Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

иллюзорна, если она не является всеобщей; лишь гнет царит там, где свободный порыв страстей ограничен, предоставлен только крайнему меньшинству ….

Строй цивилизации с его производственными успехами и по¬токами ложного просвещения не может гарантировать народу труд и хлеб ….

Денежные сундуки — вот что самое уважаемое при строе ци¬вилизации ….

Строй цивилизации слишком беден, порок нейтрализует все его попытки к совершенствованию и его мечтания о свободе ….

Все порочно в этой системе хозяйствования, она во всех смыс¬лах является лишь миром навыворот ….

Бедность рождается при строе цивилизации из самого изо-билия ….

Порядок, противоположный строю цивилизации …, может породить лишь такое состояние вещей, результатом которого бу¬дет … отождествление индивидуального интереса с интересом коллективным таким образом, чтоб индивид мог найти свою вы¬году только в действиях, полезных всей массе (2, стр. 87—88).

7… Двенадцать обязанностей при методическом изучении, непременных для ученых, если верно, что они ищут истину и что ими руководят пути истины ….

1°. Исследовать область науки в целом и считать, что ничего не сделано, поскольку еще кое-что остается, что надо сделать ….

524

2°. Обращаться к опыту и брать его в качестве руководи-теля ….

3°. Идти от известного к неизвестному по аналогии ….

4°. Действовать при помощи анализа и синтеза ….

5°. Не думать, что природа ограничена известными нам сред¬ствами ….

6°. Сводить к простым движущие силы во всякой механике — материальной или социальной ….

7°. Присоединяться к опытной истине, принимать только ту истину, которая подтверждена опытом ….

8°. Идти к согласию с природой ….

9°. Остерегаться, как бы заблуждения, ставшие предубежде-ниями, не были взяты в качестве принципов ….

10°. Наблюдать вещи, которое мы хотим познать, а не вообра¬жать их ….

11°. Избегать, как бы злоупотребление словами, которых не понимают, не было принято за рассуждение ….

12°. Забыть то, чему мы научились, вернуть ваши идеи к их истокам и проделать заново путь человеческого познания ….

Полагать, что все связано в системе мироздания и что между частями его существует единство ….

Рассчитывать на единство системы. (2, стр. 88—89).

ОУЭН

Роберт Оуэн (Owen, 1771—1858) — великий английский уто-пический социалист. Выйдя из ремесленной среды, он быстро достиг положения предпринимателя, став совладельцем фабрики в Нъю-Ленарке (Шотландия), но вскоре пришел к выводу о необ¬ходимости социалистического преобразования общества. Этот вывод опирался на критику им частной собственности и истолко¬вание человеческой природы как продукта воздействия социальной среды, и в частности воспитания, на естественные задатки че¬ловека и его стремления.

Эту концепцию он пропагандировал во множестве бро¬шюр, в статьях на страницах «Нового морального мира» (1835— 1845 гг.) и других издаваемых им журналов и в лекциях. У нее была своя философская основа в виде враждебной религии и церкви версии пантеизма, в которой наибольший интерес представляет его аргументация в пользу тезиса о зависимости характеров и взглядов людей от социального окружения. Этот тезис, восходя¬щий через Бентама к этике Гельвеция и другим учениям эпохи Просвещения, позволил Оуэну связать моральную критику капи¬тализма с критикой свойственных последнему экономических от¬ношений, что в этом пункте приблизило Оуэна к мыслям о влиянии производства на жизнь людей. Он попыт:ался соединить рабочее движение с социализмом и надеялся, что в течение десяти лет его учение о постепенном и мирном преобразовании экономической жизни будет претворено в действительность путем организации крупной производственной кооперации, меновых базаров и широ¬ких филантропических мероприятий. Все эти его попытки не увен¬чались успехом ни в Англии, ни в Америке, куда Оуэн отправлял-

525

ся с аналогичной целью, хотя в определенной мере они спо-собствовали популяризации социалистических идей.

Для настоящего издания И. Н. Неманов подобрал фраг-менты из первого крупного со-чинения Р. Оуэна «Опыты об образовании человеческого ха-рактера» (1812—1814 гг.) в пе-реводе А. Анекштейна по кн.: 1) «Педагогические идеи Ро¬берта Оуэна. Избранные от¬рывки из сочинений Р. Оуэна». М., 1940. Кроме того, им подо¬браны отрывки из статьи. Оуэна «Описание ряда заблуж¬дений и бед, вытекающих из прошлого и настоящего со¬стояния общества» (1817 г.) и из главы I части VII его «Книги о новом нравственном мире» («The new moral world», 1844 г.). Эти отрывки даны в переводе С. А. Фейгиной

по изданию: 2) Р. Оуэн. Избранные сочинения, т I—II

M. — Л., 1950.

ОПЫТЫ ОБ ОБРАЗОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Общий характер, самый лучший и самый худший, самый невежественный и самый просвещенный, может быть сформирован в населении целой общины и даже всего мира при помощи соответ¬ствующих средств, которые в широких размерах находятся в рас¬поряжении и под контролем людей, имеющих влияние на челове¬ческие дела …. Что этот принцип правилен, вытекает из опыта всех прошлых веков и из всех окружающих нас обстоятельств … (1, стр. 146—147).

… Человеческая природа, за исключением мелких различий, встречающихся во всех сложных явлениях природы, везде одна и та же. Она без исключений всюду пластична, и с помощью разум¬ного воспитания можно образовать из детей какого угодно класса людей совершенно другого класса. …

Прививаемые людям понятия об исключительной истинности и превосходстве только тех чувств и привычек, в которых они воспитаны с детства, составляют главную причину раздора в об¬ществе. Подобные понятия находятся, конечно, в прямом проти¬воречии с чистой, незапятнанной религией, с которой вместе существовать они даже не могут (1, стр. 160).

Вина за преступный характер лежит не на индивиде, а на системе, среди которой он воспитался. Уничтожьте обстоятельства, содействующие созданию преступных характеров, — и преступле¬ний больше не будет; замените их обстоятельствами, рассчитанными на создание привычек к порядку, регулярности, воздержан-

526

ности, труду, — и человек будет обладать этими качествами. Дер¬житесь в своих мероприятиях справедливости, и вы вскоре при¬обретете полное и безграничное доверие низших сословий. При¬меняйте в своем обхождении с ними постоянно и систематически принцип доброты …, и преступления, даже те, которыми зараже¬но старшее поколение, постепенно исчезнут, потому что даже са¬мые худшие наклонности, за исключением разве случаев неизлечи¬мого помешательства, не устоят долго против доброты, проявляемой решительно, систематически, сердечно. Такой образ действий по¬сле непродолжительной практики окажется наиболее могуществен¬ным и эффективным способом искоренения преступлений и всех вредных и скверных привычек ….

Принципы, о которых идет речь, с полной уверенностью могут быть рассматриваемы как универсальные, приложимые во все вре¬мена, ко всем лицам и при всяких обстоятельствах (1, стр. 161).

ОПИСАНИЕ РЯДА ЗАБЛУЖДЕНИИ И БЕД, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА …

Цель всех человеческих усилий заключается в достижении счастья. Однако счастье не может быть достигнуто, им нельзя пользоваться, и обладание им нельзя обеспечить до тех пор, пока все люди не будут наслаждаться хорошим здоровьем и не приоб¬ретут подлинных знаний и богатства.

До сих пор здоровье и подлинные знания находились в пре-небрежении, и люди стремились к богатству и другим чисто лич¬ным целям; однако когда они достигали их даже в самых широких масштабах, то оказывалось, что эти достижения разрушали и неиз¬бежно разрушают счастье.

Теперь мир насыщен богатством при наличии огромных воз¬можностей дальнейшего его увеличения, и, однако, всюду царит нищета! Таково в настоящий момент состояние человеческого общества.

Нельзя создать худшей системы для достижения желаемой нами цели, чем действующая ныне у всех народов мира. Неоцени¬мые силы, с помощью которых можно было бы с легкостью при¬нести человечеству огромную пользу, остаются бесплодными или так плохо направляются, что не достигают поставленных им целей.

Однако мир располагает теперь достаточными средствами, чтобы пресечь этот поток безумия, вызвать к действию дремлющие силы и правильно применить человеческую энергию.

Эти средства должны дать всем людям здоровье, истинные знания и богатство.

Эти средства находятся рядом с нами, они могут быть не-медленно предоставлены в наше распоряжение и имеются в вели¬чайшем изобилии ….

… Перемену осуществить очень легко. Во всем этом начина¬нии не встретится никаких трудностей или серьезных препятствий. Мир знает и чувствует существующее сейчас зло: он рас¬смотрит новый, предложенный теперь порядок вещей, одобрит его, пожелает этой перемены, и все будет сделано.

Кто или что может теперь воспрепятствовать людям получать хорошее воспитание, хорошее образование и быть целесообразно

527

использованным в производительных целях? Кто или что может теперь воспрепятствовать людям получать такое воспитание и образование и так применять свои силы, пользуясь всеми удобст¬вами и радостями жизни, когда будет совершенно наглядно дока¬зано, что все люди — без единого исключения — извле¬кут из этой перемены существенную выгоду?

Для систематического рассмотрения этого вопроса необходимо раньше установить, что представляет собой человек по своей при¬роде и что сделали с ним условия, в которых он живет; после этого надо будет показать, каким он может быть, если поставить его в новые условия, которые теперь целиком находятся во власти са¬мого общества.

Человек рождается с известной комбинацией наклонностей» и свойств, различных по своей яркости и по их сочетанию, что обу-словливает возникновение на протяжении жизни индивидуально¬стей и различий в личности и в характере.

Но каково бы ни было различие в яркости и сочетании этих наклонностей и свойств при рождении человека, их можно впо-следствии так регулировать при соответствующих условиях, что возникнут основные типы характеров, причем они могут быть самых разнообразных и даже противоположных свойств, колеблясь в пределах от совершенно иррациональных до полностью рациональных.

Сейчас мы обрисуем в общих чертах этот процесс, а также по¬кажем способ, каким были созданы первые из них; мы дадим также беглый очерк способов, какими можно вполне обеспечить возникновение вторых.

Во всех областях земного шара человек до настоящего вре-мени приобретает с детства определенные понятия, связанные с известной сектой, классом, партией и страной. Таким образом, каждый человек окружен четырьмя плотными слоями заблужде-ний и предрассудков, сквозь которые он наблюдает все окружаю¬щее. Эти покровы, затемняющие сознание, весьма различны в разных странах, но всюду они так плотны, что все предметы ока¬зываются искаженными или плохо различимыми, так как их наблюдают сквозь эти покровы. Ни один предмет нигде не на¬блюдается человеком в его подлинном виде, и, таким образом, природа оставалась до сих пор сокрыта от человека.

… Когда люди, окруженные этими покровами, встречаются и вступают в соприкосновение с другими людьми, с иной их ком-бинацией, то они сразу обнаруживают, что видят все предметы по-разному. Не понимая настоящей причины этого расхождения, люди сознают различие в восприятии и в чувствах, которое ведет от небольшой антипатии к злобе, ненависти, к чувству мести, к смерти и к разрушению во всех его видах и формах. Таким образом, из различия взглядов, обусловленного различием поня¬тий разных сект, возникают все беды и страдания в человеческой жизни. Эта враждебность сект больше всех других предрассуд¬ков, классовых, партийных и национальных, разделяла во все времена

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн