Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

едешь за границу, я давно уже получил и с того времени все собираюсь пи-

650

сать и, как видишь, наконец-таки пишу. Вероятно, ты думаешь бог знает что обо мне. Не умер ли? Не болен ли? Я между тем жив, хотя чувствую себя очень плохо, как физически, так и нравственно. Во-первых, скука, во-вторых, беспрестанное раздражение от киргизских несо-образностей, которые видеть должен каждый час, каж¬дую минуту. Впечатление от всего этого делается тем более невыносимым, что не видишь надежды, вернее, луча надежды когда-нибудь освободиться от гнета окружаю-• щей пустоты.

Я думал как-то сделаться султаном, чтобы посвятить себя пользе соотечественников, защищать их от чиновни¬ков и от деспотизма богатых киргизов. При этом я думал более всего о том, чтобы примером своим показать зем¬лякам, как может быть для них полезен образованный султан-правитель. Они увидели бы, что человек истинно образованный не то, что русский чиновник, по действиям которого они составили свое мнение о русском воспитании. С этой целью я согласился быть выбранным в старшие султаны Атбасарского округа, но выбор не обошелся без разных чиновничьих штук. Господа эти как областные, так и приказные поголовно восстали против этого. Ты пони-маешь почему. Областные лишились бы нескольких ты¬сяч, которые они стягивали со старшего султана, а при¬казным, действительно, если бы я был султаном, пришлось бы идти по миру. Видишь, что тут для чиновников сво¬его рода «быть или не быть». Надо заметить, впрочем, что на моей стороне из всех властей русских был один только г. Гутковский22, который в это время исправлял должность губернатора и производил выборы. Чиновни¬чество начинает подстрекать самолюбие богатых и често¬любивых ордынцев и пугать их, что если Валиханов бу¬дет султаном, то всем будет худо, он, мол, держится поня¬тий о равенстве и отличать вас по роду, богатству, как свой брат натуральный киргиз, не будет; пустили в ход и то, что я не верю в бога и с Магометом состою в личной вражде. Понятно, что подобные вещи на народ полудикий и преданный своим обычаям не могли остаться без по-следствий, особенно когда исходили от русских майоров (так киргизы называют всех русских чиновников). Мои земляки, как ты сам знаешь, всегда держатся русских указаний, может быть, вследствие восточной вежли¬вости.

651

… На выборах я торжествую. Меня выбирают боль¬шинством: голосований у меня 25, у моего противника баганалинца — 14. … Вдруг получаю известие от Гутков-ского, что… генерал-губернатор не хочет меня ни за что утверждать. Оно и правда, что законы у нас на Руси пока еще пишутся не для генералов… Но при всем том, при¬знаться, такого пассажа вовсе не ожидал. Каково, мой друг? Ты представь себе положение наше (я говорю о киргизах, воспитавшихся в России). Земляки нас счи¬тают отступниками и неверными, потому что, согласись сам, трудно без убеждения, из-за одной только политики пять раз в день мыться23 бог знает где, а генералы не любят потому, что у меня мало этой восточной подобо¬страстности. Черт знает, что это такое, хоть в пустыню удаляйся.

Пожалуйста, посоветуй, что делать. Просить удовле¬творения, по-моему, то же самое, что просить конститу¬цию: посадят, да потом к Макару на пастбище пошлют. Я уже написал к некоторым властям в Петербург, а ты дай этому побольше гласности, расскажи всем нашим друзьям, пусть разойдется по городу. Михаиле Михайло¬вичу и всему его семейству передай мой искренний поклон, засвидетельствуй мое почтение Марии Дмит¬риевне, Николаю поклонись. Мой поклон вообще, кто спросит.

; Валиханов.

Адрес мой, вероятно, ты помнишь, названия сибирские для тебя не так неуловимы, как истому петербуржцу. На всякий случай: в Кокчетавскую станицу через г. Петро¬павловск Западной Сибири (стр 562—565).

Будем говорить теперь о Вас, о Петербурге, о друзьях моих петербургских. Что делают Достоевские? Они редко пишут, в чем я, впрочем, сам виноват, потому что редко отвечаю. Как их журнал25 идет? Кажется, хорошо, судя по объявлениям на продолжение издания. Говоря между нами, я что-то плохо понимаю их почву, народность, то славянофильством пахнет, то западничеством крайним, примирения что-то не видать или не удается им это при¬мирение. По-моему, что-нибудь да одно: или преобразо¬вания коренные по западному образцу, или держись ста¬рого, даже старую веру надо исповедывать (стр. 568).

АПОЛЛОНУ НИКОЛАЕВИЧУ МАЙКОВУ **

… С местными султанами и богачами из черной кости я также не лажу, потому что они дурно обращаются со своими бывшими рабами, которые теперь хотя и освобож¬дены, но живут у них, не зная, как уйти. Я требовал не раз, чтобы они платили им жалованье и чтобы обраща¬лись, как с человеком, в противном случае грозил зако¬ном. Зато с пролетариатом степным я в большой дружбе и скоро сходимся. …’

652

КИРГИЗИЯ

ТОКТОГУЛ САТЫЛГАНОВ

Токтогул Сатылганов (1864—1933) — выдающийся киргизский поэт (акын), выразитель интересов, дум и чаяний широких бед¬няцких масс, демократ. В противоположность реакционным акы¬нам народный акын Токтогул выступил против феодалъно-байской эксплуатации, биче¬вал манапов, баев и царских сатрапов. В песне «Пять ка¬банов» он с исключительной силой изобразил алчность и коварство манапов, являв¬шихся холопами царизма.

Творчество Токтогула на-сыщено антифеодальными, антиклерикальными идеями. Правдиво отражая жизнь, он высказывал отдельные сти-хийно — материалистические взгляды на явления приро¬ды; воспевал честность, друж¬бу, преданность народу, тру-долюбие, скромность, сме¬лость.

Выдержки из произведе¬ний Токтогула подобраны ав¬тором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: Б. Аманалие в.

Социально-политические и философские идеи Токтогула и Тоголок-Молдо. Фрунзе, 1963.

654

СОЦИОЛОГИЯ

Отряд из пяти кабанов, Грабите вы бедняков! … Вы не щадите народ, Кровь его пьете и пот

(стр. 29).

Да будет проклят бай — Бедняку за труд не платит он. Да будут прокляты манапы, Вместо овец людей они едят. … Волостной, что яришься ты? Над народом глумишься ты, Угнетен тобой человек! … Как здесь правишь порядок ты, Коль бесчестен и гадок ты, До наживы лишь падок ты!.. Ведь бессовестней вора ты, Если в самый бесхлебный год Беспощадно у бедноты Ты последний уводишь скот

(стр. 51).

Будь же проклят жестокий хан, Кровь его да хлынет рекой, Да падет он от жгучих ран, Нанесенных гневной рукой. Мне отныне чужда боязнь, —< Уничтожив своих врагов, Буду я на любую казнь, На любую гибель готов. Хан умрет, и визирь умрет, Будет счастлив простой народ (стр. 95). У тебя, мой бедный народ, Плечи согнуты, скован рот. ... Я гляжу на тебя, мой род, И струятся слезы из глаз — На кого покидаю вас? ... Народ благородный мой! Замучен твой соловей, Но всех ему ран тяжелей Глухая разлука с тобой! (Стр. 191-192) При прощании Семён сказал мне: Придет справедливое время, Сбудутся твои желания, Порвутся сети тирании, Падет в конце концов Со своего трона белый царь, Время изменится так, что 655 Будет различаться я черное и белое, Получим мы освобождение ... С оружием в руках Пойдем на царя-злодея, Сметем с лица земли, Уничтожим его потомков (стр. 101). Когда будут уничтожены грабители, Когда придет время С ярким солнцем, без туч, Когда бедняки и батраки Увидят свое счастье, Я в этот день Умру без сожалений (стр. 193). Все виды на земле Берут свое начало из текучей воды, Тысячи разноцветных растений Берут свое начало из текучей воды. ... Все живые существа Берут свое начало из текучей воды. ... Воздух, приносящий прохладу, Берет свое начало из текучей воды (стр. 110). Если б конь да не слабел, Если б юный не старел, Если б всем живым досталась Жизнь хорошая в удел! Если бы красный цвет не блек, Если б вечно цвел цветок, Если б вечно стан подруги Был и строен и высок! Если б не линял атлас, Если б смерть боялась нас, Если б людям стал неведом Похорон печальный час! Если б травам не скудеть, Если б взорам не тускнеть, Если б девушкам румяным От заботы не желтеть! Не стареть бы, а цвести После двадцати пяти! Если б собственной рукой Мир прекрасный возвести! Если б счастлив был народ, Если б не было сирот, Если б знать, что мы бессмертны: Как хорошо, кто не умрет! В детстве полон мир услад. Ты цветешь, и ты крылат. Из могилы дивной жизни 656 Не вернешься ты назад. Конь, — утратишь быстроту, Меч, — утратишь остроту, Не вераешь себе ты снова Этой жизни красоту. ... Шелка, нарядные курме Надевайте, девушки, Пока наряды на уме — Щеголяйте, девушки! Пока прекрасны ваши дни — Расцветайте, девушки! Не возвратятся вновь они, Так и знайте, девушки! ... А в старость цвести опять Вы не надейтесь, девушки. Навек заснете под землей, И вас покроет дерн сырой (стр. 121—122). ... Есть шпаны у нас, говорят ..., Из аила в аил бредут; Если шкуры с нас не сдерут, Плохо спится им, говорят .... Для ишана калпа инойДорогой дружок, говорят. ... Пребольшой мешок, говорят, У калпы за спиной! Обдирают народ они, Только байский чтут род они, И от злой толпы, говорят, Под полой калпы, говорят, Отсиделся бай не один. И не стоящие хвалы Есть у нас, говорят, муллы, Стыд забыв, говорят, и срам, Деньги тащит со всех имам. Не скудеет ишана мошна, И богат побора улов: Из десятка бараньих голов В дар ишану идет одна. На земле, поживившись всласть, Не страшась, ишан, помирай! Говорят, ишану попасть Суждено в небесный рай. ... Даровой скопившие скот, — Что стращаете вы народ Побасенками про тот свет? Пред пророком и головы Не дерзающие поднять, Что о рае трещите вы, Точно этот рай увидать Удалось воочию вам? Богачу рассыпая лесть, Вы глумитесь над беднотой. ... 657 Простой народ эксплуатировали Манапы, баи и болуши, А культуру принесли И приобщили нас к ней русские. Объединили киргизов Вокруг себя русские (стр. 198). Если ты певец, будь, как солнце, Будь равным для всех народов (стр. 202). Значит, праведник и святой Тоже любят вкусно поесть?! Что попрятали лбы в чалмы? Люди высшего чина вы? ... Кто в тюрбан такой наряжен, Чем, скажите, отличен он От покрытых платками жен? Что б в умах рассеялась тьма, Сам народу, ишан, скажи, Не является ли чалма Только вывескою ханжи, Только признаком вечной лжи Богочтимых духовных лиц И оравы разбойной всей Вымогателей и вралей, Сочинителей небылиц?! ... Волостной, что яришься ты? А за что тобой так ценим Навестивший тебя ишан, Тут догадка моя верна: Бел как снег ишана тюрбан, А душа, как твоя, черна. Ты — сообщник его прямой, Потому за него и радел, Что прикрыта белой чалмой Чернота ваших гнусных дел! (Стр. 147—148) Если народ объединится — получится море, Если море взбунтуется — хлынет поток (стр. 100). Безделье жалкое забудь, Трудом начни по жизни путь, Лишь в созидательном труде Для человека — жизни суть (стр. 168). Признак плохого человека — Он о себе только печется, Признак хорошего человека — Он с думой о народе живет (стр. 173). На подлость не пойдет джигит, Он прост и сдержан, лишних слов Для праздных не найдет джигит (стр. 175). Вижу рядом: казах, Русский, киргиз, узбек. Вижу: стоят вокруг Несчастные, как и я, Каждый мне брат и друг, Узники, как и я (стр. 196). 658 Будучи сосланным в ссылку, Нашел я родных среди русских. Когда ругали меня солдаты, Заступились Семён и Харитон ... ТАДЖИКИСТАН О РУССКОМ НАРОДЕ1 Хотя по национальности

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн