Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

о которых мы не имеем никаких идей, чем таких, о которых мы имеем идеи, из чего ваша ми¬лость делает вывод, «что нам отказано в познании преоблада¬ющей части Вселенной»; с каковым выводом я также согла¬сен. Но, насколько я понимаю в своем смирении, это не поло¬жение, которое следует доказать; доказать же следует то, что мой способ идей или мой способ достижения достоверно¬сти посредством идей — ибо к этому ваша милость сводит его, т. е. к тому, что я полагаю достоверность в восприятии со¬ответствия или несоответствия идей, — ведет к скептицизму (И, стр. 404—405).
440

Ограниченное познание — это все-такипознание, а не скептицизм. Но допустим, что я действительно утверждал, что наше познание сранительно очень ограниченно; таким обра¬зом, взываю я к вашей милости, это доказывает, что положе¬ние «познание заключается в восприятии соответствия или несоответствия наших идей» ведет к скептицизму? Ибо имен¬но это следовало доказать.
Наконец, ваша милость утверждает, что поскольку я го-ворю, что идея в душе не доказывает существования той вещи, идеей которой она является, то, следовательно, мы не можем познать при помощи наших чувств действительного существования какой-либо вещи, ибо мы познаем не иначе как посредством воспринимаемого соответствия идей. Но если бы вы соблаговолили рассмотреть ответ, который я там же даю скептикам, дело которых вы, кажется, здесь ведете с не¬малым рвением, то осмелюсь полагать, вы обнаружили бы, что ошибочно принимаете одну вещь за другую, а именно идею, которая в результате предшествующего ощущения уже находится в душе, за фактически воспринимаемую в данное время идею, т. е. за действительное ощущение; и я полагаю, что после тех цитат, которые мы привели здесь из моей книги, мне нет необходимости доказывать, что это две разные вещи. Те две идеи, соответствие которых в данный момент вос¬принимается и которые, таким образом, производят познание, суть идея действительного ощущения (что является действием, о котором я имею ясную и отчетливую идею) и идея дейст¬вительного существования чего-то вне меня, что вызывает это ощущение.
Мне хотелось бы, чтобы кто-нибудь прочел ваш пятый довод, а затем рассудил, кто из нас больше способствует скеп¬тицизму: я, который попытался и; как я полагаю, доказал достоверность, [достигаемую] посредством наших чувств, или вы, ваша милость, который (по крайней мере по вашему мне¬нию) разрушил эти доказательства, не представив нам вместо них никаких других (II, стр. 407—408),
[О способности материи к мышлению]
Настаивают далее на том, что мы не в состоянии по¬стигнуть, как материя может мыслить. Я допускаю это. Но • заключать отсюда, что поэтому бог не мог дать материи спо¬собность мышления, — значит утверждать, что всемогущество бога ограничено узкими пределами, потому что таков челове¬ческий разум, и низводить бесконечную силу бога до разме¬ров наших способностей (II, стр. 451).
Ибо если не выходить за пределы рассматриваемого здесь вопроса о силе мышления и самодвижения, дарованной все¬могущей силой некоторым частям материи, то возражением против этого является то, что я не могу постигнуть, каким образом материя может мыслить. Каково же следствие? — ergo,
441

бог не может дать ей силу мышления. Допустим, что это хо-рошее основание, и станем поступать в соответствии с ним в других случаях. Вы не можете постигнуть, каким образом материя может притягивать материю на каком-либо расстоя-нии, и тем более на расстоянии 1000000 миль; ergo, бог не может дать ей такую силу. Вы не можете постигнуть, каким образом материя может ощущать, двигаться, воздействовать на нематериальное существо или приводиться им в движение; ergo бог не может дать ей такие силы. Но это в действитель¬ности значит отрицать силу притяжения и обращение планет вокруг солнца; превращать животных в простые машины без чувства и спонтанного движения и не признавать в человеке ни чувства, ни произвольного движения (II, стр. 453).
МАЛЬБРАНШ
Николя Малъбранш (1638—1715) — французский религиоз¬ный философ-идеалист, крупнейший представитель окказиона¬лизма. Изучал философию в коллеже де ля Флеш и теологию в Сорбонне. В 1660 г. стал членом Оратории Иисуса, занимав¬шейся изучением теологических проблем; в 1664 г. принял сан священника. Б своей философской системе стремился сочетать некоторые положения картезианства с христианским вероуче¬нием в его августинианском толковании. Положения Малъ-бранша о том, что все существующее имеет свое бытие в боге и что всякое познание есть видение в боге, приводили вопреки сознательному намерению их автора к религиозному панте¬изму. Это явилось причиной внесения сочинений Мальбранша в «Индекс запрещенных книг», что, однако, не помешало ши¬рокому распространению его идей в религиозных кругах. Глав¬ными философскими произведениями Мальбранша (они написа¬ны по-французски) являются: «О разыскании истины» (1674— 1675), «Христианские размышления» (1683), «Беседы о метафи¬зике» (1688). Приводимые ниже отрывки подобраны и пере¬ведены с французского на русский язык В. Н. Кузнецовым по изданию: «Oeuvres de Malebranche». Paris, 1871, t. l—4.
О РАЗЫСКАНИИ ИСТИНЫ
Предмет этого сочинения — весь человеческий дух в целом: он рассматривается в нем самом, в отношении к телам и в отношении к богу; исследуется природа всех его способ¬ностей и указывается, как ими следует пользоваться, чтобы избежать заблуждений; наконец, объяснено многое, что счи¬тали полезным для того, чтобы продвинуться^ вперед в позна¬нии человека (III, стр. XIII).
442

Душа может восприни-мать вещи тремя способами: посредством чистого рассуд¬ка, посредством воображения, посредством чувств.
Она воспринимает чистым рассудком духовные предме-ты, универсалии, общие по¬нятия, идею совершенства, идею бесконечно совершенно¬го существа и вообще все свои мысли, когда она по¬знает их при помощи реф-лексии, обращенной на себя самое. Она воспринимает так-же чистым рассудком мате¬риальные предметы, протя-женность с ее свойствами, ибо ведь только чистым рассуд-ком можно познать совершен¬ный круг или квадрат, фи-гуру с тысячью сторон и то¬му подобные предметы. Та¬кого рода перцепции называются чистыми постижениями, или чистыми перцепциями, так как, чтобы представить себе все эти предметы, духу нет необходимости вызывать в мозгу их телесные образы.
На нас действуют еще очень сильно наши наклонности и наши страсти; они ослепляют наш ум ложным блеском, по-крывают и наполняют его мраком. Таким образом, наши на-клонности и страсти вовлекают нас в бесчисленные заблужде¬ния, если мы следуем за тем ложным светом и обманчивым знанием, которое они производят в нас. Следовательно, их нужно рассматривать вместе с тремя способностями разума как источники наших заблуждений и ошибок, прибавив к об¬манам чувств, воображения и чистого рассудка те заблужде¬ния, которые можно приписать страстям или природным наклонностям (III, стр. 29—31).
Мы должны точно соблюдать правило судить по чувствам не о том, что такое вещи сами в себе, но только о том, какое отношение они имеют к нашему телу; так как на самом деле они, [чувства], даны нам не ради познания истины вещей са¬мих в себе, а лишь для сохранения тела (III, стр. 41).
Несомненно, что до того, как был сотворен мир, сущест-вовал только бог и он не мог создать мира без знания и идеи; что, следовательно, эти идеи, которые были у бога о мире, не отличаются от него самого; и что, таким образом, все творе¬ния, даже самые материальные и самые земные, суть в боге, хотя совершенно духовным и нам непонятным образом. Итак, бог созерцает в самом себе все существа, рассматривая свои собственные совершенства, которые ему их представляют. Он
443

совершенным образом знает и их бытие, потому что, имея все в зависимости от своей воли к существованию, он не может’ не знать своих собственных желаний, следовательно, он не; может не знать их бытия; а следовательно, бог созерцает’ в самом себе не только сущность вещей, но и их существо¬вание.
Не то с сотворенными духами; они не могут созерцать в самих себе ни сущности вещей, ни их бытия. [..,]
Абсолютно необходимо, чтобы бог имел в самом себе идеи всех сотворенных им существ, потому что иначе он не мог бы создать их; поэтому он созерцает все эти существа, рассмат¬ривая совершенства, которые он заключает в себе и к кото¬рым они имеют отношение. Следует также знать, что своим присутствием бог теснейшим образом связан с нашими ду¬шами, так что можно сказать, что он есть место духов, подобно тому как пространство в известном смысле есть место тел. Если мы сделаем эти два предположения, станет несомнен¬ным, что дух может созерцать то, что есть в боге, который представляет сотворенные существа, потому что это в высшей степени духовно, сверхчувственно и налично в духе. Таким образом, дух может созерцать в боге творения бога, если предположить, что бог соблаговолит открыть ему то, что в нем есть и что представляет их (III, стр. 396—398).
Бог есть все-бытие, потому что он бесконечен и содержит все; но он не есть какое-либо бытие в частности. Между тем то, что мы видим, есть лишь одно или несколько отдельных существ, и мы не понимаем этой совершенной простоты бога, содержащего в себе все существа.
Сам бог просвещает философов теми знаниями, кото-рые неблагодарные люди называют естественными, хотя они приходят к ним лишь свыше. Это он, собственно, свет разума и отец светов / Это он дает знание людям . Сло-вом, это истинный свет, просвещающий всякого человека, при¬ходящего в мир (III, стр. 400).
Останемся же при том мнении, что бог есть сверхчувст-венный мир, или место духов, так же как мир материальный есть место тел; что от его могущества получают они все свои модификации; в его мудрости находят все свои идеи; его лю-бовью волнуются они во всех своих праведных движениях; и так как его могущество и любовь — это

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн