Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

и достигает предназна-ченной цели, есть Верховная власть. Из общего предмета или состава благоденствия государства истекают особен¬ные предметы сей общей цели, и, как общей цели благо¬денствия соответствует Верховная власть, так должно со¬ответствовать каждому особенному предмету: особенная обязанность, особенное право и особенная власть. Сии осо¬бенные власти истекают из верховной, которая объемлет всю цель учреждения правительства; почему и должны особенные власти совершенно зависеть от верховной и действовать но направлению, от нее исходящему. Сово¬купность всех сил особенных или частных властей

63

составляет государственное правление, которое также на¬звано быть может чиноначальством. Из сего явствует, что правительство не может выполнить своей обязанности и государству доставить благоденствие, если не будет иметь власти, соразмерной важности и обширности цели граж-данского общества, и что сия власть распространяет свое действие по всем предметам на целое государство, имея притом много подчиненных властей, кои уже действуют на отдельные предметы или на отдельные только части оного. Общая власть именуется Верховной властью, а со¬вокупность частных — государственным правлением или чиноначальством. Посему и разделяется всякое правитель¬ство на Верховную власть и на государственное правле¬ние или чиноначальство.

§ 9

РАЗДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЛАГОДЕНСТВИЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ

Государственное благоденствие состоит из двух глав¬ных предметов: из безопасности и благосостояния. Отли¬чительное и главное качество безопасности есть охране¬ние, а благосостояния — есть приобретение. Безопасность должна быть первою целью правительства, потому что может быть достигнута посредством общего только дейст¬вия соединенных сил и волей, каковое соединение в прави¬тельстве именно н представляется, и что она ответствует первоначальной обязанности человека, состоящей в сохра¬нении своего бытия. Сверх того,не может быть благосо¬стояния, если не существует безопасности, а потому и служит она основанием сооружению государственного здания. Благосостояние должно быть второю целью пра¬вительства, ибо понятия об оном до такой степени раз¬личны, что приобретение его должно быть предоставлено каждому члену гражданского общества особенно и что участие правительства в сем отношении должно быть ограничено дарованием защиты и удалением тех препят¬ствий, которые бы могли превышать силы и способы част¬ных людей, тем более что частные люди собственными трудами могут доставить себе благосостояние, но не мо¬гут одними частными своими силами утвердить безопас¬ность.

64

§ 10

НЕОБХОДИМОСТЬ РОССИЮ ПЕРЕОБРАЗОВАТЬ И НОВЫЕ ЗАКОНЫ ИЗДАТЬ

Таковы коренные, начальные понятия, на которых основаны быть должны существование, жизнь и образо¬вание всякого благоустроенного государства, дабы оное находилось под властью и управлением законов общест¬венных, а не прихотей личных властителей и доставляло бы возможное благоденствие всем и каждому, а не зло-властвовало над всеми для выгоды единого или несколь¬ких. Все, что от сих правил удаляется, а тем паче оным противоречит, есть зловластие, испровержение прав и уничижение, нарекание наносящее и гибель совершающее. Применяя сии неизменные и непреложные коренные пра¬вила к России, ясно видеть можно, что самые сии корен¬ные правила непременно требуют изменения существую-щего ныне государственного порядка в России и введе¬ния па место его такого устройства, которое было бы основано на одних только точных и справедливых законах и постановлениях, не предоставляло бы ничего личному самовластию и в совершенной точности удостоверяло бы народ российский в том, что он составляет устроенное гражданское общество, а не есть и никогда быть не может чьей-либо собственностью или принадлежностью. Из сего явствуют две главные для России необходимости: первая состоит в совершенном переобразовании государственного порядка и устройства, а вторая — в издании полного но¬вого уложения или свода законов, сохраняя притом все полезное и уничтожая все вредное (стр. 75—83).

ЯКУШКИН

Иван Дмитриевич Якушкин (1793—1857) серьезно занимался естественными науками, вел исследовательскую работу, изучал и анализировал достижения русской и мировой философской мысли, критиковал религиозное миросозерцание.

И. Д. Якушкин — автор философского труда «Что такое жизнь?», где он, используя естественнонаучные данные, решает ряд проблем в основном с материалистической позиции — о чело¬веке и его месте в природе, о жизни, о природе человеческого сознания.

65

Приводимый ниже отры¬вок из работы Якушкииа «Что такое жизнь?» дается по изда-нию «Избранные социально-политические и философские произведения декабристов», т. l. M., 1951.

ЧТО ТАКОЕ ЖИЗНЬ?

Человек в заро-дышном своем развитии принимает все виды суще¬ствования животных. — Яйцо, отделившись от яичника женщины, суще¬ствует столько же само¬стоятельно, как сущест¬вуют и животные низше¬го разряда, у которых нет ни мозга, ни кровообра¬щения, и вообще ни од¬ного из орудий жизни, отдельно и явственно образовав¬шихся, но которые, по-видимому, одарены произвольным движением. При образовании сердца у зародыша ребенка оно первоначально состоит из одной полости, как сердце земляного червя, потом из одного ушка и одного желудоч¬ка, как сердце рыб, затем из двух ушков и одного желу¬дочка, как сердце лягушки, и окончательно из двух ушков и двух желудочков, как сердце птиц и млекопитающих. При некотором подобии человека в зародышевом своем состоянии с другими животными и он, и каждое из них достигает той степени развития, которым определяется способ будущего их существования, а вместе с тем и все животные, и человек, по непременному закону природы, родятся от существ, себе подобных. Из оплодотворенной икры щуки никогда не разовьется другое животное, кроме щуки, с сердцем об одном ушке и одном желудочке, как у всех рыб вообще, но с некоторыми особенностями, свой¬ственными только щуке. Из икры лягушки выходит перво¬начально головастик, похожий на рыбу, который живет в воде и дышит жабрами подобно рыбам, но скоро потом, по образовании в нем легких, жабры его исчезают, и он превращается в лягушку, которая, при способе своего кро-

66

вообращения, имеет возможность жить на земле, дыша воздухом, и оставаться на долгое время под водой. Из яйца курицы выходит всегда цыпленок. В утробе жен¬щины при всех постепенных изменениях зародыша и мно¬госложном его развитии всегда образуется ребенок, а не какое-нибудь другое животное. И цыпленок, вылупив¬шийся из яйца, и ребенок, вышедший из утробы женщи¬ны, в своем зародышном развитии получают уже собст¬венно им одним принадлежащее образование, отличающее их от всех прочих цыплят и всех прочих ребят.

Итак, наблюдения над зародышем, очевидно, доказы-вают, что первичное образование всех животных совер-шается вообще одним и тем же порядком; по что при этом каждое из них в подробностях и степени своего развития разнообразно до бесконечности и что каждое животное существует отдельно от всех животных как неделимое и вместе с тем составляет собой звено неразрывной цепи всех существ.

… Чувства наши через впечатления на них извне до-ставляют нам только понятия о телах и их движении… Тела, занимая пространство, имеют протяжение и потому уже разделимы; части, составляющие тело, как оно, зани¬мая пространство, имеют протяжение, как и оно, подраз¬деляются и потому суть также тела. Перемещение тела в пространстве мы называем движением. Тела и части их могут иметь более или менее протяжения, и движение может совершаться с большей или с меньшей скоростью и по различным направлениям. Разность в протяжении тел, разность в скоростях движения и в его направлении разнообразит до бесконечности видимые нами предметы.

Разум, признав протяжение в телах, деля их на части и подразделяя ати части на меньшие частицы, стремится от многочисленности к единице; допустив существование единиц, далее неподразделимых, он заключает, что такие единицы составляют сущность тел и что чувствам нашим представляются только образы предметов, беспрестанно преходящие.

Видимые нами тела представляются нам или в движе-нии, или в спокойствии; и тут разум наш опять выводит заключение о существовании причины того или другого состояния тел. Причину эту, приводящую тела в движение или движущиеся тела приводящую в спокойствие, назы¬вают силою.

67

… Наше Я, как единица, совмещает в себе единовре-менно только единичные! ощущения. Бесчисленное множе-ство световых лучей, отраженное бесчисленным множе-ством точек какого-нибудь отдельного предмета и собран-ное снарядом нашего зрения, изображает этот предмет на сетчатых оболочках двух наших глаз, и при всем том мы видим только один предмет. Сотрясение бесчисленного множества частиц воздуха сообщается в обоих ушах на¬ших слушательным нервам, и тут опять слышим мы только один звук, и несколько стройных звуков, доходя¬щих до нашего слуха, ощущаются нами как один аккорд.

Вообще многосложные впечатления сосредоточиваются нашим Я в одно ощущение, подобно как многочисленные лучи, проведенные от окружности, сосредоточиваются по-средине круга в одну точку.

Если бы каждое из отдельных наших ощущений сме-нялось только в нас другим, также отдельным ощуще¬нием, как сменяются разные изображения в зеркале, в ко¬тором отражается каждый новый предмет, не оставляя никакого следа предметам, отразившимся в нем прежде, то мы, не имея возможности сравнить один предмет с дру¬гим предметом и отличить частности, составляющие иск-лючительную принадлежность какого-нибудь отдельного предмета, не имели бы решительно ни о чем никакого понятия. Наше существование, при каждом новом ощуще-нии составляя новое Я, распадалось бы на части, не имею-щие ничего между собой общего; но, имея возможность сознавать переход от одного ощущения к другому ощуще-нию, наше Я по тому уже самому имеет и возможность беспрерывно сознавать самого себя, и, отличая одни наши ощущения, производимые в нас впечатлениями извне, от других подобных ощущений, мы получаем понятие о пред-метах, вне нас существующих.

Собственная деятельность нашего Я беспрестанно про-является при сношениях своих с внешним миром, и не все впечатления, передаваемые нам нашими чувствами, равносильно ощущаются нашим Я. Находясь в многочис-ленной шумной беседе, мы произвольно обращаем внима-ние на речи того или другого из собеседников, не слушаем остального говора.

Каждое ощущение в нас сопровождается сознанием этого ощущения и вместе с тем сознанием некоторых прежде бывших ощущений, и, сознавая разность одного

68

ощущения от другого, прежде бывшего ощущения, мы приходим к познанию разнообразия предметов, производя¬щих разные впечатления на наши чувства. Имея возмож¬ность обращать исключительное внимание и на части предметов, как на отдельные предметы, части эти произ¬водят в нас отдельные ощущения. И тут наше Я опять сознает подобие или разность своих ощущений, и мы, сперва признавши подобие и различие предметов, и те¬перь, опять признавая подобие и различие частей их, по-лучаем более полное познание о том, что составляет тож-дественность и разность в предметах, нами наблюдаемых (стр. 159—162).

… Причину явлений, происходящих всегда в одном и том же порядке, называют особенным наименованием; так говорят: сила тяготения, сцепления, тепла, света, электричества, магнитности, жизни, мышления, и во всех этих случаях слово сила означает только особый способ и порядок движения единиц. Постепенные, но быстрые движения единиц сливаются для нас в одно целое, точно так же как постепенные, но быстрые колебания струны сливаются для нас в один звук. Одна и та же струна, бо¬лее или менее натянутая, в одно и то же время совершает большее или меньшее число колебаний и производит

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн