Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

народ добычею воров. Ребенка малого избрали старшиной, Пыль бородой метут пред байскою мошной; Бедняк для них — баран, а нищий — пес дрянной, Их суд страшит сирот и беззащитных вдов.
Дервиш и скуп и нагл, а мы святым отцом
И благодетелем обманщика зовем.
Жезл Моисея крив пред истинным путем;
Прямей стрелы мой путь, и правда — мой покров. Пускай лицо в муке — еще не мельник ты. Чалма на голове, но злой бездельник ты. Когда бы ты своей страшился пустоты, Не множилось бы так число людских грехов!
Поститься нам велишь — и пальцы в жир суешь,
Возьмешь последний грош — и прямо в рай пойдешь.
Дутарщика 2 зато навеки в ад пошлешь,
О пир, наставник наш, любитель мертвецов! Ты хитрости достиг невиданных высот, О мерзостях твоих не ведает народ, Кто разгадал тебя, тот грешником слывет, Ты молишься, а сам проклясть меня готов.
Моих проступков бог и тот не может счесть,
Но он простит меня: я помню стыд и честь.
Кто, Кемине — кяфир 3? Ты сам кяфир и есть.
Ад ждет тебя, — ты, пир, на склоне дней таков!
(Стр. 9—10)
Вы лжесвидетель, — так трубит молва. О мой радетель! Ведь ‘она права! Вы продаете ложные слова Кому продать случится,
Мой казн!4
Вас похвалою Кемине убьет. Скажу: вы — клевета на мой народ. У бедняков — расплаты час придет! — Враждой пылают лица,
Мой казн!
(Стр. 11-12)
Хорошо прожить на свете долгий век, И еще пожить немного
Хорошо.
Твоему ли будет сердцу, человек, У последнего порога
Хорошо?
Неуч в перстень вставит криво самоцвет; До высоких дел злодею дела нет; ? Вдалеке от наших горестей и бед Вольной лани быстроногой
Хорошо
(стр. 13).
Спешите, юноши, на этот мир взглянуть: Воспоминание блаженных лет
Останется.
667

Играйте, милые, любите дольный путь, И капля радости в пучине бед
Останется. …
И скажет Кемине: сомненья нет, умрешь, Измученную плоть сухой земле вернешь, Твою казну возьмут и взвесят каждый грош. Но сыновьям твоим весь этот свет
Останется
(стр. 17).
Друзья! Настал нелепый век. Зло подле человека
Ходит.
Быком по миру ходит бек, Бедняк в ярме у бека
Ходит.
Сам станешь вором, вора скрыв, Судья наш — крив, наставник — лжив! Там, где ходил прямой элиф 5. Согнувшись, дал «-калека
Ходит.
В лихие наши времена И зрячим правда не видна. Пир ‘— настоящий сатана. Муфти — к девчонке некой Ходит.
Доносчик в каждый дом проник, И в клевете погряз язык, И Кемине уже привык, Что грех главою века
Ходит
(стр. 20—21).
Ужели Кемине за правду выдаст ложь? Он говорит в глаза — кто плох и кто хорош
(стр. 26).
Правят б»и пустынной страной. Мне отечество стало тюрьмой. Счастье нас обошло стороной
(стр. 38).
Я влюблен, молчать не могу. Плачь, певец, онемей
В тоске.
Я заснуть опять не могу. Роза! Твой соловей
В тоске. …
Живописцы нашей земли
Дорогой кармин извели —
Воссоздать тебя не могли.
Ты мне солнца светлей .
В тоске
(стр. 42—43).
Сын праха ни добра, ни зла еще не ведает в год. Отца и мать среди чужих дитя двух лет узнает.
668

В три года, если бог судил, оно язык обретет,
В четыре будет знать родных и близких наперечет.
В пять лет к цветенью своему, как роза весной,
Придет.
Научишь сына говорить лет в шесть иль семь «бисмилла» 8. Ученым воду подавать и чтить благие дела, Чтобы к восьми его рука с пером к бумаге пришла И книга правды в девять лет развернута им была, — К Познанью истины твой сын дорогой прямой
Придет…
И если к тридцати пяти не сгубят злоба и месть, Народа-солнца стать главой счастливцу выпадет честь. Все совершенства к сорока должна ему жизнь принесть. Народу хорошо, когда надежный защитник есть, К жилищу доброго народ с нельстивой хвалой
Придет
(стр. 66).
ЗЕЛИЛИ
Курбандурды Зелили (1790—1844) — туркменский поэт-мысли* тель, близкий по духу Кемине. Творчество Зелили проникнуто духом протеста и непримиримого отношения к угнетению и со¬циальной несправедливости. Поэт подвергал критике нравы фео¬далов и духовенства, прославлял труд, проповедовал идеи чело¬веколюбия и справедливости. Почти все произведения Зелили посвящены вопросам общественной жизни. Критикуя феодальный произвол и социальное угнетение, поэт указывал, что источни¬ком бедности и политического бесправия трудящихся является эксплуатация, ограбление их со стороны беков, ханов и ишанов. Существующий строй можно улучшить, по мнению поэта, если во главе государства будут стоять справедливые правители.
Фрагменты из стихотворений Зелили подобраны автором дан¬ного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по следующим изда¬ниям: 1) К. Зелили. Отчизна моя. Ашхабад, 1948; 2) »Классики туркменской поэзии». Ашхабад, 1959; 3) К. Зелили. Избранные стихи. Ашхабад, 1940.
ЭТИКА И СОЦИОЛОГИЯ
Зелили в жизни познал горе, нужду и печаль. Путь-дороги своей не сыскал я, Быстроногих коней не седлал я, Хлебом-солью гостей не встречал я, Да и сам не попал в счет друзей. … Только бедность всегда за плечами, Только нищие в дверь стучали. С легким сердцем, без горя-печали, Не встречал я ни дней, ни ночей
(1, стр. 73).
669

Как стадо, народ беззащитный погнали, -^ И горы от стонов людских зарыдали, Заплакали тучи, от криков дрожали Земля, небо, солнцевесь свет, Сейди! Страна изобилья, что стало с тобою? Я плачу — и ты плачь, поэт Сейди!
(1, стр. 64, 65)
В ней сердце отрада, в ней глаз моих свет, На что мне жизнь, если родины нет
(1, стр. 30),
Одна мне в недоле сияет мечта: Тебя жаждет сердце, отчизна моя! Атрек, Гурген — о родные места! Тебя жаждет сердце, отчизна моя!
(1, стр. 59)
Жизнь наскучила мне в чужой стороне, Что ни ночь, вижу степь родную во сне
(2, стр. 123)
Садовников новых я вижу вдали, Насильники-ханы исчезнут с земли. И вспомнит свободный народ земли, И скажет он рабству, ликуя, прощай!
(1, стр. 3).
Муллы восхваляют загробный нам мир, Оставили бы нас жить здесь, ведь наш светлый, Прекрасный мир лучше
(1, стр. 44).
Добро — когда здоров и телом и душой, Дыши — другого, знай, дыханья не дано
(1, стр. 15).
Как бог нас там встретит, неизвестно нам, Ищи земное, поспеши к пирам, Что пожелал, исполни тут, не там: Ешь, джигитуй, умей подруг любить
_ (3, стр. 23).
У нас дела все хуже, что ни год, Лишь о себе все люди думать стали. Число постыдно-скверных дел растет, Обычаем разврат и ссоры стали
(3, стр. 57).
Кто друга на земле найдет, Того он братом назовет. В часы веселья и невзгод В советах друга узнаем
(3, стр. 20).
.0 том лишь говори, поэт, что знаешь ты; Не допускай в уста ни лжи, ни клеветы. Кто родине своей все посвятил мечты — Тем, Зелили, любостяжанья не дано
(1, стр. 15).
670

МОЛЛАНЕПЕС

Моллаиепес (1810—1862) — известный туркменский поэт-мыс* лителъ. В его творчестве отражены особенности исторического развития туркменской литера¬туры U общественной мысли. В многочисленных лириче¬ских стихотворениях, а также в знаменитом дестане «Зохра и Тахар» получила свое яр¬кое отражение жизнь турк¬менского народа того време-ни. Дестан «Зохра и Тахар» проникнут смелым протестом против гнета феодально-кле¬рикальной верхушки, про¬тив представителей мусуль¬манского духовенства, стра¬стной защитой трудового на¬рода.
Мировоззрению Моллане-песа, в основном идеалисти-ческому, были присущи неко-торые элементы материализ¬ма, сложившиеся под влия¬нием фольклора, а также его личного жизненного опыта. В противоположность религии Молланепес воспевал реально существующий, земной, мате-риальный мир.
Фрагменты из стихотворений Молланепеса подобраны авто¬ром данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изда¬нию: «Очерки истории туркменской философии». Ашхабад, 1970.
ЭТИКА И СОЦИОЛОГИЯ
Места, где мы живем, — край мук, страданий и слез
(стр. 328).
Проснись ты, сын человека, не спи ты так спокойно. Ведь на языке твоем яд разведен, у тебя нет
нормальной жизни, Когда же достигнет своей цели, всего лишенное
сердце мое?
(Стр. 131).
Подлец наслаждается скандалом, Но, когда ему скажешь: пойдем на народное дело, Он откажется наотрез …. У завистника, скупца выйдет вся душа, Если им скажешь «дай», но Вновь воскреснут они, если услышат слово «возьми»
(стр. 21).
671

Запомни каждый: в любой работе умелым будь!
Не спутай друга с врагом, всегда занят делом будь!
Могучим, свежим всегда душою и телом будь!
Чем век верблюдицей быть, хоть год нером смелым будь!
Враждующих не дразни и к драке не подстрекай,
Но, усмирив одного, схитрить другому не дай;
Не трусь, а струсил — беги, не падай, не уставай!
К ничтожному «джан ага» в безумии не взывай!
Чем век верблюдицей быть, хоть год нером смелым будь!
Непес, чтобы лучше быть — храни высокий завет:
У нищих и у менял просить не вздумай монет!
От просьб таких станет вмиг тебе не мил божий свет,
Не дано мужу зачать, он не родит и в сто лет,
Чем век верблюдицей быть, хоть год нером смелым будь!
(Стр. 215-216).
Соловья взяв для роз,
Богатства казны для рабов,
А яхонт для народа,
Отдать все это им мечтаю я
(стр. 46).

УЗБЕКИСТАН
БЕРДАХ
Видный каракалпакский поэт и мыслитель Бердымурот Кар’ гобой улы (литературный псевдоним Вердах) (1827—1900) полу¬чил первоначальное образование в религиозной школе-медресе, хорошо знал историю восточной литературы. В главном произве¬дении поэме «Ахмак-подшо» («Царь-самодур»), в которой более трех тысяч строк, Бердах размышляет о несправедливом устрой¬стве окружающего мира. Бердах — певец народа, выразитель его чаяний и стремлений. Заслуживают особого внимания высказы¬вания Вердаха о народе, о роли поззии и поэта в обществе.
Фрагменты из стихотворений Бердаха подобраны автором данного вступительного текста Ш. Ф. Мамедовым по изданию: Бердах. Избранные произведения. Ташкент, 1951.

О СВОЕЙ ЭПОХЕ
Петля нужды сдавила людям горло. Мне трудно говорить, и стих не вяжется, Будь проклят мир!.. В груди дыханье сперло. Земля мне сморщенной ладонью кажется!

Нет правды в сердце у царя и бека, Нет счастья у простого человека. Тот мир, где я влачу остаток века, Несправедливым мне и лживым кажется.

В селеньях наших — холод и разруха. И голоден бедняк, и счастье глухо. Бездельник-бай наращивает брюхо, Но брюхо скоро лопнет — так мне кажется
(стр. 31-33).
673

Если не будешь работать, как вол, Не проживешь в наше трудное время. Если ты счастья досель не нашел, То не найдешь в наше трудное время.

Утки, и те улетели с болот. Время тяжелое, стонет народ. Семьи разбиты. Мне жалко сирот! Сумрак покрыл наше горькое время.
Подлым в жестокости нету преград. Делают с бедными все, что хотят. Честные люди без хлеба сидят. Ложь без границ в наше лживое время!
(Стр. 22-23)
О НАРОДЕ
Бердах, да будет звучен голос твой. Ищи слова, о жизни песню пой. Будь чист и пред людьми, и пред собой. Насколько хватит сил — служи народу!

В народе — сила и мечта твоя,
Ты вне его не мысли бытия.
В какие б ты ни заходил края,
Свой труд и жизнь свою отдай народу!

Батыр батыра за собой ведет,
Свои слова он обращает в мед —< Его устами говорит народ... Он — сын народа; он — слуга народу! Достойные народу отдают Все без остатка — разум свой и труд. Родной народ свой

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн