Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

оба они заранее полагают то, что ду-мают лишь вывести, т. е. предполагают необходимый коррелят своего исходного пункта.
ИСХОДНАЯ ТОЧКА НЕ ОБЪЕКТ И НЕ СУБЪЕКТ,
А ПРЕДСТАВЛЕНИЕ , ФОРМА КОТОРОГО РАСПАДЕНИЕ
НА ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ
От этих двух противоположных ошибок наш метод отличается toto genere, ибо мы исходим не из объекта, не из субъекта, а из первого факта сознания, представле¬ния, которого первой и самой существенной формой является распадение на объект и субъект. Формой же объекта служит закон основания в его различных видах, из которых каждый настолько господствует в относя¬щемся к нему классе представлений, что, как показано, вместе с познанием этого вида познается и сущность всего класса (стр. 35).
ПОЗНАНИЕ
ПОНЯТИЯ РАЗУМА ПОЛУЧАЮТ ВСЕ СВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТОЛЬКО ИЗ НАГЛЯДНОГО ПОЗНАНИЯ!
Как из непосредственного солнечного света в заимствован-ное отражение луны, переходим мы от наглядного, непосред¬ственного, самодовлеющего, служащего само за себя порукой
679

представления к рефлексии, к отвлеченным, дискурсивным поня-тиям разума, которые получают все свое содержание только от наглядного познания и от отношения к нему.
В ЧЕЛОВЕКЕ КРОМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ИМЕЕТСЯ ЕЩЕ СПОСОБНОСТЬ РЕФЛЕКСИИ, ОТРАЖЕНИЯ!
Кроме рассмотренных до сих пор представлений, которые по своему составу, с точки зрения объекта могут быть сведены ко времени, пространству и материи, а с точки зрения субъек¬та—к чистой чувственности и рассудку, — кроме них исключи¬тельно в человеке между всеми обитателями земли присоедини¬лась еще другая познавательная способность, взошло совсем новое сознание, которое очень метко и проницательно названо рефлексией. Ибо это действительно отражение, нечто производ-ное от интуитивного познания, но получившее характер и свой-ства, вполне отличные от него, не знающее его форм (стр. 36-37).
ЕДИНСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ РАЗУМА: ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ
Как рассудок имеет только одну функцию — непосредствен-ное познание отношения между причиной и действием; как воз-зрение действительного мира, а также всякий ум, смышленость и изобретательность, при всем разнообразии их применений, представляют еобой не что иное, как обнаружения этой простой функции, — так и разум имеет одну функцию — образование по-нятия (стр. 40).
ВЕСЬ МИР РЕФЛЕКСИИ ПОКОИТСЯ НА МИРЕ ИНТУИЦИИ
Весь мир рефлексии покоится на мере интуиции как своей основе познания. Поэтому класс отвлеченных представлений имеет тот отличительный признак сравни¬тельно с другими, что в последних закон основания всегда требует только отношения к другому представле¬нию того же класса, между тем как при отвлеченных представлениях он требует в конце концов отношения к представлению из другого класса (стр. 42).
ТОЛЬКО ОТВЛЕЧЕННОЕ ПОЗНАНИЕ ЕСТЬ ЗНАНИЕ
Знать вообще значит: иметь во власти своего духа для про-извольного воспроизведения такие суждения, которые находят себе достаточную основу познания в чем-нибудь вне себя самих, т. е. истинны. Таким образом, одно лишь отвлеченное познание есть знание; оно цоэтому обусловлено разумом, и о животных мы, строго говоря, не можем утверждать, будто они что-либо знают, хотя у них и есть наглядное познание, воспоминание о нем и потому воображение, — последнее доказывается сверх того их сновидениями. Сознание мы им приписываем, и его по¬нятие, следовательно (хотя самое слово происходит от знания), совпадает с понятием представления вообще, какого бы рода
680

оно ни было. Вот почему растению мы приписываем жизнь, но не сознание.
Знание — это отвлеченное сознание, это закрепление в понятиях разума того, что познано иным путем (стр. 53).
ВСЯКАЯ СВЯЗНАЯ И ПЛАНОМЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖНА РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ОТВЛЕЧЕННЫМ ЗНАНИЕМ
… Всякая продолжительная, связная, планомерная дея-тельность должна поэтому исходить из основных принципов, т. е. из отвлеченного знания, и им руководиться. Так, например, познание, которым владеет рассудок, об отношении между при¬чиной и действием, несомненно, само по себе гораздо совер¬шеннее, глубже и содержательнее, чем то, что можно мыслить об этом in abstracto: только рассудок наглядно, непосредственно и совершенно познает, как действует рычаг, палиспаст, шестерня, как сам собой держится свод и т. д. Но вследствие только что затронутого свойства интуитивного познания — обращаться исклю¬чительно к непосредственно данному — одного рассудка недоста¬точно для построения машин и зданий: здесь должен приняться за дело разум, на место воззрения установить отвлеченные поня¬тия, держаться их как путеводной нити в своей деятельности, и если они верны, то успех обеспечен. Точн.о так же в чистом воззрении мы совершенно познаем сущность и закономерность ‘параболы, гиперболы, спирали; но для того, чтобы сделать из этого познания верное приложение к действительности, его необходимо сперва, обратить в отвлеченное знание, причем оно, конечно, потеряет наглядность, но зато приобретет достоверность и точность отвлеченного знания (стр. 55—56).
ИСТОЧНИК ИСТИНЫ И ОСНОВА НАУКИ — ВОЗЗРЕНИЕ
Воззрение — априорно ли чистое, как его знает математика, апостериорно ли эмпирическое, каково оно во всех других на-уках, — вот источник всякой истины и основа всякой науки.
ГЛАВНОЕ В НАУКЕ — СУЖДЕНИЯ, ПОЧЕРПНУТЫЕ ИЗ ИНТУИЦИИ
Не доказанные суждения, не их доказательства, а суждения,
непосредственно почерпнутые из интуиции и на ней вместо
всякого доказательства основанные, — вот что в науке является
. тем, чем солнце в мироздании: ибо от них исходит всякий свет,
озаренные которым светятся и другие.
Так как все доказательства — умозаключения, то для новой истины следует искать сначала не доказательства, а непосред¬ственной очевидности, и, лишь покуда недостает еще последней, можно на время приводить доказательства. Всецело доказатель¬ной не может быть ни одна наука, как не может здание висеть на воздухе: все ее доказательства должны сводиться к чему-ни-• будь наглядному и потому далее недоказуемому. Ибо весь мир рефлексии имеет свою опору и корень в мире наглядности (стр. 67—68).
681

Философия является совершенным повторением, как бы от-ражением мира в отвлеченных понятиях, которое возможно только посредством объединения существенно-тожественного в• одно понятие и выделения различного в другое понятие. Эту задачу поставил перед философией уже Бэкон Веруламский в своих словах: «Лишь та философия истинна, которая с совер-шенной точностью передает голоса самого мира, написана как бы под диктовку мира, представляет собой не что иное, как его образ и отражение, и ничего не прибавляет от себя, а только повторяет и дает отзвуки» (De augm. scient, l, 2, с. 13). Мы, однако, понимаем это в более широком смысле, чем это мог де-лать Бэкон в свое время (стр. 87).
ТЕЛО СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ ДАНО НЕ ТОЛЬКО КАК ПРЕДСТАВЛЕНИЕ , НО И КАК ВОЛЯ
Субъекту познания, который в силу своего тожества с телом выступает как индивидуум, это тело дано двумя совершенно различными способами: во-первых, как представление в воззре-нии рассудка, как объект среди объектов, подчиненный их за-конам; но в то же время оно дано и совсем иначе, именно как то каждому непосредственно известное, что обозначается словом воля. Каждый истинный акт его воли сейчас и неминуемо яв-ляется также движением его тела: субъект не может действи-тельно пожелать такого акта, не заметив в то же время, что последний проявляется в движении тела. Волевой акт и действие тела не два объективно познанные различные состояния, объеди¬ненные связью причинности; они не находятся между собой в отношении причины и действия: нет, они одно и то же, но только данное двумя совершенно различными способами — во-первых, совсем непосредственно и, во-вторых, в воззрении рас¬судка. Действие тела не что иное, как объективированный, т. е. вступивший в поле воззрения, акт воли.
КАЖДЫЙ ИСТИННЫЙ АКТ ВОЛИ — АКТ ТЕЛА1
Каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно проявляющийся акт тела; в соответствии с этим, с другой стороны, и каждое воздействие на тело в то же время и непосредственно — воздействие на волю; как таковое, оно называется болью, если противно воле, назы-вается удовольствием, наслаждением, если удовлетворяет ее (стр. 104—105).
ПОНЯТИЕ И ИНТУИЦИЯ. В СФЕРЕ ПОНЯТИЯ МЫ ПОКИДАЕМ ПОЧВУ НАГЛЯДНОГО ПОЗНАНИЯ
Как скоро же на сцену выступают понятия, мышле-ние, которому, разумеется, может быть приписана само¬деятельность, мы уже покидаем почву наглядного позна¬ния, и в сознание входит совершенно новый класс пред¬ставлений, а именно класс неинтуитивных, отвлеченных понятий: здесь уже действует разум, почерпающий тем
682

не менее все содержание своего мышления из предшест¬вовавшего воззрения и сравнения его с другими воз¬зрениями и понятиями (стр. 455).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ ВОЗЗРЕНИЯ. ВОЗЗРЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ ПРИМЕНЕНИЕ К ЧУВСТВЕННОСТИ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ
… Ясна несостоятельность предположения, будто воззрение вещей получает свою реальность и становится опытом лишь благодаря применяющему двенадцать кате¬горий мышлению этих самых вещей. Скорее уже в самом воззрении дана эмпирическая реальность, а следова¬тельно, и опыт: но и самое воззрение может осущест¬вляться лишь через применение к чувственному впечат¬лению познания причинной связи, этой единственной функции рассудка. Поэтому воззрение в действитель¬ности интеллектуально, что Кант именно и отри¬цает (стр. 459).
МЕТОД КАНТА ИСХОДИТ ИЗ РЕФЛЕКТИВНОГО ПОЗНАНИЯ, СЛЕДУЕТ ИСХОДИТЬ — ИЗ ИНТУИТИВНОГО
Существенная разница между методом Канта и моим заключается в том, что Кант исходит от косвенного, рефлективного познания, я же — от непосредственного, интуитивного. Канта можно сравнить с человеком, изме¬ряющим высоту башни по ее тени, меня же — с при¬лагающим мерку прямо к башне. Поэтому для него философия есть наука из понятий, для меня — наука ? понятиях, содержание которой почерпается из нагляд¬ного познания, единственного источника всякой очевид¬ности, и фиксируется в рбщих понятиях (стр. 469).
БЕЗОШИБОЧНОСТЬ ИНТУИЦИИ
Интуиция, возникнув через рассудок и для рассудка, стоит перед нами во всей своей законченности, не подле¬жит какому-либо сомнению или ошибке и потому не знает ни утверждения, ни отрицания: ибо она сама свидетельствует о себе и не заимствует подобно отвле-ченному познанию разума своей силы и значения только из отношения к чему-нибудь стоящему вне ее — по за¬кону основания познания. Она насквозь реальность, ее существу чуждо какое бы то ни было отрицание; по¬следнее может возникнуть только в силу рефлексии и потому всегда остается на почве абстрактного мыш¬ления (стр. 473).
683

УЧЕНИЕ О ВОЛЕ
ВЕСЬ РЯД ПОСТУПКОВ И ТЕЛО, КОТОРОЕ ИХ ИСПОЛНЯЕТ, — ТОЛЬКО ПРОЯВЛЕНИЕ ВОЛЯ
Итак, хотя каждый отдельный поступок, при условии определенного характера, необходимо следует из данного мотива и хотя рост, процесс питания и вся совокупность изменений животного тела совершаются по необходимо действующим причинам (раздражениям), тем не менее весь ряд поступков, следовательно, ‘и каждый в отдель¬ности, а также их условие, самое тело, которое их испол¬няет, следовательно, и процесс, посредством которого’оно существует и в

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн