Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

жить, как и тебе, я так же, как и ты, несу бремя отечества. Дай мне мою долю из твоей земли, тогда я не буду работать принудительно, я почувствую себя свободным, наши• права будут равными и наступит настоящее братство».
Земля — моя собственность…9
Слова замерли на его устах. Какой-то удалец с железной ло¬гикой обрушился на него:
«Собственность —кража!» — сказал он мужественно и твердо; сказал, как отрезал.
Не может быть собственностью то, что дает нам природа без затраты нашего труда; если один имеет ее тысячекратно больше другого, а этот другойничего, то она — кража, разбой и гра¬беж. …
Свобода, равенство и братство оставили память по себе на нескольких монетах; красным надписям на стенах суждено было покрыться штукатуркой,
—. Да здравствует смерть!
Таков был эпилог. И бедняк, безземельный скиталец вынуж¬ден вновь зарабатывать себе насущный хлеб, идя в рабство (стр. 402—405).
Мы добровольно посвятили себя защите прав простого на¬рода. Себя и свое перо мы не посвятили богачам: под грудами своего золота они всегда неуязвимы, особенно при власти дес¬потов.
Но тот злосчастный армянин, тот жалкий, нищий, голый и голодный армянин, угнетаемый не только чужими варварами, но и своими богачами, своим духовенством и полуграмотными так называемыми учеными или философами, — этот армянин по всей справедливости привлекает наше внимание, и ему именно, не колеблясь ни секунды, посвятили мы все наши силы.
Защищать нещадно попираемые права этого армянина — вот подлинный смысл и цель нашей жизни. И чтобы достигнуть этой цели, мы не остановимся ни перед тюрьмой, ни перед ссылкой и будем служить ей не только словом и пером, но и оружием и кровью, если когда-нибудь удостоимся взять в руки оружие и освятить своей кровью провозглашаемую нами доселе свободу.
Вот наше кредо, в котором мы видим спасение нашего народа (стр. 371).
Всегда было ошибочно также и то мнение, что нация — это только богатые или те, которые имеют блестящие звания, ибо
004

• основой всего общественного строя любой нации является про¬
стой народ. Отдельные лица, выдвигаясь из его среды, своей
частной деятельностью и сознанием могут Bt> многих отношениях

служить великому делу просвещения и прогресса человечества.

Но только в том случае они могут создать что-либо, если они

пустят глубокие корни в простом народе, если между ними и

простым народом будет непрерывная и живая связь, а также

взаимопонимание (стр. 149). т.

Опорой нации и ее рычагом является простой народ. Как бы ни была богата нация замечательными людьми, тем не менее движущей силой ее остается простой народ — именно он и есть стан, ось и рычаг этой машины (стр. 332).

ГРУЗИЯ

ДОДАШВИЛИ

Соломон Иванович Додашвили (Додаев-Магарский, 1805— 1836) — видный мыслитель и общественный деятель. В оценке его мировоззрения существуют разные точки зрения. Одни счи¬тают его последователем Канта, т. е. дуалистом, другие — мате¬риалистом, а третьи усматривают в его мировоззрении одну из первых попыток соединения диалектики с материализмом. Фи¬лософские взгляды Додашвили носят сложный, противоречи¬вый характер. Наряду с материалистическими элементами в них сильны идеалистические тенденции, идущие от априоризма Канта.

Фрагменты из произведений С. И. Додашвили подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по из¬данию: С. Додаев-Магарский. Логика. СПб., 1827. Ввиду устарелости перевод заново отредактирован.

ЛОГИКА

Чтобы научиться философии, необходимо философст¬вовать; а философствовать — значит обращать внимание на самого себя, вникать в самого себя, чтобы узнать и разуметь самих себя и через это установить мир в себе и с собой. Обращать внимание на самого себя — значит отвлекать себя от всего, что не принадлежит нам: сие бывает тогда, когда мысленно оставляем все внешнее и сами себя влечем к одному внутреннему. Вникать в самого себя — значит размышлять о внутренних явлениях, сде¬лав себя предметом исследования. Познать себя есть не что иное, как уметь правильно судить о всей нашей дея-тельной силе. … Разуметь себя — значит привести доста¬точные причины наших мыслей, познаний и поступков. Наконец, установить мир в себе и с собой означает уст-

606

ремлять на себя гармоническую деятельность, направляя ее к нашему назначению.

Итак, философствовать означает: отвлечение и раз-мышление, познаниеразумение самих себя и удовлет¬ворение процессом познания. Вот три предмета философ¬ского исследования! Первый из них есть орудие второго и третьего; второй составляет ближайшую цель нашей науки, а третий — отдаленную, но высочайшую. …

Из всего сказанного следует, что в философии по-знающее лицо и преимущественный предмет познания есть человек: философия есть наука о последних основа¬ниях всей деятельности нашей; в оной должно искать и найти такие причины нашего познания и действия, кои могут более или менее удовлетворять уму человеческо-му. …

Итак, философия должна представить:

I

1) Законы: а) мышления и б) законы душевных сил вообще = Логика и Психология.

2) Законы познания и познаваемого = Метафизика со всеми ее разделами.

II

3) Законы ощущения = Эстетика.

III

4) Законы воли и желаний: а) для внутренних дей-ствий = Нравственная философия и б) для внешних сно-шений=Право (стр. IV—VI).

Предмет разума есть мир как явление, бесчисленное, разнообразное множество предметов с их отношениями, коих разнородность непременно должна произвести и раз¬нородность правил мышления (стр. 4).

Предмет чувств есть мир вещественный (стр. 23).

Мир … является системой взаимных отношений, в ко¬торой все измерено, взвешено и исчислено; все взаимосвя¬зано неразрывными связями причины и следствия, средств и целей; все подчинено неизменным правилам, вечным законам. …

Познание есть тоже сознание, но определяющее один предмет посредством другого. Сознание как различение себя от предметов и самих предметов между собой

607

предполагает: 1) бытие того существа, которое сведуще о самом себе или сознает; 2) бытие познаваемого предмета; 3) взаимное их противоположение. Итак, на каждой сту¬пени познания находятся совокупно и предмет, и духов¬ная сила; словом, в каждом действии сознания, свойствен¬ного разуму, ясно открываются: а) положение (thesis), b) противоположение (antithesis) и с) совокупление, или соединение того и другого (synthesis) (стр. 27).

Первая противоположность происходит между самою мыслящею силою и предметом; душа не иначе может быть сведуща о предмете, как только различая оный от самой себя и противопоставляя себя оному. … Потом дол¬жно повторять то же самое действие противоположения между самими предметами, дабы и оные различать взаим¬но между собою: иначе сведущим быть о них невозмож¬но. Но здесь разум, различив предметы по их противо¬положным свойствам, соединяет оные в другом отноше¬нии, т. е. по тем признакам, кои им общи. Таков ход разума во всех действиях (стр. 33—34).

Логика оставляет материалы мышления и объемлет одну форму разума. …

Логика .•• учит тому, как из данной истины выводить следствия без противоречия и замешательства; она гото¬вым материалам может сообщать надлежащую форму, образовать из них целое (стр. 8).

Логика показывает, какую взаимную помощь могут подавать науки одна другой, и руководствует в правиль¬ном выведении следствий из начал, уже готовых (стр.93).

Как Пластика, она, логика, есть Пропедевтика (руко¬водство) ко всем наукам, ибо каждая наука требует си¬стематического изложения, а это поле логики: из данных начал извлечь все нужные следствия, каждому из них назначить свое место, построить целое в строгом мате¬матическом порядке — вот ее дело! Посему-то каждая наука с некоторой стороны может называться практи¬ческою логикою (стр.8).

Наука о мышлении не является наукой о познании. … И действительно, орган или вещественное орудие по¬знания есть не что иное, как коренные начала и способы к познанию предметов известного круга; но логика остав¬ляет материалы мышления и объемлет одну форму разу¬ма; следовательно, она и не есть орган познания, не ведет к истине непосредственно (стр. 7—8).

608

Логика излагает необходимые его законы Как усло¬вия, существенно потребные для правильного употребле¬ния его и согласия с самим собою. …

Логику справедливо- можно назвать феноменологиею: это наука о явлениях. Прилагать начала логики к пред¬метам, находящимся вне круга опытности, к самой сущ¬ности вещей — значит приписывать им более достоинства и силы, нежели они действительно имеют; значит смеши¬вать вещи, совершенно различные и даже противополож¬ные, подавать повод к дуализму, скептицизму и другим ложным системам. … Явления не составляют сущность вещей; разум не есть ум, логика не метафизика. Вот раз¬личия, которые одни могут вывести философию из того лабиринта запутанностей, в котором она находилась до времен кёнигсбергского философа (стр. 6—7).

Если бы кто-нибудь задумал составить науку мыш-ления, основываясь на одном наблюдении, то логика его отвечала бы, да и то неудовлетворительно, только на один вопрос: как обыкновенно мыслят? Она ничуть не решила бы задачи, важной и достойной любомудрия: как должно .мыслить? … Всеобщие и необходимые законы мышления только в уме познаются a priori. Логика может быть чисто умственной наукой, но не чисто опытною, хотя внутренний опыт и ведет к познанию таковых же зако-нов (стр. 9).

Нет ничего в чувстве, чего нет в вещественной при-роде; опыт очевидно доказывает сию истину. В уме ни¬чего не может быть, что не подлежит чувству; в том удостоверяет один взгляд на природу человека и вещей. Аристотель сказал: нет ничего в разуме, чего прежде не было в чувстве; Лейбниц присовокупил: кроме самого разума, — и сие прибавление совершенно необходимо для того, чтобы изъяснить существо разума (стр. 24).

ЧАВЧАВАДЗЕ

Илья Григорьевич Чавчавадае (1837—1907) — выдающийся писатель-мыслитель, популярнейший деятель национально-осво-бодительного движения в Грузии XIX в. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Мировоззрение Чавча-вадзе сложилось на почве грузинской действительности, под влия¬нием идей русских революционных демократов. Чавчавадзе — революционный демократ, борец против крепостничества и само-

609

державия — стоял па позици¬ях философского материализ¬ма, критиковал идеалистиче¬ские взгляды на природу. В 80-х годах он выдвинул идею примирения классов и сословий, но, несмотря на это, до конца жизни остался не¬примиримым врагом царизма и сторонником буржуазно-демократического прогресса.

Фрагменты из произведе-ний И. Г. Чавчавадзе подо¬браны автором, данного всту-пительного текста Ш. Ф. Ма-медовым по изданию: П. К. ? ? ? и а ни. Илья Чавчавадзе. М., 1958.

ФИЛОСОФИЯ

Жизнь есть единая ре¬ка, образуемая из двух

больших потоков; один питает тело, другой — дух. Если иссякнет любой из них — организм нации умрет, как дух без тела или тело без духа. … Жизнь есть корень, а искусство и наука — ветви, вырастающие из него. .Как ветви, выросшие из-под земли, покрываются плодами и, созрев, опять отдают в землю свои семена, чтобы они вновь пустили новые корни и на этих корнях снова взро¬сли новые ветки, так и ветки, выросшие на корнях жиз¬ни, — наука и искусство — несут на себе плоды жизни и, когда созревают для семян, снова отдают их жизни, что¬бы снова появилась на них завязь новой жизни. Вот такое отношение имеет сознание к жизни и в свою очередь жизнь — к сознанию (стр. 46).

Всякий человек, у которого глаза не застланы тума-ном, видит, что жизнь сегодня уже не та,

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн