что одну хорошую сигару оно предпочитает все¬му Шекспиру. Этот привлекательный, красиво излагаю¬щий свои мысли… молодой литератор увлек за собой многих молодых людей, слепо последовавших за ним. От привлекательной силы Писарева не смогли уберечься и наши… До той поры, пока знаменитый «Современник» возглавлял тех, кто превратился впоследствии в лагерь «детей», отрицание старого руководствовалось вдумчивым умом и наукой, не упуская из своих рук защиты нового… «Современник» с разбором отрицал, что хорошо и что плохо, а Писарев… без разбора валил все в одну кучу. …
Не к чему скрывать: мы, безусловно, любим нашу отчизну, но и не к чему фальшивить: только потому, что мы любим нашу родину, мы любим и Россию… Рос-сия спасла нашу страну от разорения и опустошения, она и сегодня охраняет ее от повторения перенесенных ею страданий и мук, она залечила раны нашей родины… Любовь наша к нашей отчизне, само собой, представляет ту плодородную почву, на которой возникает и развива¬ется наша преданность и любовь к России. Эта самая любовь к своей родине и есть та прочная соединяющая цепь, которая связывает наши чаяния и надежды с чая¬ниями и надеждами лучших людей России. Именно в этой нашей любви к отчизне следует искать связц элементы
621
сближения и объединения во имя всеобщего благосостоя¬ния всех и вся (стр. 138—140).
Бесспорно, что русская литература оказала большое руководящее влияние на путь нашего развития, оказала большое воздействие на то, что составляет нашу духовную силу. Она наложила свою печать на разум, нашу мысль и наше чувство и вообще на все направление нашей жиз¬ни. Ныне нет у нас ни одного деятеля в литературе или на арене общественной жизни, который был бы свободен от влияния указанной литературы. И не удивительно: русская школа, русская наука открыли нам двери к про¬свещению, и русская литература дала пищу нашему разу¬му, питала нашу мысль по пути ее развития… Каждый из нас воспитан на русской литературе, каждый из нас на ее выводах основывал свою веру, свое учение и пред¬мет своей жизни на поприще общественной деятельно¬сти выбирал согласно ее выводам (стр. 27).
Труд на земле давно порабощен, Но век идет — и тяжкие оковы Трещат и рвутся, и со всех сторон Встают рабы, к возмездию готовы.
Освобожденье честного труда — Вот в чем задача нынешнего века, Недаром бурь народных череда Встает во имя братства человека.
Не устоит отживший, старый мир, Перед могучим вихрем обновленья, Не выдержат грабитель и вампир За правду справедливого сраженья.
Падут оковы, рушится оплот Проклятого насилья мирового, И из побегов новых расцветет Страна моя, родившаяся снова. …
Настанет день, и на земле жестокой Вражда и скорбь исчезнут без следа И утвердится светлый мир труда Во всеоружии истины высокой.
И по таланту каждому за труд Воздаст он всем равно и справедливо. И нищета пройдет, и всем на диво Овца и волк в согласье заживут.
Вернув земле утраченный покой, Свободный труд изгонит тунеядство, И уж не будут праздной болтовней Слова: свобода, равенство и братство,
622
Поистине почуял человек, Что он растет и борется по праву, Что породить обязан этот век Труда благословенную державу,
Где ты воспрянешь с поднятым челом,
Почуешь силы творческие снова
И сам не будешь более рабом,
И не возьмешь в рабы себе другого
(стр. 143—144).
Историю имеет только та нация, которая прочно стоит на земле и ведет плуг по ней. Первоначальными создате¬лями нации и национального богатства, оказывается, были только плуг и земля, ими и будут они в дальнейшем. История и мужественная и самоотверженная борьба на¬ших предков сберегли нам эти два драгоценных клада, и так как этими двумя предметами питается политическая и экономическая жизнь, то каждый новый шаг вперед в области этих двух предметов должен заслуживать на¬шего сугубого внимания. …
По нашему искреннему мнению, мир принадлежит тому, кто в одной руке держит меч, а в другой — плуг. Меч сам по себе хоть и сильное оружие, но нигде не мо¬жет продержаться долго, если не будет в дружбе с плу¬гом. Примером являются монголы. Они поверили только в меч, они доверились только мечу: набросились на мир, покорили страны, все подожгли, разрушили вокруг, но сами под конец были рассеяны в прах. Все ныне преуспе¬вающие нации в Европе тоже покоряли земли огнем и ме¬чом, но, покорив однажды, они вступали в союз с плугом, и вот сегодня мы видим, как прочно сидят они на своих местах. Ничем не сдвинуть их теперь со своих земель. Существуют и будут существовать вовек. …
За плут, держитесь, грузины, за плуг! И пусть меч бу¬дет его защитой.
В этом, поверьте мне, вся суть. Воды пройдут над пе¬сками, а пески осядут, так говорит наша поговорка. Буду¬щее принадлежит тому, кто стоит на земле крепко и обра¬батывает ее, защищаясь мечом. …
Торговля, бесспорно, необходима для жизни нации. Купцы привозят товары оттуда, где их много, туда, где в них нужда, и таким путем содействуют внесению бо-гатства и распространению его повсюду. Но торговля, как бы правильно она ни была организована, не может ока¬зать большой службы человеку, и природа ее такова, что
623
КАЗАХСТАН
не дает засиживаться на одном месте тому, кто занимает¬ся ею. Где выгода, там и родина купца (стр. 150—152). Одним из великих и славных дел XIX века… является то, что он поставил на прочные основы и дал расправить крылья тому человеколюбивому учению, которое говорит, что каждый человек, на какой бы ступени сословной лест¬ницы он ни стоял, прежде всего есть человек и как чело¬век он равен со всеми другими людьми, требует равного к себе сочувствия и доброго отношения. Правда, это уче¬ние берет начало в давних временах, но наш век развил, усилил, расширил это учение и, подведя под него научную основу, превратил его в учение, помогающее бедным и обездоленным. …
XIX век выдвинул идеал социального устройства — «устранение неравенства имущества и доходов, уничтоже¬ние всякого классового господства, а по возможности и всех классовых различий; подъем и поддержка трудя¬щихся классов для их преуспеяния». По этому пути все предыдущие века не сделали столько, сколько, к своей чести, сделал один этот XIX век. …
Мы еще хотим сказать: прошлый век сам по себе дал человеку много хорошего. Но спрашивается, стал ли чело¬век счастливее оттого, что он окружен всем этим хоро¬шим, подкреплен и оснащен столь большими достижени¬ями науки? Мы думаем, что нет. Правда, человек сегодня, беден он или богат, в общем устроен лучше: легче ему передвигаться, легче общаться с миром; сегодня человек лучше одевается, обувается, лучше ест и пьет, но счастье от него все еще далеко. Сегодня еще резче проходит грань между бедным и богатым, между сильным и слабым, чем когда-либо, и в этом заключается острота той боли, зале-чивание которой завещал XIX век наступающему новому веку. Наука, успехи человеческого разума, усовершен-ствование морали дадут еще многое, но ничего значитель¬нее и выше этого завета от XIX XX веку отныне и впредь они не могут открыть и завещать для будущего челове-, чества (стр. 201—203),
АБАЙ КУНАНБАЕВ
Абай (Ибрагим) Кунанбаев (1845—1904) — великий казахский поэт-мыслитель, основоположник письменной литературы в Ка¬захстане, выдающийся демократ-просветитель. Родился в семье Султана — правителя Кара-
калинского округа Семипала- . .. .,
тинской области. Начальное
образование получил в рус¬
ской приходской школе, кото¬
рую стал самовольно посе¬
щать, обучаясь в мусульман¬
ском духовном училище —
медресе.
Творчество Абая форми-ровалось под благотворным влиянием передовой рус¬ской культуры. Разорвав с привычной феодально-бай-ской средой, в которой он вос¬питывался, Абай всецело от¬дается углубленным занятиям русским языком и литерату¬рой. Он изучает произведения Пушкина, Лермонтова, Сал¬тыкова-Щедрина, Льва Тол¬стого, Белинского, Черны¬шевского, Добролюбова и дру¬гих представителей русской культуры. Своими перевода¬ми он впервые знакомил ка¬захский народ с творениями
Пушкина, Лермонтова, Крылова, с культурой народов Востока и Запада.
Творчество Абая проникнуто демократическими идеями, лю¬бовью и сочувствием к трудящимся. Труд — главное условие эко¬номического и культурного подъема народа, основа личного бла-гополучия и духовной чистоты.
625
Философские взгляды Абая нашли свое выражение в поэзии, афоризмах, в беседах с читателем («Назидания»). Он не сомне¬вался в реальности внешнего мира и в возможности его познания. Не отвергая прямо существования бога, он сводит его роль к первому толчку: создав мир, бог затем уже не вмешивается в ход вещей, мир развивается самостоятельно. Взгляды Абая по вопро’ сам теории познания в основе своей носят материалистический характер. Источником познания является объективный мир, ко¬торый, воздействуя на органы чувств, вызывает различные ощу¬щения и впечатления.
Значительное место в творчестве Абая занимают вопросы этики. Основой познания и моральных поступков Абай считал единство воли, разума и чувств («сердца»).
Фрагменты из произведений Абая Кунанбаева подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: А. Кунанбаев. Собрание сочинений в одном томе. М., 1954.
Наука, знание, достаток, искусство — все это у рус-ских. Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру.
Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза.
Человек, изучивший культуру и язык иного народа, становится с ним равноправным и не будет жить позорно.
Надеяться на то, что проживешь только хитростью, — значит быть жертвой невежества.
Невежественный человек способен продать отца, мать,, всех родных и близких первому русскому чиновнику, ко¬торый похлопает его по плечу.
Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жиз¬ни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче.
Однако в настоящее время люди, обучающие своих детей по-русски, норовят при помощи русского языка по¬живиться за счет других казахов. Не имей такого наме¬рения.
Узнавай у русских доброе, узнавай, как работать и до¬бывать честным трудом средства к жизни. Если ты этого достигнешь, то научишь свой народ и, защитишь его от угнетения.
Если мы узнаем столько, сколько знают другие, то станем сильными и равноправными.
Правда, до сих пор из среды казахских детей, узнав¬ших русский язык, не выросло еще выдающегося чело-
626
века. Это потому, что этих детей портят родственники, родители и близкие люди. Но и сейчас они лучше необу¬ченных.
В русскую школу отдают детей нехотя, как на по-зор или в неволю. Отдают одни бедняки с горя. Как же детям вырасти при таком отношении к науке хорошими людьми?
Говорю тебе правду: не торопись женить сына, обучай его русской науке, хотя бы пришлось тебе для этого зало¬жить все свое имущество.
Если хочешь, чтобы сын твой стал человеком, учи его и сделаешь тем благо ему и своему народу (стр. 363— 364).
Кто же примет мудрый совет? Кто послушает настав¬ления?
Ни волостной старшина, ни бий меня не услышит.
Думают они: вот сядет им на голову птица счастья, и станут они владельцами полумира, умножат стада и все купят за свой