Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

всегда замечает соответствие или несоответствие идей друг с другом даже там, где оно может быть обнаружено; в этом случае ум остает¬ся в незнании и по большей части не идет дальше вероятных предположений. Соответствие или несоот¬ветствие двух идей не всегда может быть тотчас же воспринято умом по той причине, что те идеи, о соот¬ветствии или несоответствии которых идет речь, не могут быть соединены так, чтобы это обнаружилось. В том случае когда ум не может соединить свои идеи так, чтобы воспринять их соответствие или несоответ-ствие через их непосредственное сравнение и, так ска¬зать, помещение [их] бок о бок или приложение друг к другу, он старается обнаружить искомое соответст¬вие или несоответствие через посредство других идей (одной или нескольких, как придется); именно это мы и называем «рассуждением». Так, если ум хочет знать, соответствуют ли или не соответствуют друг другу по величине три угла треугольника и два прямых, он не может сделать это непосредственным созерцанием и
430

сравнением их, потому что нельзя взять сразу три угла треугольника и сравнить их с каким-нибудь од-ним или двумя углами; таким образом, в этом случае ум не имеет непосредственного, интуитивного знания. В этом случае ум стремится найти какие-нибудь дру¬гие углы, которым были бы равны три угла треуголь¬ника; и, найдя, что эти углы равны двум прямым, он приходит к знанию того, что углы треугольника равны двум прямым.
3. Оно зависит от доказательств. — Такие посредст-вующие идеи, служащие для выявления соответствия двух других идей, называются «доводами». И когда соответствие или несоответствие ясно и очевидно вос¬принимаются этим путем, они называются «доказа¬тельством», потому что соответствие показано разуму и ум заставляет его увидеть (I, стр. 519—520).
14. Чувственное познание существования отдельных вещей. — Интуиция и доказательства суть две ступени (degrees) нашего познания. То, что не достигается тем или другим, с какою бы ни принималось уверенно¬стью, есть лишь вера или мнение, а не знание, по край¬ней мере для всех общих истин. Есть, правда, и другое восприятие в уме, касающееся единичного существо¬вания конечных предметов вне нас; простираясь даль¬ше простой вероятности, но не достигая вполне указан¬ных степеней достоверности, оно слывет за «познание». Ничего нет достовернее того, что идея, получаемая нами от внешнего объекта, находится в нашем уме; это — интуитивное познание. Но некоторые считают, что можно сомневаться, существует ли что-нибудь, кроме данной идеи в нашем уме, и можем ли мы отсю¬да заключить с достоверностью о существовании како¬го-нибудь предмета вне нас, соответствующего данной идее, ибо в уме можно иметь• такие идеи и тогда, когда таких предметов нет и никакой объект не воздействует на наши чувства. Но я думаю, что здесь у нас есть чувство очевидности, устраняющее всякое сомнение. Я спрашиваю любого, разве нет у него непоколебимой уверенности в том, что он «по-разному воспринимает, когда смотрит на солнце днем и думает о нем ночью, когда действительно пробует полынь и нюхает розу и
431

когда только думает об этом вкусе или запахе? Раз-1 ницу между идеей, восстановленной в нашем уме на-шей собственной памятью, и между идеей, в данный, момент приходящей в наш ум через наши чувства, мы • сознаем так же ясно, как разницу между любыми дву¬мя отличными друг от друга идеями. Если кто-нибудь скажет: «Сон может сделать то же самое, и все эти идеи могут быть вызваны у нас без всяких внешних объектов», тому, быть может, будет угодно услышать во сне, что я отвечаю ему: 1) неважно, устраню ли я его недоумения или нет: где все лишь сон, там рассу¬ждения и доказательства не нужны, истина и позна¬ние — ничто; 2) я думаю, что он признает очень боль¬шую разницу, снится ли ему, что он находится в огне, или он находится в огне наяву. Но если бы кто решил¬ся быть таким скептиком, чтобы утверждать, что то, что я называю «находится в огне наяву», есть лишь сон и что мы не можем тем самым узнать с достовер¬ностью о существовании вне нас такой вещи, как огонь, я отвечаю следующее: если мы знаем достоверно, что удовольствие или страдание происходит от. прикосно¬вения к нам определенных предметов, существование которых, мы воспринимаем своими чувствами или ви¬дим во сне, что воспринимаем, то эта достоверность так же велика, как наше благополучие или несчастье, и сверх этого нам безразлично, идет ли речь о знании или существовании. Так что, мне думается, к двум прежним видам познания можно прибавить и этотпознание существования отдельных внешних предме-тов через наше восприятие и осознание того, что мы действительно получаем от них идеи, и таким образом допустить следующие три ступени познания: интуи¬тивное, демонстративное и чувственное, причем для каждого из них существуют особые степени и виды очевидности и достоверности.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ О СФЕРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ
1. Так как познание, согласно сказанному выше, за¬ключается в восприятии соответствия» или несоответ¬ствия наших идей, то отсюда следует, что:
432

Во-первых [его] не больше, чем мы имеем идей. — Во-первых, мы можем иметь знания не больше, чем мы имеем идей.
2. Во-вторых, не больше чем мы можем воспринять их соответствие или несоответствие. — Во-вторых, мы можем иметь знания не больше, чем имеем восприя¬тие их соответствия или несоответствия. Это восприя¬тие бывает: 1) через интуицию или непосредствен¬ное сравнение каких-либо двух идей; 2) через рассуж¬дение, исследующее соответствие или несоответствие двух идей при посредстве некоторых других идей; 3) через ощущение, которое воспринимает существо¬вание отдельных вещей. Отсюда также следует, что:
3. В-третъих, интуитивное познание простирается не на все отношения всех наших идей. — В-третьих, наше интуитивное познание не может простираться на все наши идеи и на все, что мы хотели бы знать о них; потому мы не можем исследовать и воспринять все их взаимные отношения при помощи их сопоставления или непосредственного сравнения друг с другом. Так, имея идеи тупоугольного и остроугольного треугольни¬ков, имеющих равные основания и заключенных меж¬ду параллельными линиями, я могу воспринять по¬средством интуитивного познания, что один треуголь¬ник не есть другой. Но я не могу узнать таким путем, равны ли они или нет; потому что их соответствие или несоответствие с точки зрения равенства никак не мо¬жет быть воспринято через их непосредственное срав¬нение, ибо различие формы исключает для их сторон возможность точного непосредственного наложения. Поэтому для их измерения необходимы некоторые про¬межуточные свойства, а это и есть доказательство или рациональное познание.
4. В-четвертых, то же относится и к демонстратив-ному познанию. — В-четвертых, из сказанного выше следует также, что наше рациональное познание не может простираться на всю область наших идей; ибо между двумя различными идеями, которые мы иссле¬дуем, мы не всегда можем найти такие промежуточ¬ные идеи, которые можно было бы связать друг с дру¬гом интуитивным познанием во всех частях дедуктив-
433

ного рассуждения. А где этого нет, у нас нет познания и доказательства.
5. В-пятых, чувственное познание более ограниче¬но, чем другие виды познания. —В-пятых, так как чув¬ственное познание не простирается дальше существо¬вания вещей, представляющихся нашим чувствам в каждый данный момент, то оно еще намного ограни¬ченнее предыдущих.
6. В-шестых, наше познание поэтому более ограни¬чено, чем наши идеи. — Из всего этого очевидно, что объем нашего познания не охватывает не только всех реально существующих вещей, но даже и области на¬ших собственных идей. У нас есть идеи материи и мышления; но возможно, что мы никогда не будем в состоянии узнать, мыслит ли какой-нибудь чисто ма¬териальный предмет или нет. Без откровения, путем созерцания своих собственных идей мы не можем об¬наружить, дал ли всемогущий бог некоторым системам материи, соответственно устроенным, способность вос-принимать и мыслить, или же он присоединил и при-крепил к материи, таким образом устроенной, мысля¬щую нематериальную субстанцию. Представить себе, что бог при желании может присоединить к материи способность мышления, по нашим понятиям, нисколь¬ко не труднее для нашего разумения, чем представить себе, что он может присоединить к материи другую субстанцию со способностью мышления, ибо мы не знаем, в чем состоит мышление и какого рода суб¬станциям всемогущий соизволил дать эту способность, которая может быть у сотворенных существ только благодаря доброй воле и благости творца (I, стр. 524— 528).
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ О ВЕРОЯТНОСТИ
1. Вероятность есть видимость соответствия на осно-вании не вполне достоверных доводов. — Доказатель¬ство есть раскрытие соответствия или несоответствия двух идей через посредство одного или нескольких до¬водов, находящихся между собою в постоянной, неиз¬менной и видимой связи. Вероятность есть лишь види-
434

мость подобного соответствия или несоответствия че¬рез посредство доводов, связь которых не является постоянной и неизменной или по крайней мере не осо¬знается такой, но бывает или кажется такой в боль¬шинстве случаев и достаточна для того, чтобы побу¬дить ум судить о том, что предложение истинно или ложно скорее, нежели наоборот.
2. Вероятность восполняет недостаток познания. — Как было показано, наше познание очень ограничено, и мы не настолько счастливы, чтобы находить досто¬верную истину во всякой вещи, которую нам прихо¬дится рассмотреть. Большая часть предположений, о ко¬торых мы думаем, рассуждаем, беседуем и на которые мы даже воздействуем, такова, что мы не можем при-обрести несомненного знания их истинности. Тем не менее некоторые из них так близко граничат с досто¬верностью, что мы нисколько не сомневаемся в них и соглашаемся с ними так твердо и действуем в резуль¬тате этого согласия так решительно, как если бы они были неопровержимо доказаны, а наше познание их было совершенным и достоверным. Но здесь сущест¬вуют различные степени, начиная от чрезвычайной близости к достоверности и доказательству, кончая не¬вероятностью и неправдоподобием вплоть до невозмож¬ности, а также различные степени согласия, начиная от полной уверенности и убежденности и кончая пред-положением, сомнением и недоверием (I, стр. 633—634).
ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ О ВЕРЕ И РАЗУМЕ И ИХ РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ
5. Нельзя допускать откровения против ясной оче¬видности разума. — Таким образом, в [случае] предло¬жений, достоверность которых основана на ясном вос¬приятии

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн