Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения

соответствующими, часто незаметными дейст-виями.
Наш ученый автор, по-видимому, убежден, что в нас нет ничего потенциального и даже нет ничего та-кого, чего бы мы всегда не сознавали актуально. Но он не может строго придерживаться этого, не впадая в парадоксальность. В самом деле, приобретенные при¬вычки и накопленные в памяти впечатления не всегда
468

сознаются нами и даже не всегда являются нам на по-мощь при нужде, хотя часто они легко приходят нам в голову по какому-нибудь ничтожному поводу, вызы¬вающему их в памяти, подобно тому как для нас до¬статочно начала песни, чтобы вспомнить ее продолже¬ние. В других местах он также ограничивает свой тезис, утверждая, что в нас нет ничего такого, чего бы мы не сознавали, по крайней мере когда-либо прежде. Но независимо от того, что никто не может сказать на основании одного только разума, как далеко может простираться наше прошлое сознание, о котором мы могли забыть, особенно если следовать учению плато¬ников о воспоминании, которое при всей своей фанта-стичности вовсе не противоречит, хотя бы отчасти, чис¬тому разуму, — независимо от этого, говорю я, почему мы должны приобретать все лишь с помощью восприя¬тий внешних вещей и не можем добыть ничего в са¬мих себе? Неужели наша душа сама по себе столь пуста, что без заимствованных извне образов она не представляет ровно ничего? Не думаю, чтобы наш рас¬судительный автор мог одобрить подобный взгляд. И где мы найдем доску, которая сама по себе не пред¬ставляла бы некоторого разнообразия? Никто никогда не видел совершенно однородной и однообразной плос¬кости. Почему же и мы не могли бы добыть себе ка¬ких-нибудь объектов мышления из своего собственно¬го существа, если захотели бы углубиться в него? Поэтому я склонен думать, что по существу взгляд нашего автора на этот вопрос не отличается от моих взглядов или, вернее, от общепринятых взглядов, коль скоро он признает два источника наших знаний — чув¬ства и рефлексию.
Не знаю, так ли легко будет примирить с нашими взглядами и со взглядами картезианцев утверждение этого автора, что дух не всегда мыслит и, в частности, что он лишен восприятий во сне без сновидений. Он говорит, что раз тела могут быть без движения, то и души могут быть без мыслей. На это я даю несколько необычный ответ. Я утверждаю, что ни одна субстан¬ция не может естественным образом быть в бездей¬ствии, что тела также никогда не могут быть без
469

движения. Уже опыт говорит в мою пользу, и достаточно обратиться к книге знаменитого Бойля против учения об абсолютном покое, чтобы убедиться в этом. Но я думаю, что на моей стороне и разум, и это один из мо¬их аргументов против атомистики.
Впрочем, есть тысячи признаков, говорящих за то, что в каждый момент в нас имеется бесконечное мно-жество восприятий, но без сознания и рефлексии, т. е. имеются в самой душе изменения, которых мы не со-знаем, так как эти впечатления или слишком слабы и многочисленны, или слишком однородны, так что в них нет ничего, отличающего их друг от друга; но в соеди¬нении с другими восприятиями они оказывают свое действие и ощущаются — по крайней мере неотчетли¬во — в своей совокупности. Всякое внимание тре¬бует памяти, и если мы не получаем, так сказать, пре¬дупреждения обратить внимание на некоторые из наших наличных восприятий, то мы их часто пропускаем, не задумываясь над ними и даже не замечая их; но если кто-нибудь немедленно укажет нам на них и обратит, например, наше внимание на только что раздавшийся шум, то мы вспоминаем об этом и сознаем, что испы-тали перед тем некоторое ощущение. Таким образом, то были восприятия, которых мы не сознали немед-ленно; сознание их появилось лишь тогда, когда на них обратили наше внимание через некоторый, пусть совсем ничтожный, промежуток времени. Чтобы еще лучше пояснить мою мысль о малых восприятиях, ко¬торых мы не можем различить в массе, я обычно поль¬зуюсь примером шума морского прибоя, который мы слышим, находясь на берегу. Шум этот можно услы¬шать, лишь услыхав составляющие это целое части, т. е. услыхав шум каждой волны, хотя каждый из этих малых шумов воспринимается лишь неотчетливо в со¬вокупности всех прочих шумов,.т. е. в самом этом ро¬коте, и хотя каждый из них не был бы замечен, если бы издающая его волна была одна .
Таким образом, действие этих малых восприятий гораздо более значительно, чем это думают. Именно они образуют те не поддающиеся определению вкусы, те образы чувственных качеств, ясных в совокупности,
470

неотчетливых в своих частях, те впечатления, которые производят на нас окружающие нас тела и которые заключают в себе бесконечность,— ту связь, в которой находится каждое существо со всей остальной Вселен¬ной. Можно даже сказать, что в силу этих малых вос¬приятий настоящее чревато будущим и обременено прошедшим, что все находится во взаимном согласии и что в ничтожнейшей из субстанций взор, столь же проницательный, как взор божества, мог бы прочесть всю историю Вселенной — quae sint, quae fuerint, quae mox futura trahantur (что есть, что было, что вскоре
будет).
Эти же незаметные восприятия отмечают и состав-ляют тождество индивида, характеризуемое следами, которые сохраняются благодаря им от предыдущих со¬стояний этого индивида, связывая их, таким образом, с его теперешним состоянием. Какой-нибудь высший дух мог бы познать их, хотя бы даже сам индивид их не ощущал, т. е. хотя бы и не было определенного вос¬поминания о них. Они дают даже возможность восста¬новить при нужде это воспоминание путем периодиче¬ских развитии, могущих некогда произойти. Благодаря этим восприятиям смерть может быть лишь сном и не может всегда оставаться им, так как восприятия пере¬стают только быть достаточно отчетливыми, а у живот¬ных переходят в смутное состояние, не допускающее сознания, но такое состояние не может длиться по¬стоянно, не говоря уже о человеке, который в этом от¬ношении должен обладать большими преимуществами, чтобы сохранить свою индивидуальность.
При помощи этих же незаметных восприятий я объ¬ясняю изумительную предустановленную гармонию души и тела и даже всех монад или простых субстан¬ций — учение, которое заменяет несостоятельную тео¬рию о их взаимодействии и которое, по мнению авто¬ра лучшего из «Словарей», превозносит величие бо¬жественных совершенств выше всего, что люди когда-нибудь себе представляли. После этого я вряд ли скажу что-либо новое, добавив, что эти же малые вос¬приятия определяют наши поступки во многих случаях без нашего размышления, обманывая толпу мнимым
471

равновесием безразличия, как будто, например, для нас| совершенно безразлично пойти ли направо или нале-! во .
‘ Одним словом, незаметные восприятия имеют такое
же большое значение в пневматике, какое незаметные
корпускулы имеют в физике, и одинаково неразумно
отвергать как те, так и другие под тем предлогом, что’|
они недоступны нашим чувствам. Ничто не происходит
сразу, и одно из моих основных и наиболее достовер¬
ных положений это то, что природа никогда не делает
скачков. Я назвал это законом непрерывности, когда я
писал об этом некогда в «Nouvelles de la republique des
lettres» («Новостях из республики ученых»). Значение
этого закона в физике очень велико. В силу этого за¬
кона всякий переход от малого к большому и наоборот
совершается через промежуточные величины как по
отношению к степеням, так и по отношению к частям.
Точно так же никогда движение не возникает непосред¬
ственно из покоя, и оно переходит в состояние покоя
лишь путем меньшего движения, подобно.тому как ни¬
когда нельзя пройти некоторой линии или длины, не
пройдя предварительно меньшей линии. Между тем до
сих пор те, которые устанавливали законы движения,
не считались с этим законом, полагая, что известное
тело может мгновенно приобрести движение, противо¬
положное предшествующему. Все это заставляет ду¬
мать, что заметные восприятия также получаются по¬
степенно из восприятий, слишком малых, чтобы быть
замеченными. Придерживаться другого взгляда — зна¬
чит не понимать безграничной тонкости вещей, заклю¬
чающей в себе всегда и повсюду актуальную бесконеч¬
ность, j
Я указал, далее, что в силу незаметных различий две индивидуальные вещи не могут быть совершенно тождественными и что они должны всегда отличаться друг от друга не только нумерически. Эта теория нис¬провергает учение о душе — чистой доске, душе без мышления, субстанции без деятельности, о пустом про-странстве, об атомах и даже учение о неразделенных актуально частицах материи, об абсолютном покое, о полном единообразии какой-нибудь части времени,
472

места или материи, о совершенных шарах второго эле¬мента, возникших из изначальных совершенных кубов, и тысячи других выдумок философов, вытекающих из их несовершенных понятий. Природа вещей не допус¬кает этого, и только вследствие нашего невежества и невнимательного отношения к незаметному могут воз¬никать подобные учения, которые совершенно неприем¬лемы, если только не заявляют определенно, что это не более как умственные абстракции, вовсе не отрицаю¬щие того, что оставляют в стороне и что не считают не-обходимым принимать в соображение в том или ином случае. Если же мы примем все это за чистую монету и станем думать, что вещи, которых мы не сознаем, не находятся в душе или в теле, то мы совершим такую же ошибку в философии, какую делают в политике, пренебрегая незаметным прогрессом; между тем абстракция сама по себе не является ошибкой, лишь бы только помнили, что то, от чего отвлекаются, все же существует. Так поступают математики, когда они говорят о совершенных линиях или описывают нам рав¬номерные движения и другие подчиняющиеся пра¬вилам действия, хотя материя (т. е. смесь действий окружающей нас бесконечности) всегда обнаруживает какое-нибудь исключение. Так поступают, чтобы разгра¬ничить проблемы, чтобы свести действия к их основа¬ниям, насколько мы это можем, и предвидеть некото¬рые их последствия; действительно, чем мы вниматель¬нее, не пренебрегая ничем в методическом рассмотре¬нии, тем более практика соответствует теории. Но только высший разум, от которого ничто не ускользает, способен отчетливо понять всю бесконечность, все осно¬вания и все следствия. Все, на что мы способны по от¬ношению к бесконечностям, — это неотчетливое позна¬ние их, а отчетливо мы знаем по крайней мере, что они существуют; в противном

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 2. Европейская философия. От эпохи возрождения по эпоху просвещения Философия читать онлайн