Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

вразрез с формальным пониманием категорического императива — он выдвинул принцип, самоценности ^каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в эстетике — в противоположность формализму в пони¬мании прекрасного — объявил высшим видом искусства поэзию, ибо она возвышается до изображения идеала, и т. д. Прогрессив¬ными были учения Канта о роли антагонизмов в исторической жизни общества и о необходимости вечного мира, к которому ведет развитие международной торговли и общения с их взаим¬ными выгодами для различных государств.

Изобилующее противоречиями учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли, заметное уже в середине и во второй половине XIX в. Дегради¬рующая буржуазная мысль конца XIX — первой половины XX в. использовала непоследовательности Канта и заимствовала ряд его ошибочных взглядов для обоснования собственных реакционных построений. Так возникли неокантианство в обеих его главных школах — Марбургской и Баденской, учение так называемого эти¬ческого социализма и др.

Извлечения из трудов Канта подобраны В. Ф. Асмусом. Им же написан этот вступительный текст. Подборка произведена по изданию: И. Кант. Сочинения в шести томах. М., 1963—1966. Переводы Ц. Г. Арзаканъяна, Н. О. Лосского, ?. ?. Соколова, В• С. Соловьева, С. М. Роговина, ZJ. А. Фохта и др.

91

I. СОЧИНЕНИЯ ДОКРИТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

КОСМОГОНИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА

СХОДСТВО С ГИПОТЕЗАМИ ДРЕВНИХ АТОМИСТОВ

Итак, я не буду отрицать, что теория Лукреция или его предшественника Эпикура, Левкиппа и Демокрита во многом сходна с моей. Так же как и эти философы, я по¬лагаю, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние первичного вещества всех небесных тел или, как они-их называют, атомов. Эпикур предпола¬гал, что существует тяжесть, заставляющая падать эти первичные частицы материи; она, по-видимому, немногим отличается от принимаемого мной Ньютонова притяже¬ния. Эпикур приписывал этим частицам и некоторое от¬клонение от прямолинейного падения, хотя о причинах и следствиях этого отклонения у него были нелепые пред¬ставления; это отклонение до некоторой степени совпа¬дает с тем изменением прямолинейного падения, которое, по нашему мнению, вызывается отталкивательной силой частиц. Наконец, вихри, возникавшие из беспорядочного движения атомов, составляли один из главных пунктов в системе Левкиппа и Демокрита, и эти вихри встреча¬ются и в нашем учении (I, стр. 122—123).

МАТЕРИЯ ПОДЧИНЕНА НЕОБХОДИМЫМ ЗАКОНАМ

Названные выше сторонники учения о механическом происхождении мироздания выводили всякий наблюдае-мый в нем порядок из слепого случая, который столь удачно объединил атомы, что они составили одно строй¬ное целое. Эпикур, нисколько не смущаясь, утверждал даже, что атомы, дабы стала возможной их встреча, без всякой причины отклоняются от своего прямолинейного движения. Все эти философы доводили эту несуразность до того, что приписывали происхождение всех живых су¬ществ именно этому слепому случаю и поистине выво¬дили разум из неразумия. Я считаю, наоборот, что мате¬рия подчинена некоторым необходимым законам. Я вижу, как из ее состояния полнейшего разложения и рассеяния вполне естественно развивается некое прекрасное и стройное целое. И происходит это не случайно и не всле¬пую, а, как мы видим, необходимо вытекает из естествен¬ных свойств. Разве отсюда не возникает вопрос: почему

92

же материи должны были быть присущи как раз эти за-коны, приводящие к порядку и согласию? Возможно ли, чтобы множество вещей, из которых каждая имеет свою собственную, независимую от других природу, сами опре¬деляли друг друга именно так, чтобы отсюда возникло стройное целое, а если результат именно таков, то не слу¬жит ли это неоспоримым доказательством того, что у них общий источник, которым может быть только вседержи-тельный, высший разум, замысливший природу вещей для достижения общих целей?

Итак, материя, составляющая первичное вещество всех вещей, подчинена известным законам и, будучи предоставлена их свободному воздействию, необходимо должна давать прекрасные сочетания. Она не может укло¬ниться от этого стремления к совершенству. Поскольку, следовательно, она подчинена некоему мудрому замыслу, она необходимо была поставлена в такие благоприятные условия некоей господствующей над ней первопричиной. Этой, причиной должен быть бог уже по одному тому, что природа даже в состоянии хаоса может действовать только правильно и слаженно (I, стр. 123—124).

ПРОСТОТА СТРОЕНИЯ И ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ — ПРИЧИНА ИХ ДОСТУПНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЮ

… Из всех естественных явлений, первопричину кото¬рых мы ищем, можно прежде всего надеяться основа¬тельно и надежно уразуметь именно происхождение си¬стемы мира, возникновение небесных тел и причины их движений. Легко понять, почему это так. Небесные тела представляют собой шарообразные массы и, следователь¬но, имеют самое простое строение, какое только может иметь тело, происхождение которого мы исследуем. Их движения также просты. Они представляют собой не что иное, как свободное продолжение однажды сообщенного нм движения, которое, связанное с притяжением тела, расположенного в центре, становится круговым. Кроме того, пространство, в котором движутся небесные тела, пусто; расстояния, отделяющие их друг от друга, чрез-вычайно велики, и, стало быть, налицо все условия, не-обходимые как для стройного движения, так и для ясного обнаружения его. Мне думается, здесь можно было бы в некотором смысле сказать без всякой кичливости: дайте

93

мне материю, и я построю из нее мир, т. е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир. Ибо, раз дана материя, которая по природе своей одарена силой притяжения, нетрудно определить те при-чины, которые могли содействовать устроению системы мира, рассматриваемой в целом. Известно, что необхо-димо, чтобы тело приобрело шарообразную форму, и что требуется для того, чтобы свободно парящие тела совер-шали круговое движение вокруг центра, к которому они притягиваются. Взаимное расположение орбит, совпаде-ние направления, эксцентриситет — все это может быть объяснено простейшими механическими причинами, и можно твердо рассчитывать найти эти причины, так как они покоятся на самых простых и ясных основаниях.

ТРУДНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ

А можно ли похвастаться подобным успехом, когда речь идет о ничтожнейших растениях или о насекомых? Можно ли сказать: дайте мне материю, и я покажу вам, как можно создать гусеницу? Не споткнемся ли мы здесь с первого же шага, поскольку неизвестны истинные внут¬ренние свойства объекта и поскольку заключающееся в нем многообразие столь сложно? Поэтому пусть не пока¬жется странным, если я позволю себе сказать, что легче понять образование всех небесных тел и причину их дви¬жений, короче говоря, происхождение всего современного устройства мироздания^чем точно выяснить на основании механики возникновение одной только былинки или гусе¬ницы (I, стр. 126-127).

ФИЗИКА ВСЕЛЕННОЙ МОЖЕТ БЫТЬ ДОВЕДЕНА ДО ПОЛНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ!

… Физическая часть науки о Вселенной может быть в будущем доведена до такого же совершенства, до ка-кого Ньютон довел ее математическую часть. Наряду с законами, на которых зиждется мироздание в его настоя¬щем виде, во всем естествознании нет, пожалуй, других, способных к такому математическому выражению, как законы, согласно которым возникло мироздание, и рука искусного математика, без сомнения, найдет здесь благо¬датную почву для обработки (I, стр. 127).

94

АНАЛОГИЯ РАЙТА МЕЖДУ ПЛАНЕТНОЙ СИСТЕМОЙ И СИСТЕМОЙ НЕПОДВИЖНЫХ ЗВЕЗД

Господин Райт Дэрхем’, с трактатом которого я по¬

знакомился из «Hamburgische freie Urtheile» за 1751 г.,

впервые навел меня на мысль ^рлешатривать неподвиж-

_ные_._авездь1 не как рассеянную без видимого порядка

кучу, а как_систему, имеющую величайшее сходство с

планетной; ибо, как в этой системе планеты находятся

очень близко к одной общей плоскости, так и неподвиж¬

ные звезды расположены максимально близко к опреде¬

ленной плоскости, которую следует представить себе про¬

ходящей через все небо; наибольшее скопление звезд

около этой плоскости и образует ту светлую полосу, кото¬

рая носит название Млечного Пути. Так ‘как этот пояс,

светящийся бесчисленными солнцами, имеет точно на¬

правление большого круга, то я убедился, что и наше

Солнце также должно находиться очень близко к этой

общей большой плоскости. Когда я начал исследовать

причины этого явления, я счел весьма вероятным, что

так называемые неподвижные звезды— это в сущности

медленно движущиеся планеты высшего порядка (I,»

стр. 127-128). » ~-«»•»»-•»-••• • •

ЕДИНСТВЕННОЕ ДОПУЩЕНИЕ, ПОЛОЖЕННОЕ В ОСНОВУ

КОСМОГОНИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ — СИЛЫ ПРИТЯЖЕНИЯ

И ОТТАЛКИВАНИЯ

… Я с величайшей осмотрительностью старался избе-жать всяких произвольных измышлений. Представив мир в состоянии простейшего хаоса, я объяснил великий порядок природы только силой_ притяжения и силой отталкивания — двумя силами,»»которые одинаково досто¬верны, одинаково просты и вместе с тем одинаково пер¬вичны и всеобщи. Обе они заимствованы мной из фило¬софии Ньютона. Первая в настоящее время есть уже совершенно бесспорный закон природы. Вторая, которой физика Ньютона, быть может, не в состоянии сообщить такую же отчетливость, как первой, принимается здесь мной только в том смысле,, в каком ее никто не оспари-вает, а именно для материи в состоянии наибольшей раз-реженности, как, например, для паров. На столь простых основаниях я совершенно естественно строю всю свою последующую систему, не делая никаких выводов, кото-рые не мог. бы сделать каждый внимательный читатель (I, стр. 131).

95

ИДЕЯ ВСЕЛЕННОЙ ГАЛАКТИК)

Если система неподвижных звезд, расположенных око¬ло одной общей плоскости, как мы видим это в Млечном Пути, настолько удалена от нас, что даже в телескоп нельзя различить отдельные звезды, из которых она со¬стоит, если расстояние ее от звезд Млечного Пути отно¬сительно такое же, как расстояние Солнца от нас, — сло¬вом, если такой мир неподвижных звезд рассматривается наблюдателем, находящимся вне его, с подобного неизме¬римо далекого расстояния, то под малым углом зрения этот звездный мир представится глазу в виде слабо све¬тящегося пятнышка совершенно круглой формы, когда его плоскость обращена прямо к глазу, и эллиптической, когда его рассматривают сбоку. Слабость света, форма и заметная величина диаметра будут резко отличать такое явление, если оно имеет место, от всех звезд, наблюдае¬мых порознь.

Господин Мопертюи2 считает их, принимая во внимание их форму и видимый диаметр, необычайно боль¬шими небесными телами, которые сбоку кажутся эллип¬тической формы вследствие большой сплющенности, вы¬зываемой силой вращения. …

Гораздо естественнее и понятнее предположение, что это не отдельные огромные звезды, а системы многих звезд, которые ввиду своей отдаленности кажутся распо¬ложенными на столь узком пространстве, что свет, неза¬метный от каждой звезды в отдельности, дает при бес¬численном множестве звезд однообразное бледное мерца¬ние. Сходство с нашей Солнечной системой, их форма, которая как раз такова, какой она должна быть согласно нашей теории, слабость их света, указывающая на бес¬конечно большое расстояние, — все это заставляет нас считать эти эллиптические фигуры такими же системами миров и, так сказать, млечными путями, как те, устрой¬ство которых мы только что разбирали, и если сопостав-ления и наблюдения вполне согласуются между собой и друг друга подкрепляют, то основанное на них предполо¬жение имеет такую же силу, как строгие доказательства, и не может быть сомнений, что эти системы существуют (I, стр. 147-149).

96

КРУГОВОРОТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ГИБЕЛИ МИРОВ ВО ВСЕЛЕННОЙ

В непреодолимой склонности каждого вполне сформи¬ровавшегося мироздания к постепенной гибели своей можно усмотреть один из доводов в доказательство

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн