Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

обстоятельство особенно потому, что тот же Сперанский говорит в своем учреждении, что киргизы — мусуль¬мане только по имени и что их легко обратить в христианство и пр. …

Оренбургским пограничным начальством уже давно приняты меры, чтобы препятствовать развитию ислама в подведомствен¬ных ему степях; там запрещается татарам не только быть мул¬лами, но и жить долго в степи между киргизами, У нас же в Сибири правительство до сих пор держится в отношении

645

мусульманства прежней покровительственной системы, и благодаря этому ислам делает в наших областях исполинские шаги. Вся степь наводнена полуграмотными муллами из татар и фанати¬ческими выходцами из Средней Азии, выдающими себя за святых. С некоторого времени стали появляться в пограничных округах дервишествующие курды, ногайцы и турки. Личный интерес иностранных мусульманских странников, и особенно татарских семинаристов (которых я считаю за самых фанатических по¬клонников пророка), заключается в том, чтобы довести киргизов своим влиянием до того слепого религиозного изуверства, при котором так легко живется всем этим старцам, паломникам и дервишам.

Пропаганда эта во многом уже успела. В Баян-Аульском и отчасти в Каркаралинском округах киргизы предались ханжеству с ревностью, свойственной только новообращенным. Там живет под покровительством местных туземных властей много ишанов, ходжей из Бухарин и Коканда, и ежегодно приезжает и уезжает немало этой сволочи. Татарское духовенство, которому вверило русское правительство наше нравственное воспитание, занима¬лось до сих пор только нравственным нашим растлением, брало взятки, учило ханжеству и вместе со среднеазиатскими выход¬цами обманывало доверчивый наш народ. … У нас большая часть мулл из татар, и все они без исключения плуты. Это народ невежественный в высшей степени, едва знающий свою грамоту, но зараженный мрачным изуверством и диким суеверием. Во всех отношениях это темное царство (в самом обширном смысле).

Правда, чтобы быть муллой, надо выдержать экзамен, кото-рый производится татарским муфтием, живущим в Уфе. Но успех экзамена зависит не от степени знания экзаменующегося, а от количества денежного пешкеша 18. Мы не знаем, есть ли где-нибудь на свете такие жадные лихоимцы, как наше русское му¬сульманское духовенство. К самому муфтию, этому высшему мусульманскому духовному лицу в России, нельзя иначе обра-щаться с просьбой, как приложив деньги в прошение. …

Чтобы понять, в каком духе татарское духовенство воспиты-вает киргизское юношество, мы приведем один только пример: больше не нужно. В мусульманском населении города Петропав¬ловска возник вопрос: грешно ли играть в карты и если грешно, то в какой степени? Обратились к одному мулле, известному по своей глубокой учености. Этот казуист, справившись со своими «темными книгами», объявил, что играть в карты мусульманам между собою — великий грех, но играть с русскими и с намере¬нием обыграть их — дело похвальное, как род джихата19, под-визания за веру, которое завещал пророк своим последователями в непременную обязанность. Профессор Березин в своей популяр¬ной статье о мусульманстве, напечатанной в «Отечественных записках» пятидесятых годов, доказал, как дважды два —четыре, на основании текстов из Корана и из Книги преданий, что му¬сульманство и образованность — понятия несовместимые, даже враждебные, одно другое вытесняющие. Например, Магомет гово¬рит, что существует семь небес (т. е. планетных сфер), следо¬вательно, верующий магометанин должен отвергать все астроно¬мические открытия со времен Птоломея, иначе он не будет пра¬воверным,

646

Магомет все современные ему космологические, медицинские и другие предания и предрассудки ввел в свое учение как догмат и тем самым остановил движение опытных наук. (Правда, арабы упражнялись изрядно в математике, потому что Мохаммед не знал арифметики и не ввел ее в свой Коран. Арабам нравилась философия Юркевича, нравилась потому, что она удобно при¬менима ко всему, даже к учению Мохаммеда).

Учение Магомета не может быть очищено, как думают неко-торые защитники ислама; в нем невозможна никакая реформа-ция. Какого можно ожидать возрождения от религии, которая имеет основанием своим дикие и варварские предрассудки коче-вых арабов шестого столетия, предания спиритуалистов … и раз¬ные фокус-покусы персидских магов того же периода? Если таков ислам турков и персиан, то каков должен быть ислам татарский, составляющий в мусульманстве нечто вроде пуританизма20? Татары отвергают поэзию, -историю, математику, философию и все естественные науки, считая их искушениями для слабого чело¬веческого ума, и ограничиваются одной мусульманской схола¬стикой и казуистикой. На татарском языке нет ни одной книги, которая не имела бы характер мракобесия. Понятно, что татары воспитывают в киргизской степи подобных им факиров, но свежая народная сила нелегко поддается мертвящему их влиянию (стр. 226—231).

ЗАПИСКИ О СУДЕБНОЙ РЕФОРМЕ

В последнее время правительство наше деятельно за¬нялось преобразованиями в нашей администрации, в су¬доустройстве и обратило особенное внимание на народное образование.

Некоторые из этих реформ коснулись и нашей степи, как, например, реформа судебная. Преобразования в су-дебной части, вероятно, поведут к изменению прежнего административного строя нашей области, и нет сомнения, что вместо сложного, обременительного как для русского правительства, так и для киргизского народа бюрократи¬ческого хаоса будет образовано в округах управление бо¬лее народное и на началах самоуправления, которое принято теперь и для русских сельских и городских

общин.

Россия в числе сыновей своих имеет немало народно¬стей иноверческих и инородческих, которые ведут образ жизни, диаметрально противоположный образу жизни ко¬ренного русского населения, имеют нравы и обычаи, диа¬метрально противоположные нравам и обычаям русских славянского племени. Понятно, что преобразования, про¬ектированные для христианского и оседлого русского

647

населения, по вышеизложенным причинам не принесут никакой пользы и будут бессмысленны, если будут все¬цело применены к кочевым и бродячим инородцам Евро¬пейской и Азиатской России.

Вероятно, вследствие этих соображений и был коман¬дирован советник областного правления Яценко для ото¬брания «от сведущих в законах и судебных обычаях баев и султанов» их мнений относительно предполагаемых для области преобразований по судебной части.

Но мнение народа, особенно народа невежественного и полудикого, не всегда может быть принято как выра¬жение действительной народной потребности. На мнения же привилегированных классов -общества следует смот¬реть не иначе, как на отрицательное выражение истин¬ных народных нужд, ибо интересы знатных и богатых людей, даже в обществах высокоцивилизованных, бывают большею частью враждебны интересам массы, большин¬ства. Народ груб и туп и вследствие этого пассивен, по¬тому мотив и направление народных мнений зависят от тысячи обстоятельств, и от обстоятельств, по-видимому, мелких, ничтожных.

… Племенные условия организма, условия среды, климата и почвы — вот единственные условия, единствен¬ные данные для безошибочного решения вопросов „о на¬родных реформах. В наше время нет вопроса обществен¬ного, который был бы так важен, как вопрос о народных реформах. От удачных и неудачных реформ зависит вся будущность народа, в них заключается его «быть или не быть». Реформы бывают только тогда удачны, когда они правильны, т. е. тогда, когда они основаны на тех неиз¬бежных законах прогресса, при которых только и воз¬можно здоровое развитие общественного организма. Ре¬форма такого рода должна поощрять и ни в каком случае не останавливать.

Все революции, бывшие в Европе с 1793 года, про-исходили единственно от стремления правительств пода¬вить свободное народное движение. Реформы же насиль¬ственные, привитые, основанные на отвлеченных теориях или же взятые из жизни другого народа, составляли до сих пор для человечества величайшее бедствие. Совре¬менные наши историки недаром все наши общественные болезни и аномалии приписывают сокрушительному и антинародному духу петровской реформы.

048

Вообще из сказанного нами не следует думать, чтобы мы принадлежали к последователям той узкой теории народности, которые смотрят на народность, как на нечто предопределенное от начала, и думают, что она… должна развиваться только сама из себя. Напротив, мы думаем, что усвоение европейского, общечеловеческого просвеще¬ния и энергическая борьба с препятствиями, мешающими достижению этой цели, должны составлять конечную цель для всякого народа, способного к развитию и культуре. Культура может изменить организм человека к лучшему, как культурный уход улучшает породу домашних живот¬ных. Чтобы сделать киргиза способным к восприятию европейских преобразовательных идей, нужно предвари¬тельно путем образования развить его череп и нервную систему. Организм не может принять того, до чего он не дорос.

В 1822 году Сперанский составил «Сибирское уложе¬ние», которое было в 1824 году введено в киргизскую степь. Народ неграмотный,.кочевой, с своеобразными по¬нятиями и обычаями был подчинен ни с того ни с сего бюрократической централизации со всеми ее мудреными инстанциями, атрибутами и названиями канцелярскими, непонятными до сих пор не только киргизам, но и рус¬ским.

Вместе с приказами, заседаниями, журналами исходя¬щими и входящими навязывали нам татарских мулл и татарское просвещение. Реформы подобного рода, соб¬ственно, мы и считаем бедственными для народа и вред¬ными для прогресса.

Народные мнения, как мы заметили выше, есть не что иное, как лепет неразумного дитяти, и потому народы неразвитые совершенно справедливо называются младен-чествующими, мнения же султанов и биев еще менее заслуживают уважения, ибо интересы целой нации по строгой справедливости должны предпочитаться выго¬дам отдельного сословия. Вопросы же о реформах тре¬буют гораздо большей осторожности и более глубоких соображений, ибо от них зависит народное «быть или не быть». …

Судьба миллионов людей, подающих несомненные на¬дежды на гражданственное развитие, людей, которые счи¬тают себя братьями русских по отечеству и поступили в русское подданство добровольно, кажется, заслуживает

?49

большего внимания и большей попечительное™ в таких решительных вопросах, которые формулируются в шекс¬пировское «быть или не быть». Отсутствие разумного самозащищения и всякого рода пассивность по причине неразвитости обязывают правительство в отношении нас быть чрезвычайно внимательным и крайне осторожным.

Только вследствие невнимательности, которая, надо сказать, в отношении нас, киргизов, вошла уже в при-вычку областного начальства, комитет, бывший при об-ластном правлении, мог принять без всякой критической оценки мнения султанов, биев и других знатных киргизов за главное основание для своих работ и только по укоре¬нившейся невнимательности мог утвердить в своем про¬екте те ненужные и вредные для большинства преобразо¬вания и изменения, которых добивался привилегирован¬ный класс киргизского народа и которых не хотел простой, или, как выражаются степные аристократы, «черный», киргизский народ. Для правильной оценки на¬родных мнений стоило только комитету вникнуть в со¬словные отношения киргизов и в отношения их к рус¬скому правительству. Наконец, комитет имел под рукою достаточно исторических и статистических фактов, чтобы проверить эти голословные мнения. Статистика и те дан¬ные, которые заключаются в делах областного правления, при всей их скудности заслуживают гораздо большего уважения и вероятия, чем мнения невежественных и ди¬ких аристократов невежественного и дикого народа (стр. 196—202).

Чтобы привить какое-либо преобразование и чтобы по¬том сохранить его, необходимо, чтобы реформа эта соот¬ветствовала материальным нуждам и была бы приспо¬соблена к национальному характеру того общества, для пользы которого она предпринята. Всякое нововведение вне этих условий может быть только безусловно вредно и, как явление анормальное, может порождать (одни не¬излечимые) общественные болезни и аномалии (стр. 221).

ФЕДОРУ МИХАИЛОВИЧУ ДОСТОЕВСКОМУ »

15 октября 1862 года. Кокчетав. Любезный друг ? е д о p Михайлович. Письмо твое с известием, что скоро

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн