старшими, чем верховный (стр. 225-226).
547
СЕРАКОВСКИЙ
Выдающимся представителем революционно-демократической мысли в Литве был Зигизмунд Сераковский (1827—1863) — сорат¬ник Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена, под влиянием которых формировалось его мировоззрение. Значительное влияние на него оказали также идеи Гегеля, французских просветителей и мате-риалистов XVIII в. Он внимательно изучал историческую концеп¬цию французского философа Мишле, труды Грановского и Пи¬сарева.
Как революционный демократ, Сераковский считал, что фило-софия должна быть тесно связана с практикой общественной жизни, способствовать созданию новых общественных отношений, служить орудием борьбы против старого мира, отживших по¬рядков.
Сераковский выступал за справедливое разрешение нацио¬нального вопроса. Он, как и Герцен и Шевченко, высказывался за создание федеративного государства, куда вошли бы Россия, Польша, Украина, Белоруссия и Литва.
В области философии Сераковский колебался между материа-лизмом и идеализмом, не сумев стать последовательным мате¬риалистом.
Ниже приводятся выдержки из работ Сераковского, опублико-ванных под названием «Заграничные известия» в журнале «Совре-менник», 1857, M 4. Автор подборки и данного вступительного текста — Ш. Ф. Мамедов.
СОЦИОЛОГИЯ
Нужно создать новый мир, человечество перерожда¬ется, преображается веками. Цель жизни — всестороннее развитие духовных и телесных сил человека. Великий германский мыслитель, обозрев и изучив прошедшее и настоящее, провозгласил свою знаменитую формулу: was wirklich ist vernunftig ist, «что существует, то разумно». Гегель своей формулой, вероятно, хотел объяснить про¬цесс развития. Но равнодушные или отчаявшиеся пыта¬лись во имя ее сделать людей слепыми орудиями историче¬ской необходимости. Люди, верующие в будущее, признают другую формулу: was wirklich ist hat eine Ursache,— was vernunftig ist wird wirklich seyn, — «все существующее имеет свои причины, все разумное должно осущест¬виться». … Братство, любовь, равное взаимное уважение к личности лежат в основании всех наших нравственных понятий. … Дальнейшее необходимое развитие мысли о братстве между людьми есть мысль о братстве между народами — человечество составляет одну великую семью ….
548
… Мысль, что различные национальности играют та¬кую же роль в развитии великой семьи человечества, как различные инструменты в оркестре, — великая мысль. Неужели первая скрипка вздумает исключать и порабо¬щать флейту, кларнет или вторую скрипку, чтобы самой исключительно разыгрывать все пьесы? … Вследствие сознания необходимости взаимного, равного уважения между отдельными личностями и великими группами личностей, т. е. национальностями, видим всеобщее стрем¬ление во всех государствах обеспечить права всех граж¬дан и стремление к союзам международным.
Наши сыновья или внуки, может быть, увидят тесные братские союзы всех народов: германских, романских, сла¬вянских и, наконец, общий европейский союз. … Пер¬вейшая священная обязанность образованных людей — стараться всеми силами о распространении просвещения во всей массе народа. Иначе они похожи на египетских жрецов, открывавших тайну знания только адептам. Нату¬рально (повторяем слова Даниеля Стерна), прежде чем просвещать народ, необходимо обеспечить каждую отдель¬ную личность, оградить ее от самоуправства и произвола других.
Воспитание народа, приготовление к жизни будущих поколений, воспитание юношества — вот великие задачи, предстоящие образованным людям (стр. 325—327).
Противники освобождения невольников всегда пред-сказывали совершенное разорение колоний, упадок план¬таций, предсказывали, что без невольников нельзя будет получить ни одного фунта сахара. События не оправдали этих ложных возгласов. События подтвердили непрелож¬ную истину, что свободный труд увеличивает производ¬ство. Впрочем, этот вопрос давно уже решен историей. В начале средних веков было только два класса людей на Западе: феодальные владетели и glebae adscript! — произ¬водители. В настоящее время glebae adscript! исчезли, и, кажется, поземельные владельцы не могут жаловаться, чтобы их поместья приносили меньше дохода, чем в сред-невековое время. Следовательно, не только человеколю¬бие, но и выгоды поземельных владельцев настоятельно требовали принужденный труд заменить свободным. История разрешила уже этот вопрос; и напрасно планта¬торы не считали нужным изучать историю и слушаться ее советов (стр. 180).
ЛАТВИЯ
Тематическая подборка и перевод на русский язык фрагментов из произведений Ю. Алунана принадлежат автору данного всту-пительного текста М. И. Сочневу.
Источники: 1) J. Alunans. Jzlase. Riga, 1958; 2) 1. Aln-nans. Raksti, S. II—111. Riga, 1931—1933.
Передовая общественно-философская мысль Латвии XIX в. в лице наиболее видных представителей младолатышского дви¬жения Ю. Алунана и К. Биеабардиса развивалась в условиях фор¬мирования буржуазной нации. Она была направлена против офи¬циальной феодально-религиозной идеологии, защищающей эконо¬мическое и политическое господство остзейского дворянства. Социалистическая революционная мысль представлена Я. Райни¬сом, одним из руководителей «Нового течения».
АЛУНАН
Юрис Алунан (1832—1864) — поэт, публицист и мыслитель-ма-териалист.
После окончания Дерптского (ныне Тартуского) университета в 1861 г. Алунан переезжает в Петербург, где совместно с деяте¬лями младолатышского движения К. Вальдемаром и К. Бароном основывает и редактирует латышскую «Петербургскую газету». В Объяснении природы и ее явлений Ю. Алунан сознательно придерживался материалистического мировоззрения. Впервые в латышской литературе он дал определение материализма. Дви¬жение он рассматривал как неотъемлемое свойство материи. Он утверждал, что мир управляется не богом, на чем настаивала лю¬теранская церковь, а естественными законами. Ю. Алунан разде¬лял взгляды Галилея, Кеплера, Ньютона и других ученых на при¬роду и ее закономерное управление.
В лице Ю. Алунана латышская буржуазия впервые совершила попытку подорвать до тех пор незыблемую идеологию клерика¬лизма в Латвии.
Социально-политические взгляды Ю. Алунана, отражавшие потребности и интересы нового класса, направлялись против устоев феодальных отношений с их неприкосновенными правами и привилегиями. Вкладывая буржуазно-демократический смысл в понятие политики, государства и свободы, он отстаивал право народа на самостоятельное развитие в рамках буржуазного об¬щества.
550
МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ
Материализм — это учение о том, что все вещи и пре¬вращения в природе и в познании происходят из того, что те мельчайшие частицы, или атомы, из которых вещи состоят, меняются и движутся и что -для превращения те¬лесных вещей не нужны бестелесные силы. Поэтому материализм отрицает, что некий бестелесный дух явля¬ется управителем мира (1, стр. 257).
Все бесконечное пространство, по которому, вращаясь, движутся Солнце, звезды, не пустота, а полно телесных частиц, из которых миры возникают и в которые миры, разрушаясь, превращаются (2, II, стр. 182).
С XV столетия и позднее, после того как были от-крыты законы природы естествоиспытателями Галилеем, Кеплером и Ньютоном, возникла’ глубокая пропасть между воспринимаемым миром, который сам по себе, сти¬хийно управляется законами природы, и не воспринимае¬мым чувствами потусторонним миром, который благодаря этим всего бесконечного пространства полезным законам потерял почву и основание (1, стр. 177).
Чудо — это излюбленное дитя веры, ибо вера без чу¬дес не бывает, каждый, кто верит, будет также верить в чудеса… Значит, вера и суеверия идут рядом по одному и тому же пути (1, стр. 177—178).
Кто хочет поднять разум и освободиться от тенет суеверий, тот пусть подружится с природой… Посредством постижения природы человек господствует над силами природы (1, стр. 146).
Живые существа возникают, растут, свертываются и гибнут по неизменным законам (2, III, стр. 107).
Многие, может быть, спросят: животные также умеют говорить и могут понимать друг друга, какое же тогда различие между людьми и животными? Очень большое. У животных имеется язык, но нет слов.
Слова возникают из разума и отличают человека, который себя осознает, думает, рассуждает, различает,
551
в то время как у животных отсутствует разум, а есть только рассудок.
Поэтому они могут радоваться и бояться, эту радость и страх могут передавать другим животным посредством своего языка или показывать знаками, но слова для ра¬дости и страха у них отсутствуют.
Все же между собой они так же разговаривают, как и мы. Разве у них отсутствует работа мозга? (2, II, стр. 180-181).
4EJJOBEK И ОБЩЕСТВО
Человек поспевает трудиться для хозяйства лишь при помощи своих рук, вот почему руки и разум делают человека человеком (2, III, стр. 79).
Один человек не может долго жить уже потому, что он сам один не в состоянии удовлетворить свои материальные потреб¬ности, а также и потому, что он, будучи духовным существом, ° своих усматриваемых бедах и радостях дает знать другим по¬средством языка. Вот почему человек в общении с другим чело¬веком основывает семью… Семьи, стоявшие друг с другом в род¬стве, вначале соединяются в род… а такие роды были вынуждены объединиться в племя, так что каждое такое племя вбирает в себя несколько родов. После чего все такие племена, говорившие на °ДВом языке, объединяются в народ (2, III, стр. 63).
Народное хозяйство не основывается ни на деньгах, ни на земле, а лишь на труде человека (2, III, стр. 98).
Машина с ее частями неосознанно выполняет свою работу, в то время как человек, народ знает, что делает (2, III, стр. 82).
Географическое местоположение страны в народном хозяйстве Должно быть принято во внимание, ибо с его учетом можно объяс¬нить не только животный и растительный мир, но и нравы наро¬дов (2, III, стр. 77).
Политическая экономия — это учение о законах, согласно ко¬торым народы свое хозяйство поднимают, поощряют и расширяют (2, III, стр. 83).
Политика есть мудрость, изыскивающая, каким образом и в ка¬ком отношении может существовать государство, какую цель пре¬следует управление и какими средствами управление эту цель Достигает (1, стр. 257).
Демократия — это общественное управление, или такое госу¬дарство, в котором болвшая часть людей выражает свою волю в законе (1, стр. 255).
БИЕЗБАРДИС
Каспар Биезбардис (1806—1886) — публицист, мыслитель и об¬щественный деятель. В 1826 г. окончил педагогика-филологическую семинарию при Дерптском (ныне Тартуском) университете,
552
в 1832 г. поступил на фило-софский факультет, однако проучился на нем всего один год.
В Вильянди (Эстония) проходит двадцатилетняя пе-дагогическая деятельность К. Биезбардиса. По возвраще¬нии в Ригу в 1854 г. вплоть до середины 70-х годов Биезбар¬дис принимает активное уча¬стие в младолатышском дви¬жении.
В Баутцене (Германия) вышли в свет работы Биез¬бардиса «Положение и своеоб¬разие прибалтийских губер¬ний России» (1865 г.) и «Язык и борьба за образова¬ние в прибалтийских губерни¬ях России» (1865 г.). В 1875— 1876 гг. Биезбардис издает и редактирует еженедельник «Мир и природа», в котором были опубликованы его статьи «Материализм и спиритуа¬лизм», «Материя и сила», «Движение» и др. В 1883 г. он переез¬жает в Москву, где проходят его последние годы жизни.
В философском развитии Биезбардис шел к материалистиче¬скому мировоззрению посредством преодоления религии, агности¬цизма Канта и идеализма Гегеля. Путь его к материализму был сложен и противоречив. Положительное влияние на Биезбардиса оказала идеалистическая диалектика Гегеля. Однако он не вышел из рамок метафизического механистического материализма. В осно¬ве мира, по Виезбардису, лежит материя, или телесность, состоя¬щая из неделимых атомов вещества. Неотъемлемым свойством материи служит движение. Причину движения он усматривает в силе притяжения тел, или в третьем законе Ньютона. Объективно закономерное движение материи происходит в трехмерном про¬странстве и времени.
Центральное место в мировоззрении мыслителя занимает во¬прос о познаваемости мира. Это было обусловлено необходимостью утверждения силы человеческого разума в познании нас окру¬жающего мира и развенчания догматов ‘лютеранской церкви, учив¬шей все брать на веру.
Биезбардис с буржуазно-либеральных позиций подвергает ост¬рой критике пережитки феодализма и настаивает на развитии Прибалтики как составной части России.