Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

до того, как появился мир и бог стал в нем действовать?
Теодор. Об этом я спрошу вас, Арист, вас, который хо-чет, чтобы бог был в мире только через свое действие. Вы не отвечаете? Ну ладно, я скажу вам, что до творения мира бог был там, где он находится в настоящее время и где он будет, когда мир станет превращаться в небытие. Он находился в себе самом. Когда я говорю вам, что бог находится в мире и бесконечно за его пределами, вы не улавливаете моей мысли, если вы думаете, что мир и воображаемые пространства яв-ляются, так сказать, местом, занимаемым бесконечной субстан¬цией божества. Бог находится в мире только потому, что мир находится в боге, так как бог находится только в самом себе в своей безграничности.
Пространство, Арист, — это реальность, а все бесконеч¬ные реальности находятся в нем. Бог, следовательно, протяжен, как тела, потому что он обладает всеми абсолютными реально¬стями или всеми совершенствами; но бог протяжен не так, как тела; потому что, как я только что сказал, у него нет ограни¬ченностей и несовершенств своих творений. Бог познает столь же хорошо, как духи, но он не мыслит так, как они. Он яв¬ляется для самого себя непосредственным объектом своих зна-
448

ний. В нем вовсе нет следования или разнообразия мыслей. Одна из его мыслей не означает, как у нас, небытия всех дру-гих. Они не исключают друг друга. Точно так же бог протя-жен, подобно телам; но в его субстанции нет частей. Одна часть не означает, как в телах, небытия всякой другой части, и место его субстанции есть лишь сама субстанция. Он всегда един и всегда бесконечен, совершенно прост и составлен, так сказать, из всех реальностей или всех совершенств. Потому что истинный бог — это бытие без ограничения, а не ограни¬ченное бытие; бытие, состоящее, так сказать, из бытия и не¬бытия. Приписывайте нее богу, которого мы почитаем, лишь то, что вы постигаете в бесконечном совершенном бытии. Отбра¬сывайте в нем только конечное, то, что исходит от небытия. И хотя вы не понимаете ясно того, что я вам говорю, так же как я сам не понимаю этого, вы поймете по крайней мере, что бог таков, каким я вам его представил; так как вы должны знать, что для того, чтобы достойно судить о боге, ему надо приписывать только непостижимые атрибуты. Это очевиднЪ, потому что бог бесконечен во всех смыслах; ничто конечное ему не подходит, а все, что бесконечно во всех смыслах, яв-. ляется со всех сторон непостижимым для человеческого разу¬ма (I, стр. 182—185).
ЛЕЙБНИЦ
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) — великий не-мецкий философ и ученый-энциклопедист, крупный обществен¬но-политический деятель своей эпохи. Родился в Лейпциге в семье юриста и преподавателя философии («мировой мудро¬сти») местного университета, в котором учился и сам Лейбниц. В дальнейшем отказался от академической карьеры и поступил на службу к Майнцскому курфюрсту. Выполняя ряд науч¬ных, политических и дипломатических поручений, в 70-х годах XVII в. совершил ряд путешествий в Париж и Лондон, где усиленно занимался научной работой. С 1676 г. — на службе у Ганноверского курфюрста в качестве библиотекаря, придворно¬го историографа, а также политического советника по внеш¬ним делам. В историю естествознания Лейбниц вошел как крупнейший математик, разработавший дифференциальное и интегральное исчисление (независимо от Ньютона сформули-ровал более совершенные методы его), усовершенствовавший счетную машину Паскаля, решивший ряд первостепенных тех-нических проблем своего времени, высказавший ряд гениаль¬ных идей в области геологии, биологии, юриспруденции, язы-, кознания и других наук. Был членом лондонского Королевско¬го общества и Парижской академии наук. Лейбниц много занимался организацией научной работы, был основателем и первым президентом Берлинской академии наук. Неоднократно встречался с Петром I во время его заграничных поездок в 1711— 1716 гг., выдвигая в беседах с ним идеи распространения
449

научных знаний в России «1 организации здесь академии! наук. Свои философские идеи\ Лейбниц сформулировал ?•\ ряде произведений и множе- \ стве писем к самым различ- ? ным корреспондентам. К чис¬лу важнейщих ив »тих про-изведений относятся: «Испо- : ведание природы против ате-истов» (1668), «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новая система природы и общения между субстанциями, а так¬же о связи, существующей между душой и телом» (1695), «Новые опыты о человече¬ском разуме» (1704) — полеми¬ческое сочинение, стремящее¬ся к систематическому опро-вержению сенсуалистических идей «Опыта о человеческом
разуме» Локка (ввиду смерти последнего Лейбниц отказался от публикации этого важнейшего своего философского про-изведения, которое впервые увидело свет лишь в 1765 г.). За несколько лет до смерти автора появились «Теодицея» (1710) и «Монадология» (1714) — краткое и популярное изло¬жение сложившейся идеалистической системы Лейбница. Боль¬шая часть его философских произведений написана на фран¬цузском и латинском языках, незначительная — на немецком. В Настоящем томе публикуется с небольшими купюрами «Мо¬надология» по изданию: «Избранные философские сочинения» Лейбница под ред. В. П. Преображенского (М., 1908). Затем мы воспроизводим отрывки из «Новых опытов» по единствен¬ному полному изданию этого произведения (Г. В. Лейб¬ниц. Новые опыты о человеческом разуме. М. — Л., 1936). Потом следует отрывок из письма к Вариньену, видному фран¬цузскому математику и механику той эпохи, излагающий один из важнейших принципов лейбницеанской метафизики-диалектики — принцип непрерывности. Этот отрывок был впер• вые опубликован в «Книге для чтения по истории филосо¬фии» под ред. А. Деборина (М., 1924), откуда он и перепечаты~ вается.
МОНАДОЛОГИЯ
1. Монада, о которой мы будем здесь говорить, есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая — значит не имеющая час¬тей.
450

2. И необходимо должны существовать простые суб-станции, потому что существуют сложные, ибо сложная субстанция есть не что иное, как собрание или агрегат
простых.
3. А где нет частей, там нет ни протяжения, ни фи-гуры и невозможна делимость. Эти-то монады и суть истинные атомы природы, одним словом, элементы
вещей.
4. Нечего также бояться и разложения монады, и никак нельзя вообразить себе способа, каким субстан-ция могла бы естественным путем погибнуть.
5. По той же причине нельзя представить себе, как может простая субстанция получить начало естествен¬ным путем, ибо она не может образоваться путем сло¬жения.
6. Итак, можно сказать, что начало или конец мо¬нады могут произойти лишь с одного раза, т. е. мо¬нады могут получить начало только путем творения и погибнуть только через уничтожение; тогда как то, что сложно, начинается или кончается по частям.
7. Монады вовсе не имеют окон, чрез которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти. Акци¬денции не могут отделяться или двигаться вне субстан¬ций, как это некогда у схоластиков делали чувствен¬ные виды (species sensibiles) .
9. Каждая монада необходимо должна быть от¬лична от другой. Ибо никогда не бывает в природе двух существ, которые были бы совершенно одно как дру¬гое и в которых нельзя было бы найти различия внут¬реннего, или же основанного на внутреннем опреде¬лении.
10. Я принимаю также за бесспорную истину, что всякое сотворенное бытие — а следовательно, и сотво¬ренная монада — подвержено изменению и даже что это изменение в каждой монаде беспрерывно.
11. Из сейчас сказанного следует, что естественные изменения монад исходят из внутреннего начала, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри
монады .
14. Преходящее состояние, которое обнимает и представляет собой множество в едином или в простой
451

субстанции, есть не что иное, как то, что называется восприятием (перцепцией), которое нужно отличать от апперцепции или сознания, как это будет выяснено в последующем изложении. И здесь картезианцы сдела¬ли большую ошибку, считая за ничто несознаваемые восприятия. Это же заставило их думать, будто одни лишь духи бывают монадами и что нет вовсе душ жи¬вотных или других энтелехий; поэтому же они, вместе с ходячими мнениями, смешали продолжительный об¬морок со смертью в старом смысле. А это заставило их впасть в схоластический предрассудок, будто душа может совершенно отделиться от тела, и даже укре¬пило направленные в дурную сторону умы во мнении о смертности душ.
15. Деятельность внутреннего начала, которая про¬изводит изменение или переход от одного восприятия к другому, может быть названа стремлением. Правда, стремление не всегда может вполне достигнуть цель¬ного восприятия, к которому оно стремится, но в из¬вестной мере оно всегда добивается этого и приходит к новым восприятиям.
16. Мы в самих себе можем наблюдать множество в простой субстанции, если обратим внимание на то обстоятельство, что наималейшая мысль, какую созна¬ем, обнимает разнообразие в предмете ее. Таким обра¬зом, все, кто признает душу за простую субстанцию, должны признать и эту множественность в мона¬де .
17. Вообще надобно признаться, что представление и все, что от него зависит, необъяснимо причинами ме¬ханическими, т. е. с помощью

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн