Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

и судебные обычаи они заклеймили позорным именем — «войлочнойкнигой»), а наши языческие обряды, игры и торжества они называют не иначе как бесовскими. Под влиянием татарских мулл, средне¬азиатских ишанов и своих прозелитов нового учения народность наша все более и более принимает общемусульманский тип. Не¬которые султаны и богатые киргизы запирают жен своих в от¬дельные юрты, как в гаремы. Набожные киргизы начинают ездить в Мекку; а баяны наши вместо народных былин поют мусульман¬ские апокрифы, переложенные в народные стихи. Вообще киргиз¬скому народу предстоит гибельная перспектива достигнуть евро¬пейской цивилизации не иначе, как пройдя через татарский пе¬риод, как русские прошли через период византийский.

Как ни гадка византийщина, но она все-таки ввела христиан¬ство — элемент, бесспорно, просветительный. Что же может ожи¬дать свежая и восприимчивая киргизская народность от татар¬ского просвещения, кроме мертвой схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувств. Мы должны во что бы то ни стало обойти татарский период, и правительство должно нам в этом помочь. Для него это так же обязательно, как для нас спа¬сение утопающих. Для совершения этого человеколюбивого дела на первый раз следует только снять покровительство над мулла¬ми и над идеями ислама и учредить в округах вместо татарских школ русские. Затем реакция обнаружится сама собою. Было время, когда русское правительство считало распространение европейского просвещения между некоторыми иноплеменными народами своими почему-то невыгодным для себя. По крайней мере такой политики держалось оно и в отношении кавказских мусульман и киргиз. Горцы и киргизы не допускались в кадет¬ских корпусах на специальные классы, где преподаются военные науки. Закон этот теперь отменен, следовательно, признан лож¬ным. …

Только истинное знание дает спасительный дух сомнения, и только оно научает … ценить жизнь и материальное благосо-стояние. С того времени, как правительство Соединенных Штатов стало цивилизовать ирокезов, гриков, шактоусов и других красно¬кожих, индейские войны почти в этой стране прекратились.

В Соединенных Штатах с 1858 года основано 162 школы для индейцев и образован индейский фонд для вспомоществования диким, желающим принять оседлость.

Ислам не может помогать русскому и всякому другому хри-стианскому правительству, на преданность татарского продажного духовенства рассчитывать нельзя. Факт этот становится соблаз¬нительно ясным, если принять во внимание отложение крымских татар во время кампании 1854 года. Казанские татары располо¬жены к России столько же, сколько и крымские. …

Татары в старое время, когда ислам на берегах Волги не был в такой силе, как теперь, служили России и на ратном поле, и в земском деле. Царь Шигалей командовал русскими войсками во время Ливонской войны, а царь Петр Казанский был земским царем во время опричнины. По мере распространения ультраму¬сульманского направления участие татар в государственном деле Русского царства заметно слабеет. При Петре татары пристают к партии недовольных. В наше время татарские князья и мурзы

642

служат приказчиками у своих единоверцев, а если и вступают в государственную службу, то не иначе как в земскую полицию и, вероятно, потому, что здесь можно некоторым образом подви¬заться за веру. Словом, со времени присоединения Казани и Астрахани к царству Русскому, значит, в продолжение трехсот с лишним лет, они не дали своему отечеству хоть сколько-ни¬будь известного деятеля.

Нет никакого сомнения, что причиною отчуждения татар от русских и причиною всех плачевных явлений был магометанский пуританизм, другой причины не могло быть.

И у нас в степи все благодетельные меры правительства, все выгоды новых учреждений не приносят ожидаемых резуль¬татов именно вследствие того, что они парализуются возрастаю¬щим религиозным изуверством. Киргизы наши теперь более чуж-даются русского просвещения и русского братства, чем прежде. О вреде мусульманского изуверства и вообще всякого религи-озного фанатизма на социальное развитие народов после все¬го сказанного нами выше мы считаем излишним распрост-раняться. Известно, что и в Европе преобладание теологическо-го духа проявлялось в народном развитии самым бедственным-образом.

В последнее время сибирское начальство, кажется, начало сознавать ошибочность прежней покровительственной системы в отношении ислама. В этом также утверждает нас одна важная мера, принятая в 1862 году областным начальством в отношении киргизов, принявших христианство. В учреждениях об управле¬нии сибирскими киргизами было узаконено, чтобы крещеных киргизов записывать в мещанское и казачье сословие, если они того пожелают, или не оставлять их в степи на прежних инород¬ческих правах. Но до 1861 года всех крещеных киргизов запи¬сывали в мещане и в казаки, вероятно, для того, чтобы удалить от прежней среды и тем самым дать им возможность укрепиться на лоне новой веры. Мера эта, похвальная в христианском смыс¬ле, в политическом отношении была величайшей ошибкой, ибо пример крестившихся киргизов с удалением из степи делался для киргизского народа беспоследственным. Мы не имеем никаких данных о числе киргиз, принявших православие со временя осно¬вания внешних округов, но надо думать, что число это было не незначительно. В некоторых казачьих станицах почти половина населения состоит из крещеных киргизов, например в Ямышев-ской, Чистой и в некоторых других. В 1861 году или в 62 году, хорошо не помним, областное начальство в первый раз дозволило некоторым крещеным киргизам оставаться в степи на прежних инородческих правах. Мера эта, по нашему мнению, должна в будущем принести немаловажную пользу киргизскому народу. Киргизы до сих пор думали, что сделаться христианином — значит сделаться казаком или мещанином. Теперь же вследствие сов¬местного житья и смешанных браков религиозная вражда будет смягчаться и крещение не будет, как прежде, разрывать родствен¬ных связей.

Приняв такую важную меру в интересах христианства, областное правление должно было принять вместе с тем и репрес¬сивные меры в отношении ислама, ибо без этого невозможен успех христианства,

643

Мы далеки от того, чтоб советовать русскому правительству вводить в степь христианство каким бы то ни было энергическим путем, точно так же не предлагаем ему преследовать ислам; подобные крутые меры ведут всегда к противным результатам. Христианство, вводимое между инородцами сибирскими через наших миссионеров и священников, по свидетельству компетент¬ных людей, идет крайне неуспешно и — что всего важнее — ока¬зывает на народ не совсем благодетельное влияние. Остяки убе¬гают от православия в леса и так боятся проповедников русской веры, что скорее обращаются в ислам, чем в православие. Кастрен говорит, что остяки потому не селятся по берегам Оби, богатой рыбою, что боятся русской веры, русских миссионеров. Еще князь1 Щербатов говорил, что инородцы жаловались ему на бесчелове¬чие и мздоимство попов своих, кои только грабить и мучить их приезжают («Очерки Сибири», «Библиотека для чтения», ок¬тябрь 1862 г.).

Гонение придает преследуемой вере, как замечено не раз, еще больше энергии и жизненности. Русский раскол представ-ляет в этом отношении поучительный пример. Но мы просим и требуем, чтобы правительство не покровительствовало религии, враждебной всякому знанию, и не вводило бы насильственно в степь теологических законов, основанных на страхе и побоях. В силу представленных нами аргументов, достаточно рельефных, для пользы киргизского народа и в интересе самого правитель¬ства, по нашему мнению, необходимо принять теперь же по при¬меру оренбургского начальства систематические меры, чтобы остановить дальнейшее развитие ислама между киргизами нашей области и чтобы ослабить, а если можно — совершенно устранить вредное влияние татарских мулл и среднеазиатских святошей, тем более что предоставляется правительству прекрасный случай сделать важный шаг на этом пути, уничтожив действие мусуль¬манских законов нашей области, согласно желанию самого кир¬гизского народа. Затруднения при исполнении этой меры не может быть, ибо брак у магометан не есть таинство, а есть част¬ный договор.

Вероятно, причиной, побудившей правительство дела о бра¬ках и разводах предоставить муллам, был грубый обычай кирги¬зов — отдавать дочерей своих в замужество в слишком юных летах и большею частию без их согласия. Киргизы сговаривали детей своих иногда в колыбели. Нам кажется, что обычай этот мог быть изменен и без участия мусульманского духовенства, следовало только предписать старшим султанам и управителям под страхом ответственности иметь строгое наблюдение, дабы киргизы не выдавали дочерей ранее таких-то лет, дабы отцы не принуждали своих сыновей и дочерей вступать в брак без личного их согласия и пр. Полицейский надзор и дух времени сделали бы свое дело, но, конечно, не скоро. Баснословное количество жалоб, поступаю¬щих и теперь по брачным делам, указывает, что мусульманский шариат был совершенно бессилен против укоренившегося обычая. Пользуясь возникшим вопросом о духовном суде, можно было бы предпринять коренные реформы в духовном управлении нашей степи.

1-е. Отделить киргизскую степь от ведомства оренбургского , муфтия12, как народ, различающийся от татар по исповеданию,

644

веры, и назначить особого областного ахуна13, который бы со-состоял подобно советнику от киргизов при общем присутствии областного правления.

2-е. Утвердить в звании мулл только коренных киргизов или киргизских ходжей, если будут .настоятельные просьбы о том со стороны народа.

3-е. Не назначать мулл u более одного в округе, а должность указанных в волостях упразднить.

4-е. Не дозволять ишанам15 и ходжам, приезжающим из Средней Азии к татарским семинаристам, жить в кочевьях кир-гизов без определенных занятий и иметь строгое наблюдение, дабы они не образовали между киргизами дервишеских и мисти¬ческих обществ подобно тем, которые существуют теперь в Баян-Аульском и Каркаралинском округах.

Но против такого зла, как ислам, недостаточно одних пал-лиативных мер. Отнятие судейских прав не лишит мулл того влияния, которое они будут иметь как священники.

Кроме мулл у нас много и других вредных шарлатанов. Мы говорим о татарах и среднеазиатцах, которые занимаются меди¬цинскою практикою. Если б они пользовали доверчивых киргизов безвредными травками, мы не стали бы об них и говорить- Но дело в том, что господа эти лечат не иначе как насмерть, от всех грудных болезней употребляют они чилибуху1б, а иногда и су¬лему, от сифилитических болезней дают ртуть и киноварь в такой ужасной дозе, что больные большею частию отравляются. Кровопускание делают всем и каждому без всякой причины по¬тому только,» что Мохаммед заповедовал это в коране. Наконец, в самом народе нашем таится много темных предрассудков и вредных обычаев. Вытравление плода, выдавливание его в послед¬ний период беременности, убийство дитяти после рождения у нас в общественном мнении преступлениями не считаются. …

Киргизы до вступления в русское подданство были мусуль-манами только по имени и составляли в магометанском мире осо¬бый суннитский раскол. Мусульманские законы никогда не были приняты киргизами и были введены в степь путем правитель¬ственной инициативы вместе с бюрократическими прелестями внешних приказов.

Мы не знаем и не можем понять, что имело в виду русское правительство, утверждая ислам там, где он не был вполне при-нят самим народом.

Апостолом Магомета в Сибирской степи был великий Сперан¬ский 17, назначавший мулл и предположивший построение мечетей и татарских училищ при окружных приказах (см. Особое Учре¬ждение Управлений инородцев, именуемых сибирскими киргиза¬ми, Св. законов изд. 1857 г., т. II, ч. 2).

Нас поражает это

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн