Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

народ не таков; мистическая экзальтация не в его натуре; у него слишком много для этого здравого смысла, ясности и положительности в уме, и вот в этом-то, может быть, огромность исторических судеб его в бу¬дущем. Религиозность не прививалась в нем даже к ду¬ховенству, ибо несколько отдельных исключительных личностей, отличавшихся такою холодною аскетическою созерцательностию, ничего не доказывают. Большинство же нашего духовенства всегда отличалось только тол¬стыми брюхами, схоластическим педантством да диким невежеством. Его грех обвинить в религиозной нетерпи-мости и фанатизме, его скорее можно похвалить за об-разцовый индиферентизм в деле веры. Религиозность проявилась у нас только в раскольнических сектах, столь противоположных по духу своему массе народа и столь ничтожных перед нею числительно.

Не буду распространяться о вашем дифирамбе лю-бовной связи русского народа с его владыками. Скажу прямо: этот дифирамб ни в ком не встретил себе сочув-ствия и уронил вас в глазах даже людей, в других от-ношениях очень близких вам по их направлению. Что касается до меня лично, предоставляю вашей совести упиваться созерцанием божественной красоты самодер¬жавия (оно покойно, да — и выгодно), только продол¬жайте благоразумно созерцать его из вашего прекрас¬ного далека: вблизи-то оно не так красиво и не так без¬опасно… …

Вспомнил я еще, что в вашей книге вы утверждаете за великую и неоспоримую истину, будто простому на-роду грамота не только не полезна, но положительно вредна. Что сказать вам на это? Да простит вас ваш ви-зантийский бог за эту византийскую мысль, если только, передавши ее бумаге, вы не знали, что говорили (стр. 467-471).

150

ПЕТРАШЕВСКИЙ

Михаил Васильевич Петрашевский (Вуташевич) (1821— 1866)—русский философ и социолог, видный деятель освободи¬тельного движения, глава и идейный вдохновитель кружка петра¬шевцев (вторая половина 40-х годов XIX в.). Сын врача, выходца, из мелкопоместной дворянской семьи. Учился в Царскосельском лицее, в 1841 г. в Петербургском университете получил диплом кандидата прав. М. В. Петрашевский — сторонник философии материализма, на формирова¬ние которого решающее влия¬ние оказали труды Герцена, Белинского, а также Фейер¬баха и французских материа¬листов. Сторонник утопиче¬ского социализма Фурье и Сен-Симона, он отвергал, од¬нако, реформизм последнего. В. И. Ленин подчеркивал, что от кружка петрашевцев ве¬дет свое начало революцион¬ная социалистическая интел¬лигенция.

С1845 г. главным образом на квартире Петрашевского начались знаменитые заседа¬ния кружка петрашевцев, на, которых обсуждались корен¬ные проблемы жизни той эпо¬хи. Центральным был вопрос об уничтожении крепостниче¬ства в России. В 1848 г. Пет¬рашевский вместе с Н. А. Спешневым и другими пы¬тался созвать тайное револю¬ционное общество и нелегаль¬ную типографию. В 1849 г.

общество «петрашевцев» было разгромлено царизмом, а его ак¬тивные участники были арестованы. Петрашевский, как и ряд других участников, был приговорен к смертной казни, замененной вечной каторгой, которую отбывал в Восточной Сибири, где и умер в возрасте 45 лет.

Наиболее крупными сочинениями Петрашевского являются: «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав рус¬ского языка. Выпуск второй» (1846 г.), «О значении образования в отношении благосостояния общественного», «Проект об осво¬бождении крестьян» (1848?), «Объяснение о системе Фурье и о социализме» (1849) и другие произведения. Важное значение для характеристики его мировоззрения имеют его переписка и следственные показания.

Отрывки из трудов М. В. Петрашевского подобраны автором данного вступительного текста В. В. Богатовым по изданию: «Философские и общественно-политические произведения петра¬шевцев». М., 1953.

151

КАРМАННЫЙ СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ, ВОШЕДШИХ В СОСТАВ РУССКОГО ЯЗЫКА

МАТЕРИАЛИЗМ. Материализмом называется, во-пер¬вых, такой взгляд на вещи, по которому все духовное, сверхчувственное, считается вымыслом, по которому че¬ловек есть не что иное, как усовершенствованное живот¬ное, не имеющее иной цели, кроме удовлетворения своих телесных потребностей, но отличающееся от прочих жи¬вотных искусством умножать и утончать эти потребности, предвидеть их и удовлетворять им с расчетом и сообра¬жением. Само собою разумеется, что этот взгляд свойст¬вен всякому неразвитому и грубому человеку. Внешний мир, видимая, чувствуемая природа поражает его преж¬де всего; он необходимо знакомится с нею, привыкает к физическим явлениям и научается даже объяснять их. Многие навек остаются с таким ограниченным взглядом, не подозревая, что кроме явлений, познаваемых телес¬ными чувствами, есть явления духовные, которые не за¬нимают пространства, которых нельзя ни измерить, ни ощупать, которые не поддаются ни зрению, ни слуху, ни обонянию, ни вкусу. Таковы, например, явления нашего воображения, памяти, ума, воли и т. д. … Это название материалистов, по-настоящему, идет только к таким лю¬дям, которые размышляли равно и о материи и о духе и уверились, что в мире нет ничего, кроме материи (стр. 125-126).

МИСТИЦИЗМ. … Мистицизмом называется целое учение, которого сущность заключается в убеждении в недостаточности обыкновенного пути познания (посредст¬вом анализа и синтеза) и в возможности другого, высшего познания, которое открывает нам мир тайны. Мистицизм в этом смысле есть величайшее заблуждение, существую¬щее с незапамятной поры и более всего препятствующее успехам человеческого ума. Всего неосновательнее в нем то, что, отказываясь от обыкновенного пути разума, мистики хотят, чтобы мы считали в высшей степени разумным то, что создает их воображение, что не основано на опыте, что противоречит всем убеждениям разума. Нель¬зя не согласиться, что человеческое познание ограничено, как и все человеческое; но как бы ни был слаб наш разум, все-таки мы не можем иметь убеждений, противоречащих

.152

его доводам. … Мистицизм есть система нелепая и сама себе противоречащая (стр. 146—147).

МОДА. Свойство природы человеческой, многообра¬зие ее требований, постоянное их развитие, неподавимое никакими формами общежития, хотя бы оно было осно-вано на безусловных началах квиетизма …, побуждая человека к вечному прогрессу и движению, делает для него опостылыми издавна установленные формы быта общественного; заставляет его не довольствоваться од¬нажды придуманными способами удовлетворения его по-требностей, но заботиться непрестанно об отыскании новых, более соответственных с его природою (стр. 149). МОРАЛЬ. Принимая в смысле нравоучения, есть со¬вокупность правил, признаваемых за истинные в извест¬ном обществе (или между последователями ее учения) и служащих для руководства при определении практи¬ческой годности человеческих деяний. Истинная мораль, или нравоучение, — одна; ею может быть названа только та, которая выводит свои положения не из многих пред¬положений априорических, по-видимому, необходимых для успокоения духа человеческого, но из опытного ис¬следования природы человеческой и строгого анализа всех ее потребностей, — та, которая, не отвергая ни од¬ного из ее, по-видимому, противуположных, но тем не менее нормальных (см. это слово) требований, ставит в священную обязанность всякому человеку всестороннее их развитие. Таково должно быть истинное человеческое нравоучение. Но от него весьма далеко отстоит большая часть нравоучений, имеющих силу в различных общест¬вах. Так, положительных моралей, или нравоучений, бес¬численное множество, и все они изменяются соответст¬венно местным религиозным, политическим и социальным убеждениям и вообще направлению духа времени и общественного развития. Отличительная черта всех поло¬жительных нравоучений, преимущественно основы¬вающихся на религиозных учениях, есть односторонность, или исключительность и нетерпимость. Главнейшие нрав-ственные учения были: рационализм, эвдемонизм, стои¬цизм, материализм, модерантизм и др. (стр. 165).

НАТУРАЛЬНЫЙ И НАТУРАЛЬНОСТЬ. Все явле¬ния в природе совершаются соответственно определен¬ным законам. Законы эти для разных родов существ или предметов различны; этими-то, так сказать, специаль-

153

ными законами и определяются формы жизненного раз-вития разных существ природы. Для означения соот-ветственности их жизненного развития с таковыми специальными законами употребляются слова натураль¬ный и натуральность. Первое выражает собственно, что такой-то предмет соответствует вполне в формах своего развития этим законам, второе означает вообще самую идею таковой соответственности, без отношения к ка¬кому-либо определенному предмету (стр. 184—185).

НАТУРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ. Это выражение во¬обще употребляется для означения состояния какого-либо предмета, соответственного с законами его природы. В этих случаях оно заменяет слово природный и естественный. В смысле более тесном выражение «натуральное состоя¬ние» употребляют для означения естественного и перво¬бытного состояния человечества. … Нам, их потомкам, разубежденным действительностию и опытами в их за¬блуждениях, может показаться смешным то, что они, худо поместив их идеал благосостояния человеческого, хотели вместить в рамки прошедшего грядущее разви¬тие человечества, влить живое и живущее своей органи-ческой жизнью в мертвые формы отжившего, приняли мертвое за тип совершенства для всего одаренного жизнью. Они забыли, что в природе ни для чего нет полных по¬вторений, нет воскрешения, полного воспроизведения форм, однажды отбывших свою чреду. К распространению такового понятия о натуральном состоянии человечества всего более содействовал Ж. Ж. Руссо. … Жизнь всего в природе обнаруживается и действительно состоит в бес-прерывном преобразовании внешних форм, замене одних явлений другими. В этом смысле все, одинаково мысля¬щие с Руссо, правы, утверждая, что преобразование об¬щественного быта соответственно требованиям природы человека безусловно нужно и что оно действительно по¬степенно происходит вследствие самого развития общест¬венного быта, и совершение этих преобразований в нем есть sine qua non ‘ для самого его существования. Но они неправы в том отношении, что утверждали, будто бы тип, идеал, первообраз общественного благоустройства и чело-веческого счастия должно искать в мире прошедшего, а не в будущем. …

НАТУРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯиначе философия природы. Введение этого названия, как бы для означения

154

особой науки, принадлежит Ньютону. Эта наука уже предполагает заранее установившимся правильное фило¬софское воззрение на природу …, ‘собственно говоря, философия природы есть не что иное, как всестороннее, систематическое представление или стройное прослеже-ние этого воззрения на природу во всех ее явлениях, или наука о природе в обширном значении этого слова. В этом смысле оно противуполагается простому, наглядно¬му, эмпирическому ведению природы и вмещает в себя самую философию (стр. 189—191).

НЕОЛОГИЯ. … И не стратегии и тактике Наполеона, а силе сжатого пара суждено преобразить землю и возвы¬сить человечество!

Развитие жизни в природе постоянно вносило в мир явлений действительных новые, сравнительно лучшие и совершеннейшие формы для своего обнаружения … беспрерывность нововведений, новизны, но во в водитель¬ства была внешним выражением жизненного принципа в природе и что жизнь сама в себе есть не что иное, как ежемгновенная неология. Остановись это преобразование, эта замена одних форм обнаружения жизни другими, пре¬кратись неология, — тогда помертвение будет уделом всего сущего. Если для жизни природы безорудной sine qua non будет беспрерывное изменение ее форм или внешних знаков ее обнаружения, то этот общий закон преобразования форм будет иметь

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн