Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

познаваемое, с которого мы начинаем. Познавая реальный мир, мы перерабатываем его в понятия менее реальные, чем самый мир; познавая мыслимый мир, мы изучаем его • в результатах мышления, подчиняющихся законам мысли. В практических процессах наоборот: результат процесса важнее его начала; данное есть результат действия, полу¬чаемый в конце процесса. Внешний мир перерабаты¬вается в побуждения, мысль воплощается в цель. Поэтому в теоретической философии условия и принципы заклю¬чают необходимость, как следствия данной основной при-чины. В практической —условия и принципы заключают лишь возможность, как причины данного следствия. … Теоретическая философия развивалась из противополо¬жения данной реальной личности человека основному факту действительности его сознания. Это вело к призна¬нию реального мира, однородного реальной личности, и к построению философий природы и духа из взаимодей¬ствия действительного и реального. Поверка заключалась в отсутствии противоречия с данным реальным миром или данным процессом мышления. В практической фило¬софии критика деятельности невозможна ни во имя побу¬ждений, ни во имя целей, потому что те и другие могут изменяться, не представляют неизбежности, следователь¬но, сами подлежат критике. Поверка стремлений к дея¬тельности может быть произведена в данное мгновение лишь во имя готовых результатов, выработанных преды¬дущею деятельностью, знанием и творчеством и проти-вополагаемых реальной личности, как нормы ее. Это иде¬алы. Как необходимый результат минувшего для каждой личности, они делают возможными критику и направле¬ние деятельности; как идеалы личности, они всегда сохра¬няют в себе в целости или в частности черты живой чело¬веческой личности. — Условия практической деятельно¬сти суть: личность может принимать побуждение из внеш¬него мира, ставить себе цели и к ним стремиться; лич¬ность может судить свои побуждения, цели и действия во имя своих идеалов; личность предполагает в других лич¬ностях вообще способность свободной постановки целей и суда во имя идеалов. Последнее условие обращает личное мнение в начало общественных отношений. — Из преды¬дущего следуют принципы: 1) Принцип свободы. Всякая личность сознает себя внутренне свободною и нуждается в освобождении от всякого стеснения для постановки себе
338

целей и стремлений к ним. 2) Принцип развития. Всякая личность стремится к осуществлению своих идеалов, страдая от всего им противоречащего, наслаждаясь всем с ним согласным; но каждое действие, приобретенное зна¬ние или продукт творчества, как необходимый элемент сознания, имеет влияние на идеалы, которые, в свою оче¬редь, обусловливают дальнейшие действия; таким обра¬зом, личность развивается во имя своих идеалов и раз¬вивает самые идеалы свои собственною деятельностью. 3) Принцип, разделения деятельности. Как усвоение по-знания требует от личности разных методов поверки, от¬сутствия противоречия в разных отраслях знаний, так различные виды деятельности требуют от человека поста¬новления разных идеалов. Личность с антропологической точки зрения относилась скептически ко всему недоступ¬ному методам критики, ко всякому вопросу о метафизи¬ческой сущности вне самой личности и к всякому требо¬ванию подчинения ее — реальной личности — какому-либо метафизическому созданию. С той же антропологической точки зрения личность не может безусловно подчинить один свой идеал другому, не может перенести на все от¬расли деятельности одного и того же идеала. Каждый род деятельности подчиняется своему идеалу, и смешение их есть такое же искажение деятельности, как подчинение личности метафизическому началу — искажение знания. Принцип скептицизма в метафизике требовал феноме¬нального построения ее созданий, а для главного разделе¬ния на реальное бытие и действительное мышление — двойного построения философий природы и духа. Прин¬цип разделения идеалов требует совокупления частных идеалов, направляющих разные роды деятельности, в один общий человечный идеал, т. е. истинный человек совокуп¬ляет в себе разные идеалы деятельности, не смешивая их при самой деятельности. — Главное различие идеалов за¬ключается в том, преобладает ли в них реальная форма личности или ее действительное содержание. Первые суть художественные, вторые — нравственные идеалы, и это ведет к двум отраслям практической философии. — Б. Фи¬лософия искусства определяет художественный идеал ? философии красоты, как патетическое воплощение лич¬ности художника в стройные формы, и в философии ис¬кусств решает вопрос о воплощении разного рода патети-ческого настроения личности в разные формы искусства.
339

… В. Философия нравственности ищет в этике, или фи¬лософии личности, идеал человеческого достоинства; до¬казывает, что он осуществляется лишь помощью справед¬ливости, прилагает в философии общества норму спра¬ведливости (или равноправности человечества) к обсу¬ждению общественных форм или общественных идеалов, и стремится к построению теории общества. …
Но как теоретическая, так и практическая философия с антропологической точки зрения не стоят отдельно. Живая, реальная личность служила основой их построе¬ния и связывала их вначале своим бытием; историческая развивающаяся личность должна их связать в заключение. Здесь, в процессе истории, должно поверяться, в самом ли деле теоретическая философия обняла знание в его по¬следовательном нарастании и современном состоянии? в самом ли деле она объяснила несостоятельность всех метафизических созданий? в самом ли деле художествен¬ный идеал философии искусства охватывает все произ¬ведения искусства, а нравственный идеал философии личности служит меркою для всех перипетий жизни? на¬конец, в самом ли деле историческое развитие философ¬ских систем приводит наше время к необходимости оста-новиться на антропологической точке зрения. … Фило¬софия истории указывает в каждую эпоху, в чем состояла реальная жизненная мудрость, т. е. угадывание возможного знания, совершеннейшей красоты, осуществи¬мого идеала человечности; в истории философия дает историческое доказательство принципа, из которого по¬строена система, и таким образом, возвращаясь к ее на¬чалу и закругляя ее построение, оканчивает философское доказательство законности самого принципа (2, V стр. 9-12).
Единство … одно из основных начал всякой разумной человеческой деятельности. — Внешний мир производит на человека ряд впечатлений, из которых одни остаются несознанными, другие, накопляясь, производят ощущение. Уже в этом первоначальном процессе только единство разнообразных впечатлений способно породить определен¬ное ощущение. Если во впечатлениях, нами получаемых, не будет ничего общего или изменение их не будет сле¬довать никакому закону, то ощущение останется неопре¬деленным, неясным и не может послужить точкою отправ¬ления какому-либо разумному психическому процессу.
340

Тожественность последовательных впечатлений или пра¬вильность в последовательном их изменении суть два раз¬личные условия, позволяющие нам воспринять .впечатле¬ние, как определенное и ясное ощущение, единое во всех своих составных элементах. Таким образом, мы можем воспринять, как единое, ощущение постоянного света, или сверкания, ощущение теплоты, охлаждения, боли, утом¬ления и т. п. — Второй психический процесс — составле¬ние представлений — заключает точно так же единство, как необходимое условие правильного результата. Из ощущений, нами воспринятых, большинство относится нами невольно к определенной точке пространства и к определенному мгновению во времени. Пока мы не отде¬лили одной группы этих ощущений от всех остальных, до тех пор мы имеем лишь общее впечатление существую¬щего вне нас реального мира; но предметы его не имеют для нас самостоятельного существования, и все процессы, в нем совершающиеся, сливаются в одно безразличное целое. Как только мы из всей массы воспринятых ощуще¬ний выделили во времени одну группу тожественных или правильно-последовательных ощущений, мы объединили явление. Как только мы выделили в пространстве группу тожественных, или правильно-изменяющихся явлений, мы объединили предмет. Явления и предметы доставляют припоминаемые представления, служащие основанием науке, чувству, жизненным стремлениям. Лишь ощуще-ния, заключающие в себе единство, способны дать нам явление, удерживаемое по своей определенности в па-мяти, подлежащее исследованию, научному анализу; лишь живое представление явления в его отдельности и в целости его составных ощущений может возбудить в нас чувство, изменить наше настроение и тем побудить к дея¬тельности. В этих процессах объединения явлений начи¬нается уже различие разных отраслей человеческой дея¬тельности. Одно и то же явление схватывается, как еди¬ное, различно ученым-исследователем, художником и практическим деятелем: чем менее число различных ощу¬щений, которое человек способен воспринять, как отдель¬ное единое явление, и чем сознательнее он различает в са-мом едином явлении составные ощущения, тем научнее его взгляд; чем более ощущений сливается для него в одно явление и чем нераздельнее это слитие, тем более человек восприимчив к искусству и тем наклоннее
341

к творчеству; наконец, чем сознательнее вплетаются для него в представление явлений самосознательные ощуще¬ния, тем склоннее человек к практической деятельности. Вследствие этого разнообразия восприятия явлений един¬ство их представления есть понятие, которое весьма раз¬лично в разных случаях. — Гораздо определеннее и менее зависимо от личности человека единство предмета. Нам да¬ется, что некоторая группа явлений пребывает одинако¬вою или изменяется по другому закону, чем явления, ее окружающие, и потому большею частью само собою, не¬зависимо от нашей воли, составляется представление предмета, как единого, противоположного по самой сущ¬ности (essence) другим предметам и вместе с другими предметами совокупляющегося в новый счисляемый предмет, который разлагается на части и составляется из частей*. … Подобное слитие предметов в один может быть или таково, что части, слитые в целое, теряют свое самостоятельное существование, или таково, что они со¬храняют его. В первом случае единицы могут быть произ¬вольны и предметы, из них составленные, суть однород¬ные величины. Во втором случае единицы даны; представ¬ление, не уничтожая их сущности (essence), не может их разложить на части и, не переходя в отвлеченное понятие, большею частью не может принять за единицу их собра¬ние. В этом случае предметы, получаемые, как собрания рассматриваемых единиц, сохраняют свой собирательный характер и разрывность. В первом случае единство пред¬ставления предмета преимущественно относится к нему, как целому, во втором — к составным частям его; части же однородного целого и собрание раздельных единиц хотя и могут быть даны в представлении как отдельные единые предметы (напр., куски металла, рой пчел), но большею частью это объединение происходит лишь в про¬цессе составления понятий, о чем скажем ниже. К обла¬сти представлений принадлежит еще весьма важное един¬ство человеческого я, связующее во времени и в простран¬стве физические и психические процессы, происходящие в человеке; это единство совершенно невыделимо из ряда
* Логический разбор перехода от явлений, отличающих пред¬мет (качеств последнего), к счислению предметов (количеству их) •весьма тщательно изложен Гегелем в главе о самобытности … :в большой «Логике» …, но требует большого внимания, так что лам Гегель указывает на «трудность» развития понятия о едином.
342

человеческих представлений, и всякая попытка разрушить его помощью умозаключений, фантастических предполо¬жений, религиозных мечтаний или остается чуждою жиз¬ни, или разрушает здоровое, разумное существование человека. Единство ощущений, воспринятых разными чувствами, есть для нас источник бытия внешнего мира; единство процесса восприятия ощущений с процессом составления представлений и с процессом мышления есть основа

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн