создания разума. — Вер-немся к общим словам. Из сказанного выше ясно, что общее и универсальное не относятся к действительному существова¬нию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления и касаются только знаков — слов или идей. Сло¬ва бывают общими, как было сказано, когда употребляются в качестве знаков общих, идей и потому применимы одинаково ко многим отдельным вещам; идеи же бывают общими, когда выступают как представители многих отдельных вещей. Но всеобщность не относится к самим вещам, которые по своему существованию все единичны, не исключая тех слов и идей, которые являются общими по своему значению. Поэтому, ко¬гда мы оставляем единичное, то общее, которое остается, есть лишь то, что мы сами создали, ибо его общая природа есть не что иное, как данная им разумом способность обозна¬чать или представлять много отдельных предметов; значение его есть лишь прибавленное к нему человеческим разумом отношение (I, стр. 413).
15. Реальные и номинальные сущности. — Но так как не-которые (и не без основания) считают сущности вещей совер¬шенно неизвестными, то не лишним будет рассмотреть раз¬личные значения слова «сущность».
Во-первых, сущностью можно считать бытие какой-либо вещи, благодаря чему она есть то, что она есть. Так, сущно-стью вещей можно называть их реальное внутреннее строение (обычно неизвестное в субстанциях), от которого зависят их обнаруживаемые качества. Это и есть собственное первона¬чальное значение слова, как видно из его образования: essen-tia в своем первичном смысле обозначает собственно бытие. В этом смысле оно употребляется еще тогда, когда мы гово¬рим о сущности отдельных вещей, не давая им никакого на¬звания.
Во-вторых, вследствие того что в школьных науках и дис¬путах много толковали о родах и видах, слово «сущность» почти потеряло свое первичное значение и вместо реального строения вещей почти целиком употреблялось для искусст¬венного строения рода и вида. Правда, обычно предполагают, что оно — реальное строение разрядов вещей, и нет сомнения, что должно быть некоторое реальное строение, от которого должна зависеть всякая совокупность совместно существую¬щих простых идей. Но так как вещи явно причисляются под определенными названиями к разрядам или• видам лишь по-стольку, поскольку они соответствуют определенным отвлечен¬ным идеям, которым мы дали эти названия, сущностью каждого рода или разряда есть, оказывается, не что иное, как отвле¬ченная идея, которая обозначается родовым или разрядным (если можно сказать так от слова «разряд», как говорят «ро¬довой» от слова «род») названием. И мы найдем, что в этом
427

значений «сущность» употребляется всего чаще. Эти два раз¬ряда сущностей, на мой взгляд, можно, кстати, назвать: один — «реальною», другой — «номинальною» сущностью.
18. В простых идеях и модусах реальная сущность и но-минальная сущность тождественны, в субстанциях — различ¬ны. — Разделив, таким образом, сущности на номинальные и реальные, мы можем, далее, заметить, что в простых идеях и модусах разных видов те и другие тождественны, в субстан-циях же всегда совершенно, различны. Так, фигура, в которой пространство ограничено тремя линиями, есть и реальная и номинальная сущность треугольника; это не только отвлечен¬ная идея, с которой связано общее название, но также истин¬ная essentia, или «бытие» самой вещи, основа, из которой вытекают все ее свойства и с которой все они неразрывно связаны. Совсем не то с кусочком материи, составляющим кольцо на моем пальце, у которого эти две сущности, очевид¬но, различны. Ст реального строения его незаметных частиц зависят все свойства: цвет, вес, плавкость, огнеупорность и т. д., оно делает’ кольцо золотым или дает ему право так называться, в чем и состоит его номинальная сущность; ибо «золотом» может быть названо только то, что по своим ка¬чествам сообразно с отвлеченной сложной идеей, с которой связано это название (I, стр. 415—418).
КНИГА• ЧЕТВЕРТАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ О ПОЗНАНИИ ВООБЩЕ
1. Наше познание касается наших идей. — Так как у ума во всех его мыслях и рассуждениях нет непо¬средственного объекта, кроме тех его собственных идей, одни лишь которые он рассматривает или может ‘рас¬сматривать, то ясно, что наше познание касается только их.
2. Познание есть восприятие соответствия или не¬соответствия двух идей. — На мой взгляд, познание есть лишь восприятие связи и соответствия либо несоответ¬ствия и несовместимости наших отдельных идей. В этом только оно и состоит. Где есть это восприятие, есть и познание.
3. Это соответствие бывает четырех видов. — Чтобы яснее представить себе, в чем состоит это соответствие или несоответствие, мы можем, на мой взгляд, свести его к следующим четырем видам: 1) тождество или различие, 2) отношение, 3) совместное существование
428

или необходимая связь, 4) реальное существование.

7. В пределах этих четырех видов соответствия
и несоответствия заключается, на мой взгляд, все наше познание, которое мы имеем или же в состоянии иметь. Ибо всякое возможное для нас исследование о какой-либо из наших идей, все, что мы знаем или можем ут¬верждать о них, состоит в том, что одна идея одина¬кова или неодинакова с другой, что она всегда сущест¬вует или не существует совместно с другой идеей в одном и том же предмете, что она имеет то или иное отношение к другой идее или что она имеет реальное существование вне ума (I, стр. 514—516).
ГЛАВА ВТОРАЯ О СТЕПЕНЯХ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ
1. Интуитивное познание6. — Так как все наше по¬знание, как я сказал, состоит в созерцании умом своих собственных идей, — в созерцании, представляющем собою самую большую ясность и величайшую досто¬верность, какая только возможна для нас при наших способностях и при нашем способе познания, то будет неплохо кратко рассмотреть степени его очевидности. Различия в ясности нашего познания, на мой взгляд, зависят от различных способов восприятия умом со¬ответствия или несоответствия своих идей. Если мы станем размышлять о своих способах мышления, то найдем, что иногда ум воспринимает соответствие или несоответствие двух идей непосредственно через них самих, без вмешательства, каких-нибудь других идей; это, я думаю, можно назвать «интуитивным познани¬ем». Ибо уму не нужно при этом доказывать либо изучать, он воспринимает истину, как глаз восприни¬мает свет: только благодаря тому, что он на него на¬правлен. Таким образом, ум воспринимает, что белое не есть черное, что круг не есть треугольник, что три больше двух и равно одному плюс два. Такого рода ис¬тины ум воспринимает при первом взгляде на обе идеи вместе одной лишь интуицией, без содействия других идей; и такого рода знание — самое ясное и
429

наиболее достоверное, какое только доступно слабыа, человеческим способностям. Эту часть познания нель¬зя не принять: подобно яркому солнечному свету она;, заставляет воспринимать себя немедленно, как только! ум устремит свой взор .в этом направлении. Она не! оставляет места колебанию, сомнению или изучению:! ум сейчас же заполняется ее ясным светом. От такой! интуиции зависят всецело достоверность и очевидность] всего нашего познания; такую достоверность каждый; признает столь значительной, что не может предста¬вить себе большей и потому не требует ее, ибо чело¬век не может представить себе, что он способен к более достоверному знанию, чем знание того, что данная идея в его уме такова, как он ее воспринимает, и что две идеи, в которых он замечает различие, различны и не вполне тождественны.
2. Демонстративное познание. — Следующей степе¬нью познания является та, где ум воспринимает соот¬ветствие или несоответствие идей, но не непосредствен¬но. Хотя всюду, где ум воспринимает соответствие или несоответствие своих идей, там имеется достоверное познание, однако ум не

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн