Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

духом, ибо дух не происходит из природы естественным путем (1, III, стр. 39—40).

Дух … пребывает только у самого себя и, следова-тельно, свободен, ибо свобода состоит именно в том, чтобы в своем другом все же быть у самого себя, быть в зависи¬мости только от самого себя, определять самого себя (1, I, стр. 55).

Высшее же содержание, которое субъективное в со-стоянии объять в себе, мы можем кратко назвать свобо¬дой. Свобода есть высшее определение духа. Взятая пре¬жде всего с своей формальной стороны, свобода состоит в том, что субъект находит противостоящим ему не нечто чуждое, не свою границу, поставленный ему предел, а са¬мого себя (1, XII, стр. 101).

ПОЗНАНИЕ ДУХА КАК ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ

Абсолютное есть дух; таково высшее определение абсо¬лютного. — Найти это определение и понять его смысл и содержание в этом заключалась, можно сказать, абсолют¬ная тенденция всего образования и философии — к этому пункту устремлялась вся религия и наука; только из этого устремления может быть понята всемирная история. Сло¬во и представление духа были найдены весьма рано, и содержание христианской религии состоит в том, чтобы дать познать бога как духа. Постигнуть в его подлинной стихии — в понятии то, что здесь дано представлению и что в себе есть сущность, — это и есть задача философии, которая до тех пор не получит истинного и имманентного решения, пока понятие и свобода не станут ее предметом и ее душой (1, III, стр. 44).

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ДУХА

Развитие духа состоит в том, что он:

1)’ существует в форме отношения к самому себе; что в его пределах идеальная целокупность идеи, т. е. то, что составляет его понятие, становится таковой для него, и его бытие состоит в том, чтобы быть при себе, т. е. быть свободным, — это субъективный дух;

2) в форме реальности, как подлежащий порождению Духом и порожденный им мир, в котором свобода имеет

335

место как наличная необходимость, — это объективный

дух;

3) как в себе и для себя сущее и вечно себя порождаю¬щее единство объективности духа и его идеальности или его понятия, дух в его абсолютной истине, — это абсолют¬ный дух.

… Ребенок находится еще в плену у природы, имеет только естественные стремления, является духовным человеком еще не в действительности, а только в возможности или только по своему понятию. Первая ступень реальности понятия духа имен-но потому, что она является еще совершенно абстрактной, непо-средственной, принадлежащей к природе (Naturlichkeit), должна быть обозначена как совершенно не соответствующая духу, а его истинная реальность, напротив, должна быть определена как пелокупность развитых моментов понятия, какое и остается ду¬шой, единством этих моментов. К этому развитию своей реаль¬ности понятие духа продвигается с необходимостью; ибо форма непосредственности, неопределенности, каковую форму реаль¬ность понятия имеет первоначально, внутренне противоречит ему. То, что кажется непосредственно существующим в духе, не есть нечто подлинно непосредственное, но нечто само в себе поло¬женное, опосредствованное. Через это противоречие дух побуж¬дается к тому, чтобы снять то непосредственное, то другое, в качестве чего он сам себя предполагает. Через это снятие дух впервые приходит к самому себе, он выступает ? качестве духа. Нельзя поэтому начинать с духа, как такового, но приходится начинать только с некоторой не соответствующей ему реально¬сти. Правда, дух уже с самого начала есть дух, но он не знает еще того, что он есть именно дух. Не он с самого начала овла¬девает уже понятием о себе, но только мы, рассматривающие его, познаем его понятие. То, что дух приходит к тому, чтобы знать то, что он есть, это и составляет его реализацию. Дух по существу есть только то, что он знает о себе самом. Перво-начально он есть только дух в себе; его становление для себя составляет его осуществление. Но духом для себя он становится только через то, что он себя обособляет, определяет себя или делает себя своим предположением, своим другим, прежде всего относя себя к этому другому как к своей непосредственности, но в то же время и снимая его как другое. До тех пор пока дух находится в отношении к самому себе как к некоему дру¬гому, он является только субъективным духом,— духом, берущим свое начало из природы, и первоначально только природным духом. Но вся деятельность субъективного духа сводится к тому, чтобы постигнуть себя в себе самом, раскрыть себя как идеаль¬ность своей непосредственной реальности. Если этот субъектив¬ный дух поднял себя до для-себя-бытия, тогда он уже более не субъективный, но объективный дух. В то время как субъек-тивный дух вследствие. своего отношения к некоему другому еще не свободен или, что то же, свободен только в себе, в духе объективном свобода, знание духа о себе самом как о свободном приобретает уже форму наличного бытия (Dasein). Объективный

336

дух есть лицо и, как таковое, имеет в собственности реальность своей свободы. Ибо в собственности вещь становится тем, что она есть, именно она полагается как что-то несамостоятельное и как такое, что по существу имеет лишь значение быть непри-косновенной для всякого другого лица. Здесь мы видим нечто субъективное, что знает себя свободным, и вместе с тем видим внешнюю реальность этой свободы; дух приходит поэтому здесь к своему для-себя-бытию, объективность духа входит в свои пра¬ва. Так дух выходит из формы простой субъективности. Полное осуществление этой свободы, в собственности еще не совершен¬ной, еще только формальной, завершение реализации понятия объективного духа достигается впервые только в государстве, в котором дух развивает свою свободу до степени мира, положен¬ного им самим, до нравственного мира. Однако дух должен пере¬шагнуть и эту ступень. Недостаток этой объективности духа состоит в том, что она есть только положенная объективность. Мир должен быть снова отпущен духом на свободу; то, что положено духом, должно быть в то же время постигнуто и как непосредственно сущее. Это происходит на третьей ступени духа, на точке зрения абсолютного духа, т. е. на точке зрения искус¬ства, религии и философии (1, III, стр. 46—48).

ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ

Лицо должно дать себе внешнюю сферу своей свободы для того, чтобы быть как идея. Так как лицо есть в себе и для себя сущая бесконечная воля в этом первом, еще совершенно абстрактном определении, то это отличное от него, могущее составить сферу его свободы также опре¬делено как непосредственно отличное и отделимое от него.

Прибавление. Разумность собственности заключается не в удовлетворении потребности, а .в том, что снимается голая субъективность личности. Лишь в собственности лицо есть как разум. Пусть эта первая реальность моей свободы находится во внешней вещи и, следовательно, есть дурная реальность, но ведь абстрактная личность именно в ее непосредственности не может обладать ни¬каким другим наличным бытием, кроме наличного бытия в определении непосредственности (1, VII, стр. 69).

ПРИРОДА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Одним принципом гражданского общества является конкретная личность, которая служит для себя целью как особенная, как целокупность потребностей и смесь при-

337

родной необходимости и произвола, но особенное лицо, как существенно находящееся в соотношении с другой такой особенностью, так что оно заявляет свои притяза¬ния и удовлетворяет себя лишь как опосредствованное другим особым лицом и вместе с тем как всецело опосред¬ствованное формой всеобщности — другим принципом гра¬жданского общества.

Прибавление. Гражданское общество есть разъедине-ние, которое появляется посредине между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества насту¬пает позднее, чем развитие государства, так как в каче¬стве разъединения оно предполагает наличность государ¬ства, которое оно должно иметь перед собой как нечто самостоятельное, чтобы существовать. Гражданское обще¬ство создалось, впрочем, лишь в современном мире, кото¬рый.один только воздает свое каждому определению идеи. Когда государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то этим разумеют лишь определение гражданского общества. Мно¬гие новейшие государствоведы не могли додуматься до другого воззрения на государство. В гражданском обще¬стве каждый для себяцель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достиг¬нуть объема своих целей; эти другие суть потому сред¬ства для целей особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими дает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем благо дру¬гих. Так как особенность связана с условием всеобщности, то целое есть почва опосредствования, на которой дают, себе свободу все частности, все случайности рождения и счастья, в которую вливаются волны всех страстей, управ¬ляемых лишь проникающим в них сиянием разума. Осо¬бенность, ограниченная всеобщностью, есть единственная мера (Mass), при помощи которой всякая особенность способствует своему благу (1, VII, стр. 211).

С одной стороны, особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих потребностей, слу¬чайного произвола и субъективного каприза разрушает в своих наслаждениях самое себя и свое субстанциальное понятие; с другой же стороны, удовлетворение необходи¬мых и случайных потребностей как подвергающееся бес¬конечному возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности и внешнего произ-

338

вола, а также ограниченное властью всеобщности слу-чайно. Гражданское общество представляет нам в этих противоположностях и их переплетении картину столь же необычайной роскоши, излишества, сколь и картину ни¬щеты и общего обоим физического и нравственного выро¬ждения (1, VII, стр. 213).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КАК СИСТЕМА ПОТРЕБНОСТЕЙ

… Существуют известные всеобщие потребности, как, например, потребность в еде, питье, одежде и т. п., и все¬цело зависит от случайных обстоятельств способ, каким эти потребности удовлетворяются. Почва здесь или там более или менее плодородна; годы различаются между со¬бой по своей урожайности; один человек трудолюбив, дру¬гой ленив. Но этот кишмя кишащий произвол порождает из себя всеобщие определения, и факты, кажущиеся рас¬сеянными и лишенными всякой мысли, управляются не-обходимостью, которая сама собой выступает. Отыскива¬ние здесь этой необходимости есть задача политической экономии, науки, которая делает честь мысли, потому что она, имея перед собой массу случайностей, отыскивает их законы. Интересно видеть, как все зависимости оказывают здесь обратное действие, как особенные сферы группиру¬ются, влияют на другие сферы и испытывают от них со¬действие себе или помеху. Эта взаимная связь, в сущест¬вование которой сначала не верится, потому что кажется, будто все здесь предоставлено произволу отдельного инди-видуума, замечательна главным образом тем — и сходна в этом с планетной системой, — что она всегда являет глазу лишь неправильные движения, и все же можно по¬знать ее законы (1, VII, стр. 218).

ПРОБЛЕМА ТРУДА

На основе многообразия интересующих человека определений ? предметов развивается теоретическая культура, не только мно¬гообразие представлений и познаний, но и подвижность и бы¬строта представления .и перехода от одного представления к Другому, схватывание запутанных ? всеобщих отношений и т. д. Вообще развитие (die Bildung) рассудка, вообще и, следователь¬но, также и

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн