Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

людей и превратила их в несчастные и падшие со¬здания.

Классовые предрассудки также создали разнообразие восприя¬тий, отделявшее человека от человека, и сильно содействовали росту его неразумности и страданий.

528

Предрассудки партийные и национальные были не менее вредны: они делали человека вплоть до настоящего времени чу-жим для его собратий.

Естественным последствием такого поведения человека в его прежних условиях существования явилось сочетание всех мысли-мых степеней невежества со слабостью и непоследовательностью.

Все человеческие учреждения в прошлом и настоящем служат доказательством того безумия, которое охватило человеческое сознание.

В этих условиях результаты реформ всегда обманывали все самые горячие надежды и ожидания; пока существуют эти усло-вия, было бы безумием ожидать какого бы то ни было результата от производимых перемен, если не будут полностью устранены сами эти условия.

Человек теперь ни на йоту не ближе к счастью, чем в те времена, от которых к нам дошли первые известия о людях. Рожденный в невежестве, он вообразил и его систематически учили, что в основе его поступков лежит его собственная воля. Его сознание формировалось на этой базе, и она служила и служит сейчас основой всех его идей; этот взгляд связан со всеми его представлениями; из него может проистечь только сомнение, бес¬порядок и умственное замешательство!

Было правильно сказано, что для того, чтобы человек стал мудрым и счастливым, его сознание «должно быть рождено за-ново», оно должно быть освобождено от всех неправильных идей, которые в нем укоренились; сама основа его жизни должна быть создана заново; затем должна быть сооружена правильная и хо-рошая надстройка, согласованная во всех своих частях, которая нравилась бы своему обладателю, удовлетворяла бы его и радовала его взгляд; она должна удовлетворять всем требованиям науки: во все будущие времена она должна давать людям, получившим правильное воспитание и хорошо сформированные характеры, убеждение, что на их пути к зрелости она составляет убежище счастья, вытекающего из правильного поведения, руководимого разумом и здоровой мудростью! (2, I, стр. 140—146).

КНИГА О НОВОМ НРАВСТВЕННОМ МИРЕ

Благодаря изобретениям и открытиям сделанным в последнее столетие, общество, организованное на научных основаниях и управляемое с помощью простых, здравых принципов равенства и справедливости, может быть насы¬щено благами самого высшего качества при работе, сво-

дящейся к полезным и приятным занятиям, продолжаю-щимся менее четырех чвсов. Поэтому у него нет больше разумных оснований для борьбы или соревнования из-за богатства. Наступит время, когда по естественному тече-нию вещей эта борьба должна будет прекратиться. И эта эпоха наступит — а она может наступить для Европы и Америки очень скоро, если правительства искренне и

529

сердечно объединятся в деле реорганизации общества, чего требуют их собственные высшие интересы; это дело нельзя дальше откладывать или от него уклоняться, не навлекая на себя этим общую насильственную революцию, которая будет вызвана гнетом и нестерпимыми страда¬ниями, испытываемыми трудящимися классами вследствие безумной борьбы людей за личное обогащение.

Частная собственность была и есть причина бесчис-ленных преступлений и бедствий, испытываемых чело-веком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами фор-мирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех; она причи¬няет неисчислимый вред низшим, средним и высшим клас¬сам. Владение частной собственностью ведет к тому, что ее владельцы становятся невежественно эгоистичными, причем этот эгоизм обычно пропорционален в своих раз¬мерах величине собственности (2, II, стр. 21—22).

Частная собсстенность отчуждает человеческие умы друг от друга, служит постоянной причиной возникнове¬ния вражды в обществе, неизменным источником обмана и мошенничества среди людей и вызывает проституцию среди женщин. Она служила причиной войн во все пред¬шествующие эпохи известной нам истории человечества и побуждала к бесчисленным убийствам.

Сейчас она представляет единственную причину бед¬ности со всеми вызываемыми ею по всему свету бесчис¬ленными преступлениями и горем; в принципе она столь Hie несправедлива, как неразумна на практике.

В рационально устроенном обществе ее не будет суще¬ствовать. Если в ней и была какая-нибудь потребность или если она и была полезна до того, как началось гос¬подство машин и химии, то сейчас она совершенно не нужна и является ничем не оправданным злом; ибо каж¬дый человек от самых высокопоставленных до самых по¬следних может быть в течение всей своей жизни вслед¬ствие научно обоснованного общественного устройства го¬раздо полнее обеспечен всем, что действительно полезно людям и что создает прочное счастье, чем этого возможно достигнуть путем борьбы и соревнования из-за приобре¬тения и сохранения частной собственности.

530

Частная собственность, кроме того, постоянно препят¬ствует и мешает проведению общественных мер, которые были бы полезны для всех, притом часто только из-за прихоти или каприза человека, получившего неправиль¬ное воспитание.

Когда все, за исключением только предметов чисто личного обихода, превратится в общественное достояние, а общественное достояние будет всегда иметься в избытке для всех, когда прекратят свое существование искусствен¬ные ценности, а требоваться будут только внутренне цен¬ные блага, тогда будет должным образом понято несрав¬нимое превосходство системы общественной собственности над системой частной собственности с вызываемым ею злом.

При правильно устроенной.ж научно обоснованной си-стем общественнои собственности, при одинаковом обра¬зовании и одинаковых условиях жизни у всех не будет существовать браков по расчету или неравных браков и. не будкт испорченных: детей; не будет существовать ни одного из тех зол, которые проистекают из ошибок тепе¬решней системы, если грубость, которая проникает теперь все стороны жизни и которая притом насквозь непоследо¬вательна, может быть вообще названа общественной си¬стемой (2, И, стр. 24—25).

Пока человеческий род будет разделен на отдельные обособленные семьи с частной собственностью, присвоен¬ной членами или членам этих семейств, законы природы не смогут получить силу. Индивидуализм, вызывающий противоречия интересов у людей и народов, не может существовать одновременно с системой, основанной на законах природы. Эти обособленные интересы и индиви¬дуальная организация семейств с наличием частной соб¬ственности составляют существенную часть теперешней неразумной системы. Они должны быть устранены вместе со всей системой. Взамен должны возникнуть научно обо-снованные объединения мужчин, женщин и детей в. их обычном количественном соотношении, численностью от четырехсот или пятисот до двух тысяч человек; эти об¬щины будут организованы как единая семья, каждый член которой объединится с другими в содействии друг другу, насколько позволят его знания, а сами общины будут подобным же образом связаны между собой. Лучше всего было бы, вероятно, начать с объединения трехсот,

531

четырехсот или пятисот человек, в зависимости от мест¬ных условий, причем должна быть создана и принята такая организация, которая при полном своем осущест¬влении позволила бы устроить две или три тысячи чело¬век, составляющих объединенную семью, и обеспечить им существование.

Такое _ объединенное семейство составит ячейку со¬вершенно новой организации человеческого общества, при которой все люди приобретут новое сознание, новые чув¬ства, новый дух и усвоят совершенно иное поведение по сравнению с человеком прежнего мира; устройство, кото¬рое будет принято для обеспечения этим семьям жилищ, занятий, образования и развлечений, будет совершенно отлично от устройства, существующего теперь в жизнен¬ных делах. При этом зло, причиняемое большими горо¬дами, будет устранено и в то же время новые общины со¬средоточат у себя все их преимущества без всякого причи¬няемого ими вреда; каждый член общины будет пользо¬ваться гораздо большими преимуществами, извлекаемыми из обширных земельных владений, чем самый богатый земельный собственник при теперешней индивидуалисти¬ческой общественной системе.

Физические и умственные силы каждого человека, вос¬питанного указанным образом и поставленного в описан¬ные условия, умножатся пропорционально числу членов его объединенной семьи; выгоды, которые можно извлечь из такого расширения семьи, объединенной общими инте¬ресами, намного превосходят все, что можно себе предста¬вить; их надо увидеть и испытать на практике. Экономия времени, труда .и капитала в производстве и распределе¬нии богатства, в формировании характеров и в местном управлении, достигаемая этим новым объединением в большие семьи, будет соответствовать той, которая соз¬дается при замене ручного труда работой совершенных механизмов, например заменой взрослого человека, рабо¬тающего на одном веретене, машиной, которая прядет одновременно две тысячи нитей. Из этого проистекут ты¬сячи других выгод, представляющих следствие широкой и хорошо задуманной системы.

Благодаря новому устройству вся жизнь общества бу¬дет с большой для него выгодой и с большими преимуще¬ствами значительно упрощена. Когда люди будут воспи¬тываться с рождения так, чтобы стать разумными сущест-

532

вами еще до наступления зрелости, то эта система в своих общих чертах и многие ее детали будут легко поняты лю¬бым мужским или женским умом.

Каждая объединенная семья будет в общих чертах и в основном устройстве во многих отношениях служить про¬тотипом всякой другой семьи. От людей потребуется только участие в производстве, сохранении и распределении богат¬ства, в хорошем воспитании всех с рождения, в управле¬нии объединенной семьей без принуждения или обмана, но с соблюдением порядка и содействие в управлении боль¬шим числом таких объединенных семейств в определен¬ном районе; к этому надо прибавить меры для разумного развлечения и отдыха, если в них вообще возникнет надоб¬ность, когда вся жизнь составит в соответствии с возрас¬том здоровый и приятный отдых. Жизнь людей может легко превратиться в приятное, разумное и всегда интересное развлечение. …

При создании таких широких семейных объединений в сочета¬нии с другими весьма важными мерами экономического харак¬тера в отношении производства, сохранения продукции,’ распреде¬ления и потребления, а также в отношении воспитания и управ¬ления земля сумеет дать средства существования по крайней мере в четыре раза большему количеству людей, чем при теперешней расточительной, крайне сумасбродной, индивидуалистической, со¬здающей конкуренцию и отвратительной общественной системе (2, II, стр. 33—37).

… Большие семейные объединения, организованные на научной основе, весьма пригодны и специально предназначены для распространения, — при неизменном сочетании интересов и чувств и при сердечном товариществе — из одного прихода в дру¬гие, пока они не охватят целого графства, а затем начнут распро¬страняться из графства в графство, пока не охватят целую про¬винцию или княжество, затем путем союза последних они создадут королевства и, наконец, империи. Тогда человеческий род, объеди¬ненный в братские семьи, займет в мире и гармонии как личное семейное поместье, равно принадлежащее всем, поверхность всей земли, включая сушу и море; тогда не будет оснований для борьбы, зависти или конкуренции, и каждый, получивший с рождения разумное воспитание и образование, станет владетельной особой, имеющей возможность наслаждаться всеми радостями в любом климате и в любом районе. Все будут располагать полным пра¬вом, всеми средствами и всеми возможностями, чтобы пользо¬ваться жизнью, и будут лишь обязаны применять свои умствен¬ные и физические способности в благотворных и приятных заня¬тиях.

По мере распространения этих новых семейных объединений они будут соединяться для разрешения местных и более широких задач, причем объединяться будут раньше десятки, затем сотни,

533

тысячи и десятки тысяч общин в зависимости от тех вопросов и дел, которые будут требовать их участия, рассмотрения и руковод¬ства.

Среди них не будет лучших или худших,

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн