Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

другу, что, прежде чем отказаться от одних, чтобы поль¬зоваться исключительно другими, человеческий ум должен был прибегать к посредствующим концепциям, имеющим смешанный характер и способным в силу этого содейство¬вать постепенному переходу. Таково естественное назна-чение метафизических понятий: они не приносят никакой

558

иной действительной пользы. Заменяя при изучении явле¬ний сверхъестественное направляющее действие соответ¬ственной и нераздельной сущностью, рассматриваемой сначала только как эманация первой, человек мало-помалу научился обращать внимание на самые факты, понятия же о метафизических причинах постепенно утончались до тех пор, пока не превратились у всех здравомыслящих людей просто в отвлеченные наименования.явлений. Не¬возможно представить себе, каким иным путем наш ум мог бы перейти от явно сверхъестественных к чисто есте-ственным соображениям, от теологического к позитивному образу мышления.

Установив, таким образом, поскольку я мог это сде-лать, не вдаваясь в неуместные здесь подробные рассуж¬дения, общий закон развития человеческого разума, как я его понимаю, нам легко будет сейчас же точно определить истинную природу позитивной философии, что составляет главную задачу настоящей лекции.

Из предшествовавшего мы видим, что основной харак¬тер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным зако¬нам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем, безусловно, недоступным и бессмысленным искание так называемых причин как первичных, так и конечных. Бес¬полезно долго распространяться о принципе, который те¬перь хорошо известен всякому, кто сколько-нибудь глубже изучал науки наблюдения. Действительно, всякий знает, что в наших позитивных объяснениях, даже наиболее со-вершенных, мы не стремимся указывать причины, производящие явления, так как таким образом мы только отдаляли бы затруднения; но мы ограничиваемся тем, что точно анализируем условия, в которых явления происхо¬дят, и связываем их друг с другом естественными отноше¬ниями последовательности и подобия.

Так,— я привожу наиболее замечательный пример — мы говорим, что общие мировые явления объясняются, насколько это возможно, ньютоновским законом тяготе¬ния, ибо, с одной стороны, эта прекрасная теория нам по¬казывает, что все неисчислимое разнообразие астрономиче¬ских явлений представляет один и тот же факт, рассматри¬ваемый с различных точек зрения: постоянное стремле¬ние частиц друг к другу пропорционально их массам

559

и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними; с другой же стороны, этот общий факт нам пред-ставляется как простое обобщение чрезвычайно знакомого нам явления, рассматриваемого нами в силу этого как вполне известное, именно тяжести тел на земной поверх¬ности. Что касается определения того, что такое сами по себе притяжение и тяжесть, каковы их причины, то эти вопросы мы считаем неразрешимыми и лежащими вне сферы позитивной философии, предоставляя их теологам и метафизикам. Невозможность разрешения этих вопросов доказывается тем, что всякий раз, когда самые великие умы пытались сказать относительно этого предмета нечто действительно рациональное, они могли только определять эти два принципа один посредством другого, говоря, что притяжение не что иное, как всеобщая тяжесть и что тяжесть состоит просто в земном притяжении. Такие объ¬яснения, вызывающие улыбку, когда они предъявляют притязание на знание внутренней природы вещей и спо¬соба возникновения явлений, составляют, однако, все наи¬более удовлетворительное, что мы можем иметь, так как показывают нам тожество двух родов явлений, которые долгое время считались независимыми друг от друга. Ни один здравомыслящий человек не ищет теперь дальней¬ших объяснений.

Было бы легко увеличить число примеров, которые на протяжении этого курса встретятся в большом количестве; ибо таково ныне направление, господствующее во всех важных умственных построениях. Чтобы ограничиться здесь указанием одной из современных работ, я выберу ряд прекрасных исследований Фурье по теории теплоты. Он дает нам весьма яркое подтверждение предшествовав¬ших общих замечаний. Действительно, в этом труде, фи¬лософский характер которого столь очевидно позитивен, раскрыты наиболее важные и наиболее точные законы тепловых явлений, и между тем автор ни разу не задается вопросом о внутренней природе вещей и упоминает о горя¬чем споре между сторонниками тепловой материи и физи¬ками, объясняющими происхождение теплоты колебанием эфира, только для того, чтобы показать его бессодержа¬тельность. И тем не менее в этом труде рассматриваются самые важные вопросы, из которых некоторые поставлены впервые, — ясное доказательство того, что человеческий разум может найти неисчерпаемую пищу для самой глу-

560

бокой своей деятельности, не берясь за недоступные ему проблемы, а ограничивая свои исследования исключи¬тельно позитивными вопросами.

Охарактеризовав с точностью — поскольку я мог это сделать в. этом общем обзоре, — дух позитивной филосо¬фии, развитию которой посвящается весь этот курс, я дол¬жен теперь исследовать, в каком состоянии она находится в настоящее время и что еще остается сделать, чтобы за¬вершить ее построение.

Для этого нужно прежде всего принять во внимание, что различные отрасли наших знаний не могли с одина-ковой быстротой пройти три вышеуказанные главные стадии своего развития и, следовательно, не могли одновре¬менно достигнуть позитивного состояния. В этом отноше¬нии существует неизменный и необходимый порядок, ко¬торому следовали и должны были следовать в своем по¬ступательном движении различные виды наших понятий и подробное рассмотрение которого составляет необходи¬мое дополнение высказанного выше основного закона. Это-му рассмотрению будет всецело посвящена следующая лекция. Теперь же нам достаточно знать, что этот поря-док соответствует разнообразной природе явлений и опре¬деляется степенью их общности, простоты и взаимной не¬зависимости, — тремя условиями, ведущими, несмотря на свое различие, к одной и той же цели. Так, к позитивным теориям приведены были сначала астрономические явле¬ния как наиболее общие, наиболее простые и наиболее независимые от всех других, затем в последовательности, зависящей от тех же причин, явления земной физики в собственном смысле, химии и, наконец, физиологии.

Невозможно указать точно начало этого переворота; ибо о нем, как о всех других великих событиях в жизни чело¬вечества, можно сказать, что он совершался постепенно и непрерывно, в особенности со времени появления трудов Аристотеля и александрийской школы и затем с момента введения арабами естественных наук в Западную Европу.

Однако, так как во избежание неясности идей уме-стно точно определить эпоху зарождения позитивизма, я укажу на эпоху сильного подъема человеческого разума, вызванного два века тому назад соединенным влиянием правил Бэкона, идей Декарта и открытий Галилея, как на момент, когда дух позитивной философии стал прояв¬ляться как очевидное противоположение теологическим и

56i

метафизическим воззрениям. Именно тогда позитивные понятия окончательно освободились от примеси суеверия и схоластики, которая более или менее искажала истин¬ный характер всех предыдущих работ.

Начиная с этой памятной эпохи, поступательное дви¬жение позитивной философии и падение философий тео¬логической и метафизической определились чрезвычайно ясно. Это положение вещей стало, наконец, столь очевид¬ным, что теперь каждый понимающий дух времени наблю¬датель должен признать, что человеческий -ум предназна¬чен для позитивных исследований и что он отныне беспо-воротно отказался от тех бессмысленных учений и пред¬варительных методов, которые могли бы удовлетворять на первой ступени его развития. Таким образом, этот основной переворот должен необходимо совершиться во всем своем объеме. И если позитивизму еще остается сде¬лать какое-либо крупное завоевание, если не все области умственной деятельности им захвачены, то можно быть уверенным, что и там преобразование совершится, как оно совершилось во всех других областях. Ибо было бы оче¬видным противоречием предположить, что человеческий разум, столь расположенный к единству метода, сохранит навсегда для одного рода явлений свой первоначальный способ рассуждения, когда во всем остальном он принял новое философское направление прямо противоположного характера.

Таким образом, все сводится к простому вопросу: об¬нимает ли теперь позитивная философия, постепенно получившая за последние два века столь широкое распро¬странение, все виды явлений? На это, бесспорно, прихо¬дится ответить отрицательно. Поэтому, чтобы сообщить позитивной философии характер всеобщности, необходи¬мой для ее окончательного построения, предстоит еще выполнить большую научную работу.

В самом деле, в только что названных главных катего¬риях естественных явлений — астрономических, — физиче¬ских, химических и физиологических замечается сущест¬венный вробел, а именно отсутствуют социальные явле¬ния, которые, хотя и входят неявно в группу физиологи¬ческих явлений, заслуживают — как по своей важности, так и вследствие особенных трудностей их изучения — выделения в особую категорию. Эта последняя группа понятий, относящаяся к наиболее частным, наиболее слож-

562

ным и наиболее зависящим от других явлениям, должна была в силу одного этого обстоятельства совершенство¬ваться медленнее всех остальных, даже если бы не было тех особых неблагоприятных условий, которые мы рас¬смотрим позднее. Как бы то ни было, очевидно, что соци¬альные явления еще не вошли в сферу позитивной фило¬софии. Теологические и метафизические методы, кото¬рыми при изучении других видов явлений никто теперь не пользуется ни как средством исследования, ни даже как приемом аргументации, до сих пор, напротив, исключи¬тельно употребляются в том и в другом отношении при изучении социальных явлений, хотя недостаточность этих методов вполне сознается всеми здравомыслящими людь¬ми, утомленными бесконечной и пустой тяжбой между божественным правом и главенством народа.

Итак, вот крупный, но, очевидно, единственный про-бел, который надо заполнить, чтобы завершить построение позитивной философии. Теперь, когда человеческий разум создал небесную физику и физику земную, механическую и химическую, а также и физику органическую, расти¬тельную и животную, ему остается для завершения систе¬мы наук наблюдения основать социальную физику. Такова ныне самая большая и самая настоятельная во многих существенных отношениях потребность нашего ума и такова, осмеливаюсь это сказать, главная и специальная цель этого курса.

* * *

Относящиеся к изучению социальных явлений идеи, которые я попытаюсь представить и зародыш которых, я надеюсь, можно уже найти в этой лекции, не имеют целью тотчас же дать социальной физике ту же степень совер¬шенства, которой достигли более ранние отрасли естест¬венной философии; такое намерение было бы, очевидно, нелепо, ибо даже последние обнаруживают в этом отноше¬нии огромное, и притом неизбежное, неравенство. ‘Но наз¬начение их будет заключаться в том, чтобы сообщить этому последнему классу наших знаний тот позитивный характер, который приобрели уже другие науки.

Когда это условие будет в действительности выполне¬но, современная философская система во всей своей сово¬купности будет, наконец, поставлена на прочное основа-

563

ние; ибо тогда будут установлены пять главных катего-рий явлений — астрономических, физических, химических, физиологических и социальных, которые, очевидно, об¬нимут все доступные наблюдению явления. Когда все на¬ши основные понятия станут однородными, философия окончательно достигнет позитивного состояния; она не сможет уже изменять свой характер, и ей останется толь¬ко развиваться бесконечно путем новых, все увеличиваю¬щихся приобретений, которые явятся неизбежным резуль-татом новых наблюдений или более глубоких размышле¬ний. В силу этого позитивная философия приобретет характер всеобщности, которого она еще не имеет, и благо¬даря своему естественному превосходству будет в состоя¬нии вполне заменить теологическую и метафизическую философии, всеобщность которых в настоящее время яв¬ляется их единственным существенным достоянием и ко¬торые, потеряв это преимущество, будут иметь для наших потомков только чисто исторический интерес.

После такого объяснения специальной цели этого кур¬са легко понять его вторую, общую цель, которая делает его курсом позитивной

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн