Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

всякого убеждения; единство вчерашних и сегод-няшних ощущений, представлений, мыслей, стремлений, в противность разрывности мира сновидений, есть суще¬ственнейший признак бодрствующего реального нашего существования; единство процесса мысли и следующего затем процесса действия есть источник нашего понятия о причине и следствии, о цели и целесообразности средств, о нашей ответственности за наши действия; единство про¬цесса художественного творчества, от первого представ¬ления, ярко выступившего пред мыслью художника, до последней черты, заканчивающей готовое произведение, составляет необходимое условие прекрасного произведе¬ния; единство воспоминаний старика со свежими ощу-щениями ребенка составляет единственный источник тожественности самосознания человека в разных возра¬стах. Таким образом, наука, творчество, жизнь имеют своим необходимым источником представление единого человеческого я, пребывающего единым во время всей жизни, при непрерывном изменении, совершающемся в нем в зависимости от физических и психических про¬цессов. — Процесс составления понятий также заключает единство, как необходимое условие своей правильности. Выделяя из группы однородных представлений, сохра¬нившихся в нашей памяти, характеристические черты, им общие, и составляя из последних новую нераздельную группу, уже не представляемую, а мыслимую, мы обра¬зуем научные единицы, понятия, с образования которых начинается как опытная, так и умозрительная наука. Чем нераздельнее в реальном мире черты, сгруппиро-ванные нами, тем естественнее единство понятия, тем точнее и приложимее к делу выводы, полученные из раз¬бора, преобразования и совокупления подобных понятий. Искусственное единство понятия, выделение которого не характеристично для определенной группы предметов или явлений, ведет к трудно приложимым отвлеченностям.
343

Они могут быть употреблены как вспомогательное сред¬ство для упрощения исследования, но на результатах, та¬ким образом полученных, остановиться нельзя, и они при¬обретают практическое значение лишь по мере того, как к ним присоединяется более и более признаков, сближаю¬щих их с реальными группами представлений, с поня¬тиями, непосредственно составленными из ряда накопив¬шихся однородных представлений. Отсюда понятия вида, рода, класса, семейства и т. п., как научные единицы, опирающиеся на основное понятие неделимого — особи. Если понятие об особи, нами рассматриваемой, так нераз¬дельно связано с существованием ее составных частей, что они немыслимы самостоятельно, а она немыслима без них, то мы говорим: особь заключает органическое един¬ство. Мы распространяем понятие органического единства от естественных единиц — особей — и на идеальные созда¬ния науки, искусства, жизни частной и гражданской, ко¬гда в этих созданиях между целым и составными частями существует столь же тесная связь. — Мир понятий, дозво¬ляющий бесконечное число преобразований и совокупле¬ний, при каждом подобном процессе требует строгого единства, именно: чтобы в результат вошли все элементы основных понятий так, как они даны; чтобы не вошло ни одного понятия, непредполагаемого в числе данных, и что¬бы совокупление понятий произошло по естественному отношению представлений, из которых они извлечены, а не произвольно. Если это единство в процессе мышления (т. е. совокупления, разложения и составления понятий) действительно было, то результат мышления правилен, научен; он есть истина; нарушение упомянутого единства ведет к неосновательному мнению, к софизму, к ложной теории и т. п. — Из истин, как фактов, составляется но¬вое целое — наука, и в этом целом единство получает большое значение. Не произвольная, но естественная груп¬пировка фактов, точно так же как последовательное, связ¬ное поставление вопросов разрешаемых и еще неразре¬шенных, до вопроса, с разрешением которого наука до¬стигает своего окончательного закругления, суть необхо¬димые требования единства в науке и значительное посо¬бие для ее правильной обработки. Только при этом условии труды специалиста могут не потеряться в под-робностях, важные факты отделятся для него от второ-степенных, силы его обратятся на пополнение пробелов
344

науки, вместо того чтобы тратиться с меньшею пользою на новое подтверждение давно доказанного закона. … Но тем не менее начало единства столь же важно для разум¬ной жизни, как для художественного творчества, именно в двух отношениях. Каждый момент жизни должен быть проникнут единством между разнообразными сторонами жизни человека: частные идеалы должны подчиняться общему идеалу человечности; они должны быть действи¬тельными идеалами, выработавшимися жизненным про¬цессом из самого человека, а не идолами, заимствован¬ными извне; практическая деятельность должна быть со-образна выработанным идеалам; только при этих условиях деятельность человека нравственна. Но разумность жизни этим не ограничивается: в ряду идеалов, последовательно вырабатываемых жизнью, должно быть единство; вся жизнь должна представлять одно стройное целое, и только это высшее единство, как высший идеал, к которому дол-жен стремиться человек, имеет право на название муд-рости. — Идеалы жизни человека осуществимы лишь в обществе; а — общество, как идеальная единица, нахо¬дит свое реальное осуществление лишь в единстве лич¬ных целей. При всем разделении партий, при борьбе мне¬ний, при борьбе интересов только тогда борьба разумна, полезна для общества и прогрессивна, когда спорящие стоят на единой почве и представляют лишь разные сторо¬ны человеческого, нравственного идеала. Как только между спорящими нет ничего общего, как только челове¬ческое достоинство потеряло свое руководящее значение в борьбе личностей и масс, только катастрофа, совершен¬но изменяющая общественные формы и личные отноше¬ния, может повести к прогрессивному развитию. Разумная общественная деятельность требует сознания единства или разности наших стремлений со стремлениями лиц, с которыми мы входим в связь, и отсутствие этого благора¬зумия ведет к большому числу неудач, горя и расстройст¬ва в человеческой жизни. … Все это следствие отсутствия сознательной оценки возможности или невозможности единства в деятельности разных общественных личностей, и все это источники бесполезной траты, на мелкую борьбу таких сил, которые могли бы найти приложение несрав¬ненно более производительное как для отдельной едини¬цы, так и для общества. — Жизнь целого общества в дан¬ную эпоху во всех своих проявлениях (в политических
345

событиях, гражданских формах, литературной, научной, художественной деятельности, в религиозных верованиях, в чертах частных нравов) проникнута также единством, составляющим характер эпохи. Угадать и воссоздать это единство составляет задачу историка, достойного этого названия. Более трудно и менее относится к области на¬уки требование указаний подобного же единства в исто¬рии целого народа. При современном состоянии знаний вовсе уже не относится к науке отыскание единства в истории всего человечества. — Наконец, философская дея-тельность есть преимущественное царство единства, так что всякое сознательное стремление к единству есть в то же время философское стремление. Философия, составляя из знания науку, из различных наук одну систему наук, проникая вопросы знания и искусства требованиями чело¬вечности, внося в жизнь результаты науки и художест¬венные идеалы, как образцы, как существенные элементы житейских идеалов нравственности и мудрости, вплетает¬ся во все отрасли человеческой деятельности как требова¬ние единства, целости и стройности. — Поэтому немудре-но, что метафизические системы все стремились в своих созданиях дать наглядную форму единого метафизическо¬го принципа необходимому требованию единства от фи¬лософской системы. Физические единые начала ионий¬ских философов, разум … Анаксагора, Аристотеля, бог супранатуралистов, как источник всего сущего, и бог Спи¬нозы, как единое сущее, безусловное, как отожествление всего сущего у Шеллинга, и безусловное, воплощающееся во все сущее в процессе развития у Гегеля, природа сен¬суалистов XVIII в., вещество современных материалистов, человек в антропологическом построении — составляют единые принципы, символизирующие требование единст¬ва, поставляемое всеми системами; различие же их зави¬сит от степени научности системы. — К области метафи-зических споров о начале единства относится вопрос о единичном и многом, который в элейской и мегарской шко¬лах привел к отрицанию происхождения чего-либо нового … и к отрицанию множественности вообще, но имеет весьма мало значения в развитии человеческой мысли. В историческом отношении весьма важен, но совершен¬но лишен философского смысла вопрос о единосущности ипостасей, повлекший за собою столько жертв. Важное значение в феноменологии духа имеет тожественность
346

противоположностей у шеллингистов, особенно же единст¬во противоположных понятий в высшем понятии в геге-лизме. Эти положения составляют самую сущность на¬званных систем. Для низших ступеней развития, где со¬знательное, философски-критическое построение знания и общества невозможно, единство главного религиозного ти¬па (единобожие …) и единство верховной власти (едино¬державие …) символизируют для массы еще несознан¬ную необходимость единства миросозерцания и единства общественной деятельности. — Педагогия, цель которой есть содействие правильному развитию в человеке всех сторон его личности, более и более проникается созна¬нием необходимости единства в средствах, ею употребля¬емых. Единство плана обучения, единство воспитания нравственного и умственного, единство школы и действи¬тельной жизни суть различные требования, которые уже давно поставила наука в своих лучших представителях, но средства для выполнения этих требований еще далеко не совершенны, а педагогическая практика еще далее отстала от требований теории. — Во всех указанных слу¬чаях, обнимающих все отрасли здоровой человеческой де¬ятельности, единство представляется как руководящее начало для разумного развития, для правильной деятель¬ности, для человеческого прогресса. Конечно, большею частью оно остается недостигнутым идеалом, но в посте¬пенном стремлении к нему на всех ступенях деятельности заключается почти весь исторический прогресс человече¬ства (2, I, отд. II, стр. 265—270).
Антагонизм. Во внешнем мире мы находим постоян¬ный антагонизм различных процессов, которые, в своем разнообразном совокуплении, производят то, что мы на¬зываем образованием или разрушением различных ве¬ществ, особей и т. п. — В общественной жизни, во-пер¬вых, встречаем антагонизм личностей, каждая из которых стремится наслаждаться на счет других, пока не стано¬вится на точку зрения справедливости. Здесь, впрочем, не совсем можно употреблять термин антагонизма, потому что борьба личностей за блага жизни есть только недоста¬ток развития или исключительная необходимость. … Но в обществе постоянно проявляется благодетельный антаго¬низм различных частных идеалов (семейного, гражданско¬го, экономического, ученого, художественного), которые все вместе, осуществляемые разными личностями, дают об-
347

ществу его человечный характер. В частной сфере граж¬данской деятельности является антагонизм партий, стре¬мящихся сохранить существующий порядок вещей или заменить его новым, и в различных комбинациях, на ко¬торых могут сойтись

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн