фигур и движений. Именно в простой субстанции, а не в сложной и не в машине нужно искать восприятия. Ничего иного и нельзя найти в простой субстанции, кроме этого, т. е. кроме восприятий и их изменений. И только в. них одних могут состоять все внутренние действия простых субстанций.
18. Всем простым субстанциям или сотворенным монадам можно бы дать название энтелехий, ибо они имеют в себе известное совершенство и в них есть самодовление (autarceia), которое делает их источни-
452
ком их внутренних действий и, так сказать, бестелес¬ными автоматами.
19. Если бы мы хотели называть душой все, что имеет’ восприятия и стремления, в том общем смысле, как я только что пояснил, то можно бы все простые субстанции или сотворенные монады назвать душами; но так как чувство, есть нечто большее, нежели прос¬тое восприятие, то я согласен, что для простых суб¬станций, имеющих только последнее, достаточно обще¬го названия мбнад и энтелехий, а что душами можно называть только такие монады, восприятия которых более отчетливы и сопровождаются памятью.
20. Ибо мы в самих себе можем наблюдать такое состояние, в котором мы ни о чем не помним и не имеем ни одного ясного восприятия, как, например, когда мы падем в обморок или когда мы отягчены глу¬боким сном без всяких сновидений. В этом состоянии душа не отличается заметным образом от простой мо¬нады; но так как это состояние непродолжительно и душа освобождается от него, то она есть нечто боль¬шее, чем простая монада.
21. И отсюда вовсе не следует, чтобы простая суб¬станция тогда вовсе не имела восприятий. Этого даже и не может быть именно по вышеприведенным основа¬ниям: монада ведь не может погибнуть, она не может также и существовать без всякого состояния, которое есть не что иное, как ее восприятие. Но когда у нас бывает большое количество малых восприятий, в кото¬рых нет ничего раздельного, тогда мы лишаемся чувств; например, когда мы несколько раз подряд будем пово¬рачиваться в одном и том же направлении, то у нас является головокружение, от которого мы можем упасть в обморок и которое ничего не дозволяет нам ясно раз¬личать. И смерть может на некоторое время приво¬дить животных в такое же состояние.
22. И так как всякое настоящее состояние простой субстанции, естественно, есть следствие ее предыду¬щего состояния, то настоящее ее чревато будущим.
23. И так как, однако, проснувшись от бессозна-тельного состояния, мы сознаем наши восприятия, то последние необходимо должны были существовать и
453
непосредственно перед тем, хотя бы мы и вовсе не со¬знавали их. Ибо восприятие может естественным пу¬тем произойти только от другого восприятия, как и движение естественным путем может произойти только из движения.
24. Отсюда видно, что если бы в наших представле¬ниях не было ничего ясного и, так сказать, выдающе¬гося и ничего более высокого. разряда, то мы находи¬лись бы в постоянном бессознательном состоянии. И таково положение совершенно простых монад.
25. Мы видим также, что природа дала животным выдающиеся восприятия путем той заботливости, ка-кую приложила она, снабдив их органами, которые собирают несколько световых лучей или несколько волн воздуха, чтобы их соединением придать им боль¬ше силы.
26. Память дает душе род связи по последователь¬ности, которая походит на рассудок, но которую нуж¬но отличать от него. Именно, как мы видим, живот¬ные, при восприятии чего-нибудь их поражающего, от чего они имели до этого подобное же восприятие, при помощи памяти ожидают того, что было соединено в этом предшествовавшем восприятии, и в них воз¬буждаются чувства, подобные тем, какие они тогда имели. Например, когда собакам показывают палку, они припоминают о боли, которую она им причиняла, и воют или убегают .
28. Люди, поскольку последовательность их вос-приятий определяется только по началу памяти, дей-ствуют как животные, уподобляясь врачам-эмпирикам, которые обладают только практическими сведениями, без теоретических; и в трех четвертях наших поступ¬ков мы бываем только эмпириками; например, мы поступаем чисто эмпирически, когда ожидаем, что зав¬тра наступит день, потому что до сих пор так проис¬ходило всегда. И только астроном судит в этом случае при помощи разума.
29. Но познание необходимых и вечных истин от-личает нас от простых животных и доставляет нам об¬ладание разумом и науками, возвышая нас до позна-
454
ния нас самих и бога. И вот это называется в нас ра-зумной душой или духом.
30. Равным образом через познание необходимых истин и через их отвлечения мы возвышаемся’ до реф¬лексивных актов, которые дают нам мысль о том, что называется я, и усматривать в себе существование того или другого; а мысля о себе, мы мыслим также и о бытии, о субстанции, о простом и сложном, о неве¬щественном и о самом боге, постигая, что то, что в нас ограничено, в нем беспредельно. И эти-то рефлексив¬ные акты доставляют нам главные предметы для на¬ших рассуждений.
31. Наши рассуждения основываются на двух вели¬ких началах: начале противоречия, в силу которого мы считаем ложным то, что скрывает в себе противоре¬чие, и истинным то, что противоположно, или проти¬воречит ложному.
32. И на начале достаточного основания, в силу которого мы усматриваем, что ни одно явление не мо¬жет оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым, — без достаточного осно-вания, почему именно дело обстоит так, а не иначе, хотя эти основания в большинстве случаев вовсе не могут быть нам известны.
33. Есть также два рода истин: истины разума и истины факта. Истины разума необходимы, и противо¬положное им невозможно; истины факта — случайны, и противоположное им возможно. Основание для необ^ ходимой истины можно найти путем анализа, разре¬шая ее на идеи и истины более простые, пока не дой¬дем до первичных.
34. Точно так же и у математиков умозрительные теоремы и практические правила сведены путем ана-лиза к определениям, аксиомам и постулатам.
35. И наконец, есть простые идеи, определения ко~ торых дать невозможно; есть такие аксиомы и посту¬латы или, одним словом, первые начала, которые не могут быть доказаны, да и нисколько в этом не нуж¬даются. Это — тождественные положения, противопо¬ложное которым заключает в себя явное противо¬речие.
455
36. Но достаточное основание должно быть также и в истинах случайных, или истинах факта, т. е. в ряде вещей, рассеянных в мире творений, где разложение на частные основания могло бы идти до беспредельно¬го многоразличия и подробностей, по причине безмер¬ного разнообразия вещей в природе и разделенности тел до бесконечности .
37. И так как все это многоразличие скрывает в себе только другие случайности, предшествующие или еще более сложные и многоразличные, из которых каждая, чтобы найти основание для нее, требует тако¬го же анализа, то мы не подвинемся в этом отношении дальше,. а следовательно, достаточное или последнее основание должно стоять вне цепи или ряда этого мно¬горазличия случайных вещей, как бы ни был ряд бес¬конечен.
38. Таким образом, последняя причина вещей дол¬жна находиться в необходимой субстанции, в кото¬рой многоразличие изменений находится в превосход¬ной степени, как и в источнике; и это мы называем богом.
39. А так как эта субстанция есть достаточное осно¬вание для всего этого разнообразия, которое притом повсюду находится во взаимной связи, то существует только единый бог, и этого бога достаточно.
40. Отсюда можно заключить, что эта высшая суб¬станция едина, всеобща и необходима, так как нет ничего вне ее, что было бы независимо от нее .
41. Там, где нет никаких пределов, т. е. в боге, совершенство, безусловно, бесконечно.
42. Отсюда вытекает также, что творения имеют свои совершенства от воздействия бога, но что несо-вершенства свои они имеют от своей собственной при¬роды, которая не способна быть без границ. Ибо имен¬но этим они и отличаются от бога.
43. Истинно также и то, что в боге заключается источник не только существований, но также и сущно¬стей, поскольку они реальны, или источник всего, что есть реального в возможности. И это потому, что разум бога есть область вечных истин, или идей, от которых эти истины зависят, и без него не было бы ничего
456
реального в возможностях и не было бы не только ни¬чего существующего, но даже и ничего возможного .
45. Таким образом, один только бог, или необходи¬мое существо, имеет то преимущество, что оно необ¬ходимо существует, если только он возможен. И как ничто не может препятствовать возможности того, что не заключает в себе никаких пределов, никакого отри¬цания и, следовательно, никакого противоречия, то од¬ного только этого достаточно уже, чтобы познать суще¬ствование бога a priori. Мы доказали это также реаль¬ностью вечных истин. Но мы только что доказали то же самое и a posteriori, так как существуют случайные существа, которые могут иметь свое последнее или до¬статочное основание только в необходимом существе, имеющем в себе самом основание своего существо¬вания.
46. Однако отнюдь не следует воображать вместе с некоторыми, будто вечные истины, завися от бога, произвольны и зависят от его воли, как, по-видимому, полагал Декарт и после него г-н Пуаре, Это справед¬ливо только для случайных истин, начало которых со¬стоит в подобающем (целесообразности) или в выборе наилучшего, тогда как необходимые истины зависят . только от его ума и составляют внутренний объект последнего.
47. Таким образом, один только бог есть первичное единство или изначальная простая субстанция. Все монады сотворенные или производные составляет его создания и рождаются, так сказать, из, беспрерывных, от момента до момента, излучений божества, ограни¬ченных воспринимающей способностью твари, ибо для последней существенно быть ограниченною.
48. В боге заключается могущество, которое есть источник всего, потом знание, которое содержит в себе все разнообразие идей, и, наконец, воля, которая про¬изводит изменения или создания сообразно началу наилучшего. И это соответствует тому, что в сотворен¬ных монадах составляет субъект или основание, спо¬собность восприятия и способность стремления. Но в боге эти атрибуты безусловно бесконечны и совершен¬ны, а в монадах сотворенных, или в энтелехиях,
457
это лишь подражания, в той мере, насколько монады имеют совершенства.
49. Тварь называется действующей, поскольку она имеет совершенства, и страдающей, поскольку она име¬ет несовершенства. Таким образом, монаде приписы¬вают действие, поскольку она имеет отчетливые вос¬приятия, и страдания, поскольку она имеет смутные восприятия.
50. Тварь бывает более совершенною, чем другая, поскольку в ней находится то, что служит к объясне¬нию a priori того, что происходит в другой твари, и поэтому и говорят, что она действует на другую тварь.
51. Но в простых субстанциях бывает только иде-альное влияние одной монады на другую, которое мо¬жет происходить лишь чрез посредство бога, посколь¬ку в идеях божьих одна монада с основанием требует, чтобы бог, устанавливая в начале вещей порядок ме¬жду другими монадами, принял в соображение ее. Ибо так как одна сотворенная монада не может