Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

и состоит своеобразная бессмыслица абстракции, что она ставит рядом как законы два таких противоречащих друг другу положения, даже не сравнивая их между собой. — Закон исключенного третьего есть закон определяющего рассудка, который, желая избегнуть противоречия, как раз впадает в него. А, согласно этому закону, должно быть либо +А, либо —А; но этим уже положено третье А, которое не есть ни + ни — и которое в то же самое время полагается и как + А и как — А. Если + W означает 6 миль направления на запад, а — W 6 миль направления на восток и +, и — уничтожают друг друга, то 6 миль пути или пространства остаются теми же, чем они были и без этой противоположности и с ней. Даже голая про-тивоположность + и — числа или абстрактного направ-ления имеют, если угодно, свое третье, а именно нуль; мы, однако, не думаем отрицать, что пустая рассудочная противоположность между + и — имеет также свое за¬конное место, когда речь идет о такого же рода абстрак¬циях, как число, направление и т. д.

В учении о контрадикторных понятиях одно понятие называется, -например, голубым (даже чувственное пред¬ставление цвета называется в таком учении понятием), а другое не-голубым, так что выходит, что это другое не есть некое утвердительное, например желтое, а фикси¬руется лишь как абстрактно отрицательное. О том, что отрицательное в нем самом столь же и положительно!…, это вытекает уже из определения, что противоположное некоему ино.му есть его иное. — Пустота противополож¬ности между так называемыми контрадикторными поня¬тиями нашла свое полное выражение в той, так сказать, грандиозной формулировке всеобщего закона, согласно ко¬торой каждая вещь во всех противополагаемых, таким образом, предикатах обладает одним и не обладает дру¬гим, какие бы предикаты мы ни взяли, так что дух есть либо белый, либо не-белый, либо желтый, либо не-жел-тый, и т. д. до бесконечности.

Так как забывают, что тожество и противоположение сами противоположны друг другу, то принимают закон противоположения за закон тожества в форме закона

316

противоречия, и понятие, которое не обладает ни одним из двух противоречащих друг другу признаков … или обладающее обоими, как, например, четырехугольный круг, объявляется логически ложным. Хотя многоуголь¬ный круг и прямолинейная дуга круга также противоре¬чат этому закону, геометры не колеблясь рассматривают круг как многоугольник, сторонами которого являются прямые линии. Но такая вещь, как круг (его простая определенность), еще не есть понятие; в понятии же круга центр и периферия одинаково существенны, оно обладает обоими признаками, и, однако, периферия и центр противоположны и противоречат друг другу.

Играющее такую важную роль в физике представле-ние о• полярности содержит в себе более правильное опре¬деление противоположения, но так как физика в своем понимании» законов мысли придерживается обычной ло¬гики, то она пришла бы в ужас, если бы она раскрыла для себя полярность и пришла бы к тем мыслям, кото¬рые заключаются в последней.

Прибавление 1-е. Положительное есть снова тожество, но в его высшей истине, тожество как тожественное соот¬ношение с самим собой, и в то же время оно есть тожество как то, что не есть отрицательное. Отрицательное само по себе есть не что иное, как само различие. Тожественное как таковое есть прежде всего то, что не имеет определе¬ния; напротив, положительное есть тожественное с собой, но тожественное с собой как определенное в противопо¬ложность некоему другому, а отрицательное есть разли¬чие, как таковое, с тем определением, что оно не есть то¬жество. — Это различие различия в нем самом.

Обыкновенно думают, что в различии между положи¬тельным и отрицательным мы имеем абсолютное разли¬чие. Они оба, однако, в себе одно и то же, и можно было бы поэтому назвать положительное также и отрицатель¬ным и, наоборот, отрицательное положительным. Так, например, владение и долг не есть два особых, самостоя¬тельно существующих вида владения. То, что у одного, У Должника, представляет собой нечто отрицательное, то У другого, у кредитора, есть нечто положительное. И это верно также и по отношению к пути на восток, который есть также путь на запад. Положительное и отрицатель¬ное, следовательно, существенно обусловливаются друг Другом и существуют лишь в своем соотношении друг с

317

другом. Северный полюс в магните не может быть без южного и южный не может быть без северного. Если раз¬режем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом южный. Точно так же и в электричестве положительное и отрицательное электричества не суть два различных, отдельно сущест¬вующих флюида. Вообще в противоположности различное имеет в качестве противостоящего себе не только некое иное, но и свое иное. Обычное сознание рассматривает различенные как равнодушные друг к другу. Говорят так: я — человек, а вокруг меня — воздух, вода, живот¬ные и вообще иное. Все здесь раздельно, одно вне другого и без связи с ним. Но философия имеет своей целью изгнать безразличие и познать необходимость вещей, по которой иное выступает как противостоящее своему иному. Так, например, неорганическая природа не должна рассматриваться только как нечто иное, чем органический мир, но должна рассматриваться также и как его необхо¬димое иное. Они находятся в существенном соотношении друг с другом, и одно существует лишь постольку, по¬скольку оно исключает из себя другое и именно через это соотносится с ним. Точно так же природа не существует без духа и дух без природы. Мы вообще делаем очень важный шаг вперед, когда мы в области мысли перестаем говорить: возможно еще и иное. Говоря таким образом, занимаются случайным, истинное же мышление, как было замечено выше, есть мышление о необходимом. — То, что новейшее естествознание пришло к признанию противоположности, воспринимаемой нами ближайшим образом в магнетизме как полярность, чем-то проходя¬щим красной нитью через всю природу, всеобщим, зако¬ном природы, это мы, без сомнения, должны признать существенным шагом вперед в науке; но можно было бы вместе с тем требовать, чтобы наряду с противополож-ностью не продолжала бы без дальнейших околичностей пользоваться признанием голая разность. Так, например, цвета то справедливо рассматриваются как противостоя¬щие друг другу в полярной противоположности (как так называемые дополнительные цвета), то затем цвета красное, желтое, зеленое и т. д. снова рассматриваются как безразличные друг к другу и как чисто количествен¬ные различия.

Прибавление 2-е. Вместо того чтобы говорить соглас-

318

но закону исключенного третьего (который есть закон абстрактного рассудка), мы скорее должны были бы ска¬зать: все противоположно. И в самом деле нигде — ни на небе, ни на земле, ни в духовном мире, ни в мире природы — нет такого абстрактного или — или, как это утверждает рассудок. Все где-либо существующее есть не¬кое конкретное и, следовательно, некое внутри самого себя различное и противоположное. Конечность вещей и со¬стоит в том, что их непосредственное наличное бытие не соответствует тому, что они суть в себе. Так? например, в неорганической природе кислота есть в себе вместе с тем и основание, т. е. ее бытие состоит лишь в ее соотне¬сенности с другим. Но это же означает, что кислота не есть нечто спокойно пребывающее в противоположности, а стремится к тому, чтобы положить себя как то, что она есть в себе. Противоречие — вот что на самом деле дви¬жет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Правильно в этом утверждении лишь то, что противоречием дело не может закончиться и что оно (про¬тиворечие) снимает себя само через себя. Но снятое про¬тиворечие не есть абстрактное тожество, ибо последнее само есть лишь одна сторона противоположности. Бли¬жайший результат положенной как противоречие проти¬воположности есть основание, которое содержит в себе как снятые и низведенные лишь к идеальным моментам и тожество, и различие. …

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В ОСНОВАНИЕ Положительное есть то различенное, которое должно быть самостоятельно и вместе с тем не должно оставаться безразличным к своему соотношению со своим иным. От¬рицательное должно не менее самостоятельно быть отри¬цательным соотношением с собой, быть для себя, но вме¬сте с тем оно как отрицательное необходимо должно иметь это свое соотношение с собой, свое положительное, лишь в ином. Оба, следовательно, суть положенное противоре¬чие, оба суть в себе одно и то же. Оба суть одно и то же также и для себя, так как каждое из них есть снятие дру¬гого и самого себя. Они оба поэтому погружаются в осно¬вание1, … или, иначе говоря, существенное различие, как различие в себе и для себя есть непосредственно лишь отличие себя от самого себя, содержит в себе, сле¬довательно, тожественное; к такому полному в себе и для

319

себя сущему различию принадлежит, следовательно, как само оно, так и тожество. — Как соотносящееся с собой различие оно уже провозглашено также и как тожествен¬ное с собой, и противоположное есть вообще то, что со¬держит внутри самого себя одно и его иное, себя и свое противоположное. Внутри-себя-бытие сущности, опреде¬ленное таким образом, есть основание.

ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ Основание есть единство тожества и различия, оно есть истина, того, чем оказались различие и тожество, рефлексия внутрь себя, которая есть столь же и рефлек¬сия в иное, и наоборот. Оно есть сущность, положенная как целостность.

Примечание. Закон основания гласит: все имеет свое достаточное основание, т. е. истинная существенность не¬что не состоит ни в определении нечто как тожествен¬ного с собой, ни в его определении как различного, ни в его определении как только положительного или только отрицательного, а состоит в том, что нечто имеет свое бытие в некоем другом, которое как его тожественное с собой есть его сущность. Последняя также есть не абст¬рактная рефлексия внутрь себя, а рефлексия ? другое. Основание есть внутри себя сущая сущность, сущность есть существенным образом основание, и она есть основа¬ние лишь постольку, поскольку она есть основание нечто, основание некоего иного (1, I, стр. 196—207).

ПРОТИВОРЕЧИЕ И ЕГО ПРИМИРЕНИЕ Если первые определения рефлексии — тождество, раз¬ность и противоположение — нашли каждое свое выраже¬ние в особом предложении, то тем паче должно было бы быть сформулировано в виде предложения

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн