до того, как появился мир и бог стал в нем действовать?
Теодор. Об этом я спрошу вас, Арист, вас, который хо-чет, чтобы бог был в мире только через свое действие. Вы не отвечаете? Ну ладно, я скажу вам, что до творения мира бог был там, где он находится в настоящее время и где он будет, когда мир станет превращаться в небытие. Он находился в себе самом. Когда я говорю вам, что бог находится в мире и бесконечно за его пределами, вы не улавливаете моей мысли, если вы думаете, что мир и воображаемые пространства яв-ляются, так сказать, местом, занимаемым бесконечной субстан¬цией божества. Бог находится в мире только потому, что мир находится в боге, так как бог находится только в самом себе в своей безграничности.
Пространство, Арист, — это реальность, а все бесконеч¬ные реальности находятся в нем. Бог, следовательно, протяжен, как тела, потому что он обладает всеми абсолютными реально¬стями или всеми совершенствами; но бог протяжен не так, как тела; потому что, как я только что сказал, у него нет ограни¬ченностей и несовершенств своих творений. Бог познает столь же хорошо, как духи, но он не мыслит так, как они. Он яв¬ляется для самого себя непосредственным объектом своих зна-
448
ний. В нем вовсе нет следования или разнообразия мыслей. Одна из его мыслей не означает, как у нас, небытия всех дру-гих. Они не исключают друг друга. Точно так же бог протя-жен, подобно телам; но в его субстанции нет частей. Одна часть не означает, как в телах, небытия всякой другой части, и место его субстанции есть лишь сама субстанция. Он всегда един и всегда бесконечен, совершенно прост и составлен, так сказать, из всех реальностей или всех совершенств. Потому что истинный бог — это бытие без ограничения, а не ограни¬ченное бытие; бытие, состоящее, так сказать, из бытия и не¬бытия. Приписывайте нее богу, которого мы почитаем, лишь то, что вы постигаете в бесконечном совершенном бытии. Отбра¬сывайте в нем только конечное, то, что исходит от небытия. И хотя вы не понимаете ясно того, что я вам говорю, так же как я сам не понимаю этого, вы поймете по крайней мере, что бог таков, каким я вам его представил; так как вы должны знать, что для того, чтобы достойно судить о боге, ему надо приписывать только непостижимые атрибуты. Это очевиднЪ, потому что бог бесконечен во всех смыслах; ничто конечное ему не подходит, а все, что бесконечно во всех смыслах, яв-. ляется со всех сторон непостижимым для человеческого разу¬ма (I, стр. 182—185).
ЛЕЙБНИЦ
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) — великий не-мецкий философ и ученый-энциклопедист, крупный обществен¬но-политический деятель своей эпохи. Родился в Лейпциге в семье юриста и преподавателя философии («мировой мудро¬сти») местного университета, в котором учился и сам Лейбниц. В дальнейшем отказался от академической карьеры и поступил на службу к Майнцскому курфюрсту. Выполняя ряд науч¬ных, политических и дипломатических поручений, в 70-х годах XVII в. совершил ряд путешествий в Париж и Лондон, где усиленно занимался научной работой. С 1676 г. — на службе у Ганноверского курфюрста в качестве библиотекаря, придворно¬го историографа, а также политического советника по внеш¬ним делам. В историю естествознания Лейбниц вошел как крупнейший математик, разработавший дифференциальное и интегральное исчисление (независимо от Ньютона сформули-ровал более совершенные методы его), усовершенствовавший счетную машину Паскаля, решивший ряд первостепенных тех-нических проблем своего времени, высказавший ряд гениаль¬ных идей в области геологии, биологии, юриспруденции, язы-, кознания и других наук. Был членом лондонского Королевско¬го общества и Парижской академии наук. Лейбниц много занимался организацией научной работы, был основателем и первым президентом Берлинской академии наук. Неоднократно встречался с Петром I во время его заграничных поездок в 1711— 1716 гг., выдвигая в беседах с ним идеи распространения
449
научных знаний в России «1 организации здесь академии! наук. Свои философские идеи\ Лейбниц сформулировал ?•\ ряде произведений и множе- \ стве писем к самым различ- ? ным корреспондентам. К чис¬лу важнейщих ив »тих про-изведений относятся: «Испо- : ведание природы против ате-истов» (1668), «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новая система природы и общения между субстанциями, а так¬же о связи, существующей между душой и телом» (1695), «Новые опыты о человече¬ском разуме» (1704) — полеми¬ческое сочинение, стремящее¬ся к систематическому опро-вержению сенсуалистических идей «Опыта о человеческом
разуме» Локка (ввиду смерти последнего Лейбниц отказался от публикации этого важнейшего своего философского про-изведения, которое впервые увидело свет лишь в 1765 г.). За несколько лет до смерти автора появились «Теодицея» (1710) и «Монадология» (1714) — краткое и популярное изло¬жение сложившейся идеалистической системы Лейбница. Боль¬шая часть его философских произведений написана на фран¬цузском и латинском языках, незначительная — на немецком. В Настоящем томе публикуется с небольшими купюрами «Мо¬надология» по изданию: «Избранные философские сочинения» Лейбница под ред. В. П. Преображенского (М., 1908). Затем мы воспроизводим отрывки из «Новых опытов» по единствен¬ному полному изданию этого произведения (Г. В. Лейб¬ниц. Новые опыты о человеческом разуме. М. — Л., 1936). Потом следует отрывок из письма к Вариньену, видному фран¬цузскому математику и механику той эпохи, излагающий один из важнейших принципов лейбницеанской метафизики-диалектики — принцип непрерывности. Этот отрывок был впер• вые опубликован в «Книге для чтения по истории филосо¬фии» под ред. А. Деборина (М., 1924), откуда он и перепечаты~ вается.
МОНАДОЛОГИЯ
1. Монада, о которой мы будем здесь говорить, есть не что иное, как простая субстанция, которая входит в состав сложных; простая — значит не имеющая час¬тей.
450
2. И необходимо должны существовать простые суб-станции, потому что существуют сложные, ибо сложная субстанция есть не что иное, как собрание или агрегат
простых.
3. А где нет частей, там нет ни протяжения, ни фи-гуры и невозможна делимость. Эти-то монады и суть истинные атомы природы, одним словом, элементы
вещей.
4. Нечего также бояться и разложения монады, и никак нельзя вообразить себе способа, каким субстан-ция могла бы естественным путем погибнуть.
5. По той же причине нельзя представить себе, как может простая субстанция получить начало естествен¬ным путем, ибо она не может образоваться путем сло¬жения.
6. Итак, можно сказать, что начало или конец мо¬нады могут произойти лишь с одного раза, т. е. мо¬нады могут получить начало только путем творения и погибнуть только через уничтожение; тогда как то, что сложно, начинается или кончается по частям.
7. Монады вовсе не имеют окон, чрез которые что-либо могло бы войти туда или оттуда выйти. Акци¬денции не могут отделяться или двигаться вне субстан¬ций, как это некогда у схоластиков делали чувствен¬ные виды (species sensibiles) .
9. Каждая монада необходимо должна быть от¬лична от другой. Ибо никогда не бывает в природе двух существ, которые были бы совершенно одно как дру¬гое и в которых нельзя было бы найти различия внут¬реннего, или же основанного на внутреннем опреде¬лении.
10. Я принимаю также за бесспорную истину, что всякое сотворенное бытие — а следовательно, и сотво¬ренная монада — подвержено изменению и даже что это изменение в каждой монаде беспрерывно.
11. Из сейчас сказанного следует, что естественные изменения монад исходят из внутреннего начала, так как внешняя причина не может иметь влияния внутри
монады .
14. Преходящее состояние, которое обнимает и представляет собой множество в едином или в простой
451
субстанции, есть не что иное, как то, что называется восприятием (перцепцией), которое нужно отличать от апперцепции или сознания, как это будет выяснено в последующем изложении. И здесь картезианцы сдела¬ли большую ошибку, считая за ничто несознаваемые восприятия. Это же заставило их думать, будто одни лишь духи бывают монадами и что нет вовсе душ жи¬вотных или других энтелехий; поэтому же они, вместе с ходячими мнениями, смешали продолжительный об¬морок со смертью в старом смысле. А это заставило их впасть в схоластический предрассудок, будто душа может совершенно отделиться от тела, и даже укре¬пило направленные в дурную сторону умы во мнении о смертности душ.
15. Деятельность внутреннего начала, которая про¬изводит изменение или переход от одного восприятия к другому, может быть названа стремлением. Правда, стремление не всегда может вполне достигнуть цель¬ного восприятия, к которому оно стремится, но в из¬вестной мере оно всегда добивается этого и приходит к новым восприятиям.
16. Мы в самих себе можем наблюдать множество в простой субстанции, если обратим внимание на то обстоятельство, что наималейшая мысль, какую созна¬ем, обнимает разнообразие в предмете ее. Таким обра¬зом, все, кто признает душу за простую субстанцию, должны признать и эту множественность в мона¬де .
17. Вообще надобно признаться, что представление и все, что от него зависит, необъяснимо причинами ме¬ханическими, т. е. с помощью