теми замечательными признаками, что появление их про¬исходит редко, как бы случайно, не в целой массе возделываемых на известном месте растений, а лишь на отдельных растениях, даже на отдельных их частях; кроме того, такие изменения отли¬чаются особенной стойкостью в передаче их наследованием: если они произошли на сеянцах, то признаки стойко передаются семе¬нами; при бесполовом размножении стойкость поддерживается че-ренками, отводками, клубнями и пр. (3, стр. 64—65). Из многочис¬ленных наблюдений над наследованием признаков у разных расте¬ний выведены следующие законы наследования:
1. Признаки одинаково стойко могут передаваться как семе-нами, так и почками, поэтому посредством подбора можно достичь полной передачи признаков как при половом, так и при бесполовом размножении. На этом основании на семянники вы¬бираются наилучшие растения с желаемыми полезными свойствами, а при прививке стараются брать черенки или глазки от растений
537
с лучшими качествами плодов. Одинаковая передача семенами и почками объясняется тем, что в семенах существенную часть для передачи представляет также почечка, находящаяся у заро¬дыша. Однако растения, долгое время размножаемые исключи-тельно почками, как об этом было уже говорено, не наследуют строго своих признаков семенами, между тем как растения, раз¬множаемые семенами, весьма стойко передают свои признаки поч¬ками. Так, плакучесть ветвей и пестролистность декоративных де¬ревьев, как нам уже известно, колеблются при передаче семенами, между тем как при прививке почками они стойко сохраняются.
2. Признаки передаются до тех пор, пока действуют причины, вызвавшие их появление и укрепление; с изменением этих причин передача новых или старых признаков ослабляется или совсем прекращается. Это закон постоянства культуры. …
3. Изменяющие причины обыкновенно действуют не сразу в первом поколении, а через известный промежуток времени. Но¬вые сорта растений, возделываемые в первый раз в известной местности, удерживают вначале признаки в течение нескольких поколений, но затем действие изменяющих влияний усиливается и растения подвергаются перемене. По этой причине от хороших плодов или зерен вначале получается хороший урожай на посред¬ственной почве, но следующие поколения последовательно теряют эту урожайность, и сорт видимо ухудшается. Часто высказывается мнение, что удержание признаков зависит от времени, то есть, чем в больший промежуток времени передавался известный при¬знак из поколения в поколение, тем он прочнее передается и удер¬живается; но время само не может влиять на передачу признаков, укрепление которых связывается во времени с продолжающимся действием изменяющих условий.
4. Всякий признак, последовательно переходящий из поколе¬ния в поколение, продолжает совершенствоваться более и более, если причины, вызвавшие этот признак, продол¬жают действовать. На этом законе основан подбор, который можно начинать при слабом появлении какого-либо признака и вести далее с целью усилить этот признак. Поэтому говорят, что получе¬ние нового сорта посредством подбора уже обеспечено, когда по¬явилось изменение даже в слабой степени. Замечено, что такие слабые изменения бывают более наследственны, нежели сильные, появившиеся впервые; поэтому при подборе выгоднее пользоваться первыми, нежели вторыми.
5. Растения передают своему потомству всякие признаки, как важные для них, так и неважные, полезные и вредные. Строгого различия между важными и неважными при¬знаками для растений сделать нельзя, потому что часто признаки, по-видимому ничтожные, имеют существенное значение в жизни растений, например присутствие волосков на листьях и на плодах защищает от нападения насекомых и от заражения паразитными грибками, между тем как изменения в строении цветов и плодов не отзываются какими-либо важными последствиями. В культуре также теряется различие между признаками полезными и вред¬ными: мясистость и величина клубней картофеля полезны … вследствие большого скопления запасных веществ, но те же каче¬ства сопровождаются часто опадением цветков и отсутствием плодоношения. Кроме того, признаки, полезные в культуре, явля-
538
ются вредными при переходе в дикое состояние: мясистые корни свеклы и моркови дают сильные растения, но эти корни могут скорее вымерзать, нежели тонкие и одеревеневшие у одичавших тех же растений.
Передача ничтожных признаков часто совсем не замечается человеком, например слабая волосистость на плодах и цветоносах мака, слабое раздвоение корня двулетних огородных растений, слабая скороспелость и пр., только при продолжающемся наследо¬вании такие признаки усиливаются и делаются ясно видимыми.
6. Наследование признаков у потомков происходит или в с о —
ответственное время, в какое они являлись у их родите¬
лей, или несколько ранее, но признаки позднего появления, не мо¬
гут перейти в самый ранний возраст. … •
7. Растения могут наследовать не только признаки своих близ¬ких родичей, но и признаки своих предков, иногда весьма отдален¬ных. Наследование таких старых, часто совсем утраченных уже, признаков называется возвратом признаков (реверсия, атавизм) (3, стр. 80—82).
ЛИТВА
СНЯДЕЦКИЙ
Ян Снядецкий (1756—1830) — один ия видных ученых-естест-венников и прогрессивных философов эпохи Просвещения в Поль¬ше и Литве. Родился в Западной Польше, в местечке Жнине, умер в Литве, в деревне Яшунай. Свое обучение Снядецкий начал в Жнине, потом учился в Познани, в Краковской академии. Уже с детства проявилась его склонность к естествознанию. Окончив учебу в Кракове и получив степень доктора философии, Снядец¬кий начал преподавать алгебру в Краковской академии, некоторое время был учителем в гимназии. Затем Снядецкий выехал за гра¬ницу для углубления своих знаний по математике и астрономии. Он побывал в Гёттингене, в Париже. Возвратившись в 1781 г. в Польшу, был назначен профессором высшей математики и астро¬номии в Краковской академии. Здесь он пишет работы по алгебре, математике. В 1782 г. написал работу «Похвала Николаю Копер¬нику», в которой защищал идеи великого астронома. Краковский период деятельности ученого в начале XIX в. сменился вильнюс¬ским, куда он в 1806 г. был приглашен руководителем универси-тетской обсерватории, а в 1807 г. Снядецкий стал ректором Виль-нюсского университета. На этом посту он оставался до 1815 г., астрономической обсерваторией руководил до 1823 г. В вильнюс¬ский период Снядецкий написал основные свои философские тру¬ды, главным из которых является «Философия человеческого ра¬зума» (1821). Снядецкий хотя и не совсем последовательно, но активно защищал и пропагандировал материализм, особенно в об¬ласти гносеологии, критиковал агностицизм Канта.
Подборка фрагментов и перевод с польского языка осущест¬влены автором данного вступительного текста А. Гришкой по из¬данию: J. Sniadecki. Dziela, t. III, V. Warszawa, 1837.
О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
• Существуют два начала, источника человеческого по¬знания: один — чувственные восприятия внешних предме¬тов, другой находится в нас. Запутавшись в этих вопро-
540
сах, метафизика породила различные секты, которые можно свести к четырем следующим: одни все приписы¬вают ощущениям, тяготеют или же увязли в самих лишь опытах и наблюдениях ….
Другие отрицают ощущения, заявляя, что органы чувств нас обманывают.
Третьц ни в чем не доверяют разуму, заявляя, что при помощи ума ничего открыть и познать нельзя. Это скептики.
Четвертые, догматики, все приписывают чистому разу¬му и считают истинным и достоверным лишь то, что a priori, т. е. при помощи чистого разума, доказано (III, стр. 219-220).
Целью всего нашего познания является постичь, ка-ково отношение вещей к нам, а не каковы вещи в себе, не какова недоступная человеку природа (III, стр. 225).
Хотя я и верю в нематериальные существа, но все-таки являюсь, в понимании Канта, материалистом, ибо ут¬верждаю, что в человеке нет даже самой общей мысли, которая не исходила бы от ощущений, которая бы без их помощи, близкой или отдаленной, вытекала бы непо¬средственно из чистого разума (V, стр. 52).
Ощущения помогают разуму познать вещи, каковы они по отношению к нам и по отношению к другим ве-щам ….
Чистый разум, не зависящий от ощущений, — это сфинкс, которого, кажется, сам понимаешь, но другому не способен его объяснить (V, стр. 76).
Чувственные восприятия предметов материального мира в первую очередь пробуждают спящие в человеке силы души и заставляют их действовать; будучи началом всей деятельности мышления, ощущения являются также началом всех наших понятий и мыслей. Без чувственных восприятий невозможно мышление и познание мате¬риального мира (V,стр. 125).
Нервы являются органом ощущения и мышления; лю¬бая деятельность души зависит от определенного движе¬ния и перемен в нервах; от них зависят изменения в ощущениях и мышлении. Поэтому процесс мышления необходимо рассматривать как органический процесс …, наличие, сила и разнообразие которого зависят от со¬става и движения нервов (V, стр. 128).
541
Без материальных предметов нет чувственных вос-приятий, а без них нет понятий и мышления: это первое и несомненное начало нашего познания (V, стр. 147).
Из общих свойств предметов, тел возникает понятие, которое обозначаем, напр., человек (V, стр. 159).
Общие понятия являются продуктом мышления; в природе нет существа предмета без единичных свойств, и человек, абстрагируясь от них, создает свой новый мир мысленный (V, стр. 164).
Человек благодаря способности абстрагировать на . основе материального мира создал свой мир идеальный (V, стр. 166).
Язык— орудие мышления (V, стр. 188). В языке содержится все то, что есть в понятиях …. Слово — выражение понятия (V, стр. 291).
ЮНДЗИЛА
Станислав Бонифатий Юндзила (1761—1847) — профессор бо-таники и зоологии Вильнюсского университета. Работал главным образом в области систематики растений. Его книги «Краткий курс зоологии» (1807 г.), «Основы ботаники» (1818 г.) были первыми учебниками студентов университета и учащихся средних школ. Перу Юндзилы принадлежит целый ряд популярных брошюр, ста¬тей, наглядных пособий и для более широкого круга читателей. Ученый старался показать преимущественно земное, а не божест¬венное в жизни животного мира.
Лишь некоторые явления жизни и деятельности развитых организмов, и особенно человека (психическая деятельность, мышление), Юндзила считал зависящими от некоего духовного начала. Но из рассуждений ученого явствует, что и «функциони¬рование» духовного начала в конечном счете обусловлено природ¬ными процессами в организме, без которых оно не могло бы су¬ществовать и проявить себя.
Юндзила отрицал учение преформистов, защищая учение об индивидуальном развитии организмов, т. е. более прогрессивную теорию эпигенеза. Кроме того, Юндзила хотя и был сторонником учения о постоянстве, но в отдельных случаях приближался к тео¬рии об эволюции видов. Это видно из признания ученым связи и зависимости организмов от окружающей среды, влияния условий жизни организмов на обмен веществ, способ роста и функциони-рования организмов.
В целом Юндзила был прогрессивным ученым, немало спо-собствовал распространению естественнонаучных идей в Литве и Белоруссии.
Подборка фрагментов из произведений С. Б. Юндзилы и пере¬вод с литовского языка осуществлены автором данного вступитель-
542
кого текста А. Гришкой по изданиям: 1)8. В. Jundzill. Zoolo-gia krotko zebrana, i. 1. Wilno, 1807; 2) S. B. Jundzill. Poezatki botaniki, t. I. Wilno, 1818.
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Материальный мир состоит из двух частей: неживых предметов и органических тел.
Предметы неорганического мира, подчиняющиеся силам химическим и механическим, возникают путем объединения однообразных и разнообразных частиц. Организмы рождаются от подобных себе первых существ, какими их создала всемогущая рука (1, стр. 1—2).
Все материальные существа … обладают способ-ностью воздействовать взаимно …. В этом смысле вся материальная масса мира находится в теснейшей связи. Некоторые из этой материальной массы возникающие тела обладают прирожденной способностью не только сохранять и развивать, совершенствовать полученное, наследственное