Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

си-стема правильна и что она даст исчерпывающее объясне¬ние того, что нужно объяснить. Предположенное оказы¬вается возможным объяснить только через найденное, а найденное только через предположенное. Как раз из абсо¬лютного противоположения вытекает весь механизм чело-веческого духа; и этот весь механизм не может быть объ¬яснен иначе как через некоторое абсолютное противополо¬жение (1, стр. 201).

Я БЕЗУСЛОВНО ДЕЯТЕЛЬНО, И ТОЛЬКО ДЕЯТЕЛЬНО

1. Я безусловно деятельно, и только деятельно — та¬ково абсолютное предположение. Отсюда прежде всего выводится некоторое страдание не-Я, поскольку это

209

последнее должно определять Я как интеллигенцию; про¬тивоположная этому страданию деятельность полагается в абсолютное Я как определенная деятельность, как именно та самая деятельность, которой определяется не-Я. Следовательно, таким образом, из абсолютной дея-тельности Я выводится некоторая определенная деятель¬ность его.

HE-Я САМО ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОДУКТОМ АБСОЛЮТНОГО Я

2. Все только что приведенное служит одновременно и к тому, чтобы еще более уяснить вышепримененный способ выведения. Представление вообще (не отдельные определения его) есть, вне всякого сомнения, нечто по¬рожденное не-Я. Но в Я не может быть ничего такого, что представляло бы собой нечто порожденное, ибо Я есть то, в качестве чего оно себя самого полагает, и в нем нет ничего такого, чего оно не полагало бы в себе само. Следовательно, упомянутое не-Я должно с необходимо¬стью само быть продуктом Я, а именно продуктом абсо¬лютного Я (1, стр. 228—229).

ПОСКОЛЬКУ Я АБСОЛЮТНО, ОНО БЕСКОНЕЧНО И НЕОГРАНИЧЕННО

Поскольку Я абсолютно, оно бесконечно и неограни-ченно. Все, что существует, полагается им; и чего оно не полагает, того нет вовсе (для него самого; вне же его нет ничего). А все то, что оно полагает, оно полагает как Я; и оно полагает самое Я, как все то, что оно полагает. Сле¬довательно, в этом отношении Я объемлет в себе всяче¬скую, т. е. бесконечную, безграничную реальность.

ПРОТИВОРЕЧИЕ В СУЩЕСТВЕ САМОГО Я:

ОНО ПОЛАГАЕТ СЕБЯ КАК НЕОГРАНИЧЕННОЕ

И КАК ОГРАНИЧЕННОЕ

Поскольку Я противополагает себе некоторое не-Я, оно с необходимостью полагает пределы (§ 3) и себя самого полагает в эти пределы. Оно распределяет полноту поло¬женного бытия вообще между Я и не-Я, и постольку оно полагает себя, стало быть, с необходимостью как конечное.

210

Эти два до чрезвычайности различных действия можно выразить при помощи двух следующих положений. Пер¬вое: Я полагает себя прямо, как бесконечное и неограни¬ченное. Второе: Я полагает себя прямо, как конечное и ограниченное. И таким образом, в существе самого Я, по¬скольку оно заявляет о себе через свое первое и свое второе действие, должно содержаться некоторое высшее противо¬речие, из которого настоящее вытекает (1, стр. 232—233).

РАЗУМ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИМ, НЕ БУДУЧИ ПРАКТИЧЕСКИМ

… Сам разум не может быть теоретическим, не бу-дучи практическим: в человеке невозможна никакая ин-теллигенция, если в нем нет некоторой практической спо-собности; возможность всякого представления основы¬вается на этой последней способности. Но так ведь оно и есть, ибо, как только что было показано, без стремления вообще невозможен никакой объект (1, стр. 242).

БЕСКОНЕЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Я ОБЪЕКТИВНА

В ИНОМ СМЫСЛЕ, ЧЕМ ЕГО КОНЕЧНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

… Нашей задачей было разрешить противоречие между некоторой бесконечной и некоторой конечной дея-тельностями одного и того же Я; и мы разрешили его, по¬казав, что бесконечная деятельность совсем не является объективной, а лишь возвращающейся к себе самой, ко-нечная же деятельность объективна. Теперь же бесконеч¬ная деятельность сама оказывается, как некоторого рода стремление, отнесенной к объекту, следовательно, по-стольку объективной деятельностью; и так как эта дея-тельность все же должна оставаться бесконечной, но вместе с тем рядом с ней должна сохраняться также и первая конечная объективная деятельность, то мы имеем, значит, перед собой некоторую бесконечную объективную деятельность и некоторую конечную объективную дея¬тельность одного и того же Я, каковое допущение опять-таки противоречит самому себе. Это противоречие можно разрешить только тем, что будет показано, что бесконеч¬ная деятельность Я объективна в совсем ином смысле, чем его конечная деятельность (1, стр. 245).

211

Я ПРИВОДИТСЯ В ДВИЖЕНИЕ ЧЕМ-ТО

ПРОТИВОПОЛОЖНЫМ ЕМУ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ

ДЕЙСТВОВАТЬ

Последним основанием всякой действительности для Я является, таким образом, согласно наукоучению, неко¬торое первоначальное взаимодействие между Я и неко¬торым нечто вне его, о котором больше ничего нельзя сказать, как только то, что оно должно быть совершенно противоположно Я. В этом взаимодействии в Я ничего не вкладывается, не привносится ничего чуждого; все, что бы только ни развивалось в нем до бесконечности, разви¬вается исключительно из него самого согласно его собст-венным законам; упомянутым противоположным Я толь¬ко приводится в движение, только для того, чтобы дейст¬вовать, и без такого перводвигателя вне его оно никогда бы не начало действовать; и так как его существование состоит единственно лишь в действовании, то без него оно никогда и не существовало бы. Упомянутому же двига¬телю соответственно этому не присуще ничего, кроме того, что он является двигателем — некоторой противо-положной силой, которую, как таковую, можно только по¬чувствовать.

Я ЗАВИСИМО ТОЛЬКО СО СТОРОНЫ СВОЕГО

СУЩЕСТВОВАНИЯ, НО НЕ СО СТОРОНЫ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

СУЩЕСТВОВАНИЯ

Таким образом, Я является зависимым со стороны сво¬его существования; но оно совершенно независимо, что касается до определений этого его существования. В силу его абсолютного бытия в нем наличен некоторый до бес¬конечности значимый закон этих определений; и точно так же в нем имеется некоторая посредствующая способ¬ность, чтобы определять свое эмпирическое существова¬ние согласно такому закону. Точка, в которой мы обре¬таем себя самих, когда впервые овладеваем такой посред¬ствующей способностью свободы, зависит не от нас; зато тот ряд, который будет описываться нами из этого пункта до скончания веков, будучи мысленно взят во всем его целом, зависит всецело от нас.

212

РЕАЛИЗМ, ИДЕАЛИЗМ, «ДОГМАТИЗМ»

РЕАЛИЗМ НАУКОУЧЕНИЯ: СОЗНАНИЕ ОБЪЯСНЯЕТСЯ

СУЩЕСТВОВАНИЕМ СИЛЫ, ОТ КОТОРОЙ КОНЕЧНЫЕ

СУЩЕСТВА ЗАВИСЯТ

Наукоучение «является, таким образом, реалистичным. Оно показывает, что сознание конечных существ совершенно не допу¬скает объяснения, если не допустит некоторой от них независи¬мо существующей, им совершенно противоположной силы, от ко¬торой они сами зависят со стороны своего эмпирического суще¬ствования. Но оно и не утверждает ничего, кроме такой проти¬воположной силы, которая только чувствуется, но не познается конечным существом. Оно берется вывести из определяющей спо¬собности Я все возможные определения этой силы или этого не-Я, какие могут до бесконечности проходить через наше сознание, и поскольку оно наукоучение, должно непременно быть в со¬стоянии действительно их вывести.

РЕАЛИЗМ НАУКОУЧЕНИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ, А НЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ

Однако, невзирая на свой реализм, эта наука не трансцендент-на, но остается по своему глубочайшему существу трансценден¬тальной. Правда, она объясняет все сознание из такого нечто, которое существует независимо от всякого сознания; но она не забывает при этом, что и в этом своем объяснении она руко¬водится его собственными законами; и поскольку она размыш¬ляет над этим, такое независимое нечто тоже является продуктом его собственной мыслительной силы, следовательно, представляет собой нечто, зависимое от Я, поскольку оно должно существовать для Я (в понятии о нем). Но ради возможности такого нового объ¬яснения этого первого объяснения приходится снова предполо¬жить действительное сознание, а для его возможности опять то нечто, от которого зависит Я: и если теперь то, что сначала было положено как нечто независимое и стало зависимым от мыш¬ления Я, то этим независимое отнюдь не оказывается уничтожен¬ным, а только передвинутым далее; и так можно было бы продол¬жать до бесконечности; отнюдь не уничтожая его.

СО СТОРОНЫ РЕАЛЬНОСТИ Я ЗАВИСИМО, НО СО СТОРОНЫ ИДЕАЛЬНОСТИ ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ Я

Все является со стороны своей идеальности зависящим от Я; со стороны же реальности само Я оказывается зависящим; но для Я нет ничего реального, что не было бы вместе и идеальным; сле¬довательно, идеальное основание и реальное основание суть в нем одно и то же; и такое взаимодействие между Я и не-Я, есть одно¬временно и некоторое взаимодействие Я с самим собой. Это последнее может полагать себя как ограниченное через не-Я, когда оно не рефлектирует над тем, что оно само ведь полагает такое ограничивающее его не-Я; оно может полагать себя как ограничивающее не-Я, когда оно рефлектирует над этим. …

213

НАУКОУЧЕНИЕ — КРИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ ИЛИ ИДЕАЛЬ-РЕАЛИЗМ

Наукоучение (…) представляет собой критический идеализм, который можно было бы также назвать и своего рода реаль-идеа-лизмом или же идеаль-реализмом.

ПОСЛЕДНЕЕ ОСНОВАНИЕ СОЗНАНИЯ —

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Я С САМИМ СОБОЙ

ПОСРЕДСТВОМ НЕ-Я

… Последним основанием всякого сознания является некото¬рое взаимодействие Я с самим собой через посредство некоторого не-Я, которое надлежит рассматривать с нескольких сторон. Это тот круг, из которого конечный дух не в состоянии выйти; да и не может он хотеть из него выйти, не отрекаясь тем самым от разума и не требуя его уничтожения. …

В Я ВКЛЮЧАЕТСЯ ТО, ЧТО НЕ ДОЛЖНО ИМЕТЬ МЕСТА В Я

Где же находится независимое не-Я нашего противника или его вещь в себе, которая должна была бы быть доказана при по¬мощи такой аргументации? Очевидно, в одно и то же время и нигде, и повсюду. Она есть в наличности лишь постольку, по-скольку мы ее не имеем; но она улетучивается, как только мы хотим ее уловить. Вещь в себе есть нечто для Я, и, стало быть, в Я включается то, что не должно иметь места в Я; следовательно, мы имеем здесь нечто противоречивое, что тем не менее непре-менно должно быть положено в основание всего нашего философ¬ствования как предмет некоторой необходимой идеи и что всегда лежало в основании всякого философствования и всех действий конечного духа, хотя это не сознавалось, равно как и заключаю¬щееся здесь противоречие. На этом отношении вещи в себе к Я основывается весь механизм человеческого духа, а равно и всех конечных духов. Хотеть изменить это значило бы хотеть уничто¬жить всякое сознание, а вместе с ним и всякое существование (1, стр. 258—262).

ВЕЩИ САМИ ПО СЕВЕ ТАКОВЫ, КАКИМИ МЫ ДОЛЖНЫ ИХ СДЕЛАТЬ

… Если бы наукоучению был задан вопрос: каковы вещи сами по себе, то оно могло бы на это ответить только следующим образом: таковы, каковыми мы их должны сделать. От этого науко-учение нисколько не станет трансцендентным, так как мы обре¬таем в нас самих все то, что мы при этом устанавливаем; мы вы¬носим это из нас самих вовне, ибо в нас самих находится нечто, что оказывается возможно объяснить исчерпывающим образом только через нечто вне нас (I, стр. 264—265).

214

В ОСНОВЕ ВСЕХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ — ПРАКТИЧЕСКИЙ

… Все теоретические законы основываются на практических, а так как практический закон может быть только один, то на одном и том же законе; отсюда законченнейшая система во всем существе; отсюда следует, что если бы побуждение могло само себя возвышать, то благодаря этому происходило бы и возвыше¬ние постижения, и наоборот; следует абсолютная свобода реф¬лексии и отвлечения также и в теоретическом отношении и воз¬можность сообразно долгу направлять свое внимание на

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн