Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

опыта (II, стр. 45).

РАССУЖДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫЕ, ФИЛОСОФСКИЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ

Философия есть наука об общих понятиях. Основная задача философов заключается в том, чтобы постигнуть наилучшую для данной эпохи систему общественного устройства, чтобы побудить управляемых и правящих принять ее, чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию, чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего со¬вершенства, и построить из нее новую при помощи материалов, собранных учеными — специалистами в каждой отдельной обла¬сти (II, стр. 273—274).

Лучшее ^общественное устройство — это то, которое делает жизнь людей, составляющих большинство общества, наиболее счастливой, предоставляя им максимум средств и возможностей для удовлетворения их важнейших потребностей.

Это такое общественное устройство, при котором достойней¬шие люди, истинная ценность которых наиболее велика, распола¬гают наибольшей возможностью достичь высшего положения неза¬висимо от того, куда их поместила случайность рождения.

Это, затем, такое общественное устройство, которое объеди¬няет в одном обществе наиболее многочисленное население и пре¬доставляет в его распоряжение максимум средств для сопротивле¬ния иноземцам.

Это, наконец, такое общественное устройство, которое приво¬дит в результате покровительствуемых им трудов к наиболее важным открытиям и к наибольшему прогрессу цивилизации и просвещения (II, стр. 277).

ФУРЬЕ

Великий социалист-утопист Шарль Фурье (Fourier, 1772— 1837) вырос в семье торговца. Ему не дали возможности получить систематическое образование, и большую часть жизни ему при-ходилось зарабатывать на существование в качестве служащего в

514

торговой конторе, урывками пополняя свои знания путем беспо-рядочного чтения. Свое учение он изложил в большом цикле работ, и прежде всего в книгах «Теория четырех движений и всеобщих судеб» («Theorie des quatre mouvements et des destinees generates», 1808) и «Новый хозяйственный и социетарный мир» («Le Nouveau Monde industriel et societaire», 1829), к которым примыкают много¬численные статьи и заметки.

Философское мировоззрение Фурье, заимствованное им из по-пулярных книжек разных идеалистов-мистиков, не представляет интереса. Согласно его взглядам, в мироздании действуют три главные причины — бог, ма¬терия и «математика», поло¬женная в основу структурного единства материальной дейст¬вительности. Соответственно, социальной жизни людей при-сущи свои упорядочивающие законы, которые, однако, пока далёко не все осуществляют¬ся, так как их надо еще от¬крыть, чтобы им следовать. Но они составляют стройное единство, своего рода кодекс прав, обязанностей и средств их реализации. В основе их — динамика страстей, используя которую и удастся привести общество к гармоничному со¬стоянию.

Идеальными ячейками этого состояния станут ассо-циации, или фаланги, члены которых будут совместно жить и работать в помеще¬ниях, называемых фалансте¬рами. Доход от коллективного труда будет распределяться по «труду, капиталу и таланту»,

поскольку имелось в виду, что путчем мирной пропаганды идей социализма и увлекательным примером удастсся избежатъ капитали-стов вступить в фаланги. Ассоциации по возможности будут удов-летворять все свои потребности, но между ними Фурье допускал и отношения обмена. Кроме того, он разработал целую систему мер, позволяющую использовать в общих интересах различные симпатии, антипатии и естественные склонности индивидов (в том числе стремление «соревноваться», вражду к однообразию, любовь к игре и т. д.), а также их возрастные и половые особенности.

Большой интерес представляют отдельные фрагменты филосо-фии истории Ш. Фурье с ее идеей противоречивого развития от «земного рая» раннего состояния через эпохи столкновения стра¬стей вплоть до современного строя «цивилизации» к установлению в будущем новой гармонии на более высоком уровне. Здесь мы встречаем немало материалистических догадок и своеобразную стихийную диалектику перехода в противоположное, отрицание

515

отрицания, двойственной социальной функции индивидуальных страстей и эмоций и т. д. Эта диалектика обнаруживается и в яр¬кой критике Фурье социальной дезорганизации и острейших про-тиворечий «цивилизации», т. е. капитализма. Маркс и Энгельс высоко оценивали замечательные предвидкния Фуръе в отношении будущего социалистического строя: об уничтожений разделения труда в прежнем его виде, а также противоположности между го~ родом и деревней, о всесторонней эмансипации женщин и т. д.

В 30-х годах XIX в. учение Фурье приобрело значительную известность, в том числе и в других странах (Польше, России, Германии, США). Стали регулярно выходить фуръеристские жур¬налы, были предприняты попытки организации фаланстеров. Но все они окончились полной неудачей, а у эпигонов фурьеризма (В. Консидеран и др.) это учение превратилось в разновидность мелкобуржуазного либерализма.

Извлечения из произведений Фурье подобраны и отредакти¬рованы И. П. Немановым по кн.: 1) Ш. ? у p ь е. Избранные сочи¬нения. Перевод И. И. Зильберфарба, т. I—IV. М. — Л., 1951, 1954; 2) И. И. Зилъберфарб. Социальная философия Шарля Фурье. М., 1964.

ТЕОРИЯ ЧЕТЫРЕХ ДВИЖЕНИЙ И ВСЕОБЩИХ СУДЕБ1. ОТКРЫТИЕ ВСЕОБЩИХ ЗАКОНОВ ДВИЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В начале, как и в конце этого произведения, я привле¬каю внимание к истине, совершенно новой для. людей пе¬риода цивилизации: она состоит в том, что теория четырех движений — еоциального, животного, органи¬ческого и материального — была единственным исследованием, которое должен был иметь в виду разум. Это — исследование всеобщей системы природы; это — проблема, которую бог ставит на разрешение перед всеми планетами; и их обитатели могут достигнуть счастья лишь после того, как они ее разрешат.

До сих пор вы не решили и даже не изучили ее; вы затронули лишь четвертую и последнюю ветвь этой тео¬рии — теорию материального движения, законы которого открыли вам Ньютон и Лейбниц. Мне придется не раз ста¬вить вам в упрек это отставание человеческого ума.

Поскольку возвещенное мной открытие само по себе более важно, чем все научные работы, сделанные с тех пор, как существует род человеческий, один лишь спор должен отныне занимать людей периода цивилизации: это спор с целью удостовериться, действительно ли я открыл теорию четырех движений; ибо в случае подтверждения

516

следует бросить в огонь все политические, моральные и экономические теории и готовиться к самому изумитель-ному, самому счастливому событию, какое может иметь место на этом земном шаре и на всех планетах,— к вне¬запному переходу от социального хаоса квсемирной гармонии.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

.Теория всеобщих судеб представляет ключ ко всем изобретениям, постижимым для человеческого ума; она нас введет внезапно в познания, которые могли бы стоить еще десяти тысяч лет исследовательской работы при медлительности современных методов.

Провозвещение этой теории должно прежде всего воз-будить недоверие из-за одного обещания поднять людей к познанию судеб. Поэтому я полагаю уместным ознако-мить с указаниями, приведшими меня на этот путь. Это пояснение докажет, что открытие не требовало никакого научного усилия и что самые незначительные ученые могли бы прийти к нему до меня, если бы у них было требуемое для этого исследования качествоотсутствие предубеждения. Именно в этом отношении у меня были для исчисления судеб такие данные, каких не имели фи¬лософы, поддерживающие и превозносящие предрассудки, в то же время делая вид, будто они борются против них.

Под именем философов я понимаю здесь только ав-торов неопределенных наук — политиков, моралистов, эко¬номистов и прочих, теории которых несовместимы с опы¬том и почитают за правило лишь фантазию авторов. Пусть же помнят, что, когда я буду говорить о философах, я имею в виду только философов неопределенного раз¬ряда, но не творцов определенных наук.

I. УКАЗАНИЯ И МЕТОДЫ, ПРИВЕДШИЕ К ВОЗВЕЩЕННОМУ ОТКРЫТИЮ

С тех пор как философы доказали свою несостоятель-ность при первом их опыте— французской революции, всяк согласен рассматривать их науку как заблуждение человеческого духа; потоки политического и морального просвещения стали представляться с тех пор лишь пото-ками иллюзий. …

517

После катастрофы 1793 г. иллюзии рассеялись; поли¬тические и моральные науки были опозорены и безвоз¬вратно утратили доверие. Отныне следовало предвидеть, что от всех приобретенных познаний не приходится ждать счастья, что социального благоденствия надо искать в какой-то новой науке и проложить новые пути полити¬ческому духу; ибо было очевидно, что ни философы, ни их соперники не знают средств от социальных страданий и что под прикрытием догм тех и других вечно продол¬жались бы самые позорные, бедствия, в том числе и ни¬щета. …

Я находил поощрение в многочисленных показателях заблуждений разума, и особенно в зрелище бедствий, которые претерпевает общественное хозяйство: нищеты, безработицы, успехов плутни, морского пиратства, тор¬говой монополии, увода в рабство, наконец, многих дру¬гих несчастий, перечисление которых я опускаю и кото¬рые заставляют подозревать, не является ли хозяйствен¬ный порядок строя цивилизации общественным бедствием, придуманным богом с целью наказать род человеческий. Отсюда я пришел к предположению, что в этом хозяй-ственном порядке заключалось некое ниспровержение естественного порядка; что он действовал, быть может, противоречащим божественным видам образом; что стойкость стольких бедствий могла быть приписана отсут¬ствию некоторых мероприятий, угодных богу и неведомых нашим ученым. Наконец, я подумал, что если человече-ские общества поражены, согласно мнению Монтескье, «болезнью изнеможения, внутренним пороком, тайным и скрытым ядом», то можно было бы найти средство исце¬ления, уклоняясь от путей, которыми следуют наши не¬определенные науки, не находившие этого средства на протяжении стольких столетий. Поэтому я принял за пра¬вило в своих изысканиях абсолютное сомнение и абсолютное уклонение.

… Что может быть более несовершенного, чем этот строй цивилизации, который влечет за собой все бедствия? Что может быть более сомнительного, чем его необходи¬мость и увековечение его на будущее? Разве не вероятно, что он является лишь ступенью на пути общественного развития? Если ему предшествовали три других строя общества — дикость, патриархат и варварство, то следует ли из этого, что он будет последним потому, что является

518

Четвертым? Не смогут ли народиться отсюда еще другие, и не увидим ли мы пятый, шестой, седьмой общественные порядки, которые будут, может быть, менее бедственными, чем строй цивилизации, и которые оставались неизвест¬ными потому, что никогда не стремились к открытию их? … Я избегал всякого изыскания о том, что касалось интересов престола или алтаря, которыми философы за¬нимались беспрерывно с самого возникновения их науки: они всегда искали общественного блага в административ¬ных или религиозных нововведениях; я же, наоборот, прилагал все усилия к тому, чтобы искать блага только в действиях, не имеющих никакого отношения ни к ад-министрации, ни к священству, в действиях, зиждущихся только на мероприятиях хозяйственных или бытовых и совместимых со всяким правительством, без надобности в его вмешательстве (1, I, стр. 81, 83—93).

II. О ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ

Решение этой столь пренебрегаемой проблемы вело к решению всех политических проблем. Известно, что иногда достаточно самых малых средств, чтобы произ-вести самые большие дела: при помощи металлической иглы управляют молнией и ведут судно сквозь бурю и

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн