Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

фигур и движений. Именно в простой субстанции, а не в сложной и не в машине нужно искать восприятия. Ничего иного и нельзя найти в простой субстанции, кроме этого, т. е. кроме восприятий и их изменений. И только в. них одних могут состоять все внутренние действия простых субстанций.
18. Всем простым субстанциям или сотворенным монадам можно бы дать название энтелехий, ибо они имеют в себе известное совершенство и в них есть самодовление (autarceia), которое делает их источни-
452

ком их внутренних действий и, так сказать, бестелес¬ными автоматами.
19. Если бы мы хотели называть душой все, что имеет’ восприятия и стремления, в том общем смысле, как я только что пояснил, то можно бы все простые субстанции или сотворенные монады назвать душами; но так как чувство, есть нечто большее, нежели прос¬тое восприятие, то я согласен, что для простых суб¬станций, имеющих только последнее, достаточно обще¬го названия мбнад и энтелехий, а что душами можно называть только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью.
20. Ибо мы в самих себе можем наблюдать такое состояние, в котором мы ни о чем не помним и не имеем ни одного ясного восприятия, как, например, когда мы падем в обморок или когда мы отягчены глу¬боким сном без всяких сновидений. В этом состоянии душа не отличается заметным образом от простой мо¬нады; но так как это состояние непродолжительно и душа освобождается от него, то она есть нечто боль¬шее, чем простая монада.
21. И отсюда вовсе не следует, чтобы простая суб¬станция тогда вовсе не имела восприятий. Этого даже и не может быть именно по вышеприведенным основа¬ниям: монада ведь не может погибнуть, она не может также и существовать без всякого состояния, которое есть не что иное, как ее восприятие. Но когда у нас бывает большое количество малых восприятий, в кото¬рых нет ничего раздельного, тогда мы лишаемся чувств; например, когда мы несколько раз подряд будем пово¬рачиваться в одном и том же направлении, то у нас является головокружение, от которого мы можем упасть в обморок и которое ничего не дозволяет нам ясно раз¬личать. И смерть может на некоторое время приво¬дить животных в такое же состояние.
22. И так как всякое настоящее состояние простой субстанции, естественно, есть следствие ее предыду¬щего состояния, то настоящее ее чревато будущим.
23. И так как, однако, проснувшись от бессозна-тельного состояния, мы сознаем наши восприятия, то последние необходимо должны были существовать и
453

непосредственно перед тем, хотя бы мы и вовсе не со¬знавали их. Ибо восприятие может естественным пу¬тем произойти только от другого восприятия, как и движение естественным путем может произойти только из движения.
24. Отсюда видно, что если бы в наших представле¬ниях не было ничего ясного и, так сказать, выдающе¬гося и ничего более высокого. разряда, то мы находи¬лись бы в постоянном бессознательном состоянии. И таково положение совершенно простых монад.
25. Мы видим также, что природа дала животным выдающиеся восприятия путем той заботливости, ка-кую приложила она, снабдив их органами, которые собирают несколько световых лучей или несколько волн воздуха, чтобы их соединением придать им боль¬ше силы.
26. Память дает душе род связи по последователь¬ности, которая походит на рассудок, но которую нуж¬но отличать от него. Именно, как мы видим, живот¬ные, при восприятии чего-нибудь их поражающего, от чего они имели до этого подобное же восприятие, при помощи памяти ожидают того, что было соединено в этом предшествовавшем восприятии, и в них воз¬буждаются чувства, подобные тем, какие они тогда имели. Например, когда собакам показывают палку, они припоминают о боли, которую она им причиняла, и воют или убегают .
28. Люди, поскольку последовательность их вос-приятий определяется только по началу памяти, дей-ствуют как животные, уподобляясь врачам-эмпирикам, которые обладают только практическими сведениями, без теоретических; и в трех четвертях наших поступ¬ков мы бываем только эмпириками; например, мы поступаем чисто эмпирически, когда ожидаем, что зав¬тра наступит день, потому что до сих пор так проис¬ходило всегда. И только астроном судит в этом случае при помощи разума.
29. Но познание необходимых и вечных истин от-личает нас от простых животных и доставляет нам об¬ладание разумом и науками, возвышая нас до позна-
454

ния нас самих и бога. И вот это называется в нас ра-зумной душой или духом.
30. Равным образом через познание необходимых истин и через их отвлечения мы возвышаемся’ до реф¬лексивных актов, которые дают нам мысль о том, что называется я, и усматривать в себе существование того или другого; а мысля о себе, мы мыслим также и о бытии, о субстанции, о простом и сложном, о неве¬щественном и о самом боге, постигая, что то, что в нас ограничено, в нем беспредельно. И эти-то рефлексив¬ные акты доставляют нам главные предметы для на¬ших рассуждений.
31. Наши рассуждения основываются на двух вели¬ких началах: начале противоречия, в силу которого мы считаем ложным то, что скрывает в себе противоре¬чие, и истинным то, что противоположно, или проти¬воречит ложному.
32. И на начале достаточного основания, в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не мо¬жет оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, — без достаточного осно-вания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны.
33. Есть также два рода истин: истины разума и истины факта. Истины разума необходимы, и противо¬положное им невозможно; истины факта — случайны, и противоположное им возможно. Основание для необ^ ходимой истины можно найти путем анализа, разре¬шая ее на идеи и истины более простые, пока не дой¬дем до первичных.
34. Точно так же и у математиков умозрительные теоремы и практические правила сведены путем ана-лиза к определениям, аксиомам и постулатам.
35. И наконец, есть простые идеи, определения ко~ торых дать невозможно; есть такие аксиомы и посту¬латы или, одним словом, первые начала, которые не могут быть доказаны, да и нисколько в этом не нуж¬даются. Это — тождественные положения, противопо¬ложное которым заключает в себя явное противо¬речие.
455

36. Но достаточное основание должно быть также и в истинах случайных, или истинах факта, т. е. в ряде вещей, рассеянных в мире творений, где разложение на частные основания могло бы идти до беспредельно¬го многоразличия и подробностей, по причине безмер¬ного разнообразия вещей в природе и разделенности тел до бесконечности .
37. И так как все это многоразличие скрывает в себе только другие случайности, предшествующие или еще более сложные и многоразличные, из которых каждая, чтобы найти основание для нее, требует тако¬го же анализа, то мы не подвинемся в этом отношении дальше,. а следовательно, достаточное или последнее основание должно стоять вне цепи или ряда этого мно¬горазличия случайных вещей, как бы ни был ряд бес¬конечен.
38. Таким образом, последняя причина вещей дол¬жна находиться в необходимой субстанции, в кото¬рой многоразличие изменений находится в превосход¬ной степени, как и в источнике; и это мы называем богом.
39. А так как эта субстанция есть достаточное осно¬вание для всего этого разнообразия, которое притом повсюду находится во взаимной связи, то существует только единый бог, и этого бога достаточно.
40. Отсюда можно заключить, что эта высшая суб¬станция едина, всеобща и необходима, так как нет ничего вне ее, что было бы независимо от нее .
41. Там, где нет никаких пределов, т. е. в боге, совершенство, безусловно, бесконечно.
42. Отсюда вытекает также, что творения имеют свои совершенства от воздействия бога, но что несо-вершенства свои они имеют от своей собственной при¬роды, которая не способна быть без границ. Ибо имен¬но этим они и отличаются от бога.
43. Истинно также и то, что в боге заключается источник не только существований, но также и сущно¬стей, поскольку они реальны, или источник всего, что есть реального в возможности. И это потому, что разум бога есть область вечных истин, или идей, от которых эти истины зависят, и без него не было бы ничего
456

реального в возможностях и не было бы не только ни¬чего существующего, но даже и ничего возможного .
45. Таким образом, один только бог, или необходи¬мое существо, имеет то преимущество, что оно необ¬ходимо существует, если только он возможен. И как ничто не может препятствовать возможности того, что не заключает в себе никаких пределов, никакого отри¬цания и, следовательно, никакого противоречия, то од¬ного только этого достаточно уже, чтобы познать суще¬ствование бога a priori. Мы доказали это также реаль¬ностью вечных истин. Но мы только что доказали то же самое и a posteriori, так как существуют случайные существа, которые могут иметь свое последнее или до¬статочное основание только в необходимом существе, имеющем в себе самом основание своего существо¬вания.
46. Однако отнюдь не следует воображать вместе с некоторыми, будто вечные истины, завися от бога, произвольны и зависят от его воли, как, по-видимому, полагал Декарт и после него г-н Пуаре, Это справед¬ливо только для случайных истин, начало которых со¬стоит в подобающем (целесообразности) или в выборе наилучшего, тогда как необходимые истины зависят . только от его ума и составляют внутренний объект последнего.
47. Таким образом, один только бог есть первичное единство или изначальная простая субстанция. Все монады сотворенные или производные составляет его создания и рождаются, так сказать, из, беспрерывных, от момента до момента, излучений божества, ограни¬ченных воспринимающей способностью твари, ибо для последней существенно быть ограниченною.
48. В боге заключается могущество, которое есть источник всего, потом знание, которое содержит в себе все разнообразие идей, и, наконец, воля, которая про¬изводит изменения или создания сообразно началу наилучшего. И это соответствует тому, что в сотворен¬ных монадах составляет субъект или основание, спо¬собность восприятия и способность стремления. Но в боге эти атрибуты безусловно бесконечны и совершен¬ны, а в монадах сотворенных, или в энтелехиях,
457

это лишь подражания, в той мере, насколько монады имеют совершенства.
49. Тварь называется действующей, поскольку она имеет совершенства, и страдающей, поскольку она име¬ет несовершенства. Таким образом, монаде приписы¬вают действие, поскольку она имеет отчетливые вос¬приятия, и страдания, поскольку она имеет смутные восприятия.
50. Тварь бывает более совершенною, чем другая, поскольку в ней находится то, что служит к объясне¬нию a priori того, что происходит в другой твари, и поэтому и говорят, что она действует на другую тварь.
51. Но в простых субстанциях бывает только иде-альное влияние одной монады на другую, которое мо¬жет происходить лишь чрез посредство бога, посколь¬ку в идеях божьих одна монада с основанием требует, чтобы бог, устанавливая в начале вещей порядок ме¬жду другими монадами, принял в соображение ее. Ибо так как одна сотворенная монада не может

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн