Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. — первых двух третей XIX в.

существу есть косвенно любовь к самому себе, потому что я ведь могу любить лишь то, что отвечает моему идеалу, моему чувству, моему существу (II, стр. 546—547).

Всюду, где человек борется с эгоизмом в широком смысле этого слова — в религии ли, в философии ли или в политике, он впадает в чистейшую нелепость и безумие; ибо смысл, лежащий в основе всех человеческих влечений, стремлений, действий, есть удовлетворение человеческого существа, удовлетворение челове¬ческого эгоизма (II, стр. 577).

Добро есть не что иное, как то, что отвечает эгоизму всех людей, зло — не что иное, как то, что отвечает и что выгодно эгоизму отдельных человеческих классов и что, стало быть, идет за счет других …. Когда начинается в истории новая эпоха? Всюду тогда, когда против исключительного эгоизма нации или касты заявляет свой вполне законный эгоизм угнетенная масса или большинство, когда классы или целые нации, одержав победу над высокомерными претензиями господствующего меньшинства, выходят из жалкого и угнетенного состояния пролетариата на свет исторической и славной деятельности. Так и эгоизм ныне угнетен¬ного большинства человечества должен осуществить и осуществит свое право и начнет новую эпоху истории. Упразднению подлежит не аристократия образования, духа — нет! Но недопустимо, чтобы немногие были благородны, а прочие — чернью; все должны, по крайней мере должны, быть образованны. Не должна быть отме¬нена собственность вообще — нет! Но недопустимо, чтобы немно¬гие имели собственность, а другие ничего не имели; собственность должна быть у всех (II, стр. 834—835).

ГУМБОЛЬДТ

Александр Гумбольдт (1769—1859) — великий немецкий есте-ствоиспытатель, пионер научного исследования Земли. В 1789— 1790 гг. учился в Геттиигенском университете, в дальнейшем обу¬чался в Торговой академии в Гамбурге, был учеником известного геолога А. Г. Вернера, ? 1792—1797 гг. состоял ? должности обер-бергмейстера. Многие годы Гумбольдт провел в путешествиях, исследовал Южную Америку, Западную и Юго-Западную Сибирь. Результатом этих путешествий, описанных Гумбольдтом в обшир¬ных трудах, были выдающиеся открытия в области географии, ботаники ц минералогии.

490

Главное произведение Гумбольдта — «Космос. Опыт физиче¬ского мироописания» («Kosmos. Entwurf einer physischen Weltbe¬schreibung», 1845—1862). В нем немецкий ученый попытался обоб¬щить все естественнонауч¬ные знания своего времени. Основную цель своего иссле-дования Гумбольдт видел в том, чтобы понять явления в их всеобщей связи, понять природу как живое целое, движимое внутренними си-лами. Рассматривая с этих позиций природу, космос (это понятие служит ему для обо¬значения материального ми¬ра), Гумбольдт отвергает ме¬ханистическое миропонима¬ние и выдвигает отдельные диалектические положения. Однако натурфилософским взглядам ученого были при¬сущи элементы механицизма в объяснении структуры кос¬моса, происхождения и сущ¬ности органической жизни.

Философские воззрения Гумбольдта следует считать одной из ранних форм есте-ственноисторического мате¬риализма, которому присуще, как указывал В. И. Ленин, стихий¬ное, философски-неоформленное убеждение в объективной реаль¬ности внешнего мира, объективном характере законов природы и возможности их познания. Все эти специфические черты естест-венноисторического материализма можно обнаружить в той или иной мере у Гумбольдта. В то же время философские взгляды ученого носят следы не преодоленного до конца влияния немец¬кого классического идеализма.

Ниже публикуются извлечения из кн.: А. Гумбольдт. Кос¬мос. Опыт физического мироописания. Перевод с немецкого Н. Фролова, ч. 1. М., 1866. Извлечения подобраны автором данного вступительного текста В. В. Мееровским и сверены им с оригина¬лом по изданию: A. Humboldt. Kosmos. Entwurf einer physi¬schen Weltbeschreibung. Bd. 1. Stuttgart, 1874.

КОСМОС, ОПЫТ ФИЗИЧЕСКОГО МИРООПИСАНИЯ

I

Главным моим побуждением всегда было стремление обнять явления внешнего мира в их общей связи, природу как целое, движимое и оживляемое внутренними силами (стр. III).

Вступительные размышления о различной степени наслажде¬ния природой и о научном исследовании законов Вселенной (Weltgesetze).,

491

… Для разумного созерцания природа есть единство во мно¬жестве, соединение разнообразного — по форме и составу, сово¬купность естественных явлений и естественных сил, есть живое целое. Важнейшая цель разумного изучения природы состоит в том, чтобы в разнообразии познать единство, обобщить все то, что нам известно благодаря открытиям прежних времен; поверяя по¬дробности, надо уметь выбирать между ними, не капитулируя пе¬ред их массой, помня возвышенное назначение человека — завла¬деть духом природы, скрытым под покровом явлений (стр. 9, 11).

Чем глубже проникаешь в сущность естественных сил, тем более постигаешь связь явлений (которые, будучи рассматривае¬мы изолированно и поверхностно, казались противостоящими вся¬кому сближению); тем более становится возможным внесение простоты и краткости в изложение общих идей. Верный признак многочисленности и ценности открытий, которые предстоит сде¬лать какой-либо науке, состоит в том, что ее данные находятся еще не связанными друг с другом и почти не соотносятся друг с другом, а многие из них, собранные с такой же тщательностью, кажутся даже противоречащими друг другу. …

В моих размышлениях о научном методе (Behandlung) общего мироописания речь идет не об единстве, выводимом из немногих основных принципов, данных нам разумом. То, что я называю физическим мироописанием (сравнительным изучением неба и земли), отнюдь не претендует на ранг (звание) рациональной науки о природе; оно — это мироописание — есть лишь разумное рассмотрение явлений природы, данных нам эмпирически, как не¬коего целого (стр. 31—32).

Человек не может воздействовать на природу, не может завла¬деть никакой из ее сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. … Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой. …

Как в высших сферах мысли и чувства: в изучении истории, философии и красноречия, так и во всех областях естествознания, первая и возвышенная цель духовной деятельности есть внутрен¬няя, а именно: отыскание законов природы, исследование правиль¬ного чередования форм, проникновение в необходимую взаимо¬связь всех изменений, происходящих во Вселенной. …

Цель этого вступительного сообщения состояла не только в том, чтобы охарактеризовать важность естествознания, давно уже повсеместно признанную и не нуждающуюся в доказательстве; скорее эта цель состояла в желании раскрыть, каким образом, не нанося вреда основательному изучению специальных дисциплин, может быть найдена для всех естественнонаучных изысканий та высшая точка, с которой откроются все формы и силы природы как одно природное целое, одушевленное внутренним движе¬нием. … Представленное здесь мироописание или учение о Кос¬мосе, как я его понимаю, не есть энциклопедическое собрание самых общих и важных результатов, извлеченных из отдельных естественноисторических, физических и астрономических сочине¬ний. Подобные результаты используются только как материал для мироописания и лишь в той степени, в какой они объясняют взаимодействие сил во Вселенной, взаимную зависимость природ-

492

них явлений. (… Поэтому физическое мироописание не должно быть смешиваемо с так называемой энциклопедией естественных наук. … В учении о Космосе единичное будет рассматриваемо только в его отношении к общему как часть мировых явлений (стр. 36—39).

ГРАНИЦА И НАУЧНЫЙ МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО МИРООПИСАНИЯ

. … В моем опыте мироописания «Космос» принят в TOW значе¬нии, какое дано этому слову всеобщим словоупотреблением в по-слепифагорейское время, так, как определил его неизвестный автор книги De Mundo, долго приписываемой Аристотелю ‘, — я им буду называть небо и землю, весь вещественный мир (Korperwelt) (стр. 47, 61).

Обнять многообразие явлений Космоса в единстве мысли, в форме чисто рациональной, умозрительной связи, по моему мне¬нию, невозможно при настоящем состоянии наших эмпирических знаний. Опытные науки никогда не бывают оконченными, оби¬лие чувственных наблюдений неисчерпаемо; ни одно поколение не сможет поставить себе в заслугу то, что оно обозрело всю совокупность (Totalitat) явлений. Только там, где явления отобра¬ны в группы, в некоторых однородных группах можно признать господство великих и простых законов природы. Чем более раз¬виваются физические науки, тем более расширяется круг явлений, подчиненных этому господству. …

Как в обобщении законов природы существуют градации, смотря по тому, обнимают ли они большие или меньшие группы явлений, более обширные или тесные области органических форм, так и в эмпирическом исследовании существуют свои ступени. Оно начинается с отдельных созерцаний, которые группируются по признаку однородности и приводятся в порядок. От наблюде¬ния продвигаются к экспериментированию: к вызову явлений при определенных условиях, на основе направляющих гипотез, то есть на основе предчувствия внутренней связи явлений природы и ее сил. То, что было приобретено посредством наблюдения и экспери¬мента, ведет на основании аналогии и индукции к познанию эмпи¬рических законов. Таковы фазы или как бы моменты, пробегаемые наблюдающим разумом и обозначающие отдельные эпохи в исто¬рии естествознания.

Две формы абстракции обнимают собой всю массу познания: количественная, определяющая отношения сообразно числу и ве¬личине, и качественная, определяющая отношения сообразно свойствам материи. Первая, более доступная, форма принадлежит математическому, вторая химическому знанию. …

Мы еще далеки от того времени, когда станет возможным объединить все наши чувственные созерцания в одно понятие о природе. Сомнительно, придет ли когда-нибудь подобное время вообще. Сложность проблемы и неизмеримость Космоса делают надежду на это почти напрасной. Но как ни недостижимо для нас полное решение проблемы, остается все же возможным частичное разрешение ее, стремление к уразумению мира явлений — эта высшая и вечная цель всякого исследования природы. Верный духу моих прежних сочинений, как и направлению моих занятий,

493

посвященных опытам, измерениям ? исследованиям фактов, я и в этом труде ограничусь эмпирическим созерцанием. Это един-ственная почва, на которой я чувствую себя уверенно. Такая обра¬ботка эмпирических знаний, или, точнее говоря, их совокупности, нисколько не исключает ни упорядочения обнаруженного в соот¬ветствии с направляющей идеей, ни обобщения частного, ни по¬стоянного изыскания эмпирических законов природы. Разумное познание (denkendes Erkennen), познание Вселенной на основе разума, без сомнения, представляло бы более возвышенную цель. Я далек от того, чтобы попытки, на которые сам не отваживаюсь, порицать оттого только, что до сих пор успех их оставался весьма сомнительным. …

Идея опытных наук и идея философии природы, развитой во всех ее частях (если только подобное развитие может быть когда-либо достижимым), не могут вступить в противоречие друг с дру¬гом, если философия природы, согласно ее обещаниям, есть ра¬зумное понимание действительных явлений во Вселенной. Где же противоречие обнаруживается, то виной тому является или пу¬стота спекуляций, или чрезмерные притязания эмпиризма, недо¬пустимо расширяющие права опытного знания.

… Только там начинается наука, где дух овладевает мате-риалом, где делается попытка подчинить массу опытов разумному познанию; наука есть дух в приложении его к природе. … Работа духа начинается в ту минуту, когда мышление, влекомое внутрен¬ней необходимостью, впитывает в себя материал чувственных наблюдений. …

История сохранила нам память о многочисленных попытках понять мир физических явлений в его многообразии, познать еди¬ную мировую силу (Weltkraft), пронизывающую, двигающую, перемешивающую всю Вселенную. Эти попытки в классической древности начинаются с физиологии и учений о первобытной ма¬терии ионической школы, в которой (при скудном материале фак¬тов) эмпиризм не получил развития, господствовало идеальное стремление и природа объяснялась из чистого разума. Чем более с блестящим развитием всех естественных наук возрастал

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 3. Буржуазная философия конца XVIII в. - первых двух третей XIX в. Философия читать онлайн