Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

(1812—1878) — зачинатель материали-стической философии и эстетики в Азербайджане, основополож¬ник азербайджанской реалистической литературы и национальной драматургии.

Выразитель интересов трудя¬щихся,^ враг всякого деспотизма, Ахундов подверг критике общест¬венные и государственные порядки, быт и нравы феодального Востока, дал критику восточного деспотиз¬ма — одного из самых жестоких ви¬дов деспотизма вообще. М.-Ф. Ахун¬дов вел упорную борьбу против ре¬лигии ислама. Его философско-по литический трактат «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелал-уд-Довле» является одним из лучших атеистических произведений на Ближнем и Среднем Востоке.
В основе философских воззре¬ний М.-Ф. Ахундова лежит учение о бытии как о единой материальной субстанции, причине самой себя. Ахундов был глашатаем передовой русской и западноевропейской куль-туры, поборником сближения и дружбы азербайджанского народа с великим русским народом, проповедником российского освободительного движения в Азер¬байджане.
Общественно-политические и философские взгляды М.-Ф. Ахун¬дова изложены также в его работах «Ответ философу Юму», «Критика Ек-Келъме», «Об устранении угнетения», «О чело¬веческих потребностях», «О Молайи-Руми и его произведе¬ниях».
561

Выдержки из произведений Ахундова подобраны автором дан¬ного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: М.-Ф. Ахундов. Набранные философские произведения. М., 1962.
ТРИ ПИСЬМА ИНДИЙСКОГО ПРИНЦА КЕМАЛ-УД-ДОВЛЕ К ПЕРСИДСКОМУ ПРИНЦУ ДЖЕЛАЛ-УД-ДОВЛЕ…
О душа моя, любезнейший Джелал-уд-Довле!
В настоящем письме я сообщаю тебе проповедь ахунда моллы Садыка, читай и приходи в ужас, и пусть волосы у тебя на голове становятся дыбом, как шило, впрочем, какая польза от этих моих описаний, которые не могут быть читаемы и опубликованы, ибо большинство персид¬ского народа безграмотно. …
Положим, что десять или пятнадцать человек прочтут мои письма и поймут их смысл, но разве этим достигается цель? «Какая польза утирать слезы на моем лице: при¬думай средство против болезни моего сердца, чтобы из него кровь не вытекала» (стр. 63—64). Прочти теперь имя проповедника ахунда моллы Садыка, мысленно представив его перед собою, внимай его рассказу.
В час полуденной молитвы я в сопровождении неко-торых знакомых вошел в главную тавризскую мечеть. Она была полна народом из всякого сословия мужчин, женщины же помещались в особых женских отделениях. Я с товарищами занял один уголок. Ахунд молла Садык, совершив поклоны полуденной молитвы, взошел на ка¬федру, называемую у мусульман мунбером, и предва¬рительно произнес на арабском языке хутбе (речь). …
Затем ахунд молла Садык начал так:
«Сегодня я намерен описать вам ад, дабы вы пробуди¬лись от сна беспечности и слишком не соблазнялись суетным миром! Ахунд молла Мамед Багир Меджлиси, да будет с ним благодать божия, в своей книге, назы¬ваемой «Аккул-Екин» (Истинная книга), на основании вернейших преданий от пророка и святых двенадцати имамов — его потомков пишет: «Прежде всего вы, право¬верные мусульмане, должны верить, что Сират истинно существует, это есть мост над бездной ада, по которому весь человеческий род в день страшного суда по оконча¬нии существования мира должен проходить; он тоньше волоса, острее меча и горячее огня. Те, которые суть праведные люди, пройдут по нему с быстротою молнии;
662

те же, которые суть грешные люди, поскользнутся на нем и стремглав полетят в адскую бездну».
Ад состоит из семи отделений: 1) Джегеннем, 2) Сеир, 3) Секер, 4) Джегим, 5) Леза, 6) Гутеме и 7) Гавие.
Питье в аду состоит из гамима и горячего дегтя, а пища из заккума — горчайшего зелья… Гамим есть такое питье, которое ежели одну каплю смешать с водою здеш¬него мира, то от зловонья его погибнет весь род челове¬ческий.
В Джегеннеме есть одно ущелье, в котором имеется 70 000 здании, в каждом здании находится 70 000 келий, в каждой келье — 70 000 черных змей, в желудке каж¬дой змеи — 70 000 кувшинов, наполненных ядом. Жар адского огня в 70 раз превосходит жар огня здешнего мира. Кроме того, в Джегеннеме есть 40 углов, в каждом углу лежат 40 змей, в желудке каждой змеи лежат 330 скорпионов, а в жале каждого скорпиона находится яду в количестве, достаточном для наполнения 330 кув¬шинов.
В Джегеннеме есть колодец, если открыть кратер этого колодца, то из него будет извергаться страшное пламя; сверх того, там есть одна гора из меди, которая называется Сеудом, и река из растопленной меди, течение которой берет свое начало из названной горы; жар и зло¬воние, распространяемые той горой, до того нестерпимы, что обитатели ада от них постоянно издают вопли. Ру¬башки и плащи адских обитателей состоят из растоплен¬ной меди и привязаны к телу огненными цепями, ноги же подкованы огненными подковами, от жара этих подков кипит мозг в их черепах. Вообще страдания и муки в аду необъяснимы словами. Адский смотритель, называемый Малик, есть ангел, который никогда не смеется и посто¬янно находится в угрюмом состоянии. Грешники посто¬янно умоляют его оказать им хотя малейшее облегчение от страданий, но он наполняет огненную чашу кровью и гноем и подносит им к лицу; от жара этой чаши на их лицах лопается кожа и мясо жарится; обитателей ада часто сажают на раскаленные камни, тогда все их тела жарятся, расплющиваются и обращаются в пепел; но тут по воле божией эти тела снова приходят в свой перво¬бытный вид и им возвращается жизнь, и огонь снова начинает на них действовать по-прежнему. Искры ад¬ского огня величиной с верблюда; грешников часто будут
563

бросать в середину этих искр, отчего кости их растреска¬ются, расколются и растолкутся подобно сурьме, но все¬вышний творец снова воскресит их.
Пища грешников состоит из заккума, ядовитой гор-чайшей зелени. Их постоянно бьют по голове железными молотами. Страшные ангелы всегда мучают их в пытках и таскают в цепях по огню. Грешники умоляют этих анге¬лов о пощаде, но их мольбы отвергаются, их страдания нисколько не уменьшаются, и им никогда не оказывается жалости.
В аду есть еще 19 надзирателей, у которых глаза бле¬стят, как молнии, обитатели ада вопиют и умоляют их дать им хотя на один день свободу от страдания, но в ответ надзиратели им говорят: «Разве к вам не явля-лись пророки во время вашей земной жизни?» Грешники отвечают: «Да, являлись, но мы сочли их за лжецов». Тогда надзиратели говорят им: «В таком случае мольбы ваши не помогут вам, вы должны быть вечно в огне, не надейтесь на спасение».
Смерть для обитателей ада невозможна, если бы они могли умереть, то освободились бы от мучения. Про¬должительность одного дня в аду равняется 1000 годам настоящего мира. Обитатели ада просят бога вновь воз¬вратить их из ада в здешний мир, обещая на этот раз творить добродетель, но бог отвечает: «Разве в первый раз на земле я не даровал вам жизни и разума, чтобы вы могли подумать о вашей будущности? Разве я не присы¬лал к вам пророков-устрашителей? Теперь оставайтесь в муках, вам нет пощады и помилования»». …
Ты сам рассуди, любезнейший Джелал-уд-Довле, кто такие обитатели ада? Они суть чада избранного между творениями человечества. Здесь я буду рассуждать с то¬бой на основании аргументаций отчасти умственных, отчасти шариатских, то есть религиозных; аргументации же чисто умственные будут впереди.
Теперь выслушай меня. В шариате сказано, что тво-рец Вселенной правосуден и что всякий мусульманин должен верить этому и признать бога правосудным, потому что эта вера одна из пяти частей основных веро¬ваний в исламизме: бог создал меня; положим, что он продлил мою жизнь на сто лет; положим даже, что эта столетняя жизнь прошла без болезней, без печалей и без других различных неприятностей; положим, что я каж-
564

дый день совершал убийства, отвергал единство божие (монотеизм), признавал ему соперника вроде верования в дуализм или политеизм и чинил всевозможные пре¬ступления и грехи и, наконец, умер. Правосудие требует, чтобы я получил возмездное наказание за мои грехи и преступления.
Роптать не следует; я согласен, чтобы правосудный бог за столетние мои преступления и грехи также сто лет жарил меня на адском огне, даже двести, триста, четы¬реста, пятьсот, наконец, тысячу лет, — более этого срока вправе ли бог по требованию правосудия мучить меня в аду? Какое благо даровал он мне в этой жизни сораз¬мерно с той участью, в которую повергает меня в аду? Тело мое сплющится, кости мои расколятся и растолкутся подобно сурьме; еще он не снимет руки с моего ворот¬ника, как вновь воскресит меня с прежним организмом и станет мучить меня на нескончаемые века! Может ли столетнее наслаждение жизнью на земле уравновеситься с дневным мучением в аду, где каждый день продолжи¬тельностью равняется тысячелетию здешнего мира? Можно ли называть такого бога правосудным, когда его мера наказания в миллион раз превышает меру преступ¬ления против собственного его закона «зуб за зуб, глаз за глаз»? Согласуется ли это его действие с тем его качеством, что он источник милосердия, источник блага, источник щедрости и милости? Но такой неумолимый бог, такой мстительный бог с его адом хуже всякого палача, хуже всякого изверга-головореза…
Если он имел в виду поступить со мной так террори¬стически, то зачем он меня создал? Когда я просил у него жизни? Если конец мой долженствовал быть таким, то черт побери его столетнюю жизнь; она в таком случае горче змеиного яда для меня, хотя бы шла в постоянной роскоши и удовольствии. Если ад действительно сущест¬вует, то бог является каким-то ненавистным, отвратитель¬ным существом и каким-то страшным тираном. Если же уверение о существовании ада есть чистая ложь, то за¬чем вы, шарлатаны и лицемеры-проповедники, стращаете им бедный народ, зачем лишаете его божиих даров, зачем не пускаете его сообщаться с другими нациями и заимствовать у них науки и искусства? В здешнем мире всякое познание приобретается заимствованием его от других народов, отличающихся им, а вы, проповедники,
565

посредством ваших вздоров лишаете народ всевозможных земных благ, держите его в постоянном застое, загоражи¬ваете ему путь к прогрессу, ко всякому жизненному удо¬вольствию и вечно твердите ему с мечетских кафедр: «Не играй на музыкальных инструментах — грешно; не слу¬шай музыки — грешно; не изучай ее — грешно; не устраи¬вай театра — грешно; не ходи туда — грешно; не тан¬цуй — грешно; не гляди на танцы — грешно; не слушай пения — грешно; не играй в шахматы — грешно; не играй в нарды — грешно; не рисуй портретов — грешно; не дер¬жи у себя в доме бюстов — грешно!»
Некоторые люди с узкими взглядами полагают, что страх, внушаемый адом, служит к удержанию человече¬ства от преступлений. … Но кто из мусульман от страха, внушаемого адом, не решится присвоить себе чужое добро, когда к тому будет иметь возможность? …
Все воры, разбойники и убийцы являются из невеже-ственного слоя народа, верующего в существование ада. Видел ли кто-нибудь вора, разбойника и убийцу из мудре¬цов, философов и

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн