никогда не находи¬лись вместе в какой-нибудь субстанции (I, стр. 372—374).
425
КНИГА ТРЕТЬЯ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ОБ ОБЩИХ ТЕРМИНАХ
1. Слова в большинстве своем носят общий характер. — Так как все существующие вещи единичны, то могло бы казаться разумным, что такими должны также быть и слова (я имею в виду их значение), которые должны быть сооб¬разны вещам; однако мы видим совершенно противоположное. Наибольшая часть слов, составляющих все языки, — общие термины; и это результат не небрежности или случая, а здра¬вого смысла и необходимости.
4. Особое название для каждой отдельной вещи не принесло бы большей пользы совершенствованию знания, ко¬торое хотя и основано на единичных вещах, но расширяется благодаря общим воззрениям и надлежащим образом содей¬ствует сведению вещей в виды под общими названиями. Та¬кие виды вместе с относящимися к ним названиями держатся в известных границах и не увеличиваются каждое мгновение, [переходя] за пределы того, что может охватить ум или чего требует практика. Поэтому люди по большей части останавли¬ваются на этом, однако не настолько, чтобы мешать себе раз¬личать особыми именами отдельные вещи, где этого требует удобство.
6. Как образовались общие термины? — Затем следует рас¬смотреть вопрос, как образовались общие термины. Ведь все вещи существуют только в отдельности, как же мы приходим к общим терминам или где находим те общие сущности ве¬щей, которые, как полагают, обозначаются ими? Слова приоб¬ретают общий характер оттого, что их делают знаками общих идей. А идеи становятся общими оттого, что от них отделяют обстоятельства времени и места и все другие идеи, которые могут быть отнесены лишь -к тому или другому отдельному предмету. Посредством такого абстрагирования идеи стано¬вятся способными представлять более одного индивида, и каж¬дый индивид, «имея» в себе сообразность с такой отвлечен¬ной идеей, принадлежит (как мы говорим) к этому виду.
8. Таким же путем, каким они приходят к общему имени и идее — «человек», люди легко приобретают более общие названия и понятия. Замечая разные идеи, которые отлича¬ются от их идеи «человек» и потому не подходят под это имя, тем не менее имеют некоторые сходные с человеком качества, они удерживают только эти качества, соединяют их в одну идею и снова, таким образом, получают другую и более об¬щую идею; а дав ей название, они получают термин с более широким объемом. Эта новая идея образуется не от прибав¬ления чего-то нового, но, как и прежде, только посредст¬вом исключения внешнего облика некоторых других свойств, обозначаемых словом-«человек», причем удерживаются только
426
тело с жизнью, чувствами и самопроизвольным движением; все это охватывается словом «животные» (I, стр 408—411). 11. Общее и универсальное — это создания разума. — Вер-немся к общим словам. Из сказанного выше ясно, что общее и универсальное не относятся к действительному существова¬нию вещей, а изобретены и созданы разумом для собственного употребления и касаются только знаков — слов или идей. Сло¬ва бывают общими, как было сказано, когда употребляются в качестве знаков общих, идей и потому применимы одинаково ко многим отдельным вещам; идеи же бывают общими, когда выступают как представители многих отдельных вещей. Но всеобщность не относится к самим вещам, которые по своему существованию все единичны, не исключая тех слов и идей, которые являются общими по своему значению. Поэтому, ко¬гда мы оставляем единичное, то общее, которое остается, есть лишь то, что мы сами создали, ибо его общая природа есть не что иное, как данная им разумом способность обозна¬чать или представлять много отдельных предметов; значение его есть лишь прибавленное к нему человеческим разумом отношение (I, стр. 413).
15. Реальные и номинальные сущности. — Но так как не-которые (и не без основания) считают сущности вещей совер¬шенно неизвестными, то не лишним будет рассмотреть раз¬личные значения слова «сущность».
Во-первых, сущностью можно считать бытие какой-либо вещи, благодаря чему она есть то, что она есть. Так, сущно-стью вещей можно называть их реальное внутреннее строение (обычно неизвестное в субстанциях), от которого зависят их обнаруживаемые качества. Это и есть собственное первона¬чальное значение слова, как видно из его образования: essen-tia в своем первичном смысле обозначает собственно бытие. В этом смысле оно употребляется еще тогда, когда мы гово¬рим о сущности отдельных вещей, не давая им никакого на¬звания.
Во-вторых, вследствие того что в школьных науках и дис¬путах много толковали о родах и видах, слово «сущность» почти потеряло свое первичное значение и вместо реального строения вещей почти целиком употреблялось для искусст¬венного строения рода и вида. Правда, обычно предполагают, что оно — реальное строение разрядов вещей, и нет сомнения, что должно быть некоторое реальное строение, от которого должна зависеть всякая совокупность совместно существую¬щих простых идей. Но так как вещи явно причисляются под определенными названиями к разрядам или• видам лишь по-стольку, поскольку они соответствуют определенным отвлечен¬ным идеям, которым мы дали эти названия, сущностью каждого рода или разряда есть, оказывается, не что иное, как отвле¬ченная идея, которая обозначается родовым или разрядным (если можно сказать так от слова «разряд», как говорят «ро¬довой» от слова «род») названием. И мы найдем, что в этом
427
значений «сущность» употребляется всего чаще. Эти два раз¬ряда сущностей, на мой взгляд, можно, кстати, назвать: один — «реальною», другой — «номинальною» сущностью.
18. В простых идеях и модусах реальная сущность и но-минальная сущность тождественны, в субстанциях — различ¬ны. — Разделив, таким образом, сущности на номинальные и реальные, мы можем, далее, заметить, что в простых идеях и модусах разных видов те и другие тождественны, в субстан-циях же всегда совершенно, различны. Так, фигура, в которой пространство ограничено тремя линиями, есть и реальная и номинальная сущность треугольника; это не только отвлечен¬ная идея, с которой связано общее название, но также истин¬ная essentia, или «бытие» самой вещи, основа, из которой вытекают все ее свойства и с которой все они неразрывно связаны. Совсем не то с кусочком материи, составляющим кольцо на моем пальце, у которого эти две сущности, очевид¬но, различны. Ст реального строения его незаметных частиц зависят все свойства: цвет, вес, плавкость, огнеупорность и т. д., оно делает’ кольцо золотым или дает ему право так называться, в чем и состоит его номинальная сущность; ибо «золотом» может быть названо только то, что по своим ка¬чествам сообразно с отвлеченной сложной идеей, с которой связано это название (I, стр. 415—418).
КНИГА• ЧЕТВЕРТАЯ
ГЛАВА ПЕРВАЯ О ПОЗНАНИИ ВООБЩЕ
1. Наше познание касается наших идей. — Так как у ума во всех его мыслях и рассуждениях нет непо¬средственного объекта, кроме тех его собственных идей, одни лишь которые он рассматривает или может ‘рас¬сматривать, то ясно, что наше познание касается только их.
2. Познание есть восприятие соответствия или не¬соответствия двух идей. — На мой взгляд, познание есть лишь восприятие связи и соответствия либо несоответ¬ствия и несовместимости наших отдельных идей. В этом только оно и состоит. Где есть это восприятие, есть и познание.
3. Это соответствие бывает четырех видов. — Чтобы яснее представить себе, в чем состоит это соответствие или несоответствие, мы можем, на мой взгляд, свести его к следующим четырем видам: 1) тождество или различие, 2) отношение, 3) совместное существование
428
или необходимая связь, 4) реальное существование.
7. В пределах этих четырех видов соответствия
и несоответствия заключается, на мой взгляд, все наше познание, которое мы имеем или же в состоянии иметь. Ибо всякое возможное для нас исследование о какой-либо из наших идей, все, что мы знаем или можем ут¬верждать о них, состоит в том, что одна идея одина¬кова или неодинакова с другой, что она всегда сущест¬вует или не существует совместно с другой идеей в одном и том же предмете, что она имеет то или иное отношение к другой идее или что она имеет реальное существование вне ума (I, стр. 514—516).
ГЛАВА ВТОРАЯ О СТЕПЕНЯХ НАШЕГО ПОЗНАНИЯ
1. Интуитивное познание6. — Так как все наше по¬знание, как я сказал, состоит в созерцании умом своих собственных идей, — в созерцании, представляющем собою самую большую ясность и величайшую досто¬верность, какая только возможна для нас при наших способностях и при нашем способе познания, то будет неплохо кратко рассмотреть степени его очевидности. Различия в ясности нашего познания, на мой взгляд, зависят от различных способов восприятия умом со¬ответствия или несоответствия своих идей. Если мы станем размышлять о своих способах мышления, то найдем, что иногда ум воспринимает соответствие или несоответствие двух идей непосредственно через них самих, без вмешательства, каких-нибудь других идей; это, я думаю, можно назвать «интуитивным познани¬ем». Ибо уму не нужно при этом доказывать либо изучать, он воспринимает истину, как глаз восприни¬мает свет: только благодаря тому, что он на него на¬правлен. Таким образом, ум воспринимает, что белое не есть черное, что круг не есть треугольник, что три больше двух и равно одному плюс два. Такого рода ис¬тины ум воспринимает при первом взгляде на обе идеи вместе одной лишь интуицией, без содействия других идей; и такого рода знание — самое ясное и
429
наиболее достоверное, какое только доступно слабыа, человеческим способностям. Эту часть познания нель¬зя не принять: подобно яркому солнечному свету она;, заставляет воспринимать себя немедленно, как только! ум устремит свой взор .в этом направлении. Она не! оставляет места колебанию, сомнению или изучению:! ум сейчас же заполняется ее ясным светом. От такой! интуиции зависят всецело достоверность и очевидность] всего нашего познания; такую достоверность каждый; признает столь значительной, что не может предста¬вить себе большей и потому не требует ее, ибо чело¬век не может представить себе, что он способен к более достоверному знанию, чем знание того, что данная идея в его уме такова, как он ее воспринимает, и что две идеи, в которых он замечает различие, различны и не вполне тождественны.
2. Демонстративное познание. — Следующей степе¬нью познания является та, где ум воспринимает соот¬ветствие или несоответствие идей, но не непосредствен¬но. Хотя всюду, где ум воспринимает соответствие или несоответствие своих идей, там имеется достоверное познание, однако ум не