Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

это не может и не должно происходить постоянно сейчас же.
90. Наконец, под этим совершенным правлением не могут оставаться ни добрые дела без награды, ни злые без возмездия, и все должно выходить ко благу добрых, т. е. тех, кто в этом великом государстве всем доволен, кто доверяется провидению, исполнив свой долг, и кто любит и, как подобает, подражает творцу всякого бла¬га. Если бы мы могли в достаточной мере понять порядок Вселенной, то мы нашли бы, что он превосхо¬дит все пожелания наимудрейших и что нельзя сде¬лать его еще лучше, чем он есть, не только вообще и в целом, но и для нас самих в частности, если толь¬ко мы в подобающей степени привязаны к творцу не только как к зодчему и действующей причине нашего бытия, но также как и к нашему владыке и конечной причине, который должен составлять всю цель нашей жизни и один может составить наше счастье (стр. 339— 364).
НОВЫЕ ОПЫТЫ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Так как «Опыт о человеческом разуме» принад¬лежит к числу лучших и наиболее ценимых произве¬дений настоящего времени, то я решил написать к не¬му свои замечания . Хотя автор «Опыта» высказы¬вает множество прекрасных вещей, которые я вполне одобряю, тем не менее наши системы сильно отлича¬ются друг от друга. Его система ближе к Аристотелю, а моя к Платону, хотя каждый из нас во многих во¬просах отклоняется от учений этих двух древних мыс¬лителей. Он более популярен, я же вынужден выра¬жаться иногда более научно и абстрактно, что не является для меня преимуществом .
Наши разногласия касаются довольно важных во-просов. Дело идет о том, действительно ли душа сама
464

по себе совершенно чиста подобно доске, на которой еще ничего не написали (tabula rasa), как это думают Аристотель и наш автор, и действительно ли все то, что начертано на ней, происходит исключительно из чувств и опыта, или же душа содержит изначально принципы различных понятий и теорий, для пробуж-дения которых внешние предметы являются только поводом, как это думаю я вместе с Платоном, а также со схоластиками и со всеми теми, которые толкуют соответствующим образом известное место в послании Павла к римлянам (II, 15), где он говорит, что закон божий написан в сердцах. Стоики называли эти прин¬ципы prolepses, т. е. основными допущениями, или тем, что принимают за заранее признанное. Матема¬тики называют их общими понятиями . Современ¬ные философы дают им другие красивые названия, а Юлий Скалигер’, в частности, называл их semina aeternitatis (семена вечности) или же zopyra (искры), как бы желая сказать, что это живые огни, вспышки света, которые скрыты внутри нас и обнаруживаются при столкновении с чувствами подобно искрам, появ¬ляющимся при защелкивании ружья. Не без основа¬ния думают, что эти искры отмечают нечто божест¬венное и вечное, обнаруживающееся особенно в необ¬ходимых истинах. Это приводит к другому вопросу, а именно к вопросу о том, все ли истины зависят от опы¬та, т. е. от индукции и примеров, или же имеются истины, покоящиеся на другой основе. Действительно, если известные явления можно предвидеть до всякого опыта по отношению к ним, то ясно, что мы привно-сим сюда нечто от себя. Хотя чувства необходимы для всех наших действительных знаний, но они недоста¬точны для того, чтобы сообщить их нам полностью, так как чувства дают всегда лишь примеры, т. е. частные или индивидуальные истины. Но как бы многочислен¬ны ни были примеры, подтверждающие какую-нибудь общую истину, их недостаточно, чтобы установить все¬общую необходимость этой самой истины; ведь из то¬го, что нечто произошло, не следует вовсе, что оно всегда будет происходить таким же образом. Например, греки и римляне и все другие народы, известные древ-
465

ности, всегда замечали, что до истечения 24 часов день сменяется ночью, а ночь днем, но было бы ошибочно думать, что это же правило наблюдается повсюду, так как во время пребывания на Новой Земле наблюдали как раз обратное. Ошибся бы и тот, кто решил бы, что это является необходимой и вечной истиной, по крайней мере под нашими широтами, так как мы должны до¬пустить, что земля и даже солнце не существуют не¬обходимым образом и что, может быть, настанет когда-нибудь время, когда этого прекрасного светила и всей его системы не будет, по крайней мере в их тепереш¬нем виде. Отсюда следует, что необходимые истины — вроде тех, которые встречаются в чистой математике, а в особенности в арифметике и геометрии, — должны покоиться на принципах, доказательство которых не зависит от примеров, а следовательно, и от свидетель¬ства чувств, хотя, не будь чувств, нам никогда не при¬шло бы в голову задумываться над ними. Эти вещи сле¬дует тщательно отличать друг от друга, и Эвклид от¬лично понял это, доказывая с помощью разума то, что достаточно ясно на основании опыта и чувственных образов. Точно так же логика вместе с метафизикой и моралью, из которых одна дает начало естествен¬ному богословию, а другая — естественной науке о праве, полны подобных истин; следовательно, их дока¬зательство можно получить лишь с помощью внутрен¬них принципов, называемых врожденными. Правда, не следует думать, будто эти вечные законы разума мож¬но прочесть в душе прямо, без всякого труда, подобно тому как читается эдикт претора на его таблице, но достаточно, если их можно открыть в нас, направив на это свое внимание, поводы к чему доставляют нам чув¬ства. Успех опыта служит для нас подтверждением ра¬зума примерно так, как в арифметике мы пользуемся проверкой, чтобы лучше избежать ошибок при- длин¬ных выкладках. В этом заключается также различие между человеческим знанием и знанием -животных. Животные—чистые эмпирики и руководствуются толь¬ко примерами. В самом деле, животные, насколько мо¬жно судить об этом, никогда не доходят до образования необходимых предложений, между тем как люди спо-
466

собны к наукам, покоящимся на логических доказа¬тельствах. Таким образом, способность животных де¬лать выводы есть нечто низшее по сравнению с чело¬веческим разумом. Выводы, делаемые животными, в точности такие же, как выводы чистых эмпириков, уверяющих, будто то, что произошло несколько раз, произойдет снова в случае, представляющем сходные— как им кажется — обстоятельства, хотя они не могут судить, имеются ли налицо те же самые условия. Бла¬годаря этому люди так легко ловят животных, а чис¬тые эмпирики так легко впадают в ошибки. От этого не избавлены даже лица, умудренные возрастом и опы-том, когда они слишком полагаются на свой прошлый опыт, как это не раз случалось в гражданских и воен¬ных делах, так как не обращают достаточно внимания на то, что мир изменяется и что люди становятся бо¬лее искусными, находя тысячи новых уловок, между тем как олени или зайцы нашего времени не более хитры, чем олени или зайцы прошлого. Выводы, делае¬мые животными, представляют лишь тень рассуждения, т. е. являются лишь продиктованной воображением связью и переходом от одного образа к другому, так как при некоторой новой комбинации, кажущейся по-хожей на предыдущую, они снова ожидают встретить то, что они нашли здесь раньше, точно вещи связаны между собою в действительности, коль скоро их обра¬зы связаны памятью. Правда, и основываясь на разу¬ме, мы обыкновенно ожидаем встретить в будущем то, что соответствует длительному опыту прошлого, но это вовсе не необходимая и непогрешимая истина, и мы можем обмануться в своих расчетах, когда мы мень¬ше всего этого ожидаем, если изменятся условия, при¬ведшие раньше к успеху. Поэтому более умные люди не полагаются только на факт успеха, а пытаются про-никнуть, если это возможно, хоть отчасти в причины его, чтобы узнать, когда придется сделать исключение. Действительно, только разум способен установить на¬дежные правила и дополнить то, чего недостает прави¬лам ненадежным, внося в них исключения, и найти наконец достоверные связи в силу необходимых выводов. Это дает часто возможность предвидеть известное со-
467

бытие, не обращаясь к опыту по отношению к чув-ственным связям образов, как это вынуждены делать животные. Таким образом то, что оправдывает внут-ренние принципы необходимых истин, отличает вме¬сте с тем человека от животного.
Возможно, что наш ученый автор не совсем расхо¬дится с моими взглядами. В самом деле, если вся его первая книга посвящена опровержению врожденных знаний, понимаемых в определенном смысле, то в на¬чале второй книги и в дальнейшем он признает, одна¬ко, что идеи, которые происходят не из ощущения, берут свое начало из рефлексии. Но рефлексия есть не что иное, как внимание, направленное на то, что заключается в нас, и чувства не дают нам вовсе того, что мы приносим уже с собой. Если это так, то можно ли отрицать, что в нашем духе имеется много врожден¬ного, так как мы, так сказать, врождены самим себе, и что в нас имеются бытие, единство, субстанция, Дли¬тельность, изменение, деятельность, восприятие, удо¬вольствие и тысячи других предметов наших интел-лектуальных идей? Так как эти предметы непосредст-венно и всегда имеются в нашем разуме (хотя мы, отвлеченные своими делами и поглощенные своими нуждами, не всегда сознаем их), то нечему удивляться, если мы говорим, что эти идеи вместе со всем тем, что зависит от них, врождены нам. Я предпочел бы поэтому сравнение с глыбой мрамора с прожилками сравнению с гладким куском мрамора или с чистой доской — тем, что философы называют tabula rasa . Таким же образом идеи и истины врождены нам по¬добно склонностям, предрасположениям, привычкам или естественным потенциям (virtualites), а не подоб¬но действиям, хотя эти потенции всегда сопровожда¬ются

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн