Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в.

др.

Ахундов дал блестящую критику ислама. Его основной философско-политический трактат «Три письма Кемал-уд-Довле…» является одним из лучших атеистических про¬изведений на Ближнем и Среднем Востоке. Основные по¬ложения этой книги не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Ахундов был выразителем интересов трудящихся масс Азербайджана и с этих позиций подверг критике общест¬венные и государственные порядки, быт и нравы феодаль¬ного Востока, дал критику восточного деспотизма, одного из самых жестоких видов феодального деспотизма вообще.

Основоположником материалистической философии в Армении был Налбандян — вождь революционно-демокра¬тического движения и идеолог утопического крестьянского социализма. Вслед за русскими революционными демокра¬тами он подверг критике идеалистическую философию, в частности философию Гегеля. Он выступил против абст¬рактной спекулятивной философии, оторванной от жизни. Философия для него — орудие освобождения трудящихся.

Явления окружающего мира Налбандян рассматривал с точки зрения всеобщего движения и изменения. «При¬рода не знает покоя, — писал он, — она находится в по¬стоянном движении. Это ее жизнь» **.

Общественную жизнь Налбандян рассматривал как процесс борьбы между передовыми и реакционными си¬лами, в которой должно победить новое, прогрессивное.

ибо «жизнь течет только в одном направлении — вперед». Признание борьбы противоположностей, догадки о пере¬ходе количественных изменений в качественные, указа¬ние на отрицание старого при сохранении положитель¬ного в нем как на необходимый момент движения явля¬ются сильными сторонами учения Налбандяна.

В понимании истории Налбандян был в конечном счете идеалистом. Но в его высказываниях содержится ряд ма¬териалистических положений. Он считал, что народные массы являются не только созидателями материальных ценностей и духовных богатств, но и решающей силой в политической жизни общества. «Опорой нации и ее ры¬чагом является простой народ, — писал он. — Как бы ни была богата нация замечательными людьми, тем не менее движущей силой ее остается простой народ — именно он есть стан, ось и рычаг этой машины» *.

Большое значение придавал Налбандян роли экономи¬ческого фактора, но он еще не понял законов развития общественной жизни. В объяснении причин развития эко¬номического строя он часто ссылается на «дух народа», насилие и прочие нематериальные факторы, которые сви-детельствуют об идеализме в его социологии.

Защищая классовые интересы трудящихся масс, Нал¬бандян критиковал попытки буржуазного либерализма отвлечь трудящихся от революционной борьбы против эксплуататоров и царизма. Он вскрыл лицемерие буржу¬азно-либеральной проповеди мира, братства, равенства между людьми независимо от их классовой принадлеж¬ности.

Налбандяну принадлежит большая заслуга в разра¬ботке национального вопроса. Он разоблачал расизм и на¬ционализм. Подчеркивая исторически преходящий харак¬тер нации, он считал свободное национальное развитие единственно возможной и прогрессивной формой развития

народов.

В сочинениях Налбандяна имеются ценные мысли по вопросам религии, этики и эстетики. Налбандян крити¬ковал католицизм, армяно-григорианство и другие церкви, а также католический и христианский социализм. Призна¬вая политическую прогрессивную роль армянской церкви

в некоторых случаях в отдельные периоды истории Арме¬нии, он призывал вместе с тем разоблачать мракобесие, антинаучность и античеловечность религии.

Налбандян подверг критике религиозную и официаль¬ную буржуазную мораль. В разработке проблем материа¬листической эстетики он опирался на идеи Белинского и Чернышевского, Абовяна и Назарянца. Прекрасное в искусстве, утверждал он, есть не простая копия жизни и природы, а творческое, поэтизированное их воспроизве¬дение.

Передовая общественно-политическая и философская мысль в Грузии в XIX в. была представлена такими про¬грессивными деятелями, как С. И. Додашвили, И. Г. Чав-чавадзе, Г. Е. Церетели, Н. Я. Николадзе. Главой рево¬люционных демократов Грузии был великий грузинский писатель и философ И. Г. Чавчавадзе.

Продолжая прогрессивные идеи С. Додашвили, он впервые в Грузии выступил в 60-е годы против господ-ствовавших феодальных отношений и религиозно-идеали¬стического миропонимания, пропагандировал материали¬стические взгляды в литературе и искусстве. «Жизньоснова, искусства и наука — возникшие на ней ростки», — писал он.

Сильной стороной мировоззрения Чавчавадзе явля-ется идея движения и развития путем борьбы противопо¬ложностей. Мир находится в беспрерывном движении, ибо «движение и лишь движение дает Вселенной силу и жизнь».

Чавчавадзе вплотную подошел к мысли о том, что в классовом обществе определяющим началом является борьба классов. Причину общественного неравенства он усматривал в отрыве рабочей силы от предмета труда. «Естественный ход экономической жизни был основа¬тельно поколеблен и разрушен тем, — писал мыслитель, — что по одну сторону осталась рабочая сила без земли, а по другую — земля — без рабочей силы» *. Эта противопо¬ложность достигает крайнего предела при капитализме. Чавчавадзе понял решающую роль народных масс в исто¬рии и считал, что активность народа является важнейшим условием общественного прогресса

Чавчавадзе был знаком с марксизмом, говорил о силе и глубине этого нового учения, но считал,’что оно верно для Запада, а для Грузии он искал иные, отличные от пролетарского революционного движения пути. В этом сказалась ограниченность его взглядов.

Средняя Азия и Казахстан на протяжении почти всего XIX в. находились на стадии феодальных отношений. Они были самой отсталой окраиной царской России. Промыш¬ленность отсутствовала. Население почти поголовно было неграмотно. Экономическая, политическая и культурная отсталость усугублялась господством мусульманской ре¬лигии. Ислам и его различные учреждения регламенти¬ровали и контролировали личные, семейные, общест¬венные и правовые отношения, преследовали научную мысль.

В этих условиях во второй половине XIX в. под влия¬нием передовой русской культуры в Средней Азии и Ка¬захстане возникает новое, прогрессивное направлениепросветительство, видными представителями которого были Абай Кунанбаев и Чокан Валиханов (Казахстан), народные акыны Токтогул Сатылганов и Тоголон Молдо (Киргизия), Ахмад Дониш (Таджикистан), Зелили и Кемине (Туркменистан), Мукими и Фуркат (Узбе¬кистан) .

Мировоззрение казахского просветителя Абая Кунан-баева было противоречивым, непоследовательным. Мате¬риалистические тенденции в нем переплетаются с идеали¬стическими. Наиболее ярко материалистическая тенден¬ция в мировоззрении Абая проявляется в его теории по¬знания. Источник познания — объективный мир, а основ¬ными средствами являются ощущения и разум. Большую роль в процессе познания играет трудовая деятельность людей. «Труд развивает чувство познания, закрепляет в сознании услышанное». В процессе трудовой деятельности «человек приводит знание в порядок, отбирает нужное от ненужного» *.

Значительное место в творчестве Абая занимают проб¬лемы этики, нравственности. Он подверг критике этиче¬ские нормы патриархально-феодального общества, где ради богатства и личного благополучия «сын продает отца,

братбрата». Достоинство людей определяется не богат¬ством, а их внутренним содержанием, отношением их к труду. Важнейшими принципами морали являются чест¬ность, скромность, трудолюбие, дружба, верность, това¬рищество, умеренность во всех делах.

Значительный вклад в развитие философской и со-циологической мысли казахского народа и всей Средней Азии внес Ч. Валиханов. Замечательный ученый-геолог, путешественник, лингвист, философ и общественный дея¬тель, Валиханов был искренним сторонником сближения и дружбы с русским народом, он верно оценил прогрес¬сивное значение присоединения Казахстана к России. В своих произведениях он пропагандировал материали-стический взгляд на природу. Значительное место в его трудах занимает критика мусульманства и его религиоз¬ных обычаев и традиций. Однако в критике религии Ва¬лиханов был непоследовательным. Решительно отвергая ислам и христианство во всех формах, он допускал, что буддизм в отличие от них есть будто бы «гуманное и вы¬сокое учение».

В Киргизии выдающимся представителем обществен¬ной мысли был Токтогул Сатылганов. Для него харак¬терны наивно материалистические представления о яв¬лениях природы, которую он рассматривал как постоянно изменяющуюся, полную внутренней жизни. Значительное место в творчестве Токтогула занимают этические вопро¬сы. Он выступил против феодальной религиозно-аскетиче¬ской морали и призывал людей наслаждаться благами природы и общественной жизни.

Токтогул стоял за переустройство современной жизни на демократических началах. Он верил в светлое будущее своего народа.

Таджикский мыслитель Ахмад Дониш еще не освобо¬дился от идеалистических взглядов, но его мировоззрению присущи элементы стихийного материализма. Он не сом¬невался в объективном существовании Вселенной и стре¬мился вскрыть ее внутренние закономерности. Дониш от¬верг идеалистическую концепцию предопределения и до-казывал, что судьба человека зависит от него самого. Он одним из первых выступил с критикой общественного и государственного строя Бухарского ханства. Начав с про¬поведи реформ, Дониш к концу своей жизни приходит к

54

выводу, что для улучшения жизни народа нужны более радикальные средства, в том числе и насильственные. Но он не призывал открыто к свержению существующего

строя.

В Туркмении прогрессивная демократическая мысль была представлена творчеством Кемине, Зелили, Моллане-песа и других поэтов-мыслителей, развивавших патриоти¬ческие и гуманистические идеи. В своих стихотворениях они осуждали социальную несправедливость и феодаль¬ный гнет, критиковали мусульманское духовенство, ре¬лигиозный фанатизм и суеверие, выступали за развитие науки и просвещения.

В противовес представителям реакционной феодаль¬ной идеологии, отстаивавшим неприкосновенность патри¬архально-феодальных устоев, проповедовавшим теорию «предопределения» и пытавшимся при помощи национа¬листических теорий панисламизма и пантюркизма отор¬вать Туркестан от России и превратить его в колонию иностранных государств, просветители-демократы высту¬пили против сохранения патриархально-феодальных от¬ношений, за развитие и распространение светских знаний, призывали трудящихся укреплять дружбу с русским на¬родом, изучать его прогрессивную культуру.

Узбекский просветитель Фуркат и его продолжатель и единомышленник Мукими были противниками отживших патриархально-феодальных отношений, горячими побор¬никами приобщения к передовой русской культуре. В борьбе против старой, феодальной религиозно-мистиче¬ской идеологии они заложили основы новой, реалистиче¬ской литературы. В своих произведениях они разоблача¬ли невежество и шарлатанство мусульманского духо¬венства, «святых» и других служителей религиозного культа.

Творчество Валиханова, Абая, Дониша, Фурката и других поэтов-мыслителей развивалось в крайне отсталых и сложных социально-экономических и идеологических условиях Средней Азии и Казахстана XIX в., где господ¬ствовали патриархально-феодальные отношения и реак¬ционная идеология ислама. В силу сложившихся истори¬ческих условий просветители Средней Азии и Казахстана не могли подняться до уровня последовательного мате-риализма и революционного демократизма, в ряде вопро¬сов остались в плену религиозных предрассудков.

55

* *

*

Анализ взглядов передовых мыслителей России, Укра¬ины, Молдавии, Белоруссии, Прибалтики, Закавказья и Средней Азии свидетельствует о том, что XIX в. ознаме¬новался бурным развитием философской и социологиче¬ской мысли народов СССР.

Передовая философская мысль народов СССР в XIX в. представлена в различных формах, что объясняется в зна¬чительной мере разнообразием исторических условий. В России, на Украине, в Молдавии, Белоруссии, Прибал¬тике и Закавказье в условиях быстрого развития капита¬листических отношений и роста пролетариата зарождается и утверждается материалистическая философия револю¬ционных демократов.

В Средней Азии и Казахстане в это время господство¬вали патриархально-феодальные, даже родовые, отноше¬ния. Передовая общественная мысль прокладывала себе путь в своеобразных формах — близких к народному твор¬честву поэтических произведениях, песнях, нравственных назиданиях. Передовыми мыслителями были поэты, пи¬сатели, народные акыны, непосредственно связанные с народным творчеством. Они выступали против старых, от¬живших форм жизни, боролись с суевериями, с догма¬тами ислама. Центральное место в их творчестве занимали высказывания по вопросам этики, критика духовенства и пороков общественной жизни. Они проявляли большой интерес к общественно-политическим проблемам, живо от¬кликались на злободневные вопросы общественной жизни. Вместе с тем в их творчестве содержались идеи стихий¬ного материализма, сыгравшие важную роль в борьбе про-тив религиозно-мистической идеологии феодализма.

Прогрессивная теоретическая мысль народов СССР в течение XIX в., развиваясь в борьбе с враждебными ей направлениями, достигла высокого уровня, приближаясь к диалектическому материализму. Последняя четверть столетия есть время проникновения, осознания и утверж¬дения идеологии пролетариата — марксизма.

В. В. Богатое и Ш. Ф. Мамедов

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

и социология

ДЕКАБРИСТЫ

Декабристы оставили заметный

Скачать:TXTPDF

Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать бесплатно, Антология мировой философии. Том 4. Философская и социальная мысль народов СССР XIX в. Философия читать онлайн