и религии Россия (русский народ) отличается от нас, но в дружбе, искренности и человечности она (он) выше всех.
Если это искусство осуществится, тогда для народа создадутся всеобщее спокойствие и благополучие.
Никто легко не откажется от своего имущества и охот¬но не отречется от того, что имеет. Для установления этого порядка прольются моря крови.
дониш
Ахмад Дониш (1827—1897) — выдающийся ученый, писатель и общественный деятель — выступил как защитник народных интересов, противник феодальной аристократии и господст-ва мусульманского духовенства. Пребывание Ахмада в России (трижды ездил в Москву и Пе¬тербург в качестве секретаря по-сольства бухарского эмира) и знакомство с жизнью и культу-рой русского народа убедили его в необходимости коренных изме¬нений в социальной структуре родного края. В своем произве¬дении «Редчайшие происшест¬вия» он говорит о необходимости изучения русского языка, опи¬сывает достижения русской на¬уки, с восторгом отзывается о деятельности научных учрежде¬ний России, предлагает про¬вести ряд реформ, призванных ограничить власть монарха, превратить Бухарский вмират в «просвещенную конституцион¬ную монархию».
В своих философских и об-щественно-политических взгля¬дах Ахмад Дониш оставался идеалистом.
Выдержки ив произведения А. Дониша «Редчайшие проис¬шествия» подобраны автором вступительного текста Ш. Ф. Ufa-медовым по изданию: «Материалы по истории прогрессивной общественно-философской мысли в Узбекистане». Ташкент, 1957.
660
ОБ ОБЩЕСТВЕ, О ПРАВИТЕЛЯХ БУХАРЫ
Мне говорил один мудрец, что шаху Приличествует по его размаху Дворцовые открыть широко двери Для тех, кто сведущ в красоте и вере: Философу, во-первых, ибо он Грубинами познаний умудрен; Врачу затем, чья колдовская сила Одним дыханьем счастье приносила; Затем за врачевателем идет Провидец будущего — звездочет; Потом певец, которого мы ценим За то, что душу облегчает пеньем; Потом писец, чья сладостная вязь Между людьми установляет связь; И, наконец, поэт, что дивной песней Нас приобщает к высоте небесной Наличие любого из людей, Подобных этим, — украшенье царства. Властитель! Их душою овладей — И ты добьешься возвышенья царства. Ведь ясно для раба и для царя, Что дар людской дороже янтаря, И никакое серебро и злато Не будет здесь достаточною платой.
Мангитские властители захватили в свои руки кор-мило правления и самовольно завладели всем, что им заблагорассудилось: из очага вдовы похищали они огонь, а из благотворительных фондов — зерно, и все обращали на потребу своему брюху и на разврат. Среди власть имущих процветали пьянство, азартные игры, кутежи и разврат, а бедному люду податься некуда было. Ни ох-
661
нуть, ни вздохнуть крестьянину и городскому труженику от бремени поборов и пресса насилия.
Эмир и визирь, отцы духовные и сановники — все они одна шайка, и рука руку моет. Ты, читатель, спрашива¬ешь, каков же сам эмир — повелитель правоверных, каков же сам султан? Присмотрись и ты увидишь: развратник и тиран, а верховный казий (судья) — обжора и ханжа; таковы же и бессовестный раис (блюститель нравствен¬ности) и начальник полиции — вечно пьяный картежник, атаман всех воров и разбойников с большой дороги (стр. 284-286).
Эмир не должен пренебрегать расследованием преступ¬лений губернаторов и насилий чиновников. Эмир не дол¬жен также вручать угнетателям с волчьим нравом власть над угнетенными подданными. Когда же обнаружится на¬силие или преступление кого-либо из них, он должен подвергнуть его тяжелому наказанию в назидание дру¬гим. Пусть он также не довольствуется тем, что сам не творит насилия, а да призывает к справедливости и под¬чиненных и не соглашается на насилие, ибо за насилия их спросится с него самого.
… Этих повелителей, которых ныне называем его вы¬сочеством эмиром и господином визирем… в соответствии с каноном шариата, ежеминутно следовало бы ниспровер¬гать, и никому не следует подчиниться их приказаниям, и никто не будет считаться бунтовщиком или мятеж¬ником.
Если, допустим, все люди станут масонами, порядок в государстве расстроится, люди станут неустойчивыми в работе, не будут знать, что предпринять, и мир разру¬шится, станет опустошенным. При таком характере ни один человек не будет нуждаться ни в какой работе и вещах, достаточно, если при нужде «братья» масоны дадут подаяние.
Необходимо щедро уравнять людей — в этом и состоит постоянное благо.
Имущество является осью жизни общества… Все люди мира в разных формах прилагают усилия для приобрете¬ния имущества.
Султан является как бы садовником. Всевышний дает мировой сад такому человеку, который может держать этот сад в цветущем состоянии. Не имеет значения, без-
№
божник будет такой человек или верующий. Важно, чтобы садовод был мужем, знающим дело благоустройства сада, и умел очистить его от вредных и мешающих сорня¬ков.
У государя слова не должны расходиться с делом. Если государь будет говорить одно, а делать другое, то народ тоже может двурушничать. В таком случае друзья окажутся расколотыми, а враги объединенными.
Довольно терпеть существование варварских эмиров, нерадивых улемов и развращенных, беспечных вои¬нов.
Будет великая битва, и произойдут поразительные из¬менения.
Если человек существует по предопределению свыше для того, чтобы поклоняться богу, то почему же бог не сотворил человека уважающим его? Если человек создан для того, чтобы строить, то зачем же ему нужно еще учиться и иметь желание к ремеслу? Иными словами, если бог, создавая человека, заранее предопределил ему судьбу строителя, то почему же не одарил он человека сразу же, от рождения, уменьем строить? Зачем нужно, выполняя предопределение бога, обучаться еще каким-то профессиям? Почему человек не рождается плотником, каменщиком, землекопом и т. д.?
Если действительно религия и набожность есть про-явление законов шариата на практике, то почему ученые не удовлетворились ими? Почему они днем и ночью спе¬шили написать книги и завещания, различно истолковы¬вая религию и религиозность?..
Если действительно религия и набожность есть основа законов шариата, то почему дела и действия наших уче¬ных авторитетов не соответствуют этим законам? Не мо¬жет быть, чтобы все люди заблуждались и ошибались одинаково.
При господстве эмиров невозможно быть справедли-вым. Насилия, притеснения, лицемерие становятся неиз-бежными, судьи выносят угоднические решения в пользу султана, осуществляя волю богачей… поощряя притесне¬ния и ограбление жителей. Можно сказать, что судебное разбирательство не имеет ничего общего с честно¬стью.
Благочестивые поступки не могут заполнить пустого желудка человека, не имеющего определенной профессии.
663
ТУРКМЕНИЯ
Много раз мы видели, что с неба, кроме дождя и снега, ничего не падает, а они, фанатики, бездельники, ожи-дали, что с неба будет сыпаться зерно.
Кто будет только молиться богу, того встретят уто-мительные затруднения и он погибнет от неутолимого голода.
Не верьте обещаниям, не довольствуйтесь законами шариата и не думайте, что рай предназначен для мусуль¬ман, а ад для немусульман, что на том свете покорные исламу не попадут в ад благодаря заступничеству про¬рока (стр. 284—286).
КЕМИНЕ
Мамедвели Кемине (1770—1840) — выдающийся туркменский позт-сатирик и мыслитель. Свои философские и общественно-поли-тические взгляды он выразил в бессмертных сатирических сти¬хах. Хотя Кемине основной во¬прос философии решал в це¬лом с позиций объективного идеализма и не был атеистом, в его духовном наследии име¬ются многочисленные элемен¬ты стихийного материализма и наивной диалектики. Лучшие его произведения проникнуты антиклерикальными, антифео¬дальными, демократическими идеями. Для общественно-по¬литических взглядов Кемине характерны разоблачение со¬циального неравенства в тог¬дашнем туркменском феодаль¬ном обществе, твердая вера в возможность избавления тру-дящихся масс от нужды и лишений, призывы к борьбе за счастливое будущее наро¬да. В области этики Кемине отвергал аскетизм, подвер¬гая критике праздную жизнь представителей эксплуататор¬ских классов, нравственный смысл жизни видел в ра¬зумном пользовании всеми благами жизни, проповедовал идеи патриотизма и гуманизма. Заслуживают внимания эстетические воззрения Кемине. Общественное назначение и задачу искусства он видел в служении интересам народных масс. Высшая красота мира для Кемине — это человек, а проявляется она прежде всего
665
? благородстве его поступков. Носителем прекрасного является в первую очередь простой человек-труженик.
Из произведений поэта-мыслителя до нашего времени дошли лишь около 40 стихотворений. Ниже приводятся отрывки из них по изданию: К е мине. Стихотворения. М., 1968. Подбор отрывков, вступительный текст и примечания Т. Хыдырова.
СОЦИОЛОГИЯ И ЭТИКА
У меня сто болезней и тысяча бед, Тяжелей всех на свете забот —
Нищета.
Скорбь искала меня и напала на след. Без конца караваном идет
Нищета.
… Говорит Кемине: тех — казной золотой, Этих — жизнь наделяет сумою пустой. Ты не рвись, мое бедное сердце, постой, Будет время — от нас отойдет
Нищета
(стр. 3—4). Научился я — крепче воска
Приставать с мольбой своей. Я — ступень под ногами баев,
Я — песчинка среди степей. Пуще хума заимодавец
Дуться будет: «Плати скорей!» Гадок вор, низка потаскуха,
Бай, поистине, всех подлей. Богом проклят, нигде поныне
В счет людей не входил бедняк … Баям * — только богатство мило,
Край отцовский мил беднякам. Кто садится в две лодки сразу —
Достается речным волнам. Дочку нищего хочет всякий, И она пойдет по рукам. Кемине голодает, люди!
В жилах дым с огнем пополам, —« И его забудут в пустыне,
Чтобы заживо сгнил бедняк
(стр. 7-8).
Доверься разуму, покуда он с тобой. С драконом в бой пойдешь — горой за правду стой, Злоречие в родстве с презренной клеветой. Не будь же злоречив и бойся праздных слов! Лжецы-наставники и неучи-муллы, Вы бросили ислам в пучину душной мглы. «Мы просветители!» Бесхвостые ослы, Глаз не дает сомкнуть ваш сумасшедший рев. Попрали знание властители наук И от поганых яств не отрывают рук;
666