Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

ОБЪЕКТ

Наука о знании не может исходить ни от чего объективного, ибо она как раз и начинается с общего сомнения в реальности объективного. Безусловно-досто¬верное, следовательно, для нее может заключаться только в абсолютно необъективном, что служит доказательством необъективности также и тождества (в качестве единст-венно безусловно-достоверных). Как же теперь из этого первоначально необъективного возникает объективное вовсе нельзя было бы понять, не будь этим необъектив¬ным Я, т. е. принцип того, что само для себя становится объектом. — Только то, что первоначально не является объектом, может становиться объектом для самого себя и тем самым превращаться в объективное (1, стр. 55— 57).

264

ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫШЕ ПОНЯТИЯ О ВЕЩИ

… Существует понятие более высокое, нежели поня¬тие вещи, а именно понятие действования или деятель¬ности.

Это понятие во всяком случае должно быть постав-лено над понятием вещи, поскольку сами вещи могут быть постигнуты лишь в качестве модификации различ¬ным образом ограниченной деятельности. — Бытие вещей ни в коем случае не сводится к одному только покою или бездеятельности. Ибо даже самое наполнение простран¬ства представляется лишь степенью деятельности, и в ка¬кой мере каждая вещь наполняет пространство, в такой же степени она деятельна.

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ИДЕАЛИЗМ КАК УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ

АЛЬФА И РМЕГА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ — СВОБОДА

… Альфой и омегой такой философии является сво¬бода, нечто абсолютно недоказуемое, обретающее дока¬зательность лишь само в себе. Опасности, грозящие ги¬белью свободе в других системах, у нас превращаются в нечто такое, что проистекает из самого этого понятия. — Бытие в нашей системе представляется лишь преодолен¬ной свободой. В такой же системе, которая бытие пре¬вращает в первое и высочайшее, не только знание долж¬но быть всего лишь- сколком с первоначального бытия, но также и всякая свобода выступает лишь в качестве неизбежной иллюзии, ибо здесь мы не доходим до прин¬ципа, в своих скрытых движениях таящего все ее мни¬мые обнаружения (1, стр. 59—60).

Доказательство того, что всякое знание должно быть выведено из Я и что вообще не существует никакого дру¬гого основания для реальности знания, оставляет все-таки без ответа вопрос, каким образом самим Я пола¬гается вся система знания (например, объективный мир со всеми его свойствами, история и т. д.). Даже самому закоренелому догматику можно сказать, что мир со¬стоит из одних представлений, но полностью этот чело¬век будет переубежден лишь в том случае, если сверх того будет до конца показан механизм возникновения этих представлений из внутреннего принципа духовной

265

деятельности; ибо, пусть мы установим, каким образом объективный мир со всеми его свойствами без какого-либо воздействия извне развертывается из чистого само¬сознания, разве найдется тогда кто-нибудь, кто будет ощущать потребность еще в каком-то независимом от этого самосознания мире ….

ОБЪЕКТИВНЫЙ МИР ЛИШЬ ВНУТРЕННЯЯ ОГРАНИЧЕННОСТЬ НАШЕЙ СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ!

Свобода является единственным принципом, к кото-рому здесь все возводится, и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь внутреннюю ограниченность нашей собственной свобод¬ной деятельности. Бытие вообще является лишь выра¬жением заторможенной свободы (1, стр. 64—65).

ВЗАИМНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ИДЕАЛИЗМА И РЕАЛИЗМА В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОМ ИДЕАЛИЗМЕ

ff. Наподобие этих двух деятельностей совершенно так же обусловливают друг друга идеализм и реализм. Если рефлексия распространяется лишь на идеальную деятельность, то получается идеализм с его утвержде-нием, что предел полагается единственно самим Я. Если же рефлексию я обращаю исключительно на реальную деятельность, то получается реализм, характеризующийся утверждением, что предел не зависит от Я. Если же реф¬лексия моя распространяется на то и на другое, то возни¬кает нечто третье, что можно назвать идеал-реализмом, или тем, что до сих пор было известно под наименова¬нием трансцендентального идеализма.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СОВПАДАЕТ С ИДЕАЛИЗМОМ, ПРАКТИЧЕСКАЯ — С РЕАЛИЗМОМ

gg. Теоретической философией объясняется идеаль-ность предела (иными словами, показывается, как огра-ничение, существующее первоначально лишь для свобод¬ного действования, становится ограничением для знания), практической же философии надлежит объяснить реаль¬ность этого предела (иными словами, она должна пока¬зать, как приобретает объективный характер ограничение, первоначально являющееся чисто субъективным). Таким образом, теоретическая философия совпадает с идеализ-

266

мом, практическая с реализмом, и лишь обе вместе в со¬вокупности своей образуют наиболее законченную си¬стему трансцендентального идеализма (1, стр. 74—75).

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ АКТ САМОСОЗНАНИЯ ИДЕАЛЕН И РЕАЛЕН

а. Первоначальный акт самосознания, одновременно как идеален, так и реален. Самосознание в принципе своем сплошь идеально, но через него Я возникает в ка¬честве сплошь реального. Путем акта самосозерцания Я непосредственно представляется также и ограниченным; созерцаемость и бытие оказываются одним и тем же.

АКТ САМОСОЗНАНИЯ ПЕРВИЧЕН, ОГРАНИЧЕНИЕ ВТОРИЧНО

Ь. Предел полагается лишь через самосознание, сле-довательно, ему присуща лишь та реальность, которую он обретает через самосознание. Акт последнего является чем-то высшим, а ограниченность уже выводится отсюда. Для догматика же наоборот — ограничение представ¬ляется первичным, самосознание же превращается в нечто вторичное. Но так невозможно смотреть на дело, поскольку в самосознании мы имеем акт, предел же, по¬скольку он должен быть пределом Я, обязан быть одно¬временно как зависимым, так и независимым от Я.

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Я ОБЪЕДИНЕНЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ — ОГРАНИЧЕННАЯ И НЕ ПОДЛЕЖАЩАЯ ОГРАНИЧЕНИЮ)

Это … становится мыслимым лишь тем путем, что Я оказывается равносильным действованию, в котором объединены две противоположные деятельности. Одна из них ограниченная, в силу чего предел оказывается не зависящим от Я, другая же — ограничивающая и в силу этого не подлежащая ограничению.

3. Это действование как раз и является самосозна-нием. За гранями самосознания Я представляется одной лишь объективностью. Это всего лишь объективное (а по¬тому самому первоначально необъективное, поскольку объективное невозможно без субъективного) и представ¬ляется единственным в себе, что только существует. Субъективность привходит сюда лишь тогда, когда появ¬ляется самосознание.

267

БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ Я

6. Для более точной характеристики этой деятель-ности нужно более тщательно рассмотреть борьбу проти¬воположных деятельностей, из которых она составляется.

а. В этой распре нельзя видеть чего-либо исконного для субъекта, но здесь скорее мы имеем лишь различие» в направленности противоположных деятельностей, по¬скольку обе эти деятельности принадлежат одному и тому же Я. Возникает же различие направленностей следую¬щим образом.

Я свойственно стремление к бесконечному порожде¬нию, эту направленность можно рассматривать в качестве чего-то идущего вовне (центробежного), но в качестве та¬кового эта деятельность не может быть различима, не су¬ществуй другой, направленной внутрь, к Я как своему сосредоточию. Деятельность, направленная вовне и по природе своей бесконечная, составляет объективную сто¬рону познания, обращенная же обратно к Я представ¬ляется не чем иным, как стремлением себя созерцать в та¬кой бесконечности. Благодаря этому акту в Я вообще происходит разделение на внутреннее и внешнее, и вме¬сте с этим разделением полагается в Я противоборство, уяснение которого становится возможным лишь из необ¬ходимости самосознания ….

САМОСОЗНАНИЕ ЕСТЬ БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ •

Самосознающее Я и должно следовать по этим про-тивоположным направлениям. Только лишь в этой борьбе (Streit) и состоит самосознание, вернее, оно само яв¬ляется такой борьбой противоположных направлений. Это противоборство должно возникать и поддерживаться с такой же достоверностью, с какой Я осознает само себя.

ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ САМОСОЗНАНИЯ ПРОИЗВОДНА, БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИСХОДНА

… Тождественность, выражающаяся в самосознании, не носит исконного характера, но является чем-то произ¬водным и опосредованным. Исходным представляется борьба противоположных направлений в Я, откуда уже затем получается тождественность.

268

ИЗНАЧАЛЬНЫЕ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ В Я — ЭТО СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ

В Я наличествуют в качестве изначальных противо-положностей субъект и объект; оба они взаимно друг друга снимают, и в то же время одно невозможно без другого. Субъект утверждает себя лишь в противополо¬жении объекту, объект — в противоположении субъекту, иными словами — ни один из них не может реализоваться, не уничтожая в то же время свою противоположность. Но до уничтожения одного другим дело никогда не может дойти именно в силу того, что каждый из двух может быть самим собой лишь в противоположность другому. Следовательно, должно быть достигнуто объединение того и другого, поскольку полное уничтожение невозможно, но в то же время неосуществимо и совместное существо¬вание обеих противоположностей (1, стр. 81—86).

РЕАЛЬНОСТЬ ЗНАНИЯ ЧЕРПАЕТСЯ ЛИШЬ

ИЗ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО СОЗЕРЦАНИЯ, ПОНЯТИЯ СУТЬ ТОЛЬКО ТЕНИ РЕАЛЬНОСТИ

… Если всякое знание черпает свою реальность из не¬посредственного знания, то последнее можно видеть лишь в созерцании, тогда как понятия всего только как бы тени реальности, отбрасываемые воспроизводящей способ¬ностью — рассудком, который сам предполагает нечто высшее, что уже не является отображением чего-то внеш¬него и развертывается само из себя с изначальной силой. По этой самой причине ненастоящий идеализм, т. е. си¬стема, превращающая все знание в видимость, неизбеж¬но должен приводить к уничтожению всякой непосредст¬венности в нашем познании хотя бы тем путем, что здесь появляются какие-то не зависящие от нас внешние про¬тотипы для наших представлений.

ЗАВЕРШЕННЫЙ ИДЕАЛИЗМ ЕСТЬ ТАКЖЕ И ЗАВЕРШЕННЫЙ

РЕАЛИЗМ

Система, стремящаяся вскрыть истоки всех вещей в деятельности духа, являющейся одновременно как иде¬альной, так и реальной, эта система, будучи самым завер¬шенным идеализмом, по этой самой причине должна быть также и самым завершенным реализмом. А именно если завершенность реализма можно видеть только в том, что он объясняет нам, каким образом мы в состоянии позна¬вать непосредственно вещи в себе, -то подобного рода

269

явление становится возможным лишь в случае такого при¬родного склада, при котором вещи оказываются лишь нашей собственной и притом благодаря нашей деятель¬ности ограниченной реальностью. Ибо при таком устрой¬стве ума мы были бы в состоянии устремить наши взоры на самое душу вещей. Перед нами предстала бы непосред¬ственно вся ограниченность их строения и самым непри¬крытым образом выступил бы весь их внутренний меха¬низм. Так, ведь и художник лучше, чем кто-либо другой, познает свое творение.

ФИЛОСОФИЯ ПРИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ ПРОВЕДЕНИИ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ИДЕАЛИЗМ

… В такой науке, как философия, ничто не может браться за предпосылку, но … скорее, наоборот, здесь в первую очередь нуждаются в дедукции те понятия, ко¬торые обычно представляются самыми обычными и оби¬ходными. Таково, например, и различение между тем, что привходит извне и что подымается изнутри: это различие, вне всякого сомнения, нуждается в обосновании и объяс¬нении. Но именно по той причине, что я пускаюсь тут в объяснение, мной постулируется существование такой сферы сознания, где этот распад на внутреннее и внешнее еще не осуществился и где, следовательно, мы имеем взаимную пронизанность одного другим. Вот с какой не¬сомненностью обнаруживается, что философия, которая законом для себя ставит ничего не оставлять недоказан¬ным и невыведенным, помимо своей воли, просто стре¬мясь быть последовательной, превращается в идеализм.

«СОЗЕРЦАНИЕ» НЕ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ КАК ЧУВСТВЕННОЕ

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн