84
саженью вымерять свой дом или поле; равным образом недостоин такой имени философа, который отчасти может изъяснить причины нескольких вещей, с ним ежедневно встречающихся, но разве который приобрел навык и лег¬кость судить о представляющихся нам вещах правильно и достаточно и который удобно может усматривать, что в какой вещи может быть почтено за истинное, и таковые свои рассуждения твердо доказывать.
§ 6. Однако ж сие понятие о философии будет очень пространно, так что философия должна бы была в себе заключать все основательные о вещах познания, какие только люди иметь могут. То есть она бы долженствовала содержать в себе все человеческие сведения, науки и ху¬дожества, какового, однако ж, философа по причине огра¬ниченности человеческих способностей никогда не было и не будет. Почему и должно понятие философии несколько ограничить, .естьли желаем иметь постоянное и отличи¬тельное понятие об оной -яко об особой науке. Для того, судя по нынешнему состоянию и содержанию философ¬ских наук, можем мы назвать философию системою тех сведений, которые человеку яко человеку знать нужно для снискания благополучия. Сие определение весьма сходст¬вует с греческим и древним оной наименованием филосо¬фии, которое означает любовь или старание о мудрости, ибо естьли хотя немного вникнуть, то мудрость есть не что иное, как умение достигать благополучие.
§ 7. Но что человеку нужно для того, чтобы он знал, в чем состоит его благополучие и как его достигнуть? То, чтобы он ведал свою природу и природу тех вещей, посреди коих он находится, чтобы правильно мог усма¬тривать соотношения между собою и оными и дабы, на¬конец, оттуда вывел для себя правила и образец своих поступков.
§ 8. В сем намерении человек может предложить себе сии вопросы: кто я? где я? откуда я и прочие окружающие меня вещи? к какому концу я от природы назначен? что мне должно делать, дабы достигнуть сего конца? Сими предметами должна заниматься философия, естьли не дол¬женствует быть причисленною к наукам тщетным и бес¬полезным.
§ 9. Итак, вся философия разделяется на две главней¬шие части: то есть на теоретическую, или умозрительную, которая предлагает о свойствах вещей, и практическую,
85
или деятельную, которая содержит в себе правила и на¬ставления, как поступать и жить, основанные на истинах, в теоретической части открытых.
Равным образом части философии различаться могут так, что одна заниматься будет рассуждениями о чело¬веке, которая и называется посему антропологиею, а дру¬гая — вещами, находящимися вне его. Та, которая трак¬тует о вещах, чувствам подлежащих, известна под именем физики, а которая занимается изложением того, что мы познаем посредством одного разума, и которая изъясняет главнейшие понятия вещей и рассуждает о внутренней их природе, которая предлагает главнейшие истины о есте¬стве мыслящих существ, о мире, вообще взятом, и о боге, называется метафизикою и разделяется на четыре части: на онтологию, пневматологию, космологию и богословию естественную.
Часть антропологии, коей предмет есть изъяснение сил и способностей души человеческой, называется психоло¬гией; та часть оной, которая особенно показывает упо¬требление способностей разумных и способ, как ими управ¬лять, называется логикою, а которая преподает правила управления и исправления воли, называется ификою. К сим причисляется естетика, основанная на началах предыдущих наук и которая трактует о чувствова¬нии высокого и изящного, свойственном естеству че-лов-ека.
Другая часть антропологии, имеющая предметом своим тело человеческое, называется вообще врачебною наукою; и часть оной: 1) показывающая строение и состав тела человеческого, — анатомиею; 2) которая изъясняет свой¬ство и действия частей тела человеческого, — физиоло-гиею; 3) которая научает как сохранять здоровье, — дие¬тетикою; 4) которая научает способам излечения болез¬ней, собственно врачебною наукою называется. Впрочем, вся медицина, так как и физика, по причине обширности материи ныне от философии отделяется и составляет осо-бенную науку. Что касается до практической философии, та часть оной, которая показывает первоначальные осно¬вания законов и нравственности, называется первоначаль¬ною нравственною философиею; а которая изъясняет за¬коны и права, непосредственно выводимые из естества человеческого, — правоискусством или правосведснием естественным; которая же изъясняет главные правила
86
благоразумия, которые человек в обращении с другими наблюдать должен, — политикою; которая показывает должности и «права людей, живущих в простом обществе и составляющих фамилию, — правоискусством семействен¬ным; которая показывает должности и права людей, жи¬вущих в гражданском обществе, — правоискусством граж¬данским; которая, наконец, изъясняет должности и права людей, которые составляют между собой общество, учрежденное для отправления должностей религии, или благопочитания, называется правоискусством цер-ковным.
§ 10. Философия от богословии откровенной различе¬ствует не содержанием, или матернею, которая в обеих есть почти та же, то есть чтоб показать человеку путь к достижению благополучия (выключая то, что » бого¬словии более говорится о вечном, нежели о временном благополучии), но основанием удостоверения. Ибо откро¬вение утверждается на слове божием, людям проповедан¬ном, а философия — на одном ‘только человеческом разуме и опытности и на основывающихся на них умозаключе¬ниях. И потому чтоб философия соответствовать могла своему наименованию, то отнюдь не должны в философ¬ских рассуждениях помещаемы быть вместо резонов Ка¬кие-либо убеждения, взятые со стороны уважения чьего-либо, а наипаче человеческого, но паче все в оных долженствует сколько возможно быть доказываемо до-водами, из рассматривания естества вещей заимствуе-мыми.
§ 11. Из самого определения философии и содержания наук, заключающихся в оной, довольно уже видно ее упо¬требление и польза, хотя не можно отвергнуть того, что философия часто бывает сама на себя не похожею и лю¬дям вредною. Чему причиною бывают те, которые, нося на себе имя философов, часто употребляют во зло свой ум, или надмеру полагаясь на разум человеческий, кото¬рого слабости и ограниченности никто не признать не мо¬жет, или слишком ему не доверяя, или требуя от него излишнего и превышающего силы человеческие; или кои, не имея пристойного философического таланта, вмеши¬вают в свои рассуждения много ненужного и бесполез¬ного; или, наконец, кои, увлечены будучи порочными страстями, стараются сделать философию рабою и ору¬дием нечестия (стр. 28—35).
87
Николай Владимирович Станкевич (1813—1840) — представи¬тель дворянских просветителей 30-х годов, поэт, публицист и фи¬лософ. В созданном им (первоначально при Московском универ¬ситет«) кружке (1831—1839 гг.), имевшем философско-этическую и эстетическую направленность, формировались его взгляды, полу¬чали гласность его произведения. Краткая, но чрезвычайно яркая жизнь Н. В. Станкевича связана была с такими деятелями русского просвещения, как М. Г. Павлов, Н. И. Надеждин (профессор Мо¬сковского университета), П. Я. Чаадаев, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Н. Гранов¬ский, М. А. Бакунин и др. Влияние на него каждого из них было значительным, хотя нельзя отрицать также силь¬ное на него воздействие Фих¬те, раннего Шеллинга и Ге¬геля. Он никогда не был «ор-тодоксальным гегельянцем», как это стремилась доказать русская буржуазно-дворян¬ская историография, был во многом глубоко оригинальным мыслителем, живо откликав¬шимся на идейные запросы своего времени.
Объективно — идеалистиче¬ские взгляды Станкевича со¬держали выразительные эле¬менты дуализма—следы влия¬ния деизма М. Г. Павлова, а преобладание эстетико-эти-ческого интереса в них крас-норечиво свидетельствовало о прямой связи и с идейными
позициями Н. И. Надеждина. Отсюда подчеркнутая идея его воз-зрений: философия является знанием общего, средством раскры¬тия общих законов. Духовная сущность этих законов составляет Красоту и Разум, Целесообразность и Совершенство всего сущего, выраженного в Жизни и Человеке (см. «Моя метафизика», 1838 г.). Задачей философии, считал Станкевич, является выработка цель¬ного миросозерцания, системы убеждений, необходимых «для жиз¬ни и души». И именно здесь им делался вывод: философия обязана находить путь в область общественную, практическую, освещать своим светом все проявления жизни: деятельность Человека, его духовные ценности, науку, искусство. Противоречивость своих взглядов Станкевич сам понимал все глубже и глубже, к концу 30-х годов доходя до «новой степени»: «… дух жизни и деятельно¬сти» не дают ему «этого мертвого общего признать основою всего» *.
* Н. В. Станкевич. Стихотворения — Трагедия — Проза. М., 1890, стр. 180.
88
В трактате «Об отношении философии к искусству» (1839 г.) рас-крывается процесс духовной эволюции Станкевича от объектив¬ного идеализма к дуализму, процесс, оставшийся незавершенным (в силу неумения решать проблему соотношения общего и част¬ного), а затем и эволюция в направлении к антропологическому материализму.
Наследство Станкевича убеждает в том, что его мировоззрение 30-х годов развивалось в том же направлении, в каком оно разви¬валось у Белинского, Герцена и Огарёва.
Фрагменты из произведений Н. В. Станкевича подобраны авто-ром данного вступительного текста П. С. Шкуриновым по изда¬ниям: 1) Н. В. Станкевич. Переписка его и биография… М., 1857; 2) Н. В. Станкевич. Стихотворения — Трагедия — Проза. М., 1890.
ИЗ ПЕРЕПИСКИ С Я. M. H — Ъ.
… Бедный, больной, несчастный век! Но в его ранах столько прекрасного, столько человеческого, что невольно верится в скорое исцеление мира. Везде порывы святого чувства, везде борьба с под-лою жизнью; самоубийство, разврат, мистицизм — все это кипит в старой Европе и просит обновления, а дух жизни уже веет в уголках ее; верное, стройное’ мышление объясняет людям их назначение, восстановляет убеждения и обещает возрождение (1, стр. 201).
МОЯ МЕТАФИЗИКА
Природа существует (знание, основанное на вере в чувства). Ее существование обнаруживается постоянным поддерживанием самой себя — рождением. Жизнь природы есть непрерывное твор¬чество, и, хотя все в ней рождающееся умираот, ничто не гибнет в ней, не уничтожается, ибо смерть есть рождение. Не знаю, по¬чему говорят многие: в природе есть сила творящая; не знаю, как можно представить природу трупом, в который входит нечто чуж¬дое и одушевляет его; не знаю, почему не сказать — природа есть Сила, Жизнь, Творчество.
Целое природы составлено из неделимых; каждое неделимое живет на основании общих законов, есть часть общей жизни при¬роды. Одна и та же жизнь развивается в различных видах, но одинаково, по своим законам. В каждом неделимом жизнь эта дей¬ствует независимо от него, всегда почти без его сознания и всегда без его воли, повинуясь себе самой, своим законам, которые вечны и непреложны, следовательно, составляют сущность ее. Многие неделимые не сознают себя, но жизнь, во всех их распространен¬ная, сознает себя, ибо действует целесообразно (zweckmassig), следовательно, жизнь есть разумение. Итак, жизнь в целом есть разумение.
В целом природа есть разумение. С сим сознанием заря уте-шения восходит для человека; он не потерян в бесконечности тво¬рения, он выполняет наравне с прочими тварями жизнь приро¬ды. Но это не одно его назначение: он может возвышаться над видимым; он может восходить к разумению, отождествляться
89
(s’identifier) с ним; может проникнуть его законы, провидеть его цели, чувствовать красоту создания; он может верить, надеяться, любить. …
В человеке повторилась природа; в человеке жизнь, разумею¬щая себя в целом, уразумела себя отдельно. Следовательно, все отправления, все факты жизни должны быть фактами человека. Факт жизни один — жизнь, или: сама жизнь есть единственный существующий факт.