Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

знаний и общественный переворот.
Если что-нибудь препятствует личности быть самосто¬ятельно-свободною и независимою от притеснений среды; в которой находится, это — подчинение (совершенно про¬тивоположное взаимному согласию) абсолютизму прави¬тельства. В этом мире есть преднамеренное ложное уче¬ние, а популяризации знаний нет. Стало, общественный переворот необходим.
Стало, и тайное общество полезно, возможно и необхо¬димо. Почему же тайное? Да потому, что явное еще не имеет силы проявиться на свет. Тайное общество в свое время будет явным, — это другое дело; но теперь это еще невозможно (I, стр. 800—801).
О СВОБОДЕ ВОЛИ
1) Libre arbitre — принцип, ставящий право выбора по¬ступка или убеждения без достаточной или помимо доста¬точной причины, определяющей поступок или убеждение.
Если мы примем необходимость (а как же ее не при¬нять?) достаточной причины, обусловливающей поступок или убеждение, то оный принцип сам собой исчезнет.
2) В анатомико-физиологическом построении животно¬го нет органа, который выражал бы принцип du libre ar¬bitre. Кроме внешнего запроса и органического ответа, кроме впечатления и его результата, кроме толчка и дви¬жения, нет никаких явлений в организме. Принцип du libre arbitre вводил бы новый вид невещественной и неза¬висимой души, которой присутствие равно не нужно и не имеет места.
3) Если физиология еще плохо объяснила некоторые вопросы, как исторические антецеденты и наследствен¬ность, то все же наблюдение, что эти два факта существу¬ют, доказывает нить необходимости, а не принцип du libre arbitre. Оба эти вопроса не имеют никакой связи с оным принципом, и никакое полнейшее физиологическое объяс¬нение не внесет этой связи. Оба этих вопроса во всяком случае в разрез противоположны принципу du libre arbitre.
4) Патологические наблюдения всего яснее устраняют оный принцип.
Не говоря уже о психиатрии, больной может не кри¬чать, только когда боль не перешла известную меру.
5) Сравнительная зоология дает всего более фактова
214

опровергающих принцип du libre arbitre. Так называемое право выбора поступка найдется у всякого животного, так что из-за этого изобретать особенной человеческой нрав¬ственности и особенного превосходства — нечего. И в ре¬зультате все же выйдет у всякого животного поступок вследствие обусловливающей причины.
6) Разнообразие характеров обусловливается не прин¬ципом du libre arbitre, а, напротив, разнообразием орга¬низмов и разнообразием влияющей среды, так что одно это устраняет принцип du libre arbitre.
7) Что касается до объективного и субъективного определения libre arbitre и антиномий, переходящих друг в друга, то я думаю, что спор может получить истинное развитие только при совершенном устранении подобных метафизических номинальностей.
8) Только принявши безответственность человеческой жизни, мы можем ввести в социологию необходимые эле¬менты воспитания и социальной организации.
9) Если мы примем принцип du libre arbitre, мы уже не можем объяснить истории, ибо не можем принять в человечестве неизбежную последовательность фактов (т. е. причин и следствий, как принимаем в остальном мире) и должны животом рухнуться и в христианство, и в рели¬гиозно-легальную мораль (II, стр. 170—171).
О РЕЛИГИИ
Говоря о развитии европейского мира, нельзя пропу¬стить движения христианской религии, которой приписы¬вается пересоздание древнего мира и с которой начинают историю новой Европы. Христианство явилось как цель¬ное, отвлеченное учение на замен старых религий и не ка¬саясь практического вопроса общественного устройства. Оно было принято новопришедшими народами, которым никакого дорогого религиозного убеждения терять было нечего и у которых с оседлостью нарождалась потребность выйти из начала дикой кровожадности в начало личного благоволения, проповедуемого христианством. Личное бла¬говоление человека к человеку могло смягчить нравы, но для него не требовалось никакого особого, обдуманного, с убеждением осуществляемого политического, гражданско¬го, экономического, вообще общественного устройства. Христианство и до сих пор осталось в своей отвлеченности и потому прилегаемости к каким бы то ни было государст-
215

венным формам; самая определенная сторона христиан¬ства — церковь — являлась сама как захват народной соб¬ственности и свободы; поэтому движение цивилизации в Европе, постепенно противу-церковное, церковь будучи не религиозным учением, а политическим учреждением4. Но самое существенное движение цивилизации касается не только освобождения от насилия церкви как политическо¬го учреждения; оно идет из тяготения к освобождению вообще от захвата себе в собственность народами пришед¬шими владения народов, просто или прежде поселившихся. Так как это освобождение не кончено и нуждается в но¬вом преобразовании, то начало этого нового преобразова¬ния никак не может играть роли христианства, т. е. роли учения настолько отвлеченного, чтоб оно могло быть при¬лагаемо ко всякому общественному устройству. Новое пре-образование может быть, по преимуществу, только прак¬тическое, т. е. изменяющее самое общественное устрой¬ство, и потому его главное содержание экономическое и преследует остальные общественные формы только по ме¬ре важности их отношения к себе, по мере их связи с собой или их противуречия себе (I, стр. 691—692).
ОБ ИСКУССТВЕ
Искусствоявление историческое, следственно, содержание его общественное, форма же берется из форм природы. Для того, чтобы оправдать теорию «искусства ради искусства», надо сказать, что форма исчерпывает за¬дачу, что форма все, а содержание равнодушно. Русско-немецкие мыслители очень напирают на общечеловеческое содержание в противуположность общественному. Тут опять название играет роль понятия и, как всякое мнимое понятие, выражает неопределенность и пустоту. Что такое общечеловеческое? Общее всем людям? т. е. просто: чело¬веческое. Да с знаменитого homo sum et nihil humanum a me alienum puto5 — все, что входит в человеческую дея¬тельность, есть человеческое или общечеловеческое; под это название подходят равно явления и отношения обще¬ственные, и отношения лица к лицу, и лица к природе и необходимости. Мысль и чувство — совершенно общечело¬веческие явления и совершенно общественные, потому что человек не в стаде немыслим; даже грустное чувство, воз¬буждаемое отшельничеством, основано на оторванности от
216

стада. Отличительно человеческое — это сознание; а со¬знание равно может проявляться и в искусстве, и в науке, и в жизни, т. е. в устройстве стада. Сознание есть пони¬мание отношений, выраженное мыслью, т. е. словом; поня¬тие отношений, будь оно понятие аналогии или разнород¬ности предметов, всегда сводится на уравновешивание, на понятие меры, гармонизирование и потому не обходится без количественной категории. Приведение в меру (гармо-низирование) в науке есть отыскание закона известных отношений, будь это закон аналогии или разницы, совпа¬дения или расторжения, жизни или смерти. В искусстве гармонизирование есть отыскание красоты отношений, будь это красота жизни или смерти, блаженства или ужаса.
Сознание, не дошедшее до степени понятия, мысли, есть чувство. В науке чувство не имеет места, потому что предмет и цель науки— понятие, теория. В искусстве чув¬ство имеет место, потому что предмет и цель его — красо¬та, изящное, для которого достаточно впечатления, без теории. Наукапонятие о природе, искусство — подража¬ние природе. Наука — воспроизведение действительности в понятии; искусство — воспроизведение действительности в подражании.
Но сознание, равно на степени понятия или чувства, совершается посредством чувств, есть явление физиологи¬ческое. Поэтому искусство имеет физиологические отделы: искусство слуха, искусство зрения и общее искусство, искусство мысли, слова, т. е. музыка, живопись и поэзия. Как все в природе, ни одно искусство не обходится без количественной категории, требует меры, изящного гармо-низирования отношений. Отношения звуков составляют собственно гармонию; отношение линий — образы; поэзия вмещает и то,и другое+мысль — в слове (II, стр. 42—44).
ЧЕРНЫШЕВСКИЙ
Николай Гаврилович Чернышевский (1828—1889) — великий русский философ-материалист, выдающийся представитель рево¬люционного демократизма, публицист и литературный критик. Родился в семье священника в г. Саратове. После окончания духовной семинарии поступил в 1846 г. в Петербургский универ¬ситет, историко-филологическое отделение которого окончил в 1850 г. В университете оформились его материалистические и революционные взгляды.
217

В 1851—1853 гг. ?. ?. Чернышевский был учителем в сара¬товской гимназии. Одновременно он работал над магистерской дис¬сертацией «Эстетические отношения искусства к действитель¬ности», которую завершил в 1853 г., а в 1855 г. опубликовал и защитил. К 1853 г. относится вступление Чернышевского в число сотрудников «Современника», во главе которого он вскоре стано¬вится. Вокруг Чернышевского в 50-х годах собираются лучшие представители демократической мысли и культуры России — Не¬красов, Добролюбов, Михайлов, Серно-Соловьёвич, Шелгунов, Ан¬тонович. К ним примыкали Шевченко, Вовчок, Налбандян, Нико-

ладзе, Чавчавадае, Сераков-ский. «Современник» стал органом революционных и социалистических сил страны. В июле 1862 г. Чернышевский был арестован и после двух¬летнего пребывания в крепо¬сти приговорен к семи го¬дам каторги с последующим пожизненным поселением в Сибири. В 1883 г. он переехал в Астрахань, а в 1889 г. ему было разрешено вернуться в Саратов. Там он умер и похо-ронен.
Перу Чернышевского при¬надлежит ряд выдающихся произведений. Назовем лишь некоторые из них: «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1855—1856 гг.), «Лессинг» (1856—1857 гг.), «Критика философских пред¬убеждений против общинного владения» (1859 г.), «Июль¬ская монархия» (1860 г.), «Ан¬тропологический принцип в философии» (1860 г.), «Капитал и труд» (1860 г.), «Письма без адреса» (1874 г.) и др. Огромное значение для характеристи¬ки воззрений Чернышевского имеет его эпистолярное наследие и его художественное творчество — романы «Что делать?» и «Пролог».
Историческая заслуга Чернышевского заключается в том, что, опираясь на высшие достижения отечественной и зарубежной фи-лософии, он создал наиболее глубокую систему антропологиче¬ского материализма — последнюю и высшую ступень развития домарксистского материализма. Он отстаивал принцип партий-ности философии и социологии, подверг критике различные формы идеализма, в особенности субъективного. Чернышевский был ве¬ликим диалектиком. В. И. Ленин видел заслугу Чернышевского в том, что он вместе с Плехановым являлся одним из тех, кто олицетворял собой славную материалистическую традицию в оте¬чественной философии. В. И. Ленин отнес Чернышевского к числу цельных и последовательных материалистов.
218

Чернышевский был выдающимся социологом, глубоко и после-довательно обосновывающим идею детерминизма в общественном развитии, принципы социализма и революции. В. И. Ленин видел историческую заслугу Чернышевского в том, что он, отстаивая интересы крестьянства, последовательно проводил идею классовой борьбы, разоблачал предательскую роль либерализма, показывал теоретическую несостоятельность идеологов буржуа и крепост¬ников.
Заслуги Чернышевского в истории философии и революцион¬ного движения в нашей стране столь велики, что, как указывал В. И. Ленин, перед ними меркнут все его ошибки, в которых ви¬новат не столько он, сколько неразвитость общественных отно¬шений его времени.
Чернышевскому принадлежит заслуга развития этики и эсте-тики революционного демократизма.
Высокую оценку мировоззрения и революционной деятель¬ности Чернышевского дали Маркс, Энгельс, а также Плеханов и другие деятели международной социал-демократии.
Фрагменты из трудов Н. Г. Чернышевского подобраны авто¬ром данного вступительного текста В. В. Богатовым по изданию: Н. Г. Чернышевский. Избранные философские сочинения в 3-х томах. М., 1950—1951.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ
Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобла¬дание над обществом, к которому принадлежал философ./ Мы не будем говорить о мыслителях, занимавшихся спе-циально политическою стороною жизни. Их принадлеж¬ность к политическим партиям слишком заметна для каж¬дого: Гоббс был абсолютист, Локк был виг,

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн