Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

та¬кой или другой звук, который отзывается не на всех стру¬нах стоящего тут инструмента, а на той только струне, которая способна производить одинаковое число колеба¬ний со струной, произведшей первоначальный звук; точно так же каждая единица в природе соответственно двига¬тельной своей силе в данное время может совершать опре¬деленные движения по побуждении первичной движущей ее единицы, сочетаться с парными ей единицами и участ¬вовать в образовании или какого-нибудь кристалла, или какого-нибудь растения, или какого-нибудь живот¬ного.

Простые, и вообще неорудные тела, образовавшиеся сочетанием единиц, обладающих уже силою сцепления, имеют собственные им свойства, каждое из них может со-единиться с другим телом только в определенном и ощу-тительном для нас порядке. … Тела, образовавшиеся си-лою сцепления, при химических своих сочетаниях соеди-няются с некоторыми другими такими же телами преиму-щественно перед прочими, и это свойство, называемое сродством, составляет особенность этих тел, точно так же

69

как то. что называют права растений и жипотных, состав¬ляет их особенность.

В природе беспрестанно все движется. Земля наша быстро совершает свое суточное движение, но еще с боль¬шей быстротой обращается около солнца. Некоторые тела небесные, как наша земля, имеют свои суточные движения и также обращаются около солнца. Самое солнце имеет явное движение. Единицы, еще не сочетавшиеся между собой и наполняющие пространство Вселенной, беспре¬станно приводятся в движение светилами небесными. При этом всеобщем движении единиц происходящие от него проявления бесчисленно разнообразны, но не все единицы одинаково участвуют в каждом из этих проявлений; те из них, в которых уже возбуждена сила сцепления и кото¬рые своими сочетаниями образовались в простые тела, не все в равной степени принимают участие в проявле¬ниях тепла, света, электричества, магнетизма, и самая сила сцепления не в одинаковой степени возбуждена во всех простых телах; и эта сила при разных обстоятель¬ствах в одном и том же теле может иметь большую или меньшую степень развития. Точно так же жизнь при своих проявлениях, от гриба и до человека, имеет свои степени развития, и, как при высокой степени тецла про¬является свет, точно так же при высшем развитии жизни проявляется мышление (стр. 164—166).

… Все животные при самом своем рождении имеют способность удовлетворять всем потребностям жизни, или эта способность проявляется в них вполне спустя некото¬рое время после их рождения. Способность эту называют инстинктом животных, который в сущности ничто другое, как врожденное уменье действовать согласно целям при¬роды, давшей каждому животному определенное назначе¬ние в его жизни. И тут человек решительно разнится от всех животных. При своем рождении он не имеет ника¬кого уменья, и потом, приобретая его, то, что он добывает собственным своим опытом, весьма незначительно в срав¬нении с тем, что передают ему другие, и тем, что доста-ется ему по наследству от прежде живших поколений.

Взятый отдельно, он самое ничтожное существо из всех существ в мире; по отдельно он никогда не сущест¬вует. При самом рождении он уже член семейства, с кото¬рым сливается его существование. Семейство это мало-по¬малу передает ему свое уменье, добытое им тем же поряд-

70

ком от прежде живших поколений и дополненное собст¬венным опытом.

Пчела, только что вышедшая из своей ячейки, имеет уже способность использовать все многосложные работы, необходимые для существования пчел в улье но предназ-наченному им порядку. Умение пчелы, только что увидев¬шей свет, столько же совершенно и замкнуто, как и уме¬ние всякой другой пчелы. Семейство пчел, для своего су¬ществования не имея никакой надобности сообщаться с другими пчелами, составляет в своем улье отдельный мир, и в этом улье один и тот же порядок, какой был и есть во всех других ульях.

Семейство’человека само по себе слишком слабо, чтобы противодействовать враждебным силам, его окружающим: но необходимости оно соединяется с другими семействами, чтобы увеличить свои средства для удовлетворения по¬требностей жизни. Человек — это слабое животное суще¬ство при своем рождении и по своей природе и, тем са¬мым поставленный в необходимость сближения с себе по¬добными, в совокупности с ними приобретает огромные силы, беспрестанно возрастающие, вследствие чего народы сближаются с пародами, люди все более и более толпятся и все человечество стремится к соединению в одно це¬лое, — и этим самым чело¬век решительно разнится от всех животных вообще и от петуха в особенно¬сти (стр. 169—170).

БОРИСОВ

Петр Иванович Борисов (1800—1854) — активный уча¬стник декабристского движе¬ния, основатель, идейный ру-ководитель и главный деятель Общества соединенных славян, мыслитель-материалист.

Будучи хорошо образован¬ным, отличаясь глубокими ин-теллектуальными интересами, П. И. Борисов уделял много внимания естественнонаучным проблемам, волновавшим фи¬зиков, химиков, биологов то¬го времени.

71

Философские, моральные, социологические проблемы, их прак-тическое применение и решение были в центре внимания Борисова в течение всей его жизни. В решении философских вопросов П. И. Борисов, основываясь на данных и выводах конкретных наук, придерживался материалистических позиций, критиковал ре¬лигиозное миропонимание, считал христианство «рабской рели-гией». П. И. Борисову были хорошо известны многие труды вы¬дающихся деятелей французского Просвещения, представителей французского материализма и атеизма Гольбаха, Дидро, Гельве¬ция, Вольтера и Руссо.

Наиболее важной и интересной для характеристики материа-листических воззрений П. И. Борисова является его статья «О воз-никновении планет», написанная им в виде отзыва на работу Г. Дейхмана «Мысли об основании землеописательной науки» (СПб., 1827). Отрывок из статьи П. И. Борисова «О возникновении планет» подобран по изданию: «Избранные социально-политиче¬ские и философские произведения декабристов», т. III. M., 1951.

О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПЛАНЕТ

… Из всех предположений о происхождении земного шара и других подобных тел самое вероятнейшее есть предположение, что вначале первоначальные атомы, составляющие нашу планету, были рассеяны в неизмеримых пространствах, что вследствие не¬преложного закона природы они совершали поступательные и вра-щательные движения, что приблизясь один к другому на такое расстояние, на котором обнаруживается влияние притягательной силы, они слеплялись вместе и составляли известные сочетания; это продолжалось до тех пор, пока однородные и разнородные атомы, имеющие между собою сродство, вошли в новые сочетания и образовали различные тела, которые также двигались и обра¬щались вокруг самих себя и, наконец, встретившись вместе, по силе притяжения составили какую-нибудь планету. Должно ду¬мать, что эти тела имели фигуру сфероидов, ибо, не принимая даже, что во время своего образования все тела были в жидком состоянии, мы необходимо должны принять, что сфероидная форма есть форма первоначальная; мы встречаем ее в первоначальных атомах, составляющих кристаллы и все тела, доселе разложенные химиею; они же поражают наши взоры и в беспредельном про¬странстве эфира, где около огромного огненного шара кружатся с быстротою бурного ветра планеты-сфероиды, более или менее сжатые. Таким образом, система г-на Д. кажется нам весьма удо¬влетворительной: она соглашает науки математические с естест¬венными.

Некоторые ученые не без основания полагают, что комета Энке, которой орбита, видимо, уменьшается, со временем упадет к Солнцу и составит с ним одно тело. Правда, некоторые наблюде¬ния дают право думать, что почти все вообще кометы не имеют плотности, потому что при прохождении своем в весьма близком расстоянии от планет и спутников их они не производят ощути¬тельных возмущений в орбитах этих небесных тел; однако же нельзя отрицать, что и кометы состоят из частей матерьяльных и

12

движение их претерпевает значительные возмущения, от тяготения планет, подле которых они проходят; точно так же мнение о ми¬ровом происхождении аэролитов, принятое многими учеными му-жами нашего века, мнение, которое каждый день становится ве-роятнейшим, подтверждает некоторым образом вышеизложенную гипотезу.

Кажется, что Палласово железо свидетельствует нам, что об¬разование новых тел из рассеянных в пространстве эфира перво¬начальных частиц еще продолжается и, вероятно, будет продол¬жаться вечно, даже, может быть, наше Солнце с окружающими его планетами со временем соединится с какою-нибудь звездою Геркулесова созвездия, к которому оно несется, составит новый мир и даст бытие новым существам. Сомнительно, но не неверо¬ятно, что наша Земля и другие планеты произошли от соединения небесных тел, уже населенных разного рода животными и расте¬ниями, которые погибли при сем соединении.

Принимая в соображение прогрессивное увеличение планет¬ных орбит по мере удаления их от солнца, остроумный Галилей предсказал, что между Марсом и Юпитером должна непременно находиться еще планета. По прошествии почти двух веков Оль-берс, Пиадун (?) и Гардинг (?) открыли четыре телескопические планеты, которые многие астрономы почитают обломками некогда существовавшей в сем месте большой планеты. Известно, что это мнение основывается на угловатой фигуре планет, на слишком большом угле наклонения их орбит к эклиптике и на разноцен-трости и перепутанности их путей; но нельзя ли с таковой же вероятностью предположить, что эти четыре планеты суть приго¬товительные части новой будущей, которая должна занять место Весты и таким образом пополнить промежуток правильной про¬грессии в расстоянии планет от солнца. Надобно знать, что пред¬положение угловатой фигуры телескопических планет основано на быстром изменении их света, но такие изменения, может быть, происходят от не известных еще нам причин.

Во всех отраслях наших знаний мы находим первоначальные частицы шарообразными; возьмем химию: новейшие опыты и на¬блюдения заставляют предполагать первоначальные атомы шаро¬видными. Микроскопические наблюдения показывают нам в физио¬логии и анатомии, что части крови и других влаг шарообразны, а физика парообразные и текучие жидкости принимает за тела, состоящие из маленьких шариков; в ботанике атомы плодотворной ныли и сперулы имеют сферическую фигуру; в геологии был про¬бел, который пополняет теория г-на Д.; теперь и череп земли со¬стоит из сфероидов. Если бы тщательные наблюдения над пони¬жением пластов и не доказывали с математической точностью такового состава земного черепа, то и тогда должно бы было при¬нять это предположение, следуя одним только умственным выво¬дам, потому что все тела от малейшего атома до солнца и до величайшей из неподвижных звезд представляют нам шарообраз¬ную фигуру, которой величина может возрастать в правильной, но бесконечной для нас прогрессии в беспредельном пространстве

Вселенной.

Впрочем, на каждую гипотезу можно иметь два воззрения. Можно говорить против нее, можно говорить и в ее пользу, но вообще все софисты, если они добросовестны, то, наверное,

73

знания их поверхностны, ибо нельзя защищать гипотезу, когда мы знаем, что есть дру¬гие, вероятнейшие. Еще более нельзя отвергать ее, видя пре¬восходство ее над другим (стр. 79—82).

БАРЯТИНСКИЙ

Александр Петрович Ба-рятинский (1798—1844) после-довательно и ярко утверждал атеистические идеи. Особенно это заметно в его стихотворе-нии «О боге», где он нападает на религиозное вероучение.

Стихотворение «О боге» дается по изданию: «Избран-ные социально-политические и философские произведения декабристов», т. II. М., 1951.

О БОГЕ

Восседающий на молниях этот бог, исполненный гнева, Вдыхает испарения дымящейся повсюду крови…

— Да, у всех народов, в древнейшие времена Лилась всегда кровь во имя твое, пугающее всей.

— Это ты создал это всеобщее стремление, —

Ты сам пил без конца кровь беспомощной жертвы.

Но мало этого.

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн