Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

из их действования; произве¬дение остается абсолютной основой и опорой всего их действования. — Эта простая эфирная субстанция их жизни в силу этого определения своего неизменного ра¬венства себе самой есть бытие и тем самым лишь бытие для другого. Она, следовательщ^ в себе есть непосред¬ственно то, что противоположно ей самой, т. е. богат¬ство. Хотя богатство есть то, что пассивно или ничтож¬но, оно есть равным образом всеобщая духовная сущ¬ность, столь же постоянно получающийся результат труда и действования всех, как он снова растворяется в потреблении всех. В потреблении, правда, индивиду¬альность становится для себя или единичной индивиду¬альностью, но само это потребление есть результат всеоб¬щего действования, точно так же это богатство с своей стороны порождает всеобщий труд и потребление всех. Действительное имеет лишь духовное значение непо¬средственного всеобщего бытия. Предполагается, конеч¬но, что в этом моменте каждое отдельное лицо поступает своекорыстно, ибо это есть момент, в котором оно сооб¬щает себе сознание того, что оно есть для себя, и в силу этого оно не считает этот момент чем-то духовным; но даже при одном только внешнем рассмотрении оказы¬вается, что в своем потреблении каждый дает потреблять

372

всем, в Своем труде он работает точно так же для всех, как и для себя, и все — для него. Его для-себя-бытие поэтому в себе всеобще, и своекорыстие есть нечто такое, что только мнится, что не может добиться того, чтобы сделать действительным то, что оно мнит, а именно, со¬вершить нечто такое, что не послужило бы ко благу всех (1, IV, стр. 260-267).

ОТЧУЖДЕНИЕ КАК РАЗДВОЕНИЕ СОЗНАНИЯ

… Несчастное, раздвоенное внутри себя сознание — так как это противоречие его сущности есть для себя одно сознание, — всегда должно, следовательно, в одном сознании иметь и другое, и, таким образом, тотчас же, как только оно возомнит, что оно достигло победы и по¬коя единства, VOHO из каждого сознания должно быть снова изгнано. Но его истинное возвращение в себя са¬мого, т. е. его примирение с собой, выразит понятие духа, ставшего живым и начавшего существовать, так как это¬му сознанию уже присуще как одному нераздельному сознанию быть двойным сознанием: оно само есть устрем¬ление взора одного самосознания в другое, и оно само есть и то и другое самосознание, и единство обоих есть для него также сущность, но для себя оно еще не дано себе как сама эта сущность, еще не дано как единство обоих (1, IV, стр. 112).

ОТЧУЖДЕНИЕ ДУХОВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Лицо как непосредственное понятие и, следовательно, существенно единичное обладает природным существо¬ванием частью в нем самом, частью же как нечто такое, к чему оно относится как к внешнему миру. — Здесь, где рассматривается лицо, которое самое еще находится в стадии своей первой непосредственности, речь идет лишь о таких непосредственных определениях, а не об определениях, способных возникнуть через опосредство-

вание воли.

Примечание. Духовные умения, науки, искусства, даже религиозные действия (проповеди, обедни, молит¬вы, благословения над освященными предметами), изо¬бретения и т. д. становятся предметами договора, прирав-

373

ниваются к общеизвестным вещам по способу покупки, продажи и т. д. Можно задать вопрос: находится ли ху-дожник, ученый и т. д. в юридическом обладании своим искусством, своей наукой, своей способностью произно¬сить проповеди, читать обедни и т. д., т. е. представляют ли собой подобные предметы вещи\ Не так легко ре¬шиться называть вещами такого рода умения, знания, способности и т. п.: так как, с одной стороны, о такого рода имуществе ведутся переговоры и заключаются до¬говоры как о вещах, а с другой стороны, они суть нечто внутреннее и духовное, то рассудок может затрудняться ответить на вопрос об их юридической квалификации, ибо ему предносится антитеза: нечто представляет собой или вещь, или не вещь (такая же антитеза, как антитеза: или конечно, или бесконечно). Познания, науки, талан¬ты и т. д. свойственны, разумеется, свободному духу и представляют собой его внутренние качества, а не нечто внешнее, но вместе с тем можно посредством высказыва¬ния (Aeusserung) дать им внешнее (ausserliches) сущест¬вование и отчуждать (veraussern) их (см. ниже), бла¬годаря чему они подводятся под определение вещей. Они, таким образом, суть нечто непосредственное не сперво¬начала, а становятся таковыми лишь через опосредство-вание духа, низводящего свое внутреннее на степень непосредственного и внешнего. — Согласно неправому и безнравственному определению римского права дети были для отца вещами; последний, таким образом, находился в юридическом обладании своими детьми, и, однако, он был вместе с тем связан с ними нравственным отноше¬нием любви (которое, впрочем, разумеется, неизбежно было очень ослаблено благодаря этому неправильному определению). Здесь, следовательно, имело место соеди¬нение, но совершенно неправое соединение обоих опре¬делений — определения вещи и определения не-вещи. — В абстрактном праве, также имеющем своим предметом лишь лицо, как таковое, имеющем, следовательно, своим предметом особенное, то, что входит в состав существо¬вания и сферы его свободы лишь постольку, поскольку оно есть нечто, отделимое от лица и непосредственно отличное от него, — все равно, составляет ли эта отдели¬мость и отличность его существенное определение или оно может ее получить лишь посредством субъективной воли, — в этом абстрактном праве духовные умения,

374

науки и т. д. принимаются во внимание лишь как пред-меты юридического владения; владение телом и душой, которое приобретается через образование, изучение, при¬вычки и т. д. и представляет собой некоторую внутрен¬нюю собственность духа, здесь не должно рассматри¬ваться. О переходе же такой духовной собственности вовне, где она подпадает под определение юридическо-правовой собственности, должна идти речь при рассмот¬рении отчуждения (i, VII, стр. 70—71).

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ФИЛОСОФИИ

История философии показывает нам ряд благород¬ных умов, галерею героев мыслящего разума, которые силой этого разума проникли в сущность вещей, в сущ¬ность природы и духа, в сущность бога, и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище разумного позна¬ния. События и деяния, составляющие предмет этой исто¬рии, поэтому суть такого рода, что в их содержание и состав входят не столько личность и индивидуальный характер этих героев, сколько то, что они создали, и их создания тем превосходнее, чем меньше эти создания можно вменять в вину или заслугу отдельному индивиду¬уму, чем больше они, напротив, представляют собой составную часть области свободной мысли, всеобщего ха¬рактера человека как человека, чем в большей степени сама эта лишенная своеобразия мысль и есть творческий субъект. Она в этом отношении противоположна поли-тической истории, в которой индивидуум является субъ¬ектом деяний и событий со стороны особенности своего характера, гения, своих страстей, силы или слабости своего характера и вообще со стороны того, благодаря чему он является именно данным индивидуумом.

На первый взгляд кажется, что эти акты мышления принадлежат истории, отошли в область прошлого и ле¬жат по ту сторону нашей действительности. Но на самом деле то, что мы есть, являет собой вместе с тем нечто историческое, или, выражаясь точнее, подобно тому как в том, что лежит в этой области, в истории мысли, прош¬лое представляет собой лишь одну сторону, так и в том, что мы представляем собой, общее, непреходящее нераз-

375

рывно связано с тем, что мы представляем собой как принадлежащие истории. Обладание самосознательной разумностью, присущее нам, современному миру, не воз¬никло сразу и не выросло лишь на почве современности, а его существенной чертой является то, что оно есть на¬следие и, говоря точнее, результат работы всех предшест¬вовавших поколений человеческого рода. Подобно тому как искусства, служащие устройству внешней жизни, масса средств и сноровок, учреждения и привычки обще-жития и политической жизни суть результат размышле-ния, изобретательности, нужд и бедствий, находчивости и остроумия, стремления и свершения предшествовавшей нашей современности истории, точно так же и то, что мы представляем собой в науке и, ближе, в философии тоже обязано своим существованием традиции, которая через все, что преходяще и что поэтому минуло, тянется по сравнению Гердера, словно священная цепь, и она сохранила и передала нам все, что произвели предшест¬вовавшие поколения.

Но эта традиция не есть лишь домоправительница, которая верно оберегает полученное едо и, таким образом, сохраняет его для потомков и передает им его не ума¬ленным, подобно тому как течение природы в вечном изменении и движении ее образов и форм остается на¬всегда верным своим первоначальным законам и совсем не прогрессирует. Нет, традиция не есть неподвижная статуя: она — живая и растет подобно могучему потоку, который тем больше расширяется, чем дальше он отхо¬дит от своего потока. Содержанием этой традиции яв¬ляется то, что создал духовный мир, а всеобщий дух никогда не останавливается в своем движении. Здесь же нас существенно интересует именно всеобщий дух.

С отдельным народом может, правда, случиться, что его образованность, искусство, наука, вообще его духов¬ное достояние приходит в состояние застоя, как это, на¬пример, произошло, по-видимому, с китайцами, которые две тысячи лет тому назад во всем, может быть, находи¬лись в том же состоянии, в котором они находятся ныне. Но мировой дух не впадает в равнодушное спокойствие; это его свойство имеет своим основанием простое поня¬тие духа, согласно которому его жизнью является его деяние. Это деяние имеет своей предпосылкой наличие известного материала, на который оно направлено и ко-

376

торый оно не только умножает, не только расширяет, прибавляя к нему новый материал, но и Существенно обрабатывает, преобразует. Созданное каждым поколе¬нием в области науки и духовной деятельности есть на¬следие, рост которого является результатом сбережений всех предшествовавших поколений, святилище, в кото¬ром все человеческие поколения благодарно и радостно поместили все то, что им помогло пройти жизненный путь, что они обрели в глубинах природы и духа. Это наследование есть одновременно и получение наследства, и вступление во владение этим наследством. Оно являет¬ся душой каждого последующего поколения, его духов-ной субстанцией, ставшей чем-то привычным, его прин¬ципами, предрассудками и богатствами; и вместе с тем это полученное наследство низводится получившим его поколением на степень предлежащего материала, видо¬изменяемого духом. Полученное, таким образом, изме¬няется, и обработанный материал именно потому, что он подвергается обработке, обогащается и вместе с тем сохраняется.

Такова также позиция и деятельность нашей и всякой другой эпохи: мы постигаем уже существующую науку, усваиваем ее, приспособляемся к ней, и тем самым мы ее развиваем дальше и поднимаем ее на более высокий уро¬вень; усваивая ее себе, мы делаем из нее нечто свое в противоположность тому, чем она была раньше. От этой природы творчества, заключающейся в том, что оно имеет своей предпосылкой наличный духовный мир и что, усваивая его себе, оно вместе с тем и преобразовывает его, — от этой природы творчества и зависит то, что наша философия может обрести существование лишь в связи с предшествующей и с необходимостью из нее вытекает; ход истории показывает

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн