Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

такое положение, при котором наверняка можно сделать то наблюде¬ние, которое имеется в виду; его дело — внимательно наблюдать явления, правильно прослеживать их и связывать; но как выяв¬ляется объект — это не его дело, а дело самого объекта, и он стал бы решительно действовать вразрез с своей собственной целью, если бы не предоставил его самому себе, а вмешивался бы в ход развития явления.

РЕАЛИЗМ ЗАЛОЖЕН В САМОМ ИДЕАЛИЗМЕ

Реализм, который навязывается всем нам и даже самым реши¬тельным идеалистам, когда дело доходит до действования, реа¬лизм, т. е. допущение, что предметы существуют совершенно независимо и вне нас, заложен в самом идеализме, объясняется и выводится в нем; а выведение некоторой объективной истины как в мире явлений, так и в умопостигаемом мире составляет единственную цель всякой философии (1, стр. 443—445).

ИЗ СУЩЕСТВОВАНИЯ Я ДЛЯ САМОГО СЕБЯ НЕОБХОДИМО СЛЕДУЕТ БЫТИЕ ВНЕ ЕГО

Основное утверждение философа, как такового, состоит в следующем: как только Я существует для самого себя, то необ¬ходимо возникает для него также и бытие вне его; основание последнего лежит в первом, последнее обусловлено первым: самосознание и сознание чего-то, что не есть мы сами, необходимо связаны друг с другом; но первое следует рассматривать как обусловливающее, а второе как обусловленное. Чтобы доказать это утверждение не при помощи рассуждений, не как имеющее силу (gultig) для системы бытия в себе, а через наблюдение над первоначальным образом действия разума, как имеющее силу (gultig) для разума, он должен был бы прежде всего показать, как Я есть и становится для самого себя; затем, что это бытие его самого для себя самого возможно лишь при условии, что вместе с тем для него возникает бытие вне его (1, стр. 447).

СОЗЕРЦАНИЕ И ДЕЙСТВОВАНИЕ

ОБРАЩЕНИЕ Я НА САМОГО СЕБЯ ЕСТЬ ПОСТИЖЕНИЕ В ПОНЯТИЯХ И ПРЕДПОЛАГАЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Я В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ НЕ-Я

Всмотримся прежде всего в наблюдаемое нами Я; что же такое это обращение Я на самого себя? К какому клас¬су видоизменений сознания оно должно быть отнесено?

. 220

Оно не есть постижение в понятиях (Begreifen): оно ста¬новится таковым впервые через противоположение неко¬торого не-Я и через определение Я в этой противополож¬ности. Следовательно, оно есть только созерцание. — По¬этому оно и не есть сознание и отнюдь не самосознание; и только потому, что через один только этот акт не воз¬никает никакого сознания, заключают далее к другому акту, через, который возникает для нас некоторое не-Я; только через это и становятся возможными успехи фило¬софского рассуждения и требуемое выведение системы опыта (1, стр. 448—449).

ЧТО ТАКОЕ ДЕЙСТВОВАНИЕ, МОЖНО ТОЛЬКО СОЗЕРЦАТЬ

Что такое действование, это можно только созерцать, а не разъяснять из понятий и не сообщать через поня¬тия; но заключающееся в этом созерцании становится понятным лишь по противоположности чистому бытию. Действование не бытие, и бытие не действование; дру¬гого определения через одни только понятия не может быть; за подлинной сущностью нужно обратиться, к со¬зерцанию.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ ДАНА В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ САМОСОЗНАНИИ КАЖДОМУ

Это требуемое от философа созерцание самого себя при выполнении акта, благодаря которому у него возни¬кает Я, я называю интеллектуальной интуицией (intel¬lektuelle Anschauung). Оно есть непосредственное созна¬ние того, что я действую, и того, что за действие я совер¬шаю; оно есть то, чем я нечто познаю, ибо это нечто про¬извожу. Что такая способность интеллектуальной интуи¬ции имеется, этого нельзя доказать посредством понятий, как нельзя вывести из понятий и того, что она такое. Каждый должен найти ее непосредственно в самом себе, или же он не сможет познать ее никогда. Требование, чтобы ему доказали ее посредством рассуждений, гораз¬до более странно, чем было бы требование слепорожден¬ного, чтобы ему объяснили, что такое краски, без того, чтобы он научился видеть.

221

Однако всякому можно показать в им самим признан¬ном опыте, что эта интеллектуальная интуиция встре¬чается в каждом моменте его сознания. Я не могу сделать ни единого шага, не могу двинуть ни рукой, ни ногой без интеллектуальной интуиции моего самосознания в этих действиях; только через эту интуицию я знаю, что я это делаю, только через нее я различаю свое действование и в нем — меня самого от преднаходимого объекта действо-вания. Каждый, кто приписывает себе какую бы то ни было деятельность, ссылается на эту интеллектуальную интуицию. В ней — источник жизни, и без нее — смерть.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯ ВСЕГДА СВЯЗАНА С ЧУВСТВЕННЫМ СОЗЕРЦАНИЕМ

Но эта интуиция никогда не появляется одна как пол-ный акт сознания, как и чувственное созерцание не появляется одно и не заполняет сознания, но и то и дру-гое должно быть опознано. Мало того, интеллектуальная -интуиция связана также всегда с каким-нибудь чувствен¬ным созерцанием. Я не могу находить себя действующим, не находя в каком-нибудь чувственном созерцании, кото¬рое опознается, объекта, на который я действую, не составляя образа того, что я хочу создать, который рав¬ным образом опознается. Ибо каким образом я знаю, что я хочу создать, и каким образом мог бы я это знать, если бы я не созерцал себя непосредственно в составле¬нии понятия цели как некоего действования? — Только все это состояние в соединении с данным многообразием заполняет сознание. Я осознаю только понятия, понятие объекта и понятие цели, но не лежащее в основе того и другого созерцание.

ЧУВСТВЕННОЕ СОЗЕРЦАНИЕ ВОЗМОЖНО ЛИШЬ В СВЯЗИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ

Может быть, ревностные противники интеллектуаль¬ной интуиции только это и хотели бы подчеркнуть — именно, что она возможна лишь в соединении с чувствен¬ным созерцанием, — замечание, разумеется, важное, но поистине не оспариваемое наукоучением. Если же ввиду

222

Этого считают себя вправе отвергать интеллектуальную интуицию, то с равным правом можно было бы отвергать и чувственное созерцание, ибо и оно возможно лишь в связи с интеллектуальным: ибо все, что может составлять мое представление, должно быть относимо ко мне; созна¬ние же (Я) возникает лишь из интеллектуальной интуи¬ции.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНТУИЦИЯСОЗЕРЦАНИЕ ЧИСТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

… Это особое, и притом непосредственное, сознание, значит, созерцание, и притом не чувственное созерцание, которое касается материального состояния (Bestehen), а созерцание чистой деятельности, которая представляет нечто не неподвижно пребывающее, а постоянно движу¬щееся, не бытие, а жизнь. …

ВЕРА В РЕАЛЬНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

ИНТУИЦИИ ДОСТИГАЕТСЯ ТОЛЬКО УКАЗАНИЕМ

НРАВСТВЕННОГО ЗАКОНА В НАС

Совсем отличная от этого задачаобъяснить эту интеллектуальную интуицию, которая предполагается здесь в качестве факта, со стороны ее возможности и за¬щитить ее этим объяснением, исходящим из системы всего разума, против подозрения в иллюзорности и обмане, которое она навлекает на себя своим противоречием с так¬же обоснованным в разуме догматическим образом мыш¬ления; укрепить чем-нибудь еще более высоким вер у в ее реальность, из коей, по нашему прямому признанию, в самом деле исходит трансцендентальный идеализм, и указать в разуме тот самый интерес, на котором она осно¬вывается. Это достигается исключительно указанием нравственного закона в нас, согласно которому Я пред¬ставляется как нечто возвышающееся над всеми произво¬димыми им видоизменениями, согласно которому ему приписывается абсолютное, только в нем и решительно ни в чем другом не обоснованное действование, и оно характеризуется поэтому как нечто абсолютно деятель¬ное.

223

СОЗЕРЦАНИЕ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СВОБОДЫ

ОБОСНОВАНО В СОЗНАНИИ НРАВСТВЕННОГО

ЗАКОНА

В сознании этого закона, которое, без всякого сомне¬ния, не выведено из чего-либо другого, а есть непосред¬ственное сознание, обосновано созерцание самодеятель¬ности и свободы; я дан себе через самого себя как нечто, что должно быть деятельно некоторым определенным об¬разом, поэтому я дан себе через самого себя как деятель¬ный вообще; я ношу жизнь в самом себе и черпаю ее из самого себя. Лишь через посредство этого нравственного закона я замечаю себя; и раз я замечаю себя таким обра¬зом, я замечаю себя необходимо как самодеятельного: и тем самым у меня возникает совершенно своеобразный элемент реального воздействия моей самости в том созна¬нии, которое без этого было бы лишь сознанием ряда моих представлений.

ТОЛЬКО ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ

ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ, СОГЛАСНЫЙ С НРАВСТВЕННЫМ

ДОЛГОМ

Трансцендентальный идеализм обнаруживает себя также единственным согласным с долгом образом мышле¬ния в философии, тем образом мышления, в котором тес¬но сплетаются друг с другом умозрение (Speculation) и нравственный закон. Я должен в своем мышлении исхо¬дить из чистого Я и мыслить его как абсолютно само¬деятельное, не как определенное через вещи, а как опре¬деляющее вещи.

ТОЛЬКО ПОНЯТИЕ ДЕЙСТВОВАНИЯ СОЕДИНЯЕТ МИРЫ ЧУВСТВЕННЫЙ И УМОПОСТИГАЕМЫЙ

Понятие действования, которое становится возможным лишь через эту интеллектуальную интуицию самодея¬тельного Я, есть единственное понятие, соединяющее оба мира, существующие для нас в наличности, — чувствен¬ный и умопостигаемый. То, что противостоит моему дей-ствованию — противопоставлять ему что-нибудь я должен, ибо я конечен, -— есть чувственный мир; то, что должен возникнуть через мое действование, есть умопостигаемый мир (1, стр. 451—456).

224

МЫ МОЖЕМ МЫСЛИТЬ ТОЛЬКО ТО, ЧТО

НЕПОСРЕДСТВЕННО СОЗЕРЦАЕТСЯ

Созерцание есть и остается основою понятия, тем, что в нем понимается. Мы абсолютно ничего не можем выдумать для себя или создать через мышление; мы мо¬жем мыслить лишь то, что непосредственно созерцается; мышление, в основе коего нет никакого созерцания, кото¬рое не касается какого-либо созерцания, находящегося налицо в тот же нераздельный момент, есть пустое мыш¬ление: собственно, оно не есть даже мышление; в лучшем случае оно может быть мышлением об одном только знаке понятия, и если этот знак, как следует ожидать, есть слово, то бессмысленным высказыванием этого слова. Я определяю для себя свое созерцание через мышление чего-либо противоположного; это и только это означает выражение: я постигаю созерцание.

МЫСЛИМОЕ ДЕЙСТВОВАНИЕ СТАНОВИТСЯ ОБЪЕКТИВНЫМ ЧЕРЕЗ МЫШЛЕНИЕ

Через мышление мыслимое в нем действование стано¬вится для философа объективным, т. е. предносящимся ему, поскольку он мыслит его как нечто препятствующее свободе (неопределенности) его мышления. Таково истин¬ное и первоначальное значение объективности. Раз я мыс¬лю, я мыслю что-нибудь определенное; ибо иначе я не мыслил бы вовсе и не мыслил бы ничего; или другими словами: свобода моего мышления, которая могла бы направляться на бесконечное многообразие объектов, как я полагаю, направляется теперь только на эту ограничен¬ную сферу мышления моего наличного предмета; она ограничена им; я свободно удерживаю себя в этой сфере, когда смотрю на себя; я удерживаем этой сферой и огра¬ничен ею, как только смотрю на объект и в мышлении его забываю самое мое мышление, как это непременно слу¬чается в обыденном мышлении (1, стр. 480—481).

В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ ИДЕАЛИЗМЕ ПОНЯТИЕ БЫТИЯ РАССМАТРИВАЕТСЯ КАК ВЫВЕДЕННОЕ ЧЕРЕЗ

ПРОТИВОПОЛОЖЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ … Сущность трансцендентального идеализма вообще и сущность его изложения в наукоучении в особенности состоит в том, что понятие бытия рассматривается отнюдь

225

не как первое и первоначальное понятие, а исключитель¬но как выведенное, и притом выведенное через противо¬положение деятельности, т. е. лишь как отрицательное понятие.

ДЛЯ ИДЕАЛИСТА БЫТИЕ —ТОЛЬКО ОТРИЦАНИЕ СВОБОДЫ

• Единственное положительное для идеалиста — свобо¬да; бытие есть для него только отрицание первой. Только при этом условии

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн