Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

стр. 37). Современники Сковороды чернили его. Он знал это, но, как предшественник новых людей, не обращал на них никакого внимания (1, стр. 19).
Философские системы, которые не исходят из народ¬ной мудрости, которые не образуются, не состоят из ради-кальных концепций национальности и которые произ-вольно творят мыслители по своему усмотрению, не вхо¬дят в реальную жизнь народа, потому что его душа не доступна для «фантастики» и в его ум не проникает «схо¬ластика». И не будет философии, пока мыслители не убе¬дятся, что человечество — это идея, которая выражает себя лишь в определенных формах национальностей, и что народ не является губкой, которая с удовольствием впи¬тывала бы любую прогорклость; народ не является мра¬морной глыбой, которой можно придать любую форму под долотом скульптора. Подобно тому как море выбрасывает на берег все чужое, не свойственное ее водной стихии, так и народ никогда не приемлет в свою среду то, что является ему неродным по происхождению и не может быть родственным по свойствам (1, стр. 37—38).
О МОНАРХИЧЕСКОМ ОБРАЗЕ ПРАВЛЕНИЯ, ПРОЧНОСТИ ГОСУДАРСТВА И РОЛИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Гений Петра Великого возвысил Россию благодаря тому, что он уничтожил духовные начала патриархата аристократии (2, л. 27).
Одной физической силой невозможно утвердить госу-дарственную власть. Мысль о духовной крепости держав, господствующей во всех KaOHHexaXj умственное и нравст-
венное просвещение признаны лучшим ручательством в сохранении общего равновесия государств, (таков) ха¬рактер и дух европейской политики в XVIII веке. Госу¬дарства ли, народы принадлежат царям или же цари государствам и народам? То есть установлена верховная власть для удовольствия державных или же для счастия состоящих под державою? Отсюда образовался дух вре¬мени и дух современной политики. Каждый гражданин есть числитель в государстве. Общее содержание сил всех числителей равно знаменателю силы государственной, поскольку же степень духовной силы в мире человечества вычитает или умножает количества физической, то посему каждый гражданин, необразованный духовно, имеет в об¬щей системе государства положение отрицательное, т. е. укосненное недостатком нравственной деятельности (2, л. 40).
В государстве необразованном по необходимости дол-жны вкрасться недоразумения, подозрения и недоверчи¬вость между правительством и подчиненными, ибо взаим¬ная вера предполагает знание и только духом знания может оживлять любовь (2, л. 43).
Словесность и наукасвободный цвет свободного ума. В стране, угнетенной железным скипетром тирана, они так же не могут процветать, как нежная роза садов каш¬мирских под суровым небом Гренландии. Гений Платона и Пиндара погребен под развалинами отечественной сво¬боды. Мера свободы граждан в мышлении и писании есть мерило качественной доброты в устроении и своеобразном управлении государства, ибо открывает степень доверия правительства к подданным и веру последних в первое. Впрочем, несомненно, что сия мера должна быть подчи¬нена мере. Угнетение и притеснение умов производит не¬вежество и отвергает дарования разума человеческого и охоту писать отнимает (2, л. 103).
Если бы образование в училищах не открывало средств к улучшению народной деятельности и ограничивалось одним умозрительным познанием, не выступило из тесного круга науки в обширный свет деятельной жизни, то оно в обществе гражданском было бы то же, что драгоценное сокровище, зарытое в землю или скрытое в казне без упо¬требления. Правильнее: бесполезный лицеист, питаемый безвозмездно на общих издержках государства. Мудрые законы должны непременно стараться дать просвещению
направление практическое, чтобы оно было светское и житейское, то есть дабы оно облегчало или усовершало источники и способы народного благоденствия. Мера та¬кого влияния, узаконений или учреждений в политике определяется состоянием народного богатства (2, л. 93).
ЯНОВСКИЙ
Кирилл Петрович Яновский (1822—1902) — видный деятель народного образования Бессарабии, последователь педагогических взглядов К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова. Окончил физико-мате-матический факультет Киевского университета. Продолжительное время был директором кишиневской гимназии. Оставил ряд работ по педагогике, в которых проводил принцип материалистического миропонимания. Основной вопрос философии решал в духе мате-риализма. Этой проблеме он посвятил специальную работу. Тема-тическая подборка фрагментов, осуществленная автором данного вступительного текста В. Я. Ермуратским, дается по изданию: К. П. Яновский. Обмен и постоянное движение материи, как условие мировой жизни вообще и в частности — жизни органи¬ческой. СПб., 1900.

признаем даже за неведомую; но, быть может, и этот на¬учный пробел со временем будет восполнен. … Многое уже сделано для раскрытия тайн природы. Будем наде¬яться, что наступающий век раскроет их еще больше и разрешит нам вопросы, касающиеся и обмена ма¬терии в природе (стр. 8—9).
Многое в нашей картине мироздания остается еще темным, недоконченным, но многое приведено уже в стройную гармонию, в которой ясно слышится одна до¬минирующая нотаединство Вселенной (стр. 27).

ОТНОШЕНИЕ К ОСНОВНОМУ ВОПРОСУ ФИЛОСОФИИ
Материя разнообразна до бесконечности, поэтому при¬рода установила и разнообразные способы для достиже¬ния целей существования отдельных индивидуумов, но с подчинением их одному, общему для всех их закону. Этот закон заключается в обмене матери и, входящей в состав тел, с внешнею относительно их матернею при помощи непрерывного дви¬жения ее элементов (стр. 3—4).
Совершенствование организмов и их частей в физиче¬ском и духовном отношениях происходит при постоянном обмене материи с помощью физических, химических и духовных сил природы, посредством питания, воспита¬ния, размножения и роста, ведущих к этой цели. … По¬этому не только внешние влияния среды, в которой живут организмы, начиная от клеток, оказывают влияние на раз¬витие их жизни, но и внутренняя их жизнь видоизменяет состав и природу внешних сил и материи (стр. 6).
Теперь мы еще не можем объяснить себе вполне замены весомой материи материей, которую
БЕЛОРУССИЯ
КАЛИНОВСКИЙ

Константин Семенович Калиновскии (1838—1864) — выдаю¬щийся белорусский революционер-демократ. В 1860 г окончил Петербургский университет со степенью кандидата прав В Пе¬тербурге вел активную революционную деятельность. Его миро¬воззрение формировалось под идейным влиянием -русских революционеров — демократов. В начале 1861 г. К. С. Ка-линовский возвратился в Белоруссию и стал револю¬ционером — профессионалом. Вместе с революционерами-демократами Валерием Вруб-левским, Сигизмундом Сера-ковским, Антоном Мицкеви¬чем и многими другими сорат-никами он готовил восстание в Северо-Западном крае. В на¬чале восстания 1863 г. Кали-новский был военным комис¬саром Гродненской губернии, затем — руководителем вос¬стания в Белоруссии, за что был повешен.
К. Калиновский был ав¬тором, большинства статей и редактором других выступле¬ний белорусской революци¬онно-демократической газеты «Мужицкая правда», издавав¬шейся в 1862—1863 гг. К. Калиновский был атеистом. Он критиковал религиозную выдумку о том, что бог создал человека и дал всем людям одина¬ковую душу. Если он говорил о боге, то только из-за тактических соображений. Мужицкую правду мыслитель ставил выше бога. Не молитвами, а революционными действиями, т. е. материальной

силой, призывал Куликовский изменить тогдашний самодержавно-крепостнический строй, заменить его демократической республи¬кой с ее «сходками людей выборных». Мыслитель пропагандировал необходимость революционного переворота. Его революционный де-мократизм и утопический социализм сливались в одно целое. Он считал, что уничтожение самодержавия и крепостничества приве-дет ко всеобщему счастью народа.
Все свои упования в борьбе с царизмом Калиновский возлагал на крестьянское движение.
Находясь в тюрьме, Калиновский в своем объяснении след-ственной комиссии пытается, хотя и в завуалированной форме, отстоять мысль, что русский и белорусский народы — братья, и выражает сожаление, что политика национального угнетения ца-ризма натравляет их друг на друга.
Подборка текстов осуществлена автором данной вступительной статьи И. Н. Лущицким по изданиям, хранящимся в архивах: 1) «Мужицкая правда», 1862, № 1; 2) «Мужицкая правда», 1862, № 2; 3) «Мужицкая правда», 1862, № 3. Перевод с белорусского языка для данного издания осуществлен В. М. Пузиковым.
КРИТИКА РЕФОРМЫ 1861 г.
Хлопцы!
Уже ушло в прошлое, когда казалось, что мужицкая рука способна только к сохе. Наступило такое время, когда мы сами можем писать, и писать такую справедли¬вую правду, как бог на небе. О, загремит наша правда и как молния пролетит по свету! Пусть узнают, что мы можем не только кормить своим хлебом, но еще и учить своей мужицкой правде…
Прошло уже шесть лет, как начали говорить о му-жицкой свободе. Говорили, толковали и много писали, но ничего не сделали. А тот манифест, который царь с сена¬том и с панами написал для нас, такой дурной, что черт знает на что он подобен. Никакой в нем нет правды, нет от него для нас никакой пользы. Понаделали канцеля¬рий, создали суд, как будто не все равно пороть …, с су¬дом или без суда. Понаделали писарей, посредников, а все за мужицкие деньги, и большие деньги, черт знает для чего; разве для того чтобы записывали в книжки, когда много распишут на … мужицких. А из всего этого и видно, что нам ничего хорошего сделать и не думали. Правда, когда-то обещали нам дать вольность, но, как нам кажется, на наш мужицкий разум, хотят нас обмануть, ибо если за шесть лет ничего не сделали, то через год определенно не сделают. Могут еще написать и другой
манифест, еще больше этого, но и от него, как и от пер¬вого, ничего хорошего не будет.
От царя и панов нечего ожидать, ибо они хотят не вольности нашей, а глумления и живодерства; но недолго они будут живодерствовать, ибо мы познали, где сила и аравда, и будем знать, как нужно делать, чтобы добыть землю и свободу. Возьмемся, хлопцы, за руки и будем держаться вместе! А если паны хотят держаться с нами, то пусть же делают по святой справедливости; а если ина¬че — так черт их побери! Мужик, пока сможет держать косу и топор, свое защищать сумеет и просить ласки ни у кого не будет (1).
БОРЬБА ЗА ЗЕМЛЮ И ВОЛЮ
Так из этого письма и видно, что мужики панские и казенные не должны платить ни чинша панам, ни об¬рока в казну за землю, ибо эта земля нам принадлежит• но когда будет война … за нашу вольность, то тотчас же нужно всем идти на войну …. А это для того, чтобы быстрее прогнать царя с его собачьим порядком и чтобы мужики никогда, никому, никакой барщины не отбывали и никакого оброка в казну не платили, и чтобы на веки веков народ наш был вольный и счастливый. А если вас кто будет подговаривать делать иначе: исправник, окруж¬ной, асессор или пан, то вы их не слушайте, ибо это явный обман со стороны того, кто за царские или панские деньги хочет вашей вечной гибели! (2)
ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА? ПРИЗЫВ К БОРЬБЕ ЗА НЕЕ
Мы сегодня все уже знаем, что человек вольный тогда когда имеет кусок своей земли, за которую ни чинша ни оброка не платит, ни барщины не отбывает; когда пла¬тит малые подати, и то не на царские конюшни, псарни …J, а на нужды всего народа; когда не идет в рекруты черт знает куда, а идет защищать свой край только тогда когда какой-нибудь неприятель подойдет; когда

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн