Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

изучении нашей собственной индивидуальной или коллективной природы. Преобла¬дание социологической точки зрения, далеко не препятствуя даже наиболее отвлеченным умозрениям, увеличивает их постоянство и их достоинство, указывая единственно соответствующее им на¬правление.

Обеспечивая рассудку его справедливое влияние на челове-ческую жизнь, этот окончательный строй укрепляет и развивает обычный полет воображения, призываемого отныне к выполнению своего главного назначения — именно к постоянному идеальному воспроизведению действительности. Научные функции необходимы лишь для построения внешнего основания всех наших понятий. Но коль скоро эта операция совершена, эстетические функции оказываются более подходящими для нашего ума, причем, однако, это необходимое основание, способное, сверх того, предупредить заблуждения последних, должно остаться неприкосновенным. Под этим единственным общим условием эстетические функции прямо поощряются позитивной систематизацией как наиболее отвечающие ее аффективному принципу и как наиболее прибли-жающие к ее активной цели. Глубоко связанные с новым обра¬зом жизни, они в ней обыкновенно составляют наиболее приятное и наиболее спасительное упражнение нашего ума, который не мог бы более прямым путем стремиться к культивированию чувств и к достижению совершенства.

Вытекая первоначально из активной жизни, окончательная систематизация возвращается к ней с приростом энергии, когда, после долгой умозрительной подготовки, она достигнет аффек-тивного принципа, который станет тогда ее прямым источником. Отнюдь не вызывая изнеженности, любовь, служащая ей основа-нием, побудит нас всегда к наиболее полной деятельности и к по¬священию всей нашей жизни всеобщему совершенствованию. Аффективный принцип обязывает нас изучать естественный поря¬док только для того, чтобы лучше применять наши индивидуаль¬ные или коллективные силы к его искусственному улучшению.

585

Едва намеченное до сих пор даже относительно материального мира, это нормальное назначение могло пока занять только ничтожную часть человеческих усилий. Развитие этого принципа могло бы причинить вред лишь в том случае, если бы оно огра¬ничилось достижением низших ступеней совершенства. Но как только наша умозрительная мудрость непосредственно обнимет свою главную область, наша действенная мудрость начинает при¬меняться преимущественно к важнейшим явлениям, где есте¬ственный порядок и более несовершенен, и более доступен изменению. После того как практическая сторона жизни будет, таким образом, увеличена и систематизирована, начнется стрем¬ление к интеллектуальному улучшению и еще более к мораль¬ному усовершенствованию в смысле приобретения как нежности, так и мужества. Частная и общественная жизнь оказываются отныне связанными одной и той же главной целью, облагоражи¬вающей все действия. Отныне необходимое преобладание практики, отнюдь не являясь враждебным теории, будет предписывать ей главным образом наиболее трудные исследования для раскрытия истинных законов нашей личной и социальной природы, позна-ние которых всегда будет недостаточно для удовлетворения наших реальных потребностей. Вместо того чтобы вызвать моральную суровость, подобная постоянная деятельность будет нас беспре¬станно толкать к лучшему пониманию того, что всеобщая любовь составляет не только наше главное счастье, но также и самое могущественное средство, необходимое для действительности всех других (3, стр. 143—144).

БЕНТАМ

свести все удовольствия к 14 простейшим в условия^ 32 «обстоятельств». Буржуазный индивидуализм корыстолюби-вого чистогана вуалировался у Вентама его этической нор¬мой «наибольшего количества удовольствий для наибольше¬го количества людей» и был тесно связан с той же поли¬тической программой, кото¬рую теоретически обосновы¬вали Рикардо и Милль. Взгля¬ды и настроения типичного английского буржуа, перед которым после сокрушения французского соперничества открылись, казалось бы, без-брежные горизонты промыш¬ленной и торговой предпри¬имчивости, Вентам выдал за «естественный» эталон чело¬веческого поведения всех эпох и времен.

Отрывки из главного со-чинения Вентама подобрал и

перевел А. С. Богомолов по изданию: . Bentham. An Introduc¬tion to the principles of morals and legislation, vol. I. London, 1823.

Иеремия Вентам (Bentham, 1748—1832) был, наряду с Д. С. Миллем, одним из главных глашатаев буржуазного либе¬рализма в Англии. Он не занимался академической деятельностью, и его интересы лежали в области практических проблем бур¬жуазного права и этики. Его основное философское произведение «Введение в основания нравственности и законодательства» вы¬шло в свет еще в конце XVIII в, (1789 г.), однако широкое влияние его взглядов на общественность падает на вторую чет¬верть XIX в., когда он после встречи с Джеймсом Миллем (1808 г.) образовал с ним, Мальтусом и Рикардо группу «фило¬софских радикалов», которые сводили все истины к чувственным впечатлениям, и все моральные ценности к удовольствиям.

Как философ И. Вентам был близок к позитивизму, а его феноменалистский взгляд в этике, соединившись с вульгаризиро¬ванной концепцией человеческой природы Гельвеция и учениями Юма и Гартли о психических ассоциациях, вылился в концепцию утилитаризма, которая приобрела широчайшую известность как в Англии, так и на европейском континенте.

И. Вентам, как отмечал Маркс, опошлил гедонизм и «прин¬цип полезности», подвергнув удовольствия и страдания мелочной количественной классификации и сводя все общественные интере¬сы к суммированию выгод отдельных лиц. Вентам попытался

586

ВВЕДЕНИЕ В ОСНОВАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ГЛ. I. О ПРИНЦИПЕ ПОЛЕЗНОСТИ I

Природа подчинила человечество двум верховным властите¬лям — страданию и удовольствию. Только они указывают, что мы должны делать, и определяют, что мы будем делать. Крите¬рий справедливого и несправедливого, с одной стороны, цепь при¬чин и следствий — с другой, прикреплены к их престолу. Они управляют нами во всем, что мы делаем, что мы говорим и что мы думаем: всякое усилие, которое мы можем сделать с тем, чтобы отвергнуть это подчинение, послужит лишь тому, чтобы доказать и подтвердить его. На словах человек может отрицать их могущество, но на деле он всегда останется подчинен им. Принцип полезности * признает это подчинение и принимает его

* К этому обозначению было недавно добавлено или заменило его выражение: принцип наибольшего счастья, или наибольшего благоденствия (greatest happines or greatest felicity principle). Оно употребляется для краткости, вместо того чтобы развернуто ска¬зать: тот принцип, который полагает наибольшее счастье всех тех,

587

в Качестве основания системы, цель которой возвести здание счастья руками разума и закона. Системы, которые пытаются по¬ставить его под вопрос, занимаются звуками вместо смысла, кап¬ризами вместо разума, темнотой вместо света.

Но хватит метафор и декламации: не такими средствами следует совершенствовать науку о нравственности.

II

Принцип полезности есть основание настоящего труда: по-этому следует с самого начала дать подробное и определенное изложение того, что под ним понимается. Под принципом … по-лезности понимается принцип, который одобряет или не одобряет какое бы то ни было действие согласно тому, проявляет ли оно тенденцию увеличить или уменьшить счастье той стороны, о чьем интересе идет речь, или, говоря иными словами, содействовать или препятствовать этому счастью. Я говорю здесь о всяком дей¬ствии, и потому не только о всяком действии частного лица, но и о всякой правительственной мере.

III

Под полезностью понимается то свойство любого предмета, в силу которого он способен приносить пользу, выгоду, удоволь¬ствие, добро или счастье (все это в настоящем случае сводится к одному и тому же) или (что опять-таки сводится к одному и тому же) предотвращать вред, страдание, зло или несчастье той сто¬роны, об интересе которой иДет речь. Если эта сторона есть об¬щество в целом, то это счастье общества, если же отдельное лицо — то счастье этого лица.

IV

Интерес общества есть одно из самых общих выражений, которые встречаются в лексиконе морали: не удивительно, что смысл его часто бывает утерян. Когда это слово имеет смысл,

о чьем интересе идет речь, истинной и подлинной целью челове-ческого действия, целью, единственно истинной, подлинной и во всех отношениях желательной; принцип человеческого действия в любой ситуации, и в частности в положении должностного лица или собрания должностных лиц, располагающих правительственной властью. Слово полезность не так ясно указывает на идеи удоволь¬ствия и страдания, как слова счастье и благоденствие, оно не ве¬дет нас также к рассмотрению числа затронутых интересов; число же есть обстоятельство, которое в самой большой степени способ¬ствует формированию критерия, о котором идет речь, критерия справедливого и несправедливого, по которому только и можно судить о свойстве поведения человека во всех ситуациях, притом судить справедливо. Это отсутствие достаточно ясной связи между идеями счастья и удовольствия, с одной стороны, и идеей полез¬ности — с другой, а я ею то и дело, причем достаточно успешно, оперировал, оказалось помехой для принятия этого принципа, которое иначе могло бы иметь место.

588

он таков. Общество есть фиктивное тело, составленное из инди-видуальных личностей, которые рассматриваются как составляю¬щие его члены. В чем же состоит тогда интерес общества? Это сумма интересов отдельных членов, составляющих его.

V

Тщетно было бы толковать об интересе общества, не понимая, что такое интерес отдельного лица *. Говорят, что вещь вызывает интерес или имеет интерес для отдельного лица, когда она ведет к увеличению Суммы его удовольствий, или, что одно и то же, к уменьшению суммы его страданий.

VI

Поэтому можно сказать, что действие сообразно принципу полезности, или, короче, пользе (в отношении к целому обществу), когда его тенденция к увеличению счастья общества больше, чем таковая к уменьшению его.

VII

Известная правительственная мера (а это только особый род действия, совершаемого отдельной личностью или личностями) может быть названа сообразной с принципом полезности или про¬диктованной принципом полезности, когда подобным же образом тенденция его увеличить счастье общества больше, чем таковая уменьшить его.

VIII

Когда человек полагает, что некоторое действие или, в част-ности, правительственная мера сообразны с принципом полезно¬сти, то для удобства рассуждения можно вообразить род закона или правила, называемого законом или правилом полезности, и говорить о данном действии как сообразном с этим законом или правилом.

IX

Человек может быть назван сторонником принципа полез-ности, когда одобрение или неодобрение им любого действия или любой меры определяются и соразмеряются той тенденцией к увеличению или уменьшению счастья общества, которую он в них предполагает, другими словами, их соответствием или несоответ¬ствием законам или правилам полезности.

X

О действии, сообразном с принципом полезности, всегда мож¬но сказать, или что оно таково, что его следует осуществить, или по меньшей мере, что оно не таково, что его не следует осуще-

* Интерес — одно из тех слов, которые, не имея никакого высшего рода, не могут быть определены обычным образом.

589

Ствить. Можно также сказать, что правильно было бы его сделать или по меньшей мере не неправильно было бы его сделать; что это правильное действие или по крайней мере не неправильное действие; Объясненные таким образом слова должно, правильный, неправильный и подобные им приобретают смысл, иначе они не имеют его.

XI

Оспаривалась ли когда-нибудь формально правильность этого принципа? Может показаться, что да — теми, кто не знает, о чем они говорят. Допускает ли он какое-либо прямое доказательство? Как будто бы нет, ибо то, что служит для доказательства чего-либо другого, само не может быть доказано: цепь доказательств должна где-нибудь иметь начало. Давать такое доказательство столь же невозможно, как и не нужно.

XII

Впрочем, нет или даже но было

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн