Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

Философия — это обработка понятий. …

§ 5. Из основных видов обработки понятий следуют основ-ные части философии.

623

Первый результат (Erfolg) направленного на понятия вни-мания состоит в том, что они становятся ясными и, насколько они к этому пригодны, отчетливыми. Отчетливость состоит в различии признаков одного понятия, тогда как ясность в раз¬личении нескольких понятий между собой. Отчетливые понятия могут принимать форму суждений, а соединение суждений дает заключения. Об этом трактует логика; она и яв¬ляется той первой частью философии, которая в целом рассма¬тривает отчетливость в понятиях и вытекающее из этого сопо¬ставление последних.

§ 6. Однако понимание. мира и нас самих создает некоторые понятия, которые, чем отчетливее они делаются, тем менее до¬пускают объединение наших идей и поэтому ведут к противоре¬чиям (Zwiespalt) во всех тех размышлениях, на которые они могут иметь влияние. В других науках неоднократно пытались обойтись без такого рода понятий, но эти усилия оказались тщетны; и поэтому на долю философии выпадает важная задача: изменить понятия упомянутого рода таким образом, чтобы это обязательно учитывало особые качества каждого из них. При изменении возникает нечто новое, с помощью чего исчезает вы¬шеназванная трудность. Это новое можно назвать дополне¬нием. Соответственно дополнение понятий является вторым ви¬дом обработки понятий. Наука об этом и есть метафизика. Она, как показывает уже название, существенно связана с фи¬зикой, поскольку под физикой в,- общем понимается познание данного. Ибо вначале из этого познания данного следует убе¬диться в том, что понятия упомянутого рода действительно вы¬текают из него, а не были произвольно выдуманы. …

§ 7. Основные понятия метафизики столь всеобщи и уре-гулирование (Berichtigung) их связано с таким решающим влиянием на все области человеческого знания, что остальные понятия о мире и о нас самих могут быть надлежащим образом определены лишь в том случае, если ранее было совершено такое урегулирование. Поэтому обработка этих остальных поня¬тий рассматривается как нечто такое, что должно следовать за общей метафизикой и к ней как бы прилагается, чтобы никто не предавался напрасной (столь часто совершаемой и возобнов¬ляемой) попытке заниматься этим только для себя и без подго-.товительной работы. Таким образом, кроме общей метафизики (старое название, — онтология) возникает прикладная ме¬тафизика, которую в дальнейшем по ее предметам разделяют на три большие отрасли, а именно на психологию, натурфилосо¬фию (иначе называемую космологией) и на естественную тео¬логию, или философское учение о религии.

§ 8. Еще существует класс понятий, которые совпадают с ранее упомянутыми в том, что по отношению к ним мышление не может ограничиться простым логическим приведением к от-четливости (Verdeutlichung); отличаются же они тем, что не тре-буют подобно вышеупомянутым понятиям изменений, а при-носят с собой такое дополнение в нашем представлении (Vorste-llen), которое заключается в суждениях одобрения или неодоб-рения. Наука о таких понятиях — эстетика. С познанием дан¬ного она по своему происхождению связана лишь постольку, поскольку побуждает нас представить себе понятия, которые

624

совершенно независимо от их реальности вызывают одобрение или недовольство. Но применительно к данному эстетика пере-ходит в ряд учений об искусстве (Kunstlehren), которые все без исключения можно назвать практическими на-уками, потому что они указывают, как должен обрабатывать определенный предмет тот, кто занимается ими, чтобы порожда-лось не недовольство, а, напротив, чувство удовлетворения. … § 9. … Однако среди учений об искусстве есть одно, чьи предписания требуют обязательного соблюдения, ибо мы, сами того не сознавая, постоянно представляем собой предмет этого учения. То есть этот предмет — мы сами, а названное учение — это учение о добродетели, которое в отношении наших проявлений переходит в дела и возможности, в учение об обязанностях (стр. 50—52).

ЧЕТВЕРТЫЙ РАЗДЕЛ. ВВЕДЕНИЕ В МЕТАФИЗИКУ

§ 149. … У метафизики нет другого назначе¬ния, как делать мыслимыми указанные поня¬тия, которые ей навязывает опыт.

Повсюду понятия о сущем, о его качествах, о причинах и их действии, о пространстве и о времени представляли пред¬мет этой науки; было обнаружено, что эти понятия, как извест¬ные из опыта и в нем данные, являлись предполагаемыми. За¬тем их попытались логически обработать и при этом оказались в клубке всякого рода противоречий. Эта противоречивость и ее скрытая в понятиях опыта основа … определяют понятие метафизики (стр. 269).

§ 151. Вопрос: можем ли мы познать вещи в себе или только явления — философия должна вначале отложить в сторону нерешенным. Прежде нужно завершить реализм соответствую-щим ему образом, а именно посредством надлежащей обработки противоречивых понятий опыта (Erfahrungsbegriffe), по мень¬шей мере самых общих из них — понятий изменения и вещи с несколькими признаками, к которым сами собой примыкают исследования о пространстве, времени и движении. После того как путем необходимого мышления об этом был получен мыслимый вид представления, идеалистическая проблема может решаться тем же путем, что и предыдущая, то есть путем над-лежащего обсуждения тех противоречий, которые заключены в понятиях Я и субъекта со многими представлениями. …

§ 152. Идеалистическая проблема решается в том смысле, что действительно вне нас существует множество сущностей, подлинное и простое Что (Was) которых мы, правда, не по¬знаем, но от чьих внутренних и внешних связей мы можем получить некоторую сумму представлений, способную увеличи¬ваться до бесконечности.

А проблемы изменения и наличия у одной вещи несколь¬ких качеств решаются посредством теории нарушения и само-сохранения сущности; то есть теории в себе непознаваемого простого Что сущности, которое столько определяет, что оно не просто различается у различных цредметов, но и образовывает противоположные предметы. Эти противоположности сами не

• 625

являются предикатами сущности, и потому нужно еще добавить формальные условия, совокупность нескольких сущностей, чтобы противоположности могли иметь реальный результат. Этот ре¬зультат — страдание и деятельность одновременно, без перехода какой-либо силы из одной в другую. Сущности сохраняют себя сами, каждая в своем собственном внутреннем содержании и согласно своему собственному качеству, против нарушения, ко¬торое произошло бы, если бы противоположность нескольких сущностей могла взаимно уничтожаться. Следовательно, нару¬шение соответствует давлению, самосохранение — отпору. …

• Прежде всего нужно осознать, что об изменениях, а так¬же о симультанном многообразии сосуществующих атрибутов нельзя мыслить в т о м смысле, будто действительно изменяется или увеличивается подлинное Что реалов. Нужно осознать, что тезис: при всех изменениях субстанция не изменяется — не может выражать ни действительного отделения субстанции от того, что около нее изменяется, ни перемены в ней, следова-тельно, даже ни перемены в отношении к тому, что она пред-ставляет собой на самом деле. Для сущего нет никаких перемен, а действительные события для истинного реала, таким образом, все равно что совершенно не происходят.

Что же в таком случае означает действи¬тельное событие? Иносказательно можно ответить, что это означает перевод Что сущности на совершенно иной язык, в другие равнозначащие выражения.

Такое событие было бы плодом воображения и ни в каком смысле не было бы чем-то действительным, если бы несколько сущностей не заставляли друг друга опреде-ленным образом существовать друг против друга в качестве того, что они есть. Отсюда выра¬жение «самосохранение» и отсюда предпосылка с о в о-к-у ? н о с т и таких сущностей, которые нарушают друг друга, следовательно (поскольку это не приводит к действитель¬ному изменению качества), каждая из которых определяет самосохранение другой. Отсюда же, далее, следует изменяемость этой совокупности в интеллигибельном пространстве. Отсюда же, наконец, следует разнообразие событий в одной сущности.

От действительного события теперь нужно отличить еще ‘ два рода. Первое — его задержка, если. противоречивое событие неоднократно происходит в одной и той же сущности. Второе — определения пространства, которое с этим связано. Последние являются простыми явлениями в самом узком смысле слова. На этом покоится видимая природа, на ее задержках — духовное, на обоих вместе — органическая жизнь!

§ 153. … Среди этих двух наук (психологии и натурфилосо¬фии) психология с необходимостью занимает первое место, ибо ее самый первый и ближайший объект — действительное собы¬тие, в котором учение о природе видит только отражение. Все наши простые представления, и тем самым все основное содер¬жание нашего сознания, являются действительными событиями в нашей душе, а именно актами ее самосохранения, но в учении о природе нет ничего, что было бы свободно от понятия «дви¬жение»; последнее же происходит не в действительности, а лишь для зрителей, и его определения являются чаще всего лишь отда-

626

ленными следствиями внутренних состояний простых сущ-ностей. …

Душа — это первая субстанция, при определенном приня¬тии которой возникает наука. Душа — именно та самая простая сущность, которая предполагается из-за всей совокупности (komplexion), которую мы имеем перед глазами, причем мы рас¬сматриваем наши представления как свои собственные. Единство этой совокупности требует единственной сущности, кото¬рая уже потому, что она реальна, должна быть простой в самом точном смысле этого слова. Бессмертие души понимается как следствие вневременности самих реалов.

Таким образом, психология возникает из общей метафизики, когда выполняется требование следовать указанию, которое дается явлением о бытии. Но одна она психология не может в достаточной мере следовать этому указанию и поэтому допол-няется натурфилософией, с которой как раз находится в необ-ходимой связи, а кроме того, еще и учением о религии, поскольку целесообразность, посредством которой в людях (и даже в выс¬ших животных) развивается психический механизм, не может быть объяснена только из принципов природы, ведь он был бы способен и к другим бессмысленным видам развития, следы ко¬торых обнаруживаются во сне и в безумии.

Вместе с тем психология оказывает на общую метафизику обратное действие тем, что она объясняет происхождение форм познания, которые в метафизике принимались только как дан-ные (стр. 275—281).

§ 154. Натурфилософия следует из общей метафизики уже исходя из реалистической точки зрения, до поры до времени с проблематичной законностью (Gultigkeit), а именно до того места, где учение о пространстве и движении ведет к предположению о несовершенной совокупности простых сущностей. Отсюда возникает кажущееся притяжение (Attraction) и отталкива¬ние (Repulsion), а из равновесия обоих — нечто такое, что на¬блюдатель (Zuschauer) назвал бы материей вместе с про¬странственными силами, которые также не могут привести к истине, в то время как из метафизических принципов можно вывести для явлений точнейшие законы движения.

Но одна реалистическая натурфилософия не могла бы сама за себя ручаться. Лишь в соединении с психологией она объяс-няет явления, которые существуют для нас, то есть в нас, по-тому что из души, простой сущности, замкнутой в себе, а не в малейшей степени не из психологических явлений может быть объяснимо, почему указание на бытие посредством явления идет дальше, а именно ведет к другим простым сущностям за преде-лами души и к их объединению и необъединению. Здесь это рас-смотрение объединяется с вышеупомянутой реалистической на-турфилософией. Теперь натурфилософия остается заключенной в кругу нашего

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн